ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-69/18 от 15.03.2018 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 3а-69/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.

при секретаре Губиной С.А.

с участием прокурора областной прокуратуры Половниковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 марта 2018г. в г. Кургане Курганской области административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Курганской городской Думе об оспаривании нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

решением Курганской городской Думы от 19 декабря 2007г. № 318 утверждены Правила землепользования и застройки города Кургана (далее также ПЗЗ), которые опубликованы в выпусках газеты «Курган и курганцы»: № 148 от 27 декабря 2007г. (Решение, Правила (ч. ч. 1-2, 3 (ст. ст. 1-2)), № 2 от 10 января 2008г. (Правила (ч. 3 (ст. 2)), № 3 от 12 января 2008г. (Правила (ч. 3 (ст. ст. 2-3)).

Согласно ст. 4 Правил землепользования и застройки г.Кургана (далее также Правила), последние, являясь документом градостроительного зонирования, содержали три части:

- часть I, том I – «Порядок применения Правил землепользования и застройки и внесения в них изменений», представлена в форме текста правовых и процедурных норм;

- часть II, том I – «Карта градостроительного зонирования города Кургана», представляющая собой графический материал, устанавливающая границы территориальных зон и границы зон с особыми условиями использования территории;

- часть III, том II – «Градостроительные регламенты», содержащая перечень видов разрешенного использования земельных участков в пределах границ соответствующей территориальной зоны.

Статья 34 части III «Градостроительные регламенты» Правил устанавливала, что на Карте градостроительного зонирования города Кургана отображаются границы зон с особыми условиями использования: прибрежная защитная полоса; водоохранная зона, санитарно-защитные зоны объектов различного целевого назначения, зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения; охранные зоны объектов инженерной инфраструктуры.

Решением Курганской городской Думы от 28 мая 2015г. № 78 «О внесении изменений в решение Курганской городской Думы от 19 декабря 2007г. № 318 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Кургана» (далее также решение Думы № 78), опубликованным в номере 65 газеты «Курган и курганцы» от 20 июня 2015г. и на официальном сайте муниципального образования города Кургана в сети «Интернет» (www.kurgan-city.ru), в Правила землепользования и застройки г.Кургана внесены ряд изменений, в том числе:

абзац третий п. 1 ст. 4 Правил землепользования и застройки г.Кургана изложен в новой редакции, согласно которой часть вторая Правил состоит из:

«- часть II, том I – «Карта градостроительного зонирования города Кургана» (приложение № 1), «Карта ограничения использования территории муниципального образования города Кургана при затоплении, подтоплении» (приложение № 2)»;

статья 34 части III «Градостроительные регламенты» Правил дополнена пунктом 4 следующего содержания (а также подпунктами 4.1.-4.3, устанавливающими запреты и ограничения на соответствующих территориях, защитной полосе и водоохраной зоне, которые не оспариваются):

«4. На карте ограничения использования территории муниципального образования города Кургана при затоплении, подтоплении отражены границы:

- территория затопления 1 % паводком;

- территория затопления 10 % паводком;

- прибрежная защитная полоса;

- водоохранная зона».

Карта ограничения использования территории муниципального образования города Кургана при затоплении, подтоплении (приложение № 2 к решению Курганской городской Думы от 28 мая 2015г. № 78, далее также Карта) содержала графическое изображение местности в границах территории населенного пункта – города Кургана, с указанием на карте границ, территорий мест застройки и водных объектов в границах муниципального образования.

Условными обозначениями на Карте (л.д. 31) обозначены территории прибрежных защитных полос озер и рек, водоохранные зоны, а также территории затопления реки Тобол 1 % паводком (вертикальная штриховка на зеленом фоне) и территории затопления 10 % паводком (горизонтальная штриховка на розовом фоне).

Решением Курганского областного суда от 8 декабря 2016г., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2017г., признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Карта ограничения использования территории муниципального образования города Кургана при затоплении, подтоплении в части указания на ней территорий затопления 10 % паводком, а также соответствующие положения градостроительного регламента.

В период проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в ПЗЗ, Главой г.Кургана 27 апреля 2017г. в комиссию по подготовке проекта ПЗЗ направлено сообщение о вступлении решения суда в силу 13 апреля 2017г. и необходимости подготовки изменений с учетом состоявшегося судебного акта.

Решением Курганской городской Думы от 30 мая 2017г. № 92 «О внесении изменений и дополнений в решение Курганской городской Думы от 19 декабря 2007г. № 318 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Кургана» (далее также решение Думы № 92), опубликованным в номере 60 газеты «Курган и курганцы» от 3 июня 2017г. и на официальном сайте муниципального образования города Кургана в сети «Интернет» (www.kurgan-city.ru), в Правила землепользования и застройки г.Кургана внесены очередные изменения и дополнения.

В соответствии с внесенными изменениями и дополнениями в качестве приложения № 2 к Правилам землепользования и застройки города Кургана» утверждена «Карта ограничения использования территории муниципального образования города Кургана при затоплении, подтоплении», из которой исключена территория затопления 10% паводком (п.п. 1.2, 1.3 решения Думы № 92); также из соответствующих положений градостроительных регламентов ПЗЗ исключены слова: "- территория затопления 10% паводком;" (п.п. 1.4.2 решения Думы № 92).

С учетом внесенных в ПЗЗ решением Думы № 92 изменений и дополнений на «Карте ограничения использования территории муниципального образования города Кургана при затоплении, подтоплении» на дату рассмотрения настоящего административного дела судом отражена территория затопления 1 % паводком; в Градостроительных регламентах ПЗЗ (п. 4 ст. 34 Правил) осталось упоминание лишь о территории затопления 1% паводком.

При этом, согласно утвержденного решением Думы № 92 приложения № 2 общая площадь территории затопления 1% паводком (на Карте условно обозначена фиолетовым фоном – л.д. 124) объединила в себе территории затопления реки Тобол 1 % (вертикальная штриховка на зеленом фоне) и 10 % паводком (горизонтальная штриховка на розовом фоне), которые на Карте, действовавшей в редакции решения Думы № 78, выделялись отдельно (л.д. 31).

Административный истец ФИО1 на основании договора купли-продажи от <...>г. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, а также расположенного на этом земельном участке объекта незавершенного строительства.

Земельный участок расположен на землях, относимых к категории земель населенных пунктов, предназначен для индивидуальной жилой застройки.

В апреле 2017г. Администрацией г.Кургана утвержден градостроительный план земельного участка, согласно которому участок находится в зоне затопления, подтопления паводковыми водами р. Тобол (л.д. 14-21, 25).

При обращении ФИО1 в Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений за выдачей разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, последнему 4 августа 2017г. в выдаче указанного разрешения было отказано со ссылкой на ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и Правила землепользования и застройки г.Кургана на том основании, что участок истца находится в зоне подтопления р.Тобол, строительство объектов капитального строительства в которой без проведения специальных защитных мероприятий в этой зоне запрещается.

В административном исковом заявлении (с учетом его уточнения, касающихся дополнительного обоснования нарушения прав землепользователя установлением ограничений, отсутствующих в Государственном реестре недвижимости) ФИО1 просил признать недействующим со дня принятия приложение № 2 к Правилам землепользования и застройки г.Кургана «Карта ограничения использования территории муниципального образования города Кургана при затоплении, подтоплении» в части указания на карте территории затопления 1 % паводком, а также пункта 4 статьи 34 части III «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки г.Кургана в части слов «территория затопления 1 % паводком».

Обращаясь с настоящим административным иском, ФИО1 полагал, что установление органом местного самоуправления границ зон затопления и подтопления осуществлено в нарушение процедуры, установленной нормативным правовым актом большей юридической силы - Правилами определения границ зон затопления и подтопления, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014г. № 360; произвольное, по мнению истца, установление органом местного самоуправления границ зон затопления, сведения о которых отсутствуют в Государственном реестре недвижимости, нарушает его право собственника использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением для строительства индивидуального жилого дома, а по завершении строительства – вводу объекта в эксплуатацию.

