ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-63/2016 от 12.08.2016 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-63/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 12 августа 2016 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,

с участием прокурора Чубуковой А.С.,

при секретаре Михейкиной М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства(Рослесхоза) о признании недействующим решения совета депутатов Дубровского городского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 20.12.2011 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Дубровское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» в части,

установил:

пунктом 1 решения совета депутатов муниципального образования «Дубровское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 20 декабря 2011 года утвержден генеральный план муниципального образования «Дубровское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в составе согласно приложению (далее-генеральный план).

В состав генерального плана входят:

1.Том I часть 1: материалы по обоснованию проекта; исходно-разрешительная документация. Начало;

-том 1 часть 2: материалы по обоснованию проекта; исходно-разрешительная документация. Продолжение.

2. Том II (материалы по обоснованию проекта):

-часть 1: пояснительная записка;

-часть 2: графическая часть(схемы);

-часть3: текстовая часть: мероприятия защиты территорий от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера, мероприятия по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности (пояснительная записка); графическая часть: схема границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

-часть 4: мероприятия пожарной безопасности.

3.Том III. Генеральный план. Положение о территориальном планировании. Текстовая часть и графическая часть (схемы).

Решение совета депутатов муниципального образования «Дубровское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 20.12.2011 с приложениями опубликовано путем размещения на официальном сайте www.ndubrovka.ru.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение совета депутатов Дубровского городского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 20 декабря 2011 года «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Дубровское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области»(далее-решение ) в части включения в границы населенных пунктов <адрес> и <адрес> лесных участков в кварталах Чернореченского участкового лесничества, Всеволожского сельского участкового лесничества Всеволожского лесничества Ленинградской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.

Рослесхоз полагает, что решение не соответствует ст.ст.8, 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.ст.8, 11 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», п.п.5.7.11 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства российской Федерации от 24.03.2007 №178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований», п.п.1,5.4.2, 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской федерации от 23.09.2010 №736.

В обоснование требований указано, что находящиеся в федеральной собственности лесные участки решением включены в границы населенных пунктов муниципального образования «Дубровское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области с нарушением предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуры согласования проекта генерального плана с Рослесхозом. В результате, изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что препятствует осуществлению полномочий органов федеральной власти по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов, налагает на административного истца необходимость выполнения дополнительных обязанностей.

В судебном заседании представитель Рослесхоза ФИО4 заявленные требования поддержала, представив дополнительные письменные пояснения, в которых указала, что одним из оснований для отказа в согласовании проекта генерального плана поселения явилось отсутствие информации об исключаемых лесных участках (целевое назначение данных лесов и категории защитных лесов). В соответствии же с лесохозяйственным регламентом спорные лесные участки отнесены к защитным лесам. Схемой границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон часть спорных лесных участков предусмотрена под функциональную зону жилой застройки, что противоречит целевому назначению лесных участков и действующему законодательству. В таком случае согласование не может быть выдано. Кроме этого, в результате картографического наложения выявлено включение в границы населенных пунктов поселения ряда лесных участков /квартал Чернореченского участкового лесничества Всеволожского лесничества/. Однако, ни в проекте генерального плана, ни в утвержденном генеральном плане (в текстовой части) не содержится информации о включении названных лесных участков в границы населенных пунктов поселения. Информация о включении указанных лесных участков в Рослесхоз не направлялась. Часть замечаний, указанных в письме Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ устранены (замечания с 3-го абзаца и далее), а главное замечание- отсутствие информации об исключаемых лесных участках (целевое назначение данных лесов и категории защитных лесов) не устранено. Требование Рослесхоза об указании таких параметров включаемых в границы населенных пунктов лесных участков как назначение лесов и категория защитных лесов обусловлено требованиями Лесного кодекса Российской Федерации. Целевое назначение и категория защитных лесов влияет на то, каким образом лесные участки могут быть использованы после включения в границы населенных пунктов.

В возражениях в письменной форме относительно заявленных требований представитель совета депутатов муниципального образования «Дубровское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО5 просит в удовлетворении административного иска отказать, полагая, что по истечении установленного законом срока совет депутатов был вправе утвердить генеральный план, так как после направления на согласование доработанного проекта генерального плана сводное заключение из Минрегионразвития РФ не поступило.

