Дело № 3а-649/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2022 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Лободенко К.В.,
при секретаре судебного заседания Алексанян Л.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1 на основании доверенности ФИО2,
представителя городской Думы Краснодара на основании доверенности ФИО3,
представителя администрации муниципального образования г. Краснодар на основании доверенности ФИО4,
представителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края на основании доверенности ФИО5,
с участием прокурора Сидоровой Л.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к городской Думе Краснодара, администрации муниципального образования г. Краснодар об оспаривании в части генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 № 100 п. 1 (в редакции решений городской Думы Краснодара от 08 октября 2020 № 2 п. 5, от 22 октября 2020 № 3 п. 5),
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия решение городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 г. № 100 п.1 «О Генеральном плане муниципального образования город Краснодар» (в редакции решений городской Думы Краснодара от 08 октября 2020 г. № 2 п. 5, от 22 октября 2020 г. № 3 п. 5) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к зоне
В обоснование требований административный истец ФИО1 указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования. Отнесение данного земельного участка к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования и территориальной зоне зеленых насаждений общего пользования ограничивает право собственности истца на указанный земельный участок, а также на использование данного объекта недвижимости в соответствии с его целевым назначением.
В возражениях на административный иск представитель административного ответчика - администрации муниципального образования г. Краснодар на основании доверенности ФИО6 просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика - городской Думы Краснодара на основании доверенности ФИО7 в отзыве на административное исковое заявление просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного истца на основании доверенности ФИО2 в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного иска по приведенным выше основаниям.
В судебном заседании представители городской Думы Краснодара – ФИО3, администрации муниципального образования г. Краснодар – ФИО4, департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края – ФИО5 возражали против удовлетворения административного иска, утверждая, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Прокурор Сидорова Л.Е. в своем заключении указала, что требования законодательства при принятии оспариваемого нормативного правового акта в части соблюдены в полном объеме, спорный земельный участок приобретен истцом в июне 2021 года, тогда как изменения в генеральный план внесены в сентябре 2020 года, в связи с чем, права административного истца оспариваемым нормативным актом не нарушены.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.
Проверяя полномочия городской Думы Краснодара на принятие оспариваемого нормативного правового акта, соблюдение порядка его принятия и публикации, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Подготовка генерального плана городского округа предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, к которым относятся: принятие решения главой местной администрации о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений; обязательное согласование проекта в соответствии со статьей 25 ГрК РФ; обязательное рассмотрение проекта на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ; принятие решения представительным органом местного самоуправления (статья 24 ГрК РФ).
В силу требований статьи 24 ГрК РФ, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с Уставом муниципального образования город Краснодар представительным органом муниципального образования город Краснодар является городская Дума Краснодара.
Таким образом, полномочия по утверждению генерального плана муниципального образования город Краснодар отнесены к ведению городской Думы Краснодара (ст.25 Устава).
Согласно части 1 статьи 28 ГрК РФ, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
Согласно части 2 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
Как указано в части 4 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений. Проект генерального плана муниципального образования город Краснодар в целях соблюдения порядка его утверждения Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 19.06.2020 № 2307 (опубликовано 19.06.2020 на сайте по адресу: https://kjd.ru/dokumenty/dokumentyadministratsii/normativnyepravovveakty/ofitsialnoeopublikovanie-normativnykh-pravovykh-aktov/document-19062020231422.html) был вынесен на общественные обсуждения, которые проходили в каждом населенном пункте.
Постановлением администрации г. Краснодар от 19 июня 2020 г. № 2307 по проекту Генерального плана назначено проведение общественных обсуждений, которые проходили в период с 06 июля 2020 г. по 06 августа 2020 г. в каждом населенном пункте городского округа.
Проект Генерального плана, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему были размещены 26 июня 2020 г. на официальном Интернет-портале Администрации г. Краснодар.
Общественные обсуждения завершились опубликованием заключения о результатах общественных обсуждений 31.08.2020 в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов городской Думы Краснодара - на Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара.
Решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар» утверждена новая редакция генерального плана муниципального образования город Краснодар в полном объеме (за исключение разделов ДСП и совершенно секретно), который опубликован в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов городской Думы Краснодара - на Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара и Вестнике органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар № 9.
Административным ответчиком, в соответствии с требованиями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства представлена совокупность письменных доказательств в подтверждение соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия городской Думы Краснодара на принятие оспариваемого решения; форму и вид решения; процедуру принятия этого решения и введения его в действие, в том числе порядок опубликования, включая все стадии в соответствии с требованиями градостроительного законодательства (принятие Проекта, проведение публичных слушаний, согласование Проекта с различными органами, голосование и т.д.).
Кроме того, сложилась судебная практика, имеющая преюдициальное значение в отношении данных обстоятельств, о том, что генеральный план муниципального образования город Краснодар, утвержденный решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 г. № 100 п.1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар», в целом принят компетентным органом в пределах полномочий с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения его в действие (решения Краснодарского краевого суда от 11 ноября 2020 года по делу № 3а-1590/2020; от 23 декабря 2020 года по делу № 3а-1487/2020, оставленными без изменения апелляционными определениями Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 08 апреля 2021 года № 66а-220/2020 № 66а-362/2021 и от 08 апреля 2021 года № 66а-386/2021, а также решение Краснодарского краевого суда от 22.12.2020 по делу № 3а-1685/2020, оставленное без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13.04.2021 № 66а-523/2021, оставленные в силе Четвертым кассационным судом общей юрисдикции от 03.08.2021 № 8а-16975/2021).
В силу статьи 64 КАС РФ не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом административного дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Городской Думы Краснодара от 02 сентября 2020 г. № 100 п.1 (в редакции решений Городской Думы Краснодара от 08 октября 2020 г. № 2 п. 5, от 22 октября 2020 г. № 3 п. 5) является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным представительным органом муниципальной власти, принятым с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованным надлежащим образом.
Проверяя соответствие содержания Генерального плана в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания нормативного правового акта не соответствующим указанным нормативным правовым актам.
Согласно пункту 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ), градостроительная деятельность – это деятельность по развитию территорий, в том числе, городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
В силу статьи 2 ГрК РФ принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется, в том числе, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа, в котором определены границы функциональных зон и их функциональное назначение (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в них устанавливаются территориальные зоны, их границы и градостроительные регламенты (пункты 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ).
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено содержание генерального плана: положение о территориальном планировании; карта планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карта границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карта функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно пункту 5 статьи 1 ГрК РФ, функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение, которое, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
На карте функциональных зон поселения или городского округа отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ).
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе, при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны.
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе, в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м, расположенного по адресу , государственная регистрация права осуществлена 11 августа 2021 года на основании договора купли-продажи от 15 июня 2021 года.
В соответствии с Генеральным планом муниципального образования г. Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26 января 2012 г. № 25 п. 15 «Об утверждении генерального плана муниципального образования г. Краснодар», земельный участок с кадастровым номером был расположен в зоне .
Ранее действовавшими Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30 января 2007 года № 19 п. 6, спорный земельный участок отнесен к зоне
Согласно действующим Правилам землепользования и застройки, в редакции решения городской Думы Краснодара от 22 июля 2021 года № 17 п. 19, вышеуказанный земельный участок относится к территориальной зоне
По данным государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования г. Краснодар на земельный участок с кадастровым номером сведения о документации по планировке территории, утвержденной в порядке, предусмотренном статьей 46 ГрК РФ, в отношении рассматриваемого земельного участка отсутствуют.
Суд не может согласиться с доводами административного истца о фактическом изъятии спорного земельного участка с нарушением норм действующего законодательства.
Отнесение территории к определенным функциональным зонам само по себе не свидетельствует о нарушении прав граждан, поскольку Генеральный план, как документ долгосрочного планирования, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускает потенциальное изменение назначения территории, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.
Отнесение земельного участка с кадастровым номером к зоне не противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства, поскольку административный истец не лишен возможности использовать земельный участок в соответствии с его назначением, так как согласно п.п. 11, 12 статьи 9 ГрК РФ генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет, а утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
При этом, давая оценку соотношению частных и публичных прав и интересов, суд полагает, что административный истец приобрел право собственности на земельный участок с кадастровым номером после утверждения Генерального плана, а, соответственно, стал субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом уже при сложившемся и действующем правовом регулировании соответствующих общественных отношений, касающихся зонирования территории муниципального образования г. Краснодар.
Таким образом, ФИО1, приобретая право собственности на спорный земельный участок, добровольно принимала риск последствий такого правового регулирования.
Исходя из системного толкования вышеприведенных положений законодательства, с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что Генеральный план муниципального образования г. Краснодар, утвержденный решением Городской Думы Краснодара от 02 сентября 2020 г. № 100 п.1 (в редакции решений Городской Думы Краснодара от 08 октября 2020 г. № 2 п. 5, от 22 октября 2020 г. № 3 п. 5) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к зоне не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, законных прав и интересов административного истца как собственника земельного участка не нарушает.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к городской Думе Краснодара, администрации муниципального образования г. Краснодар об оспаривании в части генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар» (в редакции решений городской Думы Краснодара от 08.10.2020 № 2 п. 5 и от 22.10.2020 № 3 п. 5), оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 23 июня 2022 года.
Судья Краснодарского краевого суда К.В.Лободенко