ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-63/18 от 05.10.2018 Калужского областного суда (Калужская область)

Решение

Именем Российской Федерации

05 октября 2018 года, город Калуга

Калужский областной суд в составе:

председательствующего судьи Власова Е.В.,

при секретаре Деминой О.В.,

с участием прокурора Мячиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании нормативных правовых актов Сельской Думы муниципального образования сельское поселение «Деревня Асеньевское» Боровского района Калужской области,

у с т а н о в и л :

ФИО1 15 мая 2018 года в суд предъявлено административное исковое заявление, в котором она указала на то, что ею в 2014 году были приобретены в целях строительства коттеджного поселка земельные участки на территории Боровского района Калужской области с кадастровыми номерами площадью 115854 кв.м и площадью 119200 кв.м, включенные по постановлению Правительства Калужской области от 22 августа 2008 года № 353 в границы населенного пункта <адрес>. Также ФИО1 указала, что утвержденный Сельской Думой муниципального образования сельское поселение «Деревня Асеньевское» Боровского района Калужской области (далее - Сельская Дума МО СП «Деревня Асеньевское») генеральный план сельского поселения «Деревня Асеньевское» Боровского района Калужской области (далее - генеральный план СП «Деревня Асеньевское») предусматривает отнесение названных земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения, что создает препятствия в осуществлении застройки образованных из них земельных участков, располагающихся в кадастровом квартале , и нарушает ее права. ФИО1 просила признать не действующими со дня принятия решение Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» от 31 июля 2015 года № 20, решение Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» от 20 октября 2016 года № 24, решение Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» от 24 ноября 2016 года № 31 (т.1 л.д.1-16).

В последующем в суд со стороны административного истца были представлены заявления об уточнении административных исковых требований (т.4 л.д.176-190,211,212), содержащие следующие требования:

признать незаконным и не действующим генеральный план СП «Деревня Асеньевское» в части исключения из границ <адрес> с отнесением к категории земель сельскохозяйственного назначения земельных участков с кадастровыми номерами и , из которых образованы земельные участки с кадастровыми номерами - ;

признать не соответствующими закону и не действующими решения Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» о назначении публичных слушаний, утверждении результатов публичных слушаний и утверждении генерального плана (изменений в генеральный план) в части исключения из границ <адрес> с отнесением к категории земель сельскохозяйственного назначения земельных участков с кадастровыми номерами и , из которых образованы земельные участки с кадастровыми номерами - , со дня их принятия (т.4 л.д.176-190);

признать незаконным и не действующим генеральный план СП «Деревня Асеньевское» в части исключения из границ <адрес> с отнесением к категории земель сельскохозяйственного назначения земельных участков с кадастровыми номерами и , входящих в квартал с кадастровым номером , из которых образованы земельные участки с кадастровыми номерами - ;

признать не соответствующими закону и не действующими со дня принятия решения Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» об утверждении результатов публичных слушаний, утверждении генерального плана (изменений в генеральный план) в части исключения из границ <адрес> с отнесением к категории земель сельскохозяйственного назначения земельных участков с кадастровыми номерами и , входящих в квартал с кадастровым номером , из которых образованы земельные участки с кадастровыми номерами - , а именно:

решение Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» от 11 сентября 2013 года № 23;

решение Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» от 23 декабря 2014 года № 62;

решение Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» от 31 июля 2015 года № 20;

решение Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» от 24 ноября 2016 года № 31 (т.4 л.д.211,212).

Судом в рамках судебного разбирательства представителю ФИО1 по доверенности ФИО2 неоднократно предлагалось конкретизировать заявленные по административному иску требования и их основания, уточнить какие права, свободы и законные интересы административного истца нарушаются оспариваемыми правовыми актами органа местного самоуправления.

В рамках процесса судом 22 августа 2018 года определены пределы судебного разбирательства по настоящему административному делу (т.5 л.д.187-189).

В дальнейшем представителем ФИО1 по доверенности ФИО2 в суд неоднократно представлялись заявления о дополнении административного иска.

В поступившем в суд 25 сентября 2018 года дополнении к административному исковому заявлению ставится вопрос о признании не действующим генерального плана СП «Деревня Асеньевское» в части исключения из границ <адрес> с отнесением к категории земель сельскохозяйственного назначения земельных участков с кадастровыми номерами с по , образованных из земельного участка с кадастровым номером , и земельных участков с кадастровыми номерами с по и с по , образованных из земельного участка с кадастровым номером (т.8 л.д.88-100).