В судебном заседании представитель совета депутатов муниципального образования «Дубровское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО5 просит в удовлетворении требований отказать по приведенным в возражении доводам. Отмечает, что исходя из положений ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в генеральном плане не должны содержаться указания на целевое назначение и категории защитных лесов. Также считает, что все замечания, перечисленные в письме Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ при доработке генерального плана исправлены. На повторное согласование был направлен доработанный проект генерального плана с учетом замечаний Рослесхоза. То, что замечания устранены следует из положений, содержащихся: в т.2 ч.1 на стр.76, в табл.4.48, разделе 4.11, таблице 4.47; в томе 3 на стр.7 табл.3.4 генерального плана. Представленное письмо ФГБУ «Рослесинфорг» является ненадлежащим доказательством, не может быть признано заключением, исходя из содержания, указанные в нем линии не идентифицированы; это только ответ на запрос вышестоящего органа.

Участвующий в деле прокурор считала, что административное исковое заявление Рослесхоза подлежит удовлетворению, так как нарушена процедура согласования проекта генерального плана поселения, что подтверждено представленными доказательствами. Возражения представителя административного ответчика считала необоснованными. Невыполнение же Минрегионом России возложенных обязанностей по проведению согласительных процедур при условии того, что Рослесхозом было своевременно дано отрицательное заключение, не свидетельствует о соответствии генерального плана требованиям действующего законодательства.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, в том числе показания свидетелей ФИО6, ФИО7, оценив собранные по делу доказательства согласно статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (ч.3 ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В силу положений части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Из статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что вопросы градостроительной деятельности относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В части 4 названной федеральной нормы отражено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему кодексу.

Содержание генерального плана поселения, порядок его подготовки, утверждения (включая процедуру согласования его проекта) определены статьями 23-25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.

Пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим законом, в случае если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда.

Порядок согласования проектов генеральных планов поселений на момент разработки и принятия оспариваемого решения был определен Положением о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 №178 (в редакции от 16.01.2010)(далее-Положение).

В соответствии с пунктом 2, подпунктом «а» пункта 5 Положения орган местного самоуправления, являющийся заказчиком, направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства(далее-уполномоченный орган в сфере градостроительства), - в случаях, указанных в части 1 статьи 16, части 1 статьи 21 и части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Уполномоченный орган в сфере градостроительства в течение 3 рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в уполномоченные отраслевые органы, последние рассматривают проект документа территориального планирования и готовят заключение в течение 30 дней с даты получения проекта от уполномоченного органа в сфере градостроительства и направляют заключение о согласовании (об отказе в согласовании) проекта документа территориального планирования в уполномоченный орган в сфере градостроительства (пункты 6,7 и 8 Положения).

В случае непоступления в уполномоченный орган в сфере градостроительства в установленный в пункте 7 настоящего Положения срок заключения уполномоченного отраслевого органа проект документа территориального планирования считается согласованным с этим органом (пункт 9 Положения).Уполномоченный орган в сфере градостроительства осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов (пункт 10 Положения).

Пунктом 11 Положения предусмотрено, что при поступлении в уполномоченный орган в сфере градостроительства хотя бы от одного уполномоченного отраслевого органа заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования уполномоченный орган в сфере градостроительства проводит согласительное совещание с представителями уполномоченных отраслевых органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования и готовит сводное заключение с учетом выработанного на согласительном совещании решения.

В случае если замечание, высказанное уполномоченным отраслевым органом, не было урегулировано на согласительном совещании, уполномоченный орган в сфере градостроительства готовит сводное заключение об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования.

В сводном заключении указывается, на основании каких заключений уполномоченных отраслевых органов подготовлено это сводное заключение.

Сводное заключение подписывается руководителем уполномоченного органа в сфере градостроительства (его заместителем, уполномоченным на подписание заключений) /пункт 12 Положения/.

В соответствии с пунктом 1 Положения Федеральное агентство лесного хозяйства, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства»(Рослесхоз)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Пунктом 5.4.3 приведенного Положения установлено, что Рослесхоз осуществляет, в том числе рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №736 Рослесхоз до 01 января 2015 года согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда.

В соответствии с п.п.1, 5.2.3.6 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 №40, названное Министерство являлось уполномоченным органом в сфере градостроительства, обладавшим правом на установление порядка согласования документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании документов территориального планирования на момент разработки генерального плана Дубровского городского поселения и утверждения его решением .

Указом Президента Российской Федерации от 08.09.2014 №612 Министерство регионального развития Российской Федерации упразднено. Функции Министерства по осуществлению полномочий в области территориального планирования переданы Министерству экономического развития Российской Федерации (подпункт «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 08.09.2014 №612, п.5.3.51 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №437).

