ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-627/18 от 22.11.2018 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-627/18

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Нижний Новгород 22 ноября 2018 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,

при секретаре судебного заседания Ловыгиной Е.Н.

с участием представителя административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Царёвой Галины Николаевны,

представителя административного ответчика Решетихинского поселкового Совета Володарского муниципального района Нижегородской области Лариной Татьяны Валерьевны,

представителя заинтересованного лица Правительства Нижегородской области Горячкиной Татьяны Анатольевны,

представителя заинтересованные лица департамента лесного хозяйства Нижегородской области Пряничниковой Ольги Александровны,

представителя заинтересованные лица администрации городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского муниципального района Нижегородской области Курятникова Максима Анатольевича,

прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Усова Михаила Сергеевича,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующими со дня принятия решения Решетихинского поселкового Совета Володарского района Нижегородской области от 25.12.2013 года №203, которым утвержден генеральный план городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области, в части включения в границы лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: в границы рабочего поселка Решетиха в выделах 1-3, 13, 14 квартала 115; в выделах 1, 6-10, 17-19, 23, 24 квартала 116; в выделе 2 квартала 121, в выделе 1 квартала 125 Ильинского участкового лесничества Балахнинского лесничества Нижегородской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня принятия решение Решетихинского поселкового Совета Володарского района Нижегородской области от 25.12.2013 года №203, которым утвержден генеральный план городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области, в части включения в границы лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: в границы рабочего поселка Решетиха в выделах 1-3, 13, 14 квартала 115; в выделах 1, 6-10, 17-19, 23, 24 квартала 116; в выделе 2 квартала 121, в выделе 1 квартала 125 Ильинского участкового лесничества Балахнинского лесничества Нижегородской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности,

В обоснование заявленных требований Федеральное агентство лесного хозяйства указало в административном исковом заявлении о том, что по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов, определенные основным чертежом генерального плана, установлено включение лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, в границы рабочего поселка Решетиха в выделах 1-3, 13, 14 квартала 115; в выделах 1, 6-10, 17-19, 23, 24 квартала 116; в выделе 2 квартала 121, в выделе 1 квартала 125 Ильинского участкового лесничества Балахнинского лесничества Нижегородской области.

При принятии данного решения согласование проекта соответствующего документа территориального планирования в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства не обеспечено.

Федеральное агентство лесного хозяйства считает, что решение Решетихинского поселкового Совета Володарского района Нижегородской области от 25.12.2013 года №203 «Об утверждении генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области» в оспариваемой части противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Положению о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 года №178.

Как указывает административный истец, принятие в отсутствие согласования с ним оспариваемого нормативного правового акта, предусматривающего включение в границы населенных пунктов лесных участков из состава земель лесного фонда и, соответственно, устанавливающего иное целевое назначение и иной правовой режим указанных земель, препятствует осуществлению полномочий по управлению землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также передаче указанных земельных участков в пользование, чем нарушаются права собственника Российской Федерации и лиц, использующих леса.

При рассмотрении дела в Нижегородском областном суде представитель административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Царёва Г.Н. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по указанным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика Решетихинского поселкового Совета Володарского муниципального района Нижегородской области Ларина Т.В. с требованиями административного искового заявления не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. Указала о том, что оспариваемое в части решение принято в установленном порядке и с соблюдением установленных для этого процедур. На вопрос суда подтвердила, что границы, указанные красным цветом в карте-схеме графического совмещения Ильинского участкового лесничества Балахнинского лесничества Нижегородской области (т.1 л.д.21), соответствуют границам рабочего поселка Решетиха Володарского муниципального района Нижегородской области, нанесенные на схемы генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области, утвержденного решением Решетихинского поселкового Совета Володарского района Нижегородской области от 25.12.2013 года №203 «Об утверждении генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области». Данные границы внесены в генеральный план городского поселения рабочий поселок Решетиха при его принятии решением от 25.12.2013 года №203. Пояснила, что подготовка проекта генерального плана поселения предусматривает его обязательное согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24 ГрК РФ), в указанных в статье 25 ГрК РФ случаях. В частности, такое согласование требуется, если в соответствии с названным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ). Местоположение границ земельного участка из состава земель лесного фонда Ильинского участкового лесничества Балахнинского лесничества Нижегородской области, определено на основе имеющихся информации, содержащейся в таксационных описаниях, картах-схемах и лесоустроительных планшетах лесничества. Проект генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха был разработан в соответствии с распоряжением администрации Володарского района Нижегородской области от 19.06.2001 года №851-р (во изменение распоряжения от 09.01.2001 года №8-р). В свою очередь основанием для принятия данного распоряжения послужили Федеральный закон от 02.01.2000 года №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и Правила кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 года №660. Законом Нижегородской области от 24.10.2005 года №158-3 «Об утверждении границ, состава территории Володарского муниципального района, границ и состава территорий муниципальных образований, входящих в состав Володарского муниципального района» определены границы городского поселения рабочий поселок Решетиха.