В содержании поданного административного иска, а также заявлений об уточнении и дополнении административного иска и в объяснениях при разбирательстве дела в суде со стороны представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 приведены следующие основные доводы в обоснование заявленных требований (т.1 л.д.1-16, т.4 л.д.176-190, 211,212, т.5 л.д.57,58, т.8 л.д.88-100,142-144). Указано, что о проведении публичных слушаний и планируемом исключении принадлежащих ФИО1 земельных участков из состава земель населенного пункта она, как собственник земли, не уведомлялась. Решения, связанные с процедурой обсуждения и утверждения проекта генерального плана, в установленном порядке не опубликованы. При этом также не соблюдены сроки информирования населения о готовящихся публичных слушаниях по проекту генерального плана. Данные о содержании проекта генерального плана для целей ознакомления с ним до населения не доводились. Публичные слушания по проекту генерального плана в деревне Гордеево - населенном пункте, границы которого подлежат изменению, не проводились. На публичные слушания 10 сентября 2013 год проект генерального плана был представлен не в том виде, в каком он был согласован 11 декабря 2014 года Правительством Калужской области и утвержден 23 декабря 2014 года решением № 62 представительного органа местного самоуправления, поскольку данный проект не содержал положений, внесенных в него в соответствии с муниципальным контрактом № 14-306 от 16 сентября 2014 года. Решение от 23 декабря 2014 года № 62 об утверждении генерального плана СП «Деревня Асеньевское» принято не по предмету компетенции Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское». В кадастр недвижимости не внесены сведения об отнесении земельных участков, принадлежащих ФИО1, к землям сельскохозяйственного назначения. Содержание представленной в генеральном плане СП «Деревня Асеньевское» (в томе положения по территориальному планированию) таблицы площадей перевода земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли населенных пунктов противоречит содержанию имеющейся в нем же таблицы площадей перевода земель населенного пункта в категорию земли сельскохозяйственного назначения. При отнесении земельного участка с кадастровым номером к землям сельскохозяйственного назначения его часть осталась в границах населенного пункта деревня Гордеево, вследствие чего на один и тот же земельный участок были распространены различные правовые режимы. В генеральном плане не приведены основанные на праве причины исключения принадлежащих ФИО1 земельных участков из состава земель населенного пункта деревня Гордеево; обоснование такого исключения в этом документе, мотивированное тем, что данные участки представляют собой анклавы, не является правовым.

Указанные доводы о нарушении при подготовке проекта и утверждении генерального плана СП «Деревня Асеньевское» нормативных установлений приведены, в частности со ссылкой на положения статей 23, 24, 25, 28, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 8, 83, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», статьи 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», пунктов 5.12, 5.13 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 мая 2011 года № 244.

При рассмотрении дела представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 указал, что поддерживает заявленные требования в полном объеме и по всем приведенным при рассмотрении дела основаниям.

Представитель административного ответчика Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» по доверенности ФИО3 просил заявленные требования оставить без удовлетворения, указывая, что оспариваемые правовые акты приняты по предмету ведения названного органа местного самоуправления с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, а их оспариваемые административным истцом положения нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.

Представители заинтересованных лиц администрации МО СП «Деревня Асеньевское» ФИО4 (т.1 л.д.1) и Управления архитектуры и градостроительства Калужской области по доверенности ФИО5 (т.4 л.д.139) просили административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

Административный истец ФИО1, а также представители заинтересованных лиц администрации муниципального района «Боровский район» Калужской области (т.1 л.д.142) и филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калужской области (т.1 л.д.1), извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились.

Исследовав представленные доказательства, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Мячиной М.Н., суд приходит к следующему.

Законом Калужской области от 28 декабря 2004 года № 7-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований, расположенных на территории административно-территориальных единиц «Бабынинский район», «Боровский район», «Дзержинский район», «Жиздринский район», «Жуковский район», «Износковский район», «Козельский район», «Малоярославецкий район», «Мосальский район», «Ферзиковский район», «Хвастовичский район», «Город Калуга», «Город Обнинск», и наделении их статусом городского поселения, сельского поселения, городского округа, муниципального района» статусом сельского поселения наделен сельский населенный пункт деревня Асеньевское, расположенный на территории муниципального образования «Боровский район». В состав этого поселения входит населенный пункт <адрес> (т.8 л.д.179-196).

В силу положений частей 1,4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить актам, имеющим большую юридическую силу.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Решением Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» от 23 декабря 2014 года № 62 «Об утверждении генерального плана сельского поселения «Деревня Асеньевское» Боровского района Калужской области» утвержден генеральный план СП «Деревня Асеньевское» (т.3 л.д.21).