В письме Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, письме Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что в случае, если проектом документа территориального планирования муниципального образования предусматривается включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то такой документ подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, то есть с Рослесхозом.

Статьей 24 Устава муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» утверждение генеральных планов муниципального образования отнесено к исключительной компетенции совета депутатов поселения. Аналогичная норма присутствовала и в Устава названного муниципального образования, действующего на момент принятия решения .

На страницах 158-159 тома 2 части 1 генерального плана (Материалы по обоснованию проекта. Основные положения) отражено, что в границы населенных пунктов городской <адрес> и <адрес> включаются земли лесного фонда, а именно:

- в земли городского <адрес> включаются лесные участки: квартал всего 172.4 га;

-в земли <адрес> включаются лесные участки: квартал всего 7,6 га.

На странице 157 в таблице 4.47 тома 2 части 1 генерального плана приведен баланс планируемого использования земель (по категориям), из которого следует, что в границы городского поселка Дубровка и поселка Пески включаются земли лесного фонда, а именно лесные участки Чернореченского участкового лесничества, площадью13,8 га.

На страницах 6-7 в томе III Генерального плана (Положение о территориальном планировании) указано, что:

- в земли городского <адрес> включаются лесные участки следующих кварталов: общей площадью172,4 га;

-в земли <адрес> включаются лесные участки квартала лесничества, площадью 7,6 га.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.04.2011(повторное взамен выданного ДД.ММ.ГГГГ) лесной участок Кировского лесничества, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>, в том числе включает участковые лесничества: Всеволожское сельское кварт. (в том числе), Чернореченское , является собственностью Российской Федерации. Кадастровый .

В свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что лесной участок Кировского лесничества, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>, в том числе включает участковые лесничества: Всеволожское сельское (в том числе), Чернореченское , является собственностью Российской Федерации. Кадастровый .

В соответствии с приказом Рослесхоза от 21.06.2013 №173 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 17.10.2008 №319 «Об определении количества лесничеств на территории Ленинградской области и установлении их границ» Чернореченское участковое лесничество, а также Всеволожское сельское участковое лесничество включены в состав Всеволожского лесничества.

Согласно выписке из государственного лесного реестра от 23.06.2016 №220(с планшетами лесоустройства ,) на учете в государственном лесном реестре состоит участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, кварталы №, квартал Всеволожского участкового лесничества, категория земель: земли лесного фонда. Целевое назначение: защитные леса.

В соответствии с пунктом 3.2 таблицы 1.3 лесохозяйственного регламента Кировского лесничества Ленинградской области 2010 года (а также согласно пункту 3.1 таблицы 1.3(3) лесохозяйственного регламента Всеволожского лесничества Ленинградской области, 2013-2015) кварталы Чернореченского участкового лесничества и квартал 53 Всеволожского сельского участкового лесничества отнесены к защитным лесам(к запретным полосам лесов, расположенных вдоль водных объектов).

Установлено, что проект генерального плана муниципального образования «Дубровское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области 25.12.2010 был направлен в Министерство регионального развития Российской Федерации.

Из сообщения, представленного департаментом стратегического и территориального планирования Министерства экономического развития Российской Федерации по запросу суда от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что письмом Министерства регионального развития России (Минрегиона России) от ДД.ММ.ГГГГ проект генерального плана Дубровского городского поселения был направлен в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, в том числе и в Рослесхоз(письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

В письме Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного в Минрегион России, указано об отсутствии согласования проекта генерального плана муниципального образования «Дубровское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в связи с отсутствием информации в проекте генерального плана об исключаемых лесных участках(целевом назначении данных лесов и категории защитных лесов), имеющихся разночтениях в площади земель лесного фонда, включаемой в земли населенных пунктов(в п.4.9 тома 2 части1 и в томе 3), в связи с необходимостью устранить разночтения в названиях лесничеств и участковых лесничеств (в п.2.2 тома 1 части 2 и п. 4.9 тома 2 части 1), отсутствия баланса земель по категориям, в том числе по землям лесного фонда в таблице «основные технико-экономические показатели генерального плана поселения, городского округа».