Представитель административного истца ФИО1 - ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании на требованиях о признании недействующим нормативного правового акта в части настаивал по доводам, изложенным в уточненном административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика - Курганской городской Думы и заинтересованного лица - Главы города Кургана – ФИО4 и А.А., действующие на основании доверенностей, с административным исковым заявлением ФИО1 не согласились по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, указав при этом, что оспариваемое решение Думы принято в установленном законом порядке компетентным представительным органом местного самоуправления в пределах его полномочий и в установленной форме, обнародовано для всеобщего сведения; предусмотренная ст.ст. 31-33 Градостроительного кодекса РФ процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки была соблюдена. Также пояснили, что внесение оспариваемых изменений в Правила землепользования и застройки г.Кургана в оспариваемой части было обусловлено необходимостью исполнения вступившего в законную силу решения Курганского областного суда от 8 декабря 2016г., которым из Карты ограничения использования территории муниципального образования города Кургана при затоплении, подтоплении исключена территория затопления 10% паводком. В иных границах территория затопления, подтопления 1% паводком решением Думы № 92, по утверждению представителей, не устанавливалась и не изменялась, поскольку оспариваемое решение Думы № 92 в части внесенных в Карту изменений носит технический характер и вне зависимости от принятого областным судом 8 декабря 2016г. решения территория затопления, подтопления г.Кургана 1 % паводком, как большое по объему понятие, в том числе включающе в себя признанную областным судом недействующей территорию 10% паводка, сохранилась.

Представитель административного соответчика - Администрации г.Кургана - Б.А.., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения административного иска ФИО1, поддержав доводы представителя ответчика и дополнительно указав, что установленные постановлением Правительства РФ Правила определения границ зон затопления и подтопления введены в действие с апреля 2014г., в то время как территории города Кургана, подверженные затоплению и подтоплению паводковыми водами р.Тобол, были отражены в Генеральном плане г.Кургана при его утверждении в 2010г. Вносимыми изменениями Правила землепользования и застройки были лишь приведены в соответствие с положениями Градостроительного кодекса РФ и земельным законодательством.

Представитель заинтересованного лица – Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в судебное заседание не явился, извещался надлежаще, представил письменный отзыв по делу, в котором разрешение вопроса по административному иску ФИО1 оставлял на усмотрение суда, указав при этом, что в мае 2018г. ожидается завершение работ по заключенному 9 ноября 2017г. Департаментом с ООО «Южно-Уральский научно-исследовательский и проектный институт водного хозяйства» государственному контракту на определение границ зон затопления, подтопления территорий в бассейне р.Тобол в границах г.Кургана, предусматривающем окончание работ внесением сведений о границах зон затопления, подтопления в государственный кадастр недвижимости и водный реестр.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, заключение прокурора Половниковой А.В., полагавшей административный иск ФИО1 подлежащим удовлетворению, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, по следующим основаниям.

Предметом судебного нормоконтроля по настоящему административному делу является проверка соответствия действующему федеральному законодательству приложения № 2 «Карта ограничения использования территории муниципального образования города Кургана при затоплении, подтоплении» Правил землепользования и застройки города Кургана, утвержденных решением Курганской городской Думы от 19 декабря 2007г. № 318 (в ред. решения Думы от 30 мая 2017г. № 92), в части указания на Карте территорий затопления 1% паводком, а также пункт 4 статьи 34 части III «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки города Кургана, утвержденных решением Курганской городской Думы от 19 декабря 2007г. № 318 (в ред. решения Думы от 30 мая 2017г. № 92) в части слов: «территория затопления 1 % паводком».

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При проверке законности положений нормативного правового акта, которые оспариваются, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (ч.7 ст.213 КАС РФ).

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32, статьи 33 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки, внесение в них изменений относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно Уставу муниципальное образование город Курган имеет статус городского округа, установленный Законом Курганской области от 6 июля 2004г. № 419 «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, сельского поселения, городского поселения, о месте нахождения представительных органов муниципальных районов, сельских поселений, об установлении наименований представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)».

В соответствии с Уставом муниципального образования к полномочиям Курганской городской Думы отнесено утверждение генеральных планов города Кургана, правил землепользования и застройки территории города Кургана (п. 1.19 ч. 1 ст. 22 Устава).

Судом установлено, что решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Кургана, положения которых оспариваются ФИО3, приняты компетентным представительным органом муниципального образования – Курганской городской Думой, при наличии кворума, единогласно, в надлежащей форме; нормативный правовой акт опубликован в установленном порядке в печатном средстве массовой информации - городской газете «Курган и курганцы», а также на официальном сайте муниципального образования города Кургана в сети «Интернет» (www.kurgan-city.ru).

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами административного дела и не оспаривались лицами, участвующими в деле.

Вместе с тем, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска ФИО1 и признании оспариваемых положений в части установления представительным органом местного самоуправления территорий затопления 1 % паводком противоречащими федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и недействующими.

Согласно положениям ст. 1 ГрК РФ зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Градостроительным кодексом Российской Федерации правила установления границ зон с особыми условиями использования территории, в частности территорий подверженных затоплению и подтоплению, не определены.

Более того, как непосредственно вытекает из положений ст. 1, ч. 3 ст. 34 ГрК РФ, границы зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (поэтому последние могут не совпадать с границами территориальных зон).

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Правоотношения, связанные с охраной водных объектов и предотвращением негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий, регулируются водным законодательством Российской Федерации, в частности, ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации (далее также ВК РФ), введенной Федеральным законом от 21 октября 2013г. № 282-ФЗ, предусматривающей в целях предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий проведение специальных защитных мероприятий.

Проведение специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, обуславливает существование определенных границ зон затопления, подтопления, размещение в которых новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения защитных мероприятий закон запрещает (ч.2 ст. 67.1 ВК РФ).

Порядок определения границ зон затопления, подтопления устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.4 ст.67.1 ВК РФ).

Согласно утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014г. № 360 Правил определения границ зон затопления, подтопления (далее также Правила определения границ), указанные границы территорий определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления.

Сведения должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (п. 3 Правил определения границ).

Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (п. 5 Правил определения границ).

После определения границ зон затопления, подтопления Федеральное агентство водных ресурсов направляет документы, необходимые для внесения сведений о границах зон затопления, подтопления в государственный кадастр недвижимости, в порядке и в сроки, которые определены Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии; вносит сведения о зонах затопления, подтопления в государственный водный реестр; представляет сведения о зонах затопления, подтопления в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п.17 Правил определения границ).

По окончании указанных процедур границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п. 18 Правил определения границ).

В случае внесения изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий границы зон затопления, подтопления могут быть изменены, но в порядке, предусмотренном настоящими Правилами (пп. «б» п. 19 Правил определения границ).

Таким образом, органы местного самоуправления полномочиями по определению и утверждению координат границ зон затопления, подтопления законом не наделены.

Как видно из представленного суду отзыва заинтересованного лица – Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, работа по определению границ зон затопления, подтопления территорий в бассейне р.Тобол в границах г.Кургана на дату рассмотрения настоящего административного дела ведется, но не окончена, до настоящего времени границы зон затопления, подтопления на территории Курганской области в соответствии с утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014г. Правилами уполномоченным федеральным органом не определены.

Исходя из изложенного, установление представительным органом местного самоуправления границ зон затопления, подтопления на территории муниципального образования города Кургана (посредством изменения и дополнения документа территориального зонирования приложением № 2 «Карта ограничения использования территории муниципального образования города Кургана при затоплении, подтоплении») осуществлено без соблюдения утвержденных постановлением Правительства РФ Правил определения границ и до внесения соответствующих сведений о границах этих зон в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, нормативный правовой акт органа местного самоуправления в оспариваемой части принят Курганской городской Думой с превышением полномочий и в нарушение установленного порядка определения границ зон затопления, подтопления.

Доводы в судебном заседании представителей Курганской городской Думы, Администрации г.Кургана и Главы г.Кургана о приведении Правил землепользования и застройки г.Кургана в соответствие с Генеральным планом г.Кургана, которым оспариваемые истцом зоны были установлены ранее (Генеральный план г.Кургана утвержден решением Курганской городской Думы в октябре 2010 года) не опровергают выводов суда, поскольку при подготовке изменений в Правила землепользования и застройки и их принятии следовало руководствоваться действующим федеральным законодательством, имеющим большую юридическую силу, каковым по состоянию на дату принятия городской Думой решения № 92 являлись ст. 67.1 ВК РФ и утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014г. № 360 Правила определения границ зон затопления, подтопления.

Отображение на Генеральном плане г.Кургана территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, определенных до введения в федеральное законодательство понятия зон затопления, подтопления (ст. 3 Федерального закона от 21 октября 2013г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») и порядка определения их границ, не означает, что приведение Правил землепользования и застройки г.Кургана в соответствие с Генеральным планом города после вступления в силу этих изменений могло осуществляться городской Думой произвольно, с отступлением от установленных Правительством Российской Федерации правил и процедур.

Доказательств, подтверждающих соблюдение уполномоченными органами Правил определения границ зон затопления, подтопления до внесения изменений в документ градостроительного зонирования, административным ответчиком, обязанным в силу положений ч. 9 ст. 213 КАС РФ доказывать соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду не представлено.

Кроме того, судом установлено нарушение регламентированного ст.ст. 31-33 ГрК РФ порядка внесения изменений в ПЗЗ при изменении оспариваемой графической части Правил.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы ст. ст. 30 - 35 ГрК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном при подготовке, принятии и утверждении правил землепользования и застройки.

Согласно ст. 5 ГрК РФ физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, в том числе при осуществлении ими мероприятий по зонированию территорий.

В силу требований ч. 12 ст. 31, ч. 5 ст. 28 ГрК РФ в целях доведения до населения информации о содержании проекта правил землепользования и застройки уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.

Как установлено судом, публичные слушания по утверждению границ территории 1% паводка в том виде, как они в последующем нашли свое отражение в приложении № 2 к ПЗЗ (в редакции решения Думы № 92) в нарушение норм ст.ст. 31 и 32 ГрК РФ не назначались и не проводились, что свидетельствует о нарушении процедуры принятия нормативного правового акта в оспариваемой части.

Из представленных Курганской городской Думой и Главой г.Кургана документов – постановления Главы г.Кургана от 28 февраля 2017г. № 43 «О назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки г.Кургана» (л.д. 147), протокола публичных слушаний и заключения по результатам публичных слушаний (л.д. 65-81) следует, что утвержденная решением Думы № 92 в новой редакции Карта ограничения использования территории с отраженными на ней границами территории затопления 1% паводком не включалась в выносимый на публичное обсуждение проект решения о внесении изменений в ПЗЗ (л.д. 148-158); данная Карта в ее измененном виде, объединившем границы зон затопления 1 % и 10 % паводком в одну – территорию затопления 1 % паводком, в нарушение норм ст.ст. 31 и 32 ГрК РФ не выносилась на публичные слушания и не являлась предметом публичного обсуждения, однако впоследствии была включена Главой г.Кургана в проект решения, направленный в представительный орган местного самоуправления и впоследствии принятый на заседании городской Думы 30 мая 2017г. (л.д. 157-165) в качестве приложения № 2 к ПЗЗ в новой редакции (п. 1.2 решения Думы № 92).

Указанные обстоятельства в силу положений ст.ст. 31 и 32 ГК РФ свидетельствует о ненадлежащем информировании потенциальных участников данных правоотношений о планируемом изменении правового режима отдельных территорий населенного пункта и связанных с этим ограничениями пользования земельными участками, о нарушении их законного права на участие в публичных слушаниях по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки и о нарушении установленной процедуры при внесении в оспариваемые Правила землепользования и застройки последующих изменений.

Таким образом, в оспариваемой части Карта ограничения использования территории с отраженными на ней границами территории затопления 1% паводком также противоречит положениям ст. 31-33 ГрК РФ ввиду нарушения установленной федеральным законом процедуры принятия нормативного правового акта в оспариваемой части.

Рассматривая административные требования истца, суд также исходит из того, что ожидаемое в мае 2018г. определение уполномоченным органом границ зон затопления, подтопления территорий в бассейне р.Тобол в границах г.Кургана не может выступать препятствием к удовлетворению настоящего административного иска, поскольку нормативный правовой акт принят с превышением полномочий органа местного самоуправления и на дату вынесения судом настоящего решения является действующим и нарушает права административного истца.

Также, по мнению суда, не является препятствием к удовлетворению настоящего административного иска и тот факт, что ФИО1 ранее было реализовано свое право на судебную защиту и данный ему 4 августа 2017г. Департаментом архитектуры, строительства и земельных отношений отказ в выдаче разрешения на жилищное строительство был признан решением суда незаконным, поскольку оспариваемые ФИО1 незаконные нормативные положения, ограничивающие градостроительную деятельность, продолжают сохранять свое действие. Кроме того, как следует из пояснений представителя административного истца, на свое обращение в отдел архитектуры Департамента за выдачей разрешения после состоявшегося судебного решения ФИО1 получил устное разъяснение о повторном принятии аналогичного отказа под любым иным предлогом в связи с наличием сохраняющего свою юридическую силу нормативного правового акта, установившим ограничительный правовой режим использования территории, на которой расположен земельный участок административного истца.

Судом не принимаются в качестве состоятельных доводы представителей Курганской городской Думы, Главы г.Кургана и Администрации г.Кургана относительно технического характера принятых 30 мая 2017г. городской Думой изменений в части отражения на Карте территории затопления 1 % паводком, обусловленных необходимостью исполнения вступившего в законную силу решения Курганского областного суда от 8 декабря 2016г., а также необходимостью отражения на Карте всей территории затопления 1 % паводком, часть которой ранее (до вступления в законную силу судебного акта) покрывалась территорией 10 % паводка.

Исходя из положений гл. 21 КАС РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в постановлении от 29 ноября 2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», нормативный правовой акт проверяется судом на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, исходя из того, как правовые нормы в их текстовом и графическом виде приведены в оспариваемом нормативном правовом акте для их аутентичного (буквального), а в случаях графического и схематического изображения – визуального восприятия неопределенным кругом лиц.

Решением Курганского областного суда от 8 декабря 2016г. на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, проверялось решение Курганской городской Думы от 28 мая 2015г. № 78, которым устанавливались границы территории затопления 10% паводком, отображенной на Карте ограничения использования территории муниципального образования города (в ред. решения Думы № 78) в виде условного цвето-графического обозначения – горизонтальной заштриховки схематичного изображения районов застройки и территорий населенного пункта на розовом фоне.

В связи с вступлением в законную силу решения Курганского областного суда от 8 декабря 2016г. на Карте ограничения использования территории муниципального образования города (в ред. решения Думы № 78), сохраняющей свое юридическое действие в отношении неопределенного круга лиц, оставалась территория затопления 1% паводком, то есть территория, условно обозначенная на карте в виде вертикальной заштриховки схематичного изображения районов городской застройки и территорий населенного пункта на зеленом фоне.

Вопреки пояснениям представителя Администрации г.Кургана о действительном отображении территорий затопления, подтопления в зависимости от их процентной обеспеченности (повторяемости затоплений в течение 100 лет) при использовании аппаратно-программных средств и компьютерной техники, иного из содержания нормативного правового акта не следует.

Вместе с тем, внося изменения в Карту в 2017г. и объясняя это необходимостью исполнения вступившего в законную силу решения областного суда от 8 декабря 2016г. (п. 3 повестки публичных слушаний 11 мая 2017г., л.д. 76), фактически решением городской Думы № 92 Карта ограничения использования территории муниципального образования города была изложена в новой редакции, в соответствии с которой обозначенные ранее на Карте (в ред. решения Думы № 78) границы затопления 1 % паводком были расширены и схематично стали занимать большую площадь, включая ту часть территории, которая ранее на Карте (в ред. решения Думы № 78) обозначалась, как территория затопления 10 % паводком, и была признана недействующей вступившим в законную силу решением областного суда.

Таким образом, в действительности имеет место юридическое изменение содержания картографической части нормативного правового акта, действовавшего с даты вступления в законную силу решения суда (13 апреля 2017г.), а не приведение его в соответствие с техническими параметрами используемого в градостроительной деятельности программного обеспечения.

На основании изложенного приложение № 2 «Карта ограничения использования территории муниципального образования города Кургана при затоплении, подтоплении» Правил землепользования и застройки города Кургана, утвержденных решением Курганской городской Думы от 19 декабря 2007г. № 318 (в ред. решения Думы от 30 мая 2017г. № 92), в части указания на Карте территорий затопления 1 % паводком (условно обозначены на Карте в виде схематичного изображения районов застройки и территорий населенного пункта на фиолетовом фоне) подлежит признанию судом недействующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В связи с признанием судом недействующей Карты ограничения использования территории муниципального образования города Кургана при затоплении, подтоплении в части указания на ней территорий затопления 1 % паводком, также недействующим подлежит признанию и пункт 4 статьи 34 части III «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки города Кургана, утвержденных решением Курганской городской Думы от 19 декабря 2007г. № 318 (в ред. решения Думы от 30 мая 2017г. № 92) в части слов: «территория затопления 1 % паводком», как непосредственно и логически связных с признанными судом недействующими положениями Карты ограничения использования территории муниципального образования города Кургана.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в числе прочих должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Поскольку положения нормативного правового акта, которые признаны противоречащими федеральному законодательству, фактически применялись, суд полагает признать оспариваемые положения недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В связи с удовлетворением иска понесенные ФИО1 судебные расходы в виде уплаченной им при обращении в суд государственной пошлины в сумме 300 руб. на основании положений ст. 111 КАС РФ подлежат возмещению за счет административного ответчика – Курганской городской Думы (п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Администрации г.Кургана судом отказывается, как заявленных к ненадлежащему ответчику, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта принимались представительным органом местного самоуправления – Курганской городской Думой.

Руководствуясь ст.ст. 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск ФИО1 к Курганской городской Думе о признании недействующим нормативного правого акта в части - удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу:

- приложение № 2 «Карта ограничения использования территории муниципального образования города Кургана при затоплении, подтоплении» Правил землепользования и застройки города Кургана, утвержденных решением Курганской городской Думы от 19 декабря 2007г. № 318 (в ред. решения Думы от 30 мая 2017г. № 92), в части указания на Карте территорий затопления 1 % паводком;

- пункт 4 статьи 34 части III «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки города Кургана, утвержденных решением Курганской городской Думы от 19 декабря 2007г. № 318 (в ред. решения Думы от 30 мая 2017г. № 92) в части слов: «территория затопления 1 % паводком».

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Администрации г.Кургана отказать.

Сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в городской газете «Курган и Курганцы», а также на официальном сайте муниципального образования www.kurgan-city.ru в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Взыскать с Курганской городской Думы в пользу ФИО1 в счет возмещения судебных расходов 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Судья Д.В.Пшеничников