Данное решение принято по предмету компетенции представительного органа МО СП «Деревня Асеньевское», поскольку на момент его принятия вопрос об утверждении генерального плана сельского поселения в силу действовавших нормативных установлений пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относился к вопросам местного значения сельских поселений.

Доводы со стороны административного истца о том, что решение об утверждении генерального плана СП «Деревня Асеньевское» принято не уполномоченным органом являются несостоятельными. По смыслу части 5 статьи 4 Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов сельских поселений к вопросам местного значения муниципальных районов, решения по которым принимаются органами местного самоуправления районов, стало относится только с 01 января 2015 года, то есть уже после принятия вышеуказанного решения Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» от 23 декабря 2014 года № 62.

Решением Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» от 23 декабря 2014 года № 62 предусмотрено, что оно вступает в силу с момента принятия и подлежит опубликованию на официальном сайте администрации МО СП «Деревня Асеньевское».

При рассмотрении дела в суде установлено, что указанное решение размещено на официальном сайте администрации МО СП «Деревня Асеньевское» (www.asenevskoe.ru) и находится в свободном доступе. Там же размещен и генеральный план СП «Деревня Асеньевское».

Кроме того, генеральный план СП «Деревня Асеньевское», начиная от его разработки и с учетом последующих внесенных в него после принятия изменений, размещается на официальном сайте Управления архитектуры и градостроительства Калужской области http: // admoblkaluga.ru /sub/ upr _ architecture /resources/ (т.8 л.д.83-86).

Судом при рассмотрении дела исследован вопрос о соблюдении процедуры подготовки проекта и утверждения генерального плана, предусмотренной статьями 24, 28 ГрК РФ (здесь и далее в редакции, действующей на момент утверждения генерального плана).

Подготовка генерального плана предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, к которым относятся принятие решения главой местной администрации о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений; обязательное согласование проекта в соответствии со статьей 25 названного кодекса; обязательное рассмотрение проекта на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 этого же кодекса; принятие решения представительным органом местного самоуправления с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (части 1,2,8,11-13 статья 24 ГрК РФ).

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений статьи 28 ГрК РФ (часть 2 статьи 28 ГрК РФ).

В пункте 3 Определения № 931-О-О от 15 июля 2010 года Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что предметом судебного оспаривания со стороны лиц, несогласных с правильностью принятого градостроительного решения, подлежащего обсуждению населением, должно являться само решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания. В силу части 15 статьи 24 ГрК РФ правообладатели земельных участков, если права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке. Процедура организации и проведения публичных слушаний по проекту генерального плана неразрывно связана с обсуждаемым на таких слушаниях указанным вопросом и должна проверяться совместно с проверкой итогового решения, выносимого по результатам публичных слушаний.

В данном случае процедурные вопросы, связанные с утверждением генерального плана СП «Деревня Асеньевское», подлежат проверке при разрешении требований об оспаривании решения об утверждении генерального плана и положений генерального плана.

На момент утверждения оспариваемого генерального плана процедурные вопросы публичных слушаний на территории МО СП «Деревня Асеньевское» излагались в статье 16 Устава этого муниципального образования (т.5 л.д.8-37). Наряду с Уставом МО СП «Деревня Асеньевское» в суд представлено Положение «О порядке проведения публичных слушаний по проектам Устава, бюджета, планов и программ развития и по вопросам преобразования муниципального образования сельское поселение «Деревня Асеньевское», утвержденное решением представительного органа местного самоуправления от 27 сентября 2012 года № 40, включающее детальную регламентацию в пунктах 6.1-8.1 организации и проведения публичных слушаний на территории МО СП «Деревня Асеньевское» (т.5 л.д.157-165).

Установлено, что главой администрации МО СП «Деревня Асеньевское» 20 сентября 2012 года принято постановление № 77-а о разработке проекта генерального плана СП «Деревня Асеньевское» (т.5 л.д.199).

Между администрацией МО СП «Деревня Асеньевское» и производственным кооперативом «ГЕО» 20 сентября 2012 года был заключен муниципальный контракт на разработку генерального плана МО СП «Асеньевское» (т.6 л.д.1-11).

Решением Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» от 25 июля 2013 года № 16 публичные слушания по рассмотрению проекта генерального плана СП «Деревня Асеньевское» были назначены на 10 сентября 2013 года (т.5 л.д.201).

Названное решение представительного органа местного самоуправления от 25 июля 2013 года № 16 было обнародовано 25 июля 2013 года, что следует из справки главы администрации МО СП «Деревня Асеньевское» от 25 июля 2013 года № 471, указавшего о размещении этого акта в целях информирования о нем граждан в населенных пунктах, включая и деревню Гордеево, на территории муниципального образования СП «Деревня Асеньевское» (т.5 л.д.37,203).