Письмом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ заключение Рослесхоза о несогласии с проектом генерального плана Дубровское городское поселение направлено в адрес администрации муниципального образования Дубровское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации муниципального образования Дубровское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области в Минрегион России направлено письмо , в котором сообщено о направлении для рассмотрения о согласования проекта генерального плана названного муниципального образования с учетом внесенных исправлений по замечаниям Министерства транспорта Российской Федерации; Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации; Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В приложении к данному письму указано: проект генерального плана МО «Дубровское городское поселение» (пояснительная записка, графические материалы в электронной версии СД).

В письме Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ также отражено, что в ходе повторного согласования указанного проекта генерального плана поступило заключение о несогласии с проектом генерального плана Дубровского городского поселения от МЧС России, а также остались не урегулированы ранее направленные замечания Рослесхоза (от ДД.ММ.ГГГГ). Информация о направлении Минрегионом России сводного заключения на проект генерального плана Дубровского городского поселения в Минэкономразвития России отсутствует.

В письме Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации муниципального образования «Дубровское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области сообщено о том, что решение совета депутатов муниципального образования «Дубровское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 20.12.2011 принято с нарушением действующего законодательства, так как проект генерального плана не был согласован с Рослесхозом.

В письме Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ указано о несогласовании проекта генерального плана муниципального образования Дубровское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области в связи с тем, что проектом предусмотрено увеличение площади земель населенных пунктов <адрес> и <адрес> за счет земель лесного фонда площадью 180 га. Однако в материалах по обоснованию генерального плана городского поселения отсутствует перечень участков земель лесного фонда с указанием местоположения в части лесничеств, участковых лесничеств, кварталов, а также целевого назначения данных лесов и категорий защитных лесов.

В письме Минэкономразвития России в адрес Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ(по запросу названной организации от ДД.ММ.ГГГГ) сообщено, что на проект генерального плана Дубровского городского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области поступили замечания от Рослесхоза от 29.04.2011, от 30.01.2013, от 24.10.2013; сводное заключение Минрегионом России не выдано.

ДД.ММ.ГГГГ Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу направил в адрес филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» задание на проведение картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов, определенные основным чертежом генерального плана муниципального образования «Дубровское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в соответствии с координатами характерных точек, сославшись на утверждение названного генерального плана без согласования с Рослесхозом. Результаты предложено оформить в виде заключения с указанием номеров кварталов (выделов) конкретных участковых лесничеств, включенных в территорию конкретного населенного пункта Дубровского городского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» начальнику Департамента лесного хозяйства по СЗФО направлено заключение (письмо ), составленное по результатам картографического наложения в виде фрагментов схем Всеволожского лесничества с указанием местоположения <адрес>, а также Чернореченского участкового лесничества, Всеволожского сельского участкового лесничества и перечня лесных кварталов(выделов), включенных в территорию населенных пунктов.

Согласно названному перечню в границы <адрес> включены лесные участки: ) Чернореченского участкового лесничества Всеволожского лесничества, ) Всеволожского сельского участкового лесничества Всеволожского лесничества.

В данном перечня также отражено, что в границы <адрес> включены лесные участки: Чернореченского участкового лесничества Всеволожского лесничества.

По запросу суда Северо-Западным филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, филиалом произведено наложение координат характерных точек границ МО «Дубровское городское поселение» поселка Пески и Дубровка на материалы лесоустройства Всеволожского лесничества; наложение производилось картографическим методом. В процессе выполнения работ использованы имеющиеся в филиале материалы лесоустройства (лесоустроительные планшеты) Всеволожского лесничества и координаты характерных точек населенных пунктов Дубровского городского поселения (предоставленные в приложении к письму от ДД.ММ.ГГГГ). В результате подготовлены фрагменты схем Всеволожского лесничества с указанием местоположения поселка <адрес> и совместное отображение <адрес> и МО «Дубровское городское поселение», а также подготовлено заключение в виде таблицы с перечнем лесных кварталов (выделов), включенных в территорию указанных населенных пунктов.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО6 показал, что на основании письма из Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ проведена работа по картографическому наложению материалов лесоустройства на границы населенных пунктов, установленных генеральным планом по представленным координатам характерных точек. Сотрудниками отдела с помощью компьютера зафиксированы координаты характерных точек населенных пунктов и картографически отобраны и совмещены с планшетами. Далее специалист увидела, что границы <адрес> не вписываются в границы муниципального образования. После проведенной работы специалистом оформлено заключение. Учредителем организации является Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу. Филиал осуществляет деятельность в соответствии с Уставом ФГБУ и Положением о филиале, имеются соответствующие лицензии. Составление подобных заключений является частью работы филиала. Специальных требований к форме составляемых заключений не предусмотрено. Так как он не является кадастровым инженером, то не может более конкретно пояснить, каким образом (в том числе с помощью какой программы) производилось картографическое наложение материалов.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО7 показала, что участвовала в разработке проекта генерального плана поселения как до получения замечаний, так и после их получения. В июне 2011 года от администрации получены замечания Рослесхоза, которые были устранены. Перепиской не занималась, составляла графическую часть и технико-экономические показатели, то есть готовила карты, схемы и считала технико-экономические параметры. При разработке проекта генерального плана руководствовались, в том числе Градостроительным и Лесным кодексами, лесохозяйственным регламентом. В пояснительной записке составлена таблица с указанием кварталов и с указанием ценности леса, а также планируемого функционального назначения, площади. Определение границ лесного фонда производилось картометрическим способом. Генеральным планом часть лесных участков включена в границы населенных пунктов: <адрес> и Дубровка поселения.

Таким образом, из части 1 тома 2, тома 3 генерального плана муниципального образования «Дубровское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, приведенных выше свидетельств о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, выписки из государственного лесного реестра от 23.06.2016, заключения филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» от ДД.ММ.ГГГГ, показаний свидетеля ФИО7 следует, что генеральным планом муниципального образования Дубровское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденным решением , в границы населенных пунктов городской <адрес> и <адрес> посредством установления и изменения границ населенных пунктов поселения включены лесные участки в кварталах Чернореченского участкового лесничества, ) Всеволожского сельского участкового лесничества Всеволожского лесничества Ленинградской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.

В том числе, в границы названных населенных пунктов согласно основному чертежу генерального плана включены лесные участки, не указанные в текстовой части генерального плана (кварталы ).

По существу, данные обстоятельства не оспаривались лицами, участвующими в деле.

Поэтому, в силу требований ч.1 ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 5-14 Положения, пункта 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, проект генерального плана подлежал согласованию с Рослесхозом по предусмотренной законом процедуре.

Из материалов дела следует, что советом депутатов муниципального образования Дубровское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области в соответствии с действующим на тот период Положением проект генерального плана направлен Министерству регионального развития Российской Федерации и названным Министерством получен; проект генерального плана своевременно направлен на согласования в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, включая Рослесхоз. В установленный п.7 Положения срок Федеральным агентством лесного хозяйства в Министерство регионального развития Российской Федерации направлено заключение о несогласии с проектом генерального плана, которое направлено администрации муниципального образования Дубровское городское поселение.

Доработанный проект генерального плана названного поселения с учетом замечаний ряда уполномоченных отраслевых органов направлен в Минрегион России. Доказательств, подтверждающих, что доработанный проект учел замечания Рослесхоза, изложенные в заключении от ДД.ММ.ГГГГ, по делу не представлено.

В данной части, исследовав представленные документы, текстовую и графическую часть генерального плана, письмо администрации муниципального образования Дубровское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области с приложением от ДД.ММ.ГГГГ/Д, а также сообщение Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что показания свидетеля ФИО7 об устранении замечаний при доработке проекта генерального плана свидетельствуют лишь о факте проведения работ по устранению замечаний уполномоченных отраслевых органов, но не подтверждают устранение замечаний Рослесхоза в соответствии с требованиями закона по установленной процедуре.

Равно как не имеется доказательств, подтверждающих, что после получения отрицательного заключения Рослесхоза и доработки проекта генерального плана Министерством регионального развития Российской Федерации в соответствии с требованиями п.п.10-12 Положения проведено согласительное совещание по урегулированию разногласий к замечаниям на проект генерального плана, составлено сводное заключение на проект генерального плана.

Более того, согласно указанному выше сообщению Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляющего полномочия по согласованию проектов генеральных планов после ликвидации Министерства регионального развития Российской Федерации согласно Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и норм Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, информация о завершении процедуры согласования и выдаче сводного заключения на проект генерального плана Дубровского городского поселения в Минэкономразвития России отсутствует.

Анализируя в системном единстве положения ст.ст.8, 11 Федерального закона от 22.12.2004 №172-ФЗ, п.2 ч.1 ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.п.1, 5.4.2, 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №736(с учетом пункта 4 названного Постановления), пунктов 5-12 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 №178(в ред. от 16.01.2010), правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленные в Постановлении от 09.01.1998 №1-П, суд считает, что не проведение Министерством регионального развития Российской Федерации согласительных процедур, при том условии, что Федеральным агентством лесного хозяйства было своевременно дано отрицательное заключение, не может свидетельствовать о соблюдении процедуры согласования проекта генерального плана, предусмотренной приведенным выше федеральным законодательством.

Следовательно, генеральный план в оспариваемой части принят с нарушением требований, предусмотренных п.2 ч.1 ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.п.1, 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №736(с учетом пункта 4 названного Постановления), пунктов 5-12 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 №178(в ред. от 16.01.2010) и по изложенным основаниям, решение , утвердившее генеральный план поселения с нарушением порядка согласования, установленного федеральным законодательством с учетом положений ч.3 ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.4 ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежит признанию недействующим в оспариваемой части.

Из представленных в суд выписки из государственного лесного реестра, лесохозяйственных регламентов, из текстовой и графической части генерального плана, заключения филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что включенные в границы населенных пунктов лесные участки относятся к защитным лесам.

В указанной связи, суд отмечает, что в соответствии с правовыми установлениями Лесного кодекса Российской Федерации, защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12).

Лесной фонд, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 09.01.1998 года N 1-П и от 07.06.2000 года N 10-П; определения от 27.06.2000 года N 92-О и от 03.02.2010 года N 238-О-О).

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, предполагает обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, и основывается на принципе приоритета публичных интересов.

Между тем, при принятии изменений в генеральный план, согласно которым в границы населенных пунктов включаются земли лесного фонда на которых расположены защитные леса, орган местного самоуправления вышеуказанное не учел, руководствуясь иными мотивами, в частности, необходимостью установления границ населенного пункта, расположением в границах земель лесного фонда жилых домов, социальной инфраструктуры.

Утверждение административного истца о том, что при принятии проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение земель лесного фонда в границы населенных пунктов поселения, подлежит выполнению также процедура перевода земельных участков, предусмотренная Федеральным законом №172-ФЗ не основана на требованиях ст.ст.23-25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Перечисленные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержат указание на необходимость выполнения процедуры согласований и порядка перевода, установленного Федеральным законом №172-ФЗ, при принятии генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов поселения земель лесного фонда.

Ссылки представителя административного истца на нарушение иных норм Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации при принятии генерального плана поселения являются необоснованными по существу.

Суждение представителя административного ответчика о том, что работы по картографическому наложению границ населенных пунктов, определенных основным чертежом генерального плана на материалы лесоустройства произведены неуполномоченным лицом не соответствуют представленным в суд Положению о взаимодействии департаментов лесного хозяйства по федеральным округам и подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства организаций, утвержденному Приказом Рослесхоза от 06.05.2015 №148, Положению о Северо-Западном филиале ФГБУ «Рослесинфорг», лицензии, выданной ФГБУ «Рослесинфорг» ДД.ММ.ГГГГФ(срок действия: бессрочно).

Доводы административного ответчика о том, что в тексте генерального плана фактически устранены все замечания, указанные в заключении Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства (в частности, не устранено основное нарушение, указанное в абзаце 2 заключения Рослесхоза в письме от ДД.ММ.ГГГГ).

Кроме этого, в силу ч.ч.7,8 ст.213 КАС РФ, разъяснений, содержащихся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» несоблюдение процедуры принятия оспариваемого правового акта является правовым основанием для признания его недействующим.

Исходя из вышеизложенного в совокупности суд также не может согласиться с позицией административного ответчика о том, что в генеральном плане не должно указываться целевое назначение лесов и категории защитных лесов.

В данном случае, неуказание целевого назначения лесов и категории защитных лесов при включении лесных участков в границы населенных пунктов поселения фактически привело к изменению правового режима названных лесных участков, предусмотренного ст.106 Лесного кодекса российской Федерации.

В остальной части возражения административного ответчика и заинтересованного лица основаны на неверном толковании вышеприведенных норм федерального законодательства в указанной сфере правового регулирования.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства(Рослесхоза) о признании недействующим решения совета депутатов Дубровского городского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 20 декабря 2011 года «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Дубровское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» в части включения в границы населенных пунктов лесных участков в кварталах Чернореченского участкового лесничества, Всеволожского сельского участкового лесничества Всеволожского лесничества Ленинградской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение совета депутатов Дубровского городского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 20 декабря 2011 года «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Дубровское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» в части включения в границы населенных пунктов <адрес> и <адрес> лесных участков в кварталах Чернореченского участкового лесничества, ) Всеволожского сельского участкового лесничества Всеволожского лесничества Ленинградской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании совета депутатов муниципального образования «Дубровское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Е.Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