Кроме того, администрация р.п. Решетиха инициировала обращение в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с просьбой установить пересечение границ земельного участка с границами земель государственного лесного фонда. Однако из полученного ответа следует, что в ЕРГН отсутствуют как сведения об описании границ земельных участков лестного фонда, расположенных в Балахнинском лесничестве, а именно в р.п. Решетиха Володарского района, так и описание местоположения границ Балахнинского межрайонного лесничества, в связи с чем, установить факт пересечения границ указанных земельных участков с границами Балахнинского межрайонного лесничества, а также исключить соответствующие пересечения не представляется возможным. Представлен письменный отзыв на административное исковое заявление (т.2 л.д.109-110).

Представитель заинтересованные лица администрации городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского муниципального района Нижегородской области Курятников М.А. с требованиями не согласился, поддержал позицию представителя административного ответчика. Указал на то, что согласования проекта генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти не требовалось, так как проект генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха был разработан в соответствии с распоряжением администрации Володарского района Нижегородской области от 19.06.2001 года №851-р (во изменение распоряжения от 09.01.2001 года №8-р), из которых следует, что в утверждаемых границах земельных участков, занятых лесным фондом, на территории городского поселения рабочий поселок Решетиха не имеется. Согласование проекта генерального плана с Правительством Нижегородской области было проведено, поэтому положения статьи 25 ГрК РФ соблюдены. Также указал, что границы самих земель, занятых лесным фондом, до настоящего времени не поставлены на государственный кадастровый учет.

Представитель заинтересованного лица Правительства Нижегородской области Горячкина Т.А. пояснила, что в соответствии с действовавшим на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта законодательством утверждение генерального плана поселения, относилось и относится к вопросам местного значения поселения. Правительством Нижегородской области решения о внесении изменений в генеральный план городского поселения р.п.Решетиха Володарского района Нижегородской области от 25.12.2013 года №203, в том числе о включении спорных лесных участков в границы р.п.Решетиха, не принимались. Положения Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают в установленных законом случаях согласование проекта генерального плана поселения с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта, в границах которого находится поселение. Представлена письменная позиция (т.2 л.д.137-138).

Представитель заинтересованные лица департамента лесного хозяйства Нижегородской области Пряничникова О.А. при рассмотрении настоящего дела 14.11.2018 года (объявлялся перерыв с 14.11.20018 года по 22.11.2018 года) сообщила суду, что поддерживает исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства. Указала, что в силу положений пункта 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения определен статьей 24 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с частью 8 которой проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ установлено, что проект генерального плана поселения подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда. Таким федеральным органом является Федеральное агентство лесного хозяйства. Из материалов дела следует, что в соответствии с генеральным планом в границы поселений на территории Решетихинского сельсовета Володарского района Нижегородской области включены земли лесного фонда. Указанный лесной участок находится в собственности Российской Федерации, включен в лесной реестр и относится к защитным лесам. Данные обстоятельства подтверждаются информацией Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг», содержащей схемы совмещения материалов лесоустройства с границами населенного пункта и реестр земель лесного фонда, включенных в границы населенного пункта в соответствии с генеральным планом, представленными департаментом лесного хозяйства Нижегородской области сведениями из государственного лесного реестра и свидетельствами о государственной регистрации права. Следовательно, при включении в границы населенных пунктов лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения их границ надлежало обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства. Вместе с тем, в нарушение приведенных положений федерального законодательства проект генерального плана поселения на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства не направлялся и не поступал, заключение на проект указанного генерального плана уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не давалось. Несоблюдение установленной процедуры согласования перевода земель лесного фонда в земли населенного пункта при установлении (изменении) границ населенного пункта является самостоятельным и достаточным основанием для признания решения сельского Совета в оспариваемой части не соответствующим требованиям федерального законодательства и не действующим. Представлен письменный отзыв на административное исковое заявление (т.2 л.д.81-83).

Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Усов М.С. предложил суду административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить, так как в оспариваемой части решение Решетихинского поселкового Совета Володарского района Нижегородской области от 25.12.2013 года №203 «Об утверждении генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области» противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно был нарушен установленный законом порядок утверждения проекта генерального плана.

Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы административного искового заявления и отзывов на него, заслушав объяснения явившихся по делу лиц и заключение прокурора, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года №736, которым утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее также - Положение), до 01 января 2015 года к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов. Кроме того, подпунктом 5.4.3 Положения, также и в действующей редакции, за Рослесхозом сохранены полномочия по рассмотрению проектов генеральных планов поселений и подготовке заключений в пределах своей компетенции.

Учитывая изложенное, административный истец, полагающий, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены его права, законные интересы и компетенция по согласованию включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенного пункта и по изменению категории земель, на основании части 1 статьи 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Согласно положениям части 1 статьи 24 ГрК РФ, определяющей порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24 ГрК РФ, части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Таким образом, по состоянию на 25.12.2013 года Решетихинский поселковый Совет Володарского района Нижегородской области являлся муниципальным органом, полномочным принимать решение об утверждении генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области.

Проверив порядок принятия Решетихинским поселковым Советом Володарского района Нижегородской области решения от 25.12.2013 года №203 «Об утверждении генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области», суд установил, что принятию данного нормативного правового акта предшествовало принятие главой администрации городского поселения поселок Решетиха постановления от 12.05.2011 года №38 «О подготовке Генерального плана» (т.1 л.д.193).

Решением главы местного самоуправления городского поселения рабочий поселок Решетиха от 15.03.2012 года «О проведении публичных слушаний по проекту генерального плана и правил землепользования и застройки» проведение публичных слушаний по проекту генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха, назначено на 17.04.2012 года (т.1 л.д.194).

Проект генерального плана вместе с документацией были опубликованы на сайте администрации в информационной сети «Интернет», а также в самой администрации городского поселения Решетиха, поселковой библиотеке, в ДК им.Луначарского, приемной генерального директора ОАО «Сетка» (т.1 л.д.195, л.д.197).

Информационное сообщение о проведении публичных слушаний размещено в печатном издании газете «Знамя» от 29.03.2012 года №46 (т.2 л.д.196).

Проведение публичных слушаний по проекту генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха подтверждается представленными в суд протоколом о проведении публичных слушаний от 17.04.2012 года (т.1 л.д.189), зеключением о результатах проведения публичных слушаний от 17.04.2012 года (т.1 л.д.199).

Письмом от 13.12.2013 года №1075 проект генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха вместе с протоколом публичных слушаний и заключением о результатах публичных слушаний были направлены в Решетихинский поселковый Совет Володарского района Нижегородской области (т.1 л.д.200).

В соответствии с представленным в суд Уставом городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области Решетихинский поселковый Совет Володарского района Нижегородской области состоит из 15 депутатов; заседания поселкового Совета считаются правомочными, если на них присутствует не менее 50% от числа избранных депутатов.

Из представленной в суд выписки из протокола заседания Решетихинского поселкового Совета Володарского района Нижегородской области от 25.12.2013 года №48 следует, что на заседании присутствовало 12 депутатов, решение о принятии генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха принято единогласно (т.2 л.д.64).

Решение Решетихинского поселкового Совета Володарского района Нижегородской области от 25.12.2013 года №203 «Об утверждении генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области» было опубликовано в печатном издании газете «Знамя» от 31.12.2003 года №207-208 (л.д.65), а также размещено в администрации городского поселения рабочий поселок Решетиха, поселковой библиотеке, в ДК им.Луначарского и на сайте администрации (т.2 л.д.65-66, л.д.67-68).

По указанным основаниям генеральный план городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области административным истцом не оспаривается.

Вместе с тем, проверив процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что доказательств ее соблюдения административным ответчиком в нарушение требований части 9 статьи 213 КАС РФ не представлено.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) предусмотрено, что утверждение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 года №172‑ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и пункту 1 статьи 8 ЗК РФ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2004 года №172‑ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.

В силу положений абзаца третьего пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).

В соответствии с частью 7 статьи 9 ГрК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования не менее чем за три месяца до их утверждения.

В части 8 данной статьи установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 ГрК РФ об обеспечении доступа к проектам территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

В период подготовки проекта генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года №69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (далее также - Порядок согласования №69).

Пунктом 2.1 Порядка согласования №69 предусматривалось направление органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 ГрК РФ. Уведомление направляется в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа.

В свою очередь, Министерство регионального развития Российской Федерации обладало организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (пункт 2.2 Порядка согласования ).

В силу ранее приведенных норм Положения Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.

Из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об объекте недвижимости (земельном участке) с кадастровым номером расположенном по адресу: Российская Федерация, Нижегородская область, Володарский район, Балахнинское межрайонное лесничество, Ильинское участковое лесничество, в состав которого входят, в том числе выделы 1-3, 13, 14 квартала 115; выделы 1, 6-10, 17-19, 23, 24 квартала 116; выделы 2 квартала 121, выделы 1 квартала 125. Данный земельный участок с кадастровым номером имеет категорию земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства. Земельный участок находится в собственности Российской Федерации. Данное обстоятельство подтверждается сообщением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области», а также представленной выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.1 л.д.164-171).

Одновременно указанные выделы кварталов 115, 116, 121 и 125 из состава земель лесного фонда в соответствии с генеральным планом городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области включены в границы населенного пункта рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области.

Суд находит документально подтвержденным и доказанным в ходе рассмотрения настоящего дела факт наложения границ населенного пункта рабочий поселок Решетиха на земли лесного фонда. К такому выводу суд приходит по результатам оценки и анализа совокупности представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 84 КАС РФ, в том числе выписки из Единого государственного реестра недвижимости, сведений из государственного лесного реестра, материалов лесоустройства, представленных карт-схем графического совмещения Ильинского участкового лесничества Балахнинского лесничества Нижегородской области (лесоустройство 2012 года) с границами рабочего поселка Решетиха Володарского района Нижегородской области, сведений, содержащихся в государственном лестном реестре (т.1 л.д.39-130, л.д.164-171, л.д.173-186), объяснений в судебном заседании представителей сторон и заинтересованных лиц.

При этом судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что при подготовке проекта генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области предусмотренная положениями статей 24, 25 ГрК РФ, пункта 2.1 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года №69, процедура согласования проекта генерального плана с Министерством регионального развития Российской Федерации соблюдена не была.

Из писем Федерального агентства лесного хозяйства от 15.04.2015 года и от 11.02.2016 года следует, что уже после утверждения генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области в Федеральное агентство лесного хозяйства как орган, наделенный в настоящее время полномочиями по согласованию проектов генерального плана, направлялись вновь составленные проекты генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха с увеличением площади земель населенного пункта рабочий поселок Решетиха, в том числе и за счет земель лесного фонда. В согласовании проекта генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха было отказано (т.1 л.д.36-38).

Суд не может согласиться с доводами представителя административного ответчика Решетихинского поселкового Совета Володарского муниципального района Нижегородской области и представителя заинтересованного лица администрации городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского муниципального района Нижегородской области о том, что в границы городского поселения рабочий поселок Решетиха не включены земли лесного фонда, указанные в административном иске, а также, что установить данное обстоятельство невозможно в связи с отсутствием сведений о границах земельных участков земель лесного фонда в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно действующим на момент рассмотрения настоящего дела положениям статьи 7, части 3 статьи 70.1 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 года осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Не могут быть приняты во внимание и ссылки на то, что спорные земельные участки, относящиеся к землям лесного фонда, были ранее включены в границы городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского муниципального района Нижегородской области на основании правового акта, изданного до утверждения генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха, а именно распоряжения администрации Володарского района Нижегородской области от 19.06.2001 года №851-р «Об утверждении кадастровых кварталов на территории Володарствкого района (во изменение распоряжения №8-р от 09.01.2001г.)» (т.2 л.д.118-125). В данном случае проверке на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, подлежит генеральный план городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области, утвержденный решением Решетихинского поселкового Совета Володарского района Нижегородской области от 25.12.2013 года №203, а не иные принятые ранее нормативные правовые акты, в том числе и распоряжение администрации Володарского района Нижегородской области от 19.06.2001 года №851-р.

Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 238-О-О.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При таких обстоятельствах, установив, что при подготовке проекта генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области, утвержденного решением Решетихинского поселкового Совета Володарского района Нижегородской области от 25.12.2013 года №203, не соблюдена предусмотренная статьей 25 ГрК РФ процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ земель населенного пункта и границ, находящихся в федеральной собственности лесных участков, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца по настоящему делу.

Определяя момент, с которого генеральный план городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области в оспариваемой части должен быть признан недействующим, суд полагает, что поскольку генеральный план до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, генеральный план городского поселения рабочий поселок Решетиха подлежит признанию не действующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу, что в полной мере соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на Решетихинский поселковый Совет Володарского района Нижегородской области обязанности опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов, и на сайте в сети «Интернет», где был размещен (опубликован) оспоренный в части нормативный правовой акт.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решения Решетихинского поселкового Совета Володарского района Нижегородской области от 25.12.2013 года №203 «Об утверждении генерального плана городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области» по настоящему делу удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу генеральный план городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области в части включения в границы рабочего поселка Решетиха Володарского района Нижегородской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, в выделах 1-3, 13, 14 квартала 115; в выделах 1, 6-10, 17-19, 23, 24 квартала 116; в выделе 2 квартала 121, в выделе 1 квартала 125 Ильинского участкового лесничества Балахнинского лесничества Нижегородской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.

Возложить на Решетихинский поселковый Совет Володарского района Нижегородской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов, и на сайте в сети «Интернет», где был размещен (опубликован) оспоренный в части нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья областного суда М.А. Кручинин

В окончательной форме решение суда составлено 28.11.2018 года.

Судья областного суда М.А. Кручинин