Также решение Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» от 25 июля 2013 года № 16 было опубликовано 14 августа 2013 года в газете «Боровские известия» № 101-102 (т.5 л.д.202).

Поскольку в проекте генерального плана СП «Деревня Асеньевское» были предусмотрены положения по изменению границ земель сельскохозяйственного назначения как включаемых, так и исключаемых из населенных пунктов, администрация МО СП «Деревня Асеньевское» обратилась в соответствии со статьей 25 ГрК РФ и требованиями Положения о порядке рассмотрения проектов документов территориального планирования и подготовки заключений на них, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 07 марта 2008 года № 92 (т.8 л.д.208-211), в Управление архитектуры и градостроительства Калужской области с заявлением о согласовании проекта генерального плана и его размещении на сайте администрации Калужской области. Обращение (датировано 25 июля 2013 года) зарегистрировано в Управлении архитектуры и градостроительства Калужской области 29 июля 2013 года (т.5 л.д.215).

В деле представлен протокол публичных слушаний по проекту генерального плана СП «Деревня Асеньевское» от 10 сентября 2013 года, содержащий сведения о том, что публичные слушания были проведены в этот день для всех населенных пунктов, расположенных на территории МО СП «Деревня Асеньевское». Данные участников публичных слушаний с указанием их места жительства и сведений паспортов приведены в качестве приложения к протоколу. Из них следует, что в публичных слушаниях приняли участие граждане, зарегистрированные во всех населенных пунктах (за исключением д. Бобровники и д. Марьино, где никто не зарегистрирован), включая и <адрес>, расположенных на территории МО СП «Деревня Асеньевское», высказавшие одобрение вынесенному на обсуждение проекту генерального плана (т.5 л.д.204-209).

Вместе с заключением о результатах публичных слушаний, состоявшихся 10 сентября 2013 года, протокол о результатах публичных слушаний 11 сентября 2013 года был направлен главой администрации МО СП «Деревня Асеньевское» в адрес главы МО СП «Деревня Асеньевское» (т.5 л.д.211).

Решением Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» от 11 сентября 2013 года № 23 утверждено заключение о результатах публичных слушаний по проекту генерального плана (т.5 л.д.212).

Названное решение Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» от 11 сентября 2013 года № 23 и заключение о результатах публичных слушаний по проекту генерального плана были своевременно обнародованы 11 сентября 2013 года, что следует из справки главы администрации МО СП «Деревня Асеньевское» от 12 сентября 2013 года № 625, указавшего о размещении этого акта в целях информирования о нем населения в населенных пунктах, включая и <адрес>, на территории муниципального образования СП «Деревня Асеньевское» (т.5 л.д.214).

В данном случае (с учетом того, что решение о проведении публичных слушаний было обнародовано уже 25 июля 2013 года) правовые установления как вышеуказанных муниципальных правовых актов, так и части 8 статьи 28 ГрК РФ о сроке проведения публичных слушаний были соблюдены.

Постановлением Правительства Калужской области от 11 декабря 2014 года № 737 согласован проект генерального плана СП «Деревня Асеньевское» и утверждено заключение о согласовании проекта этого генерального плана.

Из представленных в суд документов, послуживших основанием для вынесения постановления Правительства Калужской области от 11 декабря 2014 года, следует, что предметом согласования со стороны Правительства Калужской области являлись, в том числе и положения проекта генерального плана СП «Деревня Асеньевское», предусматривающие исключение из границ населенного пункта <адрес> с отнесением к землям сельскохозяйственного назначения земель площадью 25,34 га (т.5 л.д.239).

После проведения указанных процедур было вынесено решение Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» от 23 декабря 2014 года № 62 «Об утверждении генерального плана сельского поселения «Деревня Асеньевское».

Представленные по делу доказательства свидетельствуют о том, что предусмотренная статьями 24, 28 ГрК РФ поэтапная процедура подготовки проекта и утверждения генерального плана СП «Деревня Асеньевское» (как совокупности предписанных законом действий) была соблюдена.

Суд оценивает как допустимые и достоверные представленные по делу вышеуказанные доказательства, подтверждающие названный факт. У суда не имеется оснований, чтобы подвергнуть сомнению сведения, изложенные в справках главы администрации МО СП «Деревня Асеньевское» № 471 от 25 июля 2013 года и № 625 от 12 сентября 2013 года (т.5 л.д.203,214), в протоколе публичных слушаний по проекту генерального плана и приложении к нему (т.5 л.д.206-209). Суд исходит из того, что эти документы выполнялись в 2013 году, то есть задолго до возникновения административного спора по административному иску ФИО1, поскольку в это время поступили в Управление архитектуры и градостроительства Калужской области. Содержащаяся в них информация удостоверена подписями под этими документами должностных лиц органов местного самоуправления - главы администрации МО СП «Деревня Асеньевское» ФИО6 (им подписаны справки № 471 и № 625), заместителя главы администрации МО СП «<адрес>» ФИО10, специалиста администрации МО СП «<адрес>» ФИО11 (ими подписан протокол публичных слушаний от 10 сентября 2013 года). При рассмотрении дела являющаяся в настоящее время главой администрации МО СП «Деревня Асеньевское» ФИО4 подтвердила факт реального проведения публичных слушаний, о которых содержится информация в протоколе публичных слушаний от 10 сентября 2013 года. Ее фамилия как лица, присутствовавшего при проведении публичных слушаний, указана в этом протоколе от 10 сентября 2013 года. Согласно распоряжению главы администрации МО СП «Деревня Асеньевское» от 29 июля 2013 года № 73 ФИО4, также как и ФИО10, и ФИО11 были включены в состав оргкомитета по подготовке и проведению публичных слушаний по проекту генерального плана (т.3 л.д.11). При рассмотрении дела судом выяснялся вопрос о причинах расхождений в текстах экземпляров протокола публичных слушаний от 10 сентября 2013 года, представленных в суд Управлением архитектуры и градостроительства Калужской области (т.5 л.д.206-209) и Сельской Думой МО СП «Деревня Асеньевское» (т.3 л.д.12). В судебном заседании представитель Управления архитектуры и градостроительства Калужской области ФИО5 и глава администрации МО СП «Деревня Асеньевское» ФИО4 указали, что расхождения в экземплярах документа обусловлены технической ошибкой при изготовлении представленного Сельской Думой МО СП «Деревня Асеньевское» экземпляра протокола публичных слушаний от 10 сентября 2013 года; корректным является документ, представленный Управлением архитектуры и градостроительства Калужской области. Суд исходит из того, что оба представленных экземпляра протокола публичных слушаний от 10 сентября 2013 года одинаково отражают волеизъявление лиц, участвовавших в публичных слушаниях, на одобрение представленного проекта генерального плана. Техническая ошибка, допущенная при изготовлении одного из экземпляров документа, не может повлечь за собой признание протокола публичных слушаний от 10 сентября 2013 года недостоверным доказательством. Суд при вынесении решения основывается на экземпляре протокола публичных слушаний от 10 сентября 2013 года, представленного Управлением архитектуры и градостроительства Калужской области. Суд (применительно к доводам со стороны административного истца (т.4 л.д.185) не усматривает какого-либо противоречия в том, что информация о проведении назначенных на 10 сентября 2013 года публичных слушаний была обнародована 25 июля 2013 года, а распоряжение о создании оргкомитета по подготовке и проведению публичных слушаний вынесено 29 июля 2013 года (т.3 л.д.11). Доводы со стороны административного истца о том, что справки о размещении информации, распоряжение о создании оргкомитета исполнены ненадлежащим лицом, являются бездоказательными (т.4 л.д.185).

В пункте 2.1 Определения № 931-О-О от 15 июля 2010 года Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что публичные слушания предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

При разрешении дела суд исходит из того, что для ФИО1 не имелось каких-либо препятствий к участию в обсуждении положений предлагаемого к принятию проекта генерального плана СП «Деревня Асеньевское». Доводы со стороны административного истца об обратном являются несостоятельными ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами и ранее входили в состав земель сельскохозяйственного назначения СПК «Колхоз имени Циолковского»; были выделены частным лицам в счет земельных паев (т.2 л.д.5-24, т.6 л.д.42-64).

По состоянию на 28 января 2008 года права на эти участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, имеющие разрешенное использование для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, на основании договора от 07 ноября 2006 года о присоединении ООО «Гордеевское овощное хозяйство» к ООО «Бизнес-Инвест-Групп» перешли к указанному последним обществу (т.8 л.д.8,16).

Руководителем ООО «Бизнес-Инвест-Групп» перед главой МО СП «Деревня Асеньевское» был инициирован вопрос о переводе земельных участков с кадастровыми номерами и в земли населенного пункта деревня Гордеево для их жилищной застройки, планируемой к осуществлению в период 2009-2010 гг. (т.8 л.д.2-4).

По состоянию на 25 декабря 2008 года права на указанные земельные участки на основании передаточного акта от 25 ноября 2007 года (т.8 л.д.43) перешли к ООО «Бизнес-Групп» (т.2 л.д.32, т.6 л.д.69).

