ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-664/19 от 28.10.2019 Саратовского областного суда (Саратовская область)

дело № 3а-664/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2019 года город Саратов

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего Бугаевой Е.М.,

при помощнике судьи Ионкиной В.В.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административных ответчиков Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области, администрации Саратовского муниципального района Саратовской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Собранию депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области, администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, заинтересованное лицо: управление архитектуры и градостроительства администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, о признании недействующим решения Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 08 февраля 2013 года № 01-7/526 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области» в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенных по адресу: Саратовская область, Саратовский муниципальный район, Усть-Курдюмское муниципальное образование, с. Усть-Курдюм, ул. <данные изъяты>, к нескольким территориальным зонам,

установил:

решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 08 февраля 2013 года № 01-7/526 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области (далее – Правила землепользования и застройки), включающие карту градостроительного зонирования территории.

Решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 26 июля 2018 года № 1-07/616 внесены изменения в решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 08 февраля 2013 года № 01-7/526: в статье 13.3. «Перечень территориальных зон» дополнен «Зоны особо охраняемых территорий» дополнен: «ООТ-1 – оползневые и потенциально оползневые зоны».

Согласно Карте градостроительного зонирования территории Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области (далее - Усть-Курдюмское муниципальное образование) к Правилам землепользования и застройки земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенные по адресу: Саратовская область, Саратовский муниципальный район, Усть-Курдюмское муниципальное образование, с. Усть-Курдюм, ул. <данные изъяты><данные изъяты>, отнесены к территориальным зонам ИС-2 (коридоры инженерных коммуникаций) и ООТ-1 (оползневые и потенциально опасные зоны).

ФИО3 обратилась в суд с административным иском с указанными выше требованиями. В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенные по адресу: Саратовская область, Саратовский муниципальный район, Усть-Курдюмское муниципальное образование, с. Усть-Курдюм, ул. <данные изъяты>, с видом разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства. Администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области (далее – администрация Саратовского муниципального района) отказано ФИО3 в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на то, что указанные земельные участки отнесены к оползневой зоне, исходя из ответов администрации Саратовского муниципального района в соответствии с Правилами землепользования и застройки земельные участки расположены также и в зоне ИС-2 (коридоры инженерных коммуникаций). Отнесение земельных участков к указанным территориальным зонам нарушает права административного истца как собственника земельных участков, ограничивает в правах землепользования, препятствуя в использовании земельных участков в соответствии с их видом разрешенного использования, предусматривающего возможность возведения на таких участках жилого дома и объектов капитального строительства.

В возражениях на административный иск представитель административных ответчиков просил отказать в удовлетворении требований, поскольку земельные участки расположены в оползневой зоне, что подтверждено актом обследования оползневой зоны, согласно которому улица <данные изъяты> расположена в 100 м от бровки оползневого обрыва. Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> расположены в территориальной зоне ООТ-1, то данное обстоятельство исключает нахождение данных участков в зонах Ж-1, ИС-2.

ФИО3 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца просила удовлетворить заявленные требования по приведённым выше основаниям.

Представитель административных ответчиков Собрания депутатов Саратовского муниципального района, администрации Саратовского муниципального района ФИО2 возражал против удовлетворения административного иска, полагая, что Правила землепользования и застройки в оспариваемой части приняты в пределах компетенции Собрания с соблюдением процедуры, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации, и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Заинтересованное лицо управление архитектуры и градостроительства администрации Саратовского муниципального района о времени и месте рассмотрения административного дела извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки суд не известило, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовало, в связи с чем, руководствуясь статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя указанного заинтересованного лица.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административных ответчиков, показания свидетеля, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путём признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с положениями статей 1, 7, 14, 35, 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно Закону Саратовской области от 29 декабря 2004 года № 113-ЗСО «О муниципальных образованиях, входящих в состав Саратовского муниципального района» на территории Саратовского муниципального района установлены границы Усть-Курдюмского муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, с административным центром - село Усть-Курдюм. В состав Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района входят следующие населённые пункты: село Усть-Курдюм, деревня Долгий Буерак и Мергичевка, село Пристанное.

В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Пунктом 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что утверждение правил землепользования и застройки городских округов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности. К полномочиям муниципальных районов в данной области отнесено утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий (подпункт 3 пункта 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).

Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24, часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24, части 1 - 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Соглашением о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения от 1 января 2013 года, заключенного Усть-Курдюмским муниципальным образованием и Саратовским муниципальным районом, с 1 января 2013 года Саратовскому муниципальному району переданы полномочия по утверждению генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, утверждению подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Комиссией по градостроительству, земельным ресурсам, ЖКХ Собрания депутатов Саратовского муниципального района, полномочия которой определены Положением о публичных слушаниях на территории Саратовского муниципального района, утвержденным решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района от 16 июня 2010 года № 01-7/256, проведены публичные слушания по вопросу утверждения проекта правил землепользования и застройки Усть-Курдюмского муниципального образования, по результатам которых проект был утвержден с учетом внесенных предложений.

Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу утверждения проекта правил землепользования и застройки Усть-Курдюмского муниципального образования опубликовано в официальном печатном издании Саратовского муниципального района - газете «Большая Волга» от 25 января 2013 года № 06.

По результатам публичных слушаний решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района от 08 февраля 2013 года №01-7/526 утверждены правил землепользования и застройки Усть-Курдюмского муниципального образования. Данный нормативный правовой акт размещен на официальном сайте администрации Саратовского муниципального района saratov.sarmo.ru, а также опубликованы в газете «Большая Волга» 13 февраля 2013 года № 11.

Решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 26 июля 2018 года № 1-07/616: в статье 13.3. «Перечень территориальных зон» раздел «Зоны особо охраняемых территорий» дополнен: «ООТ-1 – оползневые и потенциально оползневые зоны».

Проект Правил землепользования и застройки подготовлен в соответствии с вышеприведенными процедурами, регламентированными статьями 31 - 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Решение об утверждении указанных Правил принято уполномоченным органом.

Правила землепользования и застройки в оспариваемой части приняты Собранием Саратовского муниципального района в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Как следует из положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон (пункт 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Как видно из материалов дела, принадлежащие ФИО3 земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенные по адресу: Саратовская область, Саратовский муниципальный район, Усть-Курдюмское муниципальное образование, с. Усть-Курдюм, ул. <данные изъяты>, с видом разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства, предполагающим возможность строительства. На земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> возведен жилой дом.

Согласно представленной административным ответчиком выкопировке из Правил землепользования и застройки земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> отнесены к территориальным зонам ИС-2 (коридоры инженерных коммуникаций) и ООТ-1 (оползневые и потенциально опасные зоны), а также к территориальной зоне Ж-1 (территория существующей жилой застройки усадебного типа), причем земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> частично находится в зоне С-1 (территория личных паевых взносов) Ж-1, ООТ-1, а земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в зоне Ж-1, ООТ-1. Данные обстоятельства не оспаривались представителем административного ответчика в судебном заседании, сославшемся на техническую ошибку при составлении правил землепользования и застройки.

Основным видом разрешенного использования в территориальной зоне ИС-2 (коридоры инженерных коммуникаций) являются коммунальное обслуживание, обеспечение деятельности гидрометеорологии, энергетика, связь, трубопроводный транспорт.

Основными видами разрешенного использования территориальной зоны Ж-1 являются: отдельно стоящие жилые дома усадебного типа для индивидуального жилого строительства; блокированные жилые дома для жилого строительства.

Для территориальной зоны С-1 личных паевых участков в соответствии с Правилами землепользования и застройки являются земельные участки, занятые огородами, садами, пашней, пастбищами, изменение их использования для нужд развития населенного пункта.

Основным видом разрешенного использования территориальной зоны ООТ-1 является сохранение отдельных естественных качеств окружающей природной среды путем ограничения хозяйственной деятельности в этой зоне (описание данной зоны дополнено решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 26 июля 2018 года № 01-07/616).

Вместе с тем Правила землепользования и застройки устанавливают границы нескольких территориальных зон, предусматривающих разный правовой режим использования, что противоречит требованиям градостроительного законодательства и препятствует реализации права истца на использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования и приобретение участка под принадлежащим ему зданием, необходимого для использования жилого дома.

Нахождение земельного участка в нескольких территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности его правового режима, а также ограничивает право административного истца на использование земельного участка под объектами недвижимости.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Принадлежащие на праве собственности административному истцу земельные участки поставлены на кадастровый учет с существующим видом разрешенного использования в 1994 - 1995 годах. На земельном участке с кадастровым номером 64:32:023635:40 возведен жилой дом, принадлежащий ФИО3 на праве собственности.

Согласно экспертному исследованию, составленному ООО «<данные изъяты>» от 07 октября 2019 года, представленному как письменное доказательство стороной административного истца, на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> отсутствуют надземные, подземные коммуникации, отсутствует какие либо инженерные коммуникации.

По сведениям администрации Усть-Курдюмского муниципального образования инженерные сети, коммуникации на указанной территории отсутствуют, их прокладка не планируется, в связи с чем в настоящее время готовятся изменения в документы градостроительного зонирования.

Каких-либо доказательств того, что административным ответчиком учитывалось существующее землепользование (личное подсобное хозяйство) и сложившаяся планировка территории в силу тех или иных объективных причин, материалы дела не содержат.

При этом установление территориальной зоны инженерных коммуникаций необоснованно ввиду фактического отсутствия таких сооружений в данной территориальной зоне и нарушает положения пункта 14. 6 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поседений. Актуализированная редакция СНИП 2.07.01-89*», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1034/пр.

Согласно указанному положению размещение коммуникаций инженерной и транспортной инфраструктуры запрещается в зонах возможного проявления оползней, селевых потоков и снежных лавин.

Оползневая зона указана в оспариваемом нормативном правовом акте как территориальная зона и особо охраняемая территория.

Наличие данной зоны графически было изображено на Карте градостроительного зонирования территории Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области без описания этой зоны в Правилах землепользования и застройки в первоначальной редакции.

Решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 26 июля 2018 года № 1-07/616: в статье 13.3. «Перечень территориальных зон» дополнен раздел «Зоны особо охраняемых территорий» дополнен: «ООТ-1 – оползневые и потенциально оползневые зоны».

Вместе с тем в опубликованной на сайте администрации Саратовского района Карте градостроительного зонирования территории Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области в перечне зон отсутствует указание и описание зоны ООТ-1.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, правовая норма вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и к злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (подпункты «а», «ж» пункта 3), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, прямо относят к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполноту административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, а также юридико-лингвистическую неопределенность.

Оспариваемые положения Правил землепользования и застройки указанным критериям не отвечают, поскольку отнесение спорных земельных участков на Карте градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки без указания зоны ООТ-1 при наличии только упоминания в текстовом содержании такой зоны (в решении Собрания депутатов за 2018 год) допускает неоднозначное толкование содержания этих положений, множественность в их толковании и носит неопределенный характер.

Кроме того, в Правилах землепользования и застройки обозначение оползневой зоны (как и остальных зон) нанесено без установления характерных точек и координат, без чего определение местонахождения такой зоны с соотнесением земельных участков вызвало в конкретной ситуации затруднение и неопределенность в их применении.

В соответствии с частью 6.1. статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ, обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ территориальных зон.

Вместе с тем при принятии решения Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 26 июля 2018 года № 1-07/616, которым введена оползневая зона ООТ-1, каких-либо изменений в картографический материал не внесено, изображение данной зоны нанесено без установления координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

При этом заключение кадастрового инженера, в котором обозначены границы оползня, и на что указал в возражениях административный ответчик, не может быть принято во внимание, так как данный документ не является составной частью правил землепользования и застройки, а при рассмотрении спора в своих ответах на обращение ФИО3 административный ответчик указывал различные варианты нахождения земельных участков в территориальных зонах.

Суд полагает, что отнесение оползневой зоны к особо охраняемым зонам не предусмотрено законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Согласно пункту 1.2 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утв. приказом Министерства строительства Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 17-39 (далее по тексту - Правила), в населенных пунктах, территории которых подвержены воздействию опасных геологических процессов, должны быть определены, нанесены на генеральный план и утверждены администрацией границы полосы отводы инженерной защиты и зоны, подверженные опасным геологическим процессам. Границы опасной зоны, по заданию органов администрации населенных пунктов, определяют институты, проектирующие инженерную защиту, тресты инженерных изысканий в строительстве.

Опасная зона - часть территории, на которой действуют или могут действовать геологические процессы и гидрометеорологические явления, которые оказывают отрицательное воздействие на территории, народнохозяйственные объекты и жизнедеятельность людей. В границах опасной зоны устанавливается особый режим строительства и эксплуатации зданий, сооружений и городских земель с целью профилактики и предотвращения активизации природных процессов от техногенного воздействия (пункт 1.4 Правил). Зона, опасная в оползневом отношении, должна включать оползневые, потенциально оползневые и обвалоопасные склоны с оползневыми и прибрежными террасами, прибровочную часть плато, способную участвовать в оползневом процессе или на него влияющую (пункт 9.3 Правил).

Территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в силу их особого правового режима, ограничивающего деятельность землепользователя, должны быть обозначены в документах территориального планирования и по своему правовому статусу налагают определенные ограничения в пользовании таким земельным участком, по существу, являются зонами с особыми условиями использования и не подпадают по правовому статусу и содержанию к особо охраняемым зонам.

С учетом изложенного суд полагает, что указанные нарушения при принятии нормативного правового акта, выразившиеся в установлении нескольких территориальных зон, взаимоисключающих друг друга и создающих невозможность в использовании земельных участков, не принятие во внимание административным ответчиком фактического землепользования, существующего на момент принятия правил землепользования, установление территориальных зон с нарушением строительных норм и правил, установление территориальных зон, допускающих неоднозначное толкование содержания оспариваемых положений, противоречит требованиям, в частности части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации. В данном случае, определенное Правилами застройки и землепользования градостроительное зонирование земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> указанным выше требованиям не соответствует.

Оценив приведённые выше доказательства, суд приходит к выводу, что решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 08 февраля 2013 года № 01-7/526 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области», решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 26 июля 2018 года № 1-07/616 «О внесении изменения в решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 08 февраля 2013 года № 01-7/526 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области» в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенных по адресу: Саратовская область, Саратовский муниципальный район, Усть-Курдюмское муниципальное образование, с. Усть-Курдюм, ул. <данные изъяты>, к территориальным зонам ИС-2 (коридоры инженерных коммуникаций), ООТ-1 (оползневые и потенциально опасные зоны), Ж-1 (жилая застройка), С-1 (территория личных паевых участков) противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает административное исковое заявление ФИО3 к Собранию депутатов Саратовского муниципального района подлежащим удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Руководствуясь положениями пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта применялись, суд считает, что оспариваемые по настоящему делу положения подлежат признанию не действующими с момента вступления в силу настоящего решения.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию Собранием Саратовского муниципального района Саратовской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО3 к Собранию депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области, администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, заинтересованное лицо: управление архитектуры и градостроительства администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, о признании недействующим решения Собранию депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 08 февраля 2013 года № 01-7/526 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области» в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенных по адресу: Саратовская область, Саратовский муниципальный район, Усть-Курдюмское муниципальное образование, с. Усть-Курдюм, ул. <данные изъяты>, к нескольким территориальным зонам удовлетворить.

Признать недействующими решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 08 февраля 2013 года № 01-7/526 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области», решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 26 июля 2018 года № 1-07/616 «О внесении изменения в решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 08 февраля 2013 года № 01-7/526 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области» в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенных по адресу: Саратовская область, Саратовский муниципальный район, Усть-Курдюмское муниципальное образование, с. Усть-Курдюм, ул. <данные изъяты>, к территориальным зонам ИС-2 (коридоры инженерных коммуникаций) и ООТ-1 (оползневые и потенциально опасные зоны), Ж-1 (зона индивидуальной застройки), С-1 (зона личных паевых участков) с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Собранием депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.М. Бугаева