Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
дело № 3а-62/2017
20 июля 2017 года г. Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Васильевой А.В., с участием прокурора прокуратуры Республики Бурятия Болдоевой Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства (РОСЛЕСХОЗ) о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Выдринское» Кабанского района Республики Бурятия от 13 декабря 2012г. №157-41С «О принятии Генерального плана муниципального образования сельского поселения «Выдринское» Кабанского района Республики Бурятия»,
У С Т А Н О В И Л:
13 декабря 2012г. Совет депутатов муниципального образования сельское поселение «Выдринское» Кабанского района Республики Бурятия принял решение №157-41С «О принятии Генерального плана Муниципального образования сельское поселение «Выдриноское». Генеральный план размещен на официальном интернет-портале Администрации МО «Кабанский район» в сети ИНТЕРНЕТ (www.kabansk.org).
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать решение Совета депутатов МО СП «Выдринское» от 13 декабря 2012г. № 157-41С недействующим в части включения в границы муниципального образования сельское поселение «Выдринское» Кабанского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда (Республика Бурятия, Кабанский район, Бабушкинское лесничество), а именно:
- в границах с.Выдрино, Выдринское участковое лесничество в квартале 1 выдела 2 часть, 3 часть, 5 часть, в квартале 15 выдела 1 часть, 2 часть, 20 часть;
- в границах с. Речка Выдрино, Танхойское участковое лесничество в квартале 1 выдела 6 часть, 8 часть, 21 часть.
В обоснование заявленных требований Рослесхоз указал на то, что указанные лесные участки находятся в собственности Российской Федерации, являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами, определенными материалами лесоустройства.
По результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов, определенных основным чертежом генерального плана, установлено включение в границы муниципального образования сельское поселение «Выдринское» Кабанского района РБ лесных участков, расположенных на землях лесного фонда.
Рослесхоз, действующий на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2010 г. № 736, осуществляет функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), по управлению государственным имуществом в области лесных отношений, а также осуществляет рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий и рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Проект генерального плана МО СП «Выдринское» Кабанского района Республики Бурятия согласован с Рослесхозом не был, при принятии оспариваемого решения не соблюдена процедура согласования с собственником земель лесного фонда (Российской Федерацией в лице Рослесхоза) перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов.
По мнению заявителя, оспариваемое решение в части включения лесных участков в границы муниципального образования сельское поселение «Выдринское» не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. №178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации» и приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований».
В судебном заседании представитель административного истца - Федерального агентства лесного хозяйства, ФИО1, действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, суду пояснила, что генеральный план муниципального образования не был согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства. При получении проекта генерального плана Рослесхоз должен подтвердить факт согласования перевода земель из лесного фонда в другую категорию земель. Поскольку данные земли находятся в охраняемой зоне озера Байкал, Рослесхоз не дал свое согласие на утверждение проекта генерального плана, о чем был направлен ответ.
Представитель административного ответчика - Совета депутатов МО СП «Выдринское», ФИО2, действующая на основании доверенности, возражений относительно заявленных требований не представила, пояснив, что в настоящее время рассматривается вопрос о внесении изменений в Генеральный план поселения с учетом замечаний Рослесхоза, начаты соответствующие процедуры. В случае удовлетворения иска просила учесть, что на участках возведены жилые дома, проживают граждане, права которых могут быть затронуты принятым судебным актом.
Представитель заинтересованного лица - Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании указал, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Сведения о согласовании с уполномоченным органом включения лесных участков в границы населенного пункта отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по РБ ФИО4, действующая на основании доверенности, согласилась с исковыми требованиями, указав, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в случае, если предусматривается включение в соответствие с указанным проектом в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда. Сведений о том, что генеральный план прошел согласование, не имеется.
Представители заинтересованных лиц - Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», ФГБУ «ФКП Росреестра по РБ», ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия, Администрации МО «Кабанский район» в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены. Представитель Администрации МО «Кабанский район» просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение участвующего в деле прокурора Болдоевой Э.В., полагавшей, что требования заявлены обоснованно, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ).
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Представительным органом МО СП «Выдринское» Кабанского района Республики Бурятия является Совет депутатов МО СП «Выдринское» Кабанского района Республики Бурятия (статья 20 Устава МО СП «Выдринское»).
Таким образом, оспариваемое решение является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности. При этом на официальном интернет-портале Администрации МО «Кабанский район» по адресу: www.kabansk.org опубликован только картографический материал Генерального плата поселения, сведения о публикации текста решения об утверждении Генерального плана суду не представлены.
Подготовка и утверждение проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст.ст. 9, 24, 25 Градостроительного кодекса РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае включения в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе, образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Такой порядок утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2012 г. № 69 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований" (далее – Порядок).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития РФ в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ.
Министерство в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе.
Министерство осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.
Срок согласования федеральными органами проекта документа территориального планирования не может превышать одного месяца со дня поступления уведомления Министерства о размещении такого проекта в информационной системе.
В случае непоступления от федеральных органов по истечении 15 дней после окончания установленного срока в Министерство заключений на проект документа территориального планирования такой проект считается согласованным с указанными органами.
Органом, управомоченным на согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010г. №736, является Рослесхоз - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
К полномочиям Рослесхоза относится рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов г.г.Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовка заключений в пределах своей компетенции (пункт 5.4.3 Положения).
Также Рослесхоз до 01 января 2015г. согласовывал включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Рослесхозом. Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться представительным органом местного самоуправления.
Судом установлено, что при издании оспариваемого решения Совета депутатов МО СП «Выдринское» Кабанского района Республики Бурятия согласование проекта соответствующего документа территориального планирования МО СП «Выдринское» в части включения в границы МО СП «Выдринское» указанных выше лесных участков из состава лесного фонда с Рослесхозом не обеспечено.
Письмом от 15.10.2012г. № ЮД-11-42/11957 Рослесхоз проинформировал Минприроды России о несогласовании проекта Генерального плана муниципального образования сельское поселение «Выдринское» Кабанского района Республики Бурятия.
При таких обстоятельствах основания для утверждения Генерального плана муниципального образования сельское поселение «Выдринское» Кабанского района Республики Бурятия в границах, предусматривающих включение земель лесного фонда, отсутствовали.
Из ответа ФГБУ «Рослесинфорг» в адрес Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от 30 сентября 2016 г. № 01/04-2504 следует, что в результате совмещения рабочих материалов лесоустройства со схемой Генерального плана МО ГП «Бабушкинское» выявлено частичное включение земель лесного фонда в границы населенных пунктов.
Из представленных в дело схем совмещения материалов лесоустройства с границами СП «Выдринское» видно, что в границах сельского поселения «Выдринское» находятся участки из земель лесного фонда.
Судом установлено, что 06.02.2008г. за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <...>, условный номер <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <...>.
Зарегистрированное право собственности Российской Федерации на лесные участки в установленном порядке не оспорено и недействительным не признано.
В соответствии со статьей 10 Лесного кодекса РФ все леса лесничества отнесены к защитным и находятся в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, которая в соответствии с Водным кодексом РФ отнесена к водоохраной зоне озера Байкал. На основании статьи 102 Лесного кодекса РФ с учетом особенностей правового режима защитных лесов и в соответствии с положениями Федерального закона от 01 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» вся территория Кабанского лесничества отнесена к категории защитных лесов – леса, расположенные в водоохранных зонах.
Доводы Рослесхоза о том, что в границы населенного пункта МО СП «Выдринское» вошли земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, подтверждаются перечисленными доказательствами, а также исследованными судом материалами лесоустройства Бабушкинского лесничества (таксационные описания, лесоустроительные планшеты). Доказательств, опровергающих доводы истца, в дело не представлено.
Таким образом, оценивая представленные доказательства в совокупности, суд находит установленным факт включения земель лесного фонда, собственником которых является Российская Федерация, в границы населенного пункта МО СП «Выдринское» Кабанского района Республики Бурятия.
В связи с изложенным решение об утверждении Генерального плана МО СП «Выдринское», принятое административным ответчиком с нарушением установленного порядка согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенных пунктов лесных участков, является недействующим в оспариваемой части, как противоречащее приведенным нормам федерального законодательства, в связи с чем административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» дано разъяснение о том, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
С учетом того, что оспариваемые положения нормативно-правового акта применялись, на основании них были реализованы права граждан, проживающих в населенных пунктах, они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу изложенного суд приходит к выводу о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Выдринское» Кабанского района Республики Бурятия от 13 декабря 2012г. №157-41С «О принятии генерального плана муниципального образования сельского поселения «Выдринское» Кабанского района Республики Бурятия» в части включения в границы муниципального образования «Выдринское» лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Бабушкинское лесничество в границах с. Выдрино, с. Речка Выдрино в оспариваемой части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов муниципального образования сельского поселения «Выдринское» Кабанского района Республики Бурятия от 13 декабря 2012 года №157-41С «О принятии генерального плана муниципального образования сельского поселения «Выдринское» Кабанского района Республики Бурятия» в части включения в границы муниципального образования сельское поселение «Выдринское» Кабанского района Республики Бурятия, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Кабанский район, Бабушкинское лесничество, а именно:
- в границах с. Выдрино, Выдринское участковое лесничество в квартале 1 выдела 2 часть, 3 часть, 5 часть, в квартале 15 выдела 1 часть, 2 часть, 20 часть;
-в границах с. Речка Выдрино, Танхойское участковое лесничество в квартале 1 выдела 6 часть, 8 часть, 21 часть.
Возложить обязанность на Совет депутатов муниципального образования сельское поселение «Выдринское» Кабанского района Республики Бурятия опубликовать информацию о принятии настоящего решения в официальном печатном издании муниципального образования и на официальном интернет-портале органов местного самоуправления Кабанского района Республики Бурятия в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательном виде изготовлено 25 июля 2017 года.
Председательствующий: Т.Б. Казанцева