Передаточный акт от 25 ноября 2007 года между ООО «Бизнес-Инвест-Групп» и ООО «Бизнес-Групп» от имени последнего подписан генеральным директором этого общества ФИО1

Постановлением Правительства Калужской области от 22 августа 2008 года № 353 земельные участки с кадастровыми номерами и были включены в границы населенного пункта <адрес> с установлением для них разрешенного использования для жилищного строительства (т.8 л.д.41).

По договору купли-продажи недвижимости от 18 августа 2010 года ООО «Бизнес-Групп» передало свои права на земельные участки с кадастровыми номерами и ООО «Бизнес-Инвест» (т.8 л.д.44-47).

В последующем по договору купли-продажи от 21 августа 2014 года ООО «Бизнес-Инвест», права которого представлял ФИО12 (на имя которого в настоящее дело приобщена доверенность на представление интересов ФИО1 (т.1 л.д.20), передало права на земельные участки с кадастровыми номерами и ФИО1 (т.8 л.д.48-52).

Вышеуказанные доказательства с очевидностью свидетельствуют о том, что ФИО1, начиная с ноября 2007 года и до момента приобретения ею в 2014 году земельных участков с кадастровыми номерами и , не могла не владеть ситуацией, связанной с изменением правового режима этих земельных участков; для нее отсутствовали какие-либо препятствия в получении информации о готовящемся принятии генерального плана СП «Деревня Асеньевское».

Суд находит, что органами публичной власти предпринимались необходимые, предусмотренные частью 5 статьи 28 ГрК РФ меры, в целях доведения информации до всех заинтересованных в ее получении лиц как о публичных слушаниях по проекту генерального плана, так и содержании проекта генерального плана СП «Деревня Асеньевское». Так, проект генерального плана был размещен на сайте Управления архитектуры и градостроительства Калужской области 31 июля 2013 года (т.8 л.д.83), что согласуется с положениями пункта 5.13 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 мая 2011 года № 244; сведения о проведении публичных слушаний по проекту генерального плана были обнародованы на территории МО СП «Деревня Асеньевское» 25 июля 2013 года, а в дальнейшем и опубликованы 14 августа 2013 года; обсуждение проекта генерального плана с участием жителей населенных пунктов МО СП «Деревня Асеньевское» состоялось в рамках публичных слушаний 10 сентября 2013 года.

Представленные по делу доказательства свидетельствуют о том, что принимаемые решения, в том числе о назначении публичных слушаний по проекту генерального плана и их результатах, а также и об утверждении генерального плана, в рамках процедуры подготовки и утверждения генерального плана доводились до населения МО СП «Деревня Асеньевское» и иных частных лиц, на права и обязанности которых утверждение генерального плана могло повлиять, таким образом, что все заинтересованные лица имели возможность ознакомиться с их содержанием. Суд приходит к выводу, что в данном случае порядок опубликования решений в рамках процедуры принятия и утверждения генерального плана СП «Деревня Асеньевское» соблюден. Нарушений статьи 7 Устава МО СП «Деревня Асеньевское» (т.5 л.д.8-54) (регулирующей вопросы доведения до сведения населения правовых актов по вопросам местного значения), которые бы могли привести к признанию оспариваемых правовых актов не действующими, не выявлено. Сформулированные в этой статье Устава положения (пункты 18-22), направленные на информирование частных лиц о принимаемых правовых решениях, влияющих на их права и обязанности, при подготовке и утверждении проекта генерального плана МО СП «Деревня Асеньевское» реализованы.

Представленные по делу вышеуказанные доказательства свидетельствуют о том, что к обсуждению проекта генерального плана было привлечено население всех населенных пунктов МО СП «Деревня Асеньевское», где зарегистрированы проживающие в них граждане, что дает основания для вывода о том, что в данном случае положения части 3 статьи 28 ГрК РФ, направленные на то, чтобы учесть в рамках обсуждения проекта генерального плана мнение жителей всех населенных пунктов на территории соответствующего муниципального образования, нарушены не были.

Доводы со стороны административного истца о якобы имеющихся недопустимых различиях в проекте генерального плана, вынесенного 10 сентября 2013 года на публичные слушания и согласованного 11 декабря 2014 года Правительством Калужской области, а в дальнейшем и утвержденного 23 декабря 2014 года представительным органом местного самоуправления, являются несостоятельными, поскольку не учитывают положений части 18 статьи 24 ГрК РФ о том, что изменение границ населенных пунктов по генеральному плану в целях жилищного строительства осуществляется без проведения публичных слушаний. Из материалов дела следует, что согласованный Правительством Калужской области проект генерального плана содержал, том числе и положения об изменении границ <адрес> в связи с включением в этот населенный пункт земельных участков для жилищного строительства. В этой части данный документ был подготовлен в соответствии с заключенным 16 сентября 2014 года муниципальным контрактом № 14-306 (т.5 л.д.238, т.6 л.д.12-15). Каким-либо образом в указанной части генеральный план на права ФИО1 как владельца земельных участков в районе <адрес> не влияет.

При рассмотрении дела судом был исследован как первоначальный проект генерального плана, вынесенный на публичные слушания 10 сентября 2013 года, так и генеральный план СП «Деревня Асеньевское» в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела с учетом вносимых в него изменений по решениям Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» от 31 июля 2015 года № 20 (т.3 л.д.23), от 24 ноября 2016 года № 31 (т.3 л.д.24), от 29 марта 2018 года № 8 (т.3 л.д.25) (т.3 л.д.59-179, т.5 л.д.127,т.5 л.д.129-156).

Установлено, что обозначенный в административном иске вопрос об отнесении земельных участков, принадлежащих ФИО1, к землям сельскохозяйственного назначения был разрешен при первоначальном утверждении проекта генерального плана СП «Деревня Асеньевское» на основании решения представительного органа местного самоуправления № 62 от 23 декабря 2014 года.

Так, к указанному моменту утверждения генерального плана ФИО1 принадлежали расположенные в кадастровом квартале земельные участки с кадастровыми номерами , .

При этом земельный участок с кадастровым номером был учтен в государственном кадастре недвижимости в качестве единого землепользования, включающего в себя под названным кадастровым номером четыре обособленные части с кадастровыми номерами , , , (т.6 л.д.38-71, т.8 л.д.9-15, 104-106).

Утвержденный 23 декабря 2014 года проект генерального плана СП «Деревня Асеньевское» (положения по территориальному планированию) включает в себя таблицу № 2 площадей перевода земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли населенных пунктов (т.3 л.д.134,135) и таблицу № 3 площадей перевода земель населенного пункта в категорию земли сельскохозяйственного назначения (т.3 л.д.136).

Из этих таблиц видно, что из состава земель населенных пунктов в кадастровом квартале в состав земель сельскохозяйственного назначения относятся, в частности участки, принадлежащие ФИО1 - с кадастровым номером и входящие в состав являющегося единым землепользованием земельного участка его имеющие собственные кадастровые номера части: , , .

Таким образом, положениями утвержденного 23 декабря 2014 года генерального плана СП «Деревня Асеньевское» предусматривается исключение из границ населенного пункта деревня Гордеево с отнесением к землям сельскохозяйственного назначения земельного участка с кадастровым номером - полностью, а земельного участка с кадастровым номером - частично.

В качестве обоснования для такого исключения земельных участков из состава земель населенного пункта приведено указание на то, что названные участки являются анклавами, которые не целесообразно присоединять к населенному пункту.

Такое правовое обоснование закону не противоречит. В силу подпункта «е» пункта 3 статьи 6 Закона Калужской области «Об административно-территориальном устройстве Калужской области», регулирующей требования к установлению границ населенных пунктов (т.8 л.д.197-207), населенный пункт должен иметь непрерывную замкнутую границу и не должен иметь анклавов. Требования положений частей 6 и 7 статьи 23 ГрК РФ также соблюдены.

Положения генерального плана СП «Деревня Асеньевское» (включенные в том положения по территориальному планированию), однозначно позволяющие определить земельные участки из состава населенного пункта <адрес>, запланированные к переводу в категорию земель сельскохозяйственного назначения, иным положениям этого документа не противоречат.

При рассмотрении дела представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 указал, что приобретенные административным истцом участки не застроены. Судом исследованы карты-приложения к генеральному плану (т.4 л.д.163-167, т.5 л.д.127). Также исследована картографическая основа МО СП «Деревня Асеньевское» в части <адрес>, подготовленная исполнителем работ по проекту генерального плана, использованная для изготовления картографического материала по генеральному плану (т.8 л.д.221); изучено представленное из Боровского районного архива решение Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» об утверждении проекта генерального плана населенного пункта <адрес> № 22 от 24 октября 2007 года (т.8 л.д.216). Судом установлено, что в соответствии с утвержденным 23 декабря 2014 года проектом генерального плана СП «Деревня Асеньевское» участок с кадастровым номером от других участков в границах населенного пункта <адрес> отделяют земли иной категории, а земельный участок с кадастровым номером располагается и в границах населенного пункта, и на землях сельскохозяйственного назначения.

Суд приходит к выводу о том, что частичное исключение из границ населенного пункта <адрес> с отнесением к землям сельскохозяйственного назначения земельного участка с кадастровым номером является незаконным ввиду следующего.

Пунктом 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2000 года № 660, предусматривалось, что несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера.

Земельный участок с кадастровым номером на момент утверждения генерального плана являлся единым землепользованием, то есть состоящим из нескольких обособленных земельных участков единым объектом недвижимости. В таком качестве он и должен был учитываться при подготовке проекта генерального плана. Последующий раздел по инициативе ФИО1 земельного участка с кадастровым номером на земельные участки с кадастровыми номерами - (т.6 л.д.38,39, т.7 л.д.1-275) на данное обстоятельство не влияет.

В силу пункта 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Вследствие нарушения требований пункта 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации для различных частей представляющего собой единое землепользование земельного участка с кадастровым номером был установлен разный правовой режим.

С учетом вышеуказанного суд частично удовлетворяет заявленные требования и признает не действующим со дня вступления в силу решения суда генеральный план СП «Деревня Асеньевское», утвержденный решением Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» от 23 декабря 2014 года № 62, в части исключения из границ населенного пункта деревня Гордеево земельных участков с кадастровыми номерами , , : частей единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером , запланированных к отнесению к категории земель сельскохозяйственного назначения.

При этом суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» о том, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В остальном заявленный административный иск подлежит оставлению без удовлетворения.

При этом суд исходит из того, что в соответствии с генеральным планом СП «Деревня Асеньевское» исключение из границ населенного пункта <адрес> с отнесением к землям сельскохозяйственного назначения земельного участка с кадастровым номером (разделенного в последующем по инициативе ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами - (т.6 л.д.38,39, 72-323) не противоречит каким-либо нормативным установлениям.

Поскольку предусмотренная статьями 24, 28 ГрК РФ поэтапная процедура подготовки проекта и утверждения генерального плана СП «Деревня Асеньевское» была соблюдена, отсутствуют основания для признания не соответствующими закону принимавшихся решений в рамках этой процедуры, в том числе и решения Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» от 11 сентября 2013 года № 23.

Принятые после утверждения проекта генерального плана СП «Деревня Асеньевское» решения, касающиеся внесения в него изменений, в том числе и решения Сельской Думы МО СП «Деревня Асеньевское» от 31 июля 2015 года № 20 «Об утверждении изменений в генеральный план сельского поселения «Деревня Асеньевское» Боровского района Калужской области», от 20 октября 2016 года № 24 «О проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение «Деревня Асеньевское» (т.5 л.д.166), от 24 ноября 2016 года № 31 «Об утверждении изменений в генеральный план сельского поселения «Деревня Асеньевское» Боровского района Калужской области» не связаны с регулированием вопросов, затрагивающих права ФИО1 в вопросе об отнесении приобретенных ею земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения.

Доводы административного истца о нарушении при подготовке проекта и утверждении генерального плана СП «Деревня Асеньевское» положений статьи 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», статьи 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», предусматривающих ряд последовательных самостоятельных процедур, статьи 30 ГрК РФ, как основанные на ошибочном применении норм материального права к рассматриваемым отношениям, не могут быть признаны состоятельными.

Не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела и доводы о нарушении при подготовке проекта и утверждении генерального плана СП «Деревня Асеньевское» положений пунктов 5.12, 5.13 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 мая 2011 года № 244.

Вопрос о проверке в порядке нормоконтроля Правил землепользования и застройки МО СП «Деревня Асеньевское» предметом рассмотрения по настоящему делу не являлся, поэтому доводы относительно этих Правил приводимые со стороны административного истца в административном иске не могут повлиять на оценку оспариваемых правовых актов по предмету судебного рассмотрения.

Само по себе то, как отражены в кадастре недвижимости сведения о характеристиках земельных участков, принадлежащих ФИО1, также не может повлиять на решение вопроса относительно оценки оспариваемых по настоящему делу правовых актов.

Руководствуясь статьями 175,176,177,180,215 КАС Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать не действующим со дня вступления в силу настоящего решения суда генеральный план сельского поселения «Деревня Асеньевское», утвержденный решением Сельской Думы муниципального образования сельское поселение «Деревня Асеньевское» Боровского района Калужской области от 23 декабря 2014 года № 62 «Об утверждении генерального плана сельского поселения «Деревня Асеньевское» Боровского района Калужской области», в части исключения из границ населенного пункта <адрес> земельных участков с кадастровыми номерами , , частей единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером , запланированных к отнесению к категории земель сельскохозяйственного назначения.

В остальном административный иск ФИО1 оставить без удовлетворения.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий