ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-70/2022 от 11.05.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а-70/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2022 года город Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего Кустова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коклюшкиной Н.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: расположенных по адресу: <адрес>, равной их рыночной стоимости по состоянию на 10 декабря 2021 года, в размерах, определенных оценщиком ФИО3 в отчете № 1103/21-10 от 14 марта 2022 года.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала требование ФИО2

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области – ФИО4 в письменном отзыве полагал требование административного истца не подлежащим удовлетворению. Представил критические замечания по содержанию отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков, просил допросить оценщика в судебном заседании для устранения противоречий.

Представитель административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО5 просил рассмотреть дело без участия представителя Учреждения, в письменном пояснении указал, что кадастровая стоимость земельных участков была определена органом кадастрового учета на основании статьи 24.19 Закона об оценке в соответствии с требованиями пункта 23 Порядка определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития от 24 сентября 2018 года № 514, путем умножения площади каждого земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости по кадастровому кварталу, утвержденный приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области № 13-нп.

Другие лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения данного дела своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Заслушав пояснения представителя административного истца, допросив оценщика ФИО3, исследовав материалы дела, суд полагает требования административного истца подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, кадастровые номера: расположенные в <адрес>, принадлежат на праве собственности ФИО2 Государственная регистрация права собственности осуществлена 13 января 2022 года и 10 декабря 2021 года.

Согласно выпискам из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет на 10 декабря 2021 года 7009873,88 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 9838707,78 рублей.

Кадастровая стоимость указанных вновь образованных земельных участков определена при осуществлении их кадастрового учета на основании актов Филиала по Тверской области ФГБУ «ФКП Росреестра» от 10 декабря 2021 года в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценке путем умножения площади каждого земельного участка на значение удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала (2347,58 руб./кв.м), утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области № 13-нп от 25 декабря 2014 года.

Сведения о данной кадастровой стоимости земельных участков внесены в ЕГРН 10 декабря 2021 года.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

ФИО2 является собственником и плательщиком земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости земельных участков (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации), поэтому вправе оспаривать их кадастровую стоимость.

В силу положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ (редакция от 31 июля 2020 года) «О государственной кадастровой оценке» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01 января 2021 года) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В соответствии с частью 7 указанной статьи Закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В подтверждение рыночной стоимости земельных участков, отличающейся от кадастровой стоимости, административным истцом представлен отчет № 1103/22-10 от 14 марта 2022 года, выполненный оценщиком ФИО3

Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка определена оценщиком сравнительным подходом по состоянию на 10 декабря 2021 года отношении земельного участка с кадастровым номером: в размере 980000 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 1310000 рублей.

В судебном заседании оценщик ФИО3 подтвердил выводы о рыночной стоимости земельных участков, дал пояснения по критическим замечаниям к отчету и представил их письменное обоснование.

Так, при определении транспортной доступности оцениваемых участков, оценщик учитывал среднюю (хорошую) доступность, данные термины применительно к содержанию отчета аналогичны, поэтому отчет не вводит в заблуждение, соответствует требованиям пункта 5 ФСО № 3.

Оценщик пояснил об активности рынка земельных участков, аналогичных оцениваемым, что соответствует содержанию отчета о характеристике рынка.

При подборе объектов-аналогов оценщик использовал только те участки, информацию о публикации которых возможно подтвердить на дату составления отчета, в связи с чем некоторые объекты из выборки не были применены в качестве аналогов, что соответствует требованиям пункта 5 ФСО № 3.

Применение корректировок на площадь в соответствии с формулой из Справочника оценщика недвижимости ФИО6 обосновано оценщиком информацией авторов справочника о порядке применения матриц коэффициентов на стр. 95, выдержка из которого приобщена к делу.

Инвестиционная привлекательность недвижимости является общеприменимой корректировкой при определении стоимости земельных участков. Однако в рассматриваемом отчете в отношении объектов аналогов данная корректировка не применялась.

Оценив отчет оценщика в совокупности с его показаниями в судебном заседании, суд не усматривает нарушений пункта 5 ФСО № 3 (принципы составления отчета), полагает его допустимым и достоверным доказательством относительно рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость которого оспаривается.

Оценка произведена в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», подлежащими применению федеральными стандартами оценки на основе собранной оценщиком информации, удовлетворяющей требованиям достаточности, достоверности и существенности.

Противоречий и нарушений требований федеральных стандартов оценки, которые могли повлиять на итоговую рыночную стоