ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-679/19 от 15.10.2019 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

010а

3а-679/2019

УИД 24OS0000-01-2019-000665-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск 15 октября 2019 года

Красноярский краевой суд в составе:

судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.

при секретаре Мамаеве А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании недействующим в части приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 года N В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов»,

УСТАНОВИЛ:

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 года № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов» (далее – Решение от 7 июля 2015 года № В-122) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, являющиеся приложением к данному Решению (далее – Правила землепользования и застройки).

Приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки является Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск, на которой установлены территориальные зоны городского округа город Красноярск.

Решение от 7 июля 2015 года № В-122 было подписано Главой города Красноярска и опубликовано 15 июля 2015 года в периодическом печатном издании «Городские новости» № 102, являющимся источником официального опубликования нормативных правовых актов г. Красноярска и в соответствии с пунктом 3 данного Решения вступило в силу со дня его официального опубликования – 15 июля 2015 года.

МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, просил суд признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда Приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 года № В-122, в части установления территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером

Требования мотивированы тем, что вышеуказанный земельный участок общей площадью 7 022 608 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации. Участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП ПО «КХК «Енисей», находящегося с 2009 года в процедуре банкротства.

Согласно Карте градостроительного зонирования городского округа город Красноярск, в отношении земельного участка с кадастровым номером установлены следующие территориальные зоны: зона делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1); производственные зоны предприятий III класса опасности (П-2); зоны объектов обеспечения производственной деятельности (П-4); зоны иных зеленых насаждений (З-2); коммунально-складская зона (П-3); зона естественных природных ландшафтов (Л).

В соответствии с указом Президента РФ от 4 августа 2004 года «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ», ФГУП ПО «КХК «Енисей» входит в перечень стратегических. В конкурсном производстве должником ФГУП ПО «КХК «Енисей» реализовано более 387 сооружений и объектов капитального строительства, вошедших в конкурсную массу, указанные объекты расположены на части земельном участке с кадастровым номером . Большинство собственников указанных объектов в настоящее время не могут оформить права на земельные участки, в связи с установленными территориальными зонами, которые не соответствуют фактическому их использованию.

На данном земельном участке также расположено гидротехническое сооружение Шламонакопитель – I класса опасности и 150 опасных объекта, изъятых из оборота, в том числе линейных, участвующих в производстве порохов и твердого ракетного топлива, а так же 387 сооружений и объектов капитального строительства, принадлежащих физическим и юридическим лицам на праве собственности.

В настоящее время административным истцом рассматривается вопрос о разделе земельного участка. Цель раздела – образование части под производственными опасными и особо опасными объектами и вовлечение земельных участков под неопасными объектами, находящихся в частной собственности, в хозяйственный оборот. В результате кадастровых работ по образованию земельного участка под 150 опасными производственными объектами и гидротехническим сооружением установлено, что образуемый участок расположен в нескольких территориальных зонах.

Полагает, что территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером не отвечает требованиям принадлежности спорного земельного участка только к одной территориальной зоне, и ущемляет права административного истца как собственника земельного участка, поскольку, препятствует свободному распоряжению данным участком, снижает уровень правовых гарантий и законных интересов правообладателя земельного участка по существующему и планируемому использованию земельного участка.

Административный истец неоднократно обращался в адрес Администрации г. Красноярска с предложениями о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, однако, вопрос о внесении изменений в Правила в отношении границ территориальных зон Администрацией г. Красноярска до настоящего времени не разрешен.

В судебном заседании представители административного истца МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва - ФИО1 (доверенность от 20 ноября 2018 года), ФИО2 (доверенность от 19 апреля 2019 года) заявленные требования поддержали в полном объеме, на их удовлетворении настаивали. Указали суду, что в связи с установлением нескольких территориальных зон в отношении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, административный истец, выполняющий полномочия собственника, лишен возможности полноценно распоряжаться данным участком. Участок находится в пользовании химкомбината «Енисей», в границах участка расположены как строения и сооружения, находящиеся в частной собственности, так и опасные производственные объекты, находящиеся в федеральной собственности. Административный истец намерен осуществить раздел данного участка, в целях образования под указанными объектами отдельных земельных участков.

Представитель административного ответчика Красноярского городского совета депутатов – ФИО3, действующая на основании доверенности от 10 октября 2018 года, заявленные требования не признала в полном объеме, просила суд отказать в удовлетворении административного иска. Суду пояснила, что процедура подготовки и принятия оспариваемого правового акта была соблюдена. Установленные в границах земельного участка территориальные зоны соответствуют функциональному зонированию участка.

Представитель заинтересованного лица ФГУП ПО «КРК» «Енисей» - ФИО4, действующая на основании доверенности от 09 января 2019 года, не возражала против удовлетворения административного иска. Суду пояснила, что удовлетворение требований поможет выделить под опасными производственными объектами земельные участки. Также в отношении части территории участка необходимо провести работы по рекультивации земли. Оставшуюся часть земли необходимо передать в пользование собственникам строение и сооружений, расположенных на земельном участке.

Прокурор Федорченко М.С., в своем заключении полагал, что административный иск подлежит удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).

Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24, часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24, части 1 - 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Устанавливаемый правилами землепользования и застройки градостроительный регламент отражает требования для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков.

Проект Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск подготовлен в соответствии с вышеприведенными процедурами, регламентированными статьями 31-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Решение от 7 июля 2015 года № В-122 принято уполномоченным органом (пункт 2 статьи 27 Устава города Красноярска) в установленной форме (статья 56 Устава), подписано Главой города Красноярска (пункт 6 статьи 57 Устава), официально опубликовано для всеобщего сведения (пункт 8 статьи 57 Устава) и вступило в законную силу со дня его официального опубликования (пункт 5 статьи 56 Устава).

В соответствии с пунктом 4.1.2 Положения о МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, территориальный орган осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности (л.д. 27).

Территориальный орган также наделен полномочиями по принятию в соответствии с законодательством РФ решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше 10 гектар (пункт 4.1.18) (л.д. 28 оборот).

Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером находится в собственности Российской Федерации, передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГУП ПО «КХК «Енисей», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах (л.д. 8-12), свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (л.д. 13).

28 июня 2019 года руководитель МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обратился к Главе города Красноярска с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа города Красноярск. Предложение о внесении изменений в документы градостроительного зонирования мотивировано необходимостью раздела земельного участка с кадастровым номером , для образования частей под производственными опасными и особо опасными объектами и вовлечение земельных участков под неопасными объектами, находящимися в частной собственности, в хозяйственный оборот.

В письме имеется ссылка на справку о наличии опасных локальных зон на территории ФГУП ПО «КРК» «Енисей», согласно которой, часть земельного участка с кадастровым номером под объектами загрязнена остатками порохов и твердого ракетного топлива. Для поддержания в безопасном состоянии опасных производственных объектов, в том числе для обеспечения их антитеррористической защищённости и противопожарного режима, а также с целью не допущения посторонних лиц к источникам опасности, расположенным на территории предприятия – банкрота, необходимо непосредственно вокруг опасных объектов построить охранно-защитный периметр (забор), а также провести работы по рекультивации опасных производственных объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером , в связи с чем, необходимо в кратчайшие сроки утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для целей раздела исходного земельного участка на 2 земельных участка.

Для продолжения рекультивации 140 опасных производственных объектов, в том числе, объектов капитального строительства федеральной собственности, и функционированию особо опасного объекта федерального значения гидротехническое сооружение Шламонакопитель, а так же в связи со строительством локального периметра, возникла необходимость в изменении границ территориальной зоны П2.

Согласно сведениям из ИСОГД от 23 сентября 2019 года в отношении земельного участка с кадастровым номером , указанный земельный участок расположен в семи территориальных зонах: Зона делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1); Зона объектов обеспечения производственной детальности (П-4); Коммунально-складская зона (П-3); Производственная зона предприятий III класса опасности (П-2); Зоны иных зеленых насаждений (З-2); Зона естественных природных ландшафтов (Л); Зона территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).

Поскольку материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером относится к семи территориальным зонам (О-1, П-4, П-3, П-2, З-2, Л, ИТ), то Приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением от 7 июля 2015 года № В-122 в части установления нескольких территориальных зон в границах одного земельного участка с кадастровым номером противоречит предписаниям установленным в части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункте 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.

Несостоятельными являются доводы административного ответчика Красноярского городского Совета депутатов о соблюдении процедуры принятия Правил, учитывая, что муниципальные правовые акты должны не только приниматься в установленном порядке, но и не противоречить по своему содержанию Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Выраженные в возражениях Красноярского городского Совет депутатов и Главы города Красноярска суждения о том, что правила землепользования и застройки городского округа должны соответствовать его генеральному плану являются верными, однако из этого не следует, что названные правила могут при этом входить в противоречие с федеральным законодательством. Более того, ни административным ответчиком, ни заинтересованным лицом не представлено каких-либо данных, свидетельствующих о том, что Генеральный план городского округа город Красноярск (утверждён решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 года № 7-107), с учётом установленного им функционального зонирования, не позволяет отнести земельный участок с кадастровым номером к одной территориальной зоне.

Довод административного ответчика о соответствии установленных в отношении земельного участка с кадастровым номером территориальных зон его функциональному зонированию согласно Генеральному плану, ссылки на необходимость учета перспективного планирования в отношении данного участка, не могут быть приняты во внимание судом. К предмету рассмотрения по настоящему административному делу не относится вопрос о проверке Правил землепользования и застройки на соответствие Генеральному плану городского округа город Красноярск, а также правильность установленного Генеральным планом функционального зонирования в отношении земельного участка административного истца.

Суд полагает, что нахождение земельного участка в нескольких территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования само по себе создает неопределенность в отношении его правового режима и препятствует реализации административным истцом прав собственника.

В данном случае, в отношении земельного участка с кадастровым номером , в границах которого расположен производственный комплекс ФГУП ПО «КРК» «Енисей» (в том числе опасные производственные объекты), а иное недвижимое имущество (строения и сооружения), необходимо провести кадастровые работы с целью выделения отдельных земельных участков под такими объектами недвижимости. Между тем, проведение указанных кадастровых работ с целью образования земельных участков является невозможным, ввиду пересечения территории образуемых земельных участков границ установленных территориальных зон.

Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При таких обстоятельствах суд полагает признать недействующим со дня вступления в законную силу судебного решения Приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 года № В-122, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к семи территориальным зонам, а также обязать Красноярский городской Совет депутатов опубликовать сообщение принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, – удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения Приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 года № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером общей площадью 7 022 608 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый нежилыми зданиями, адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, к семи территориальным зонам.

Обязать Красноярский городской Совет депутатов опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.И. Пашковский

Дата изготовления решения в окончательной форме: 25 октября 2019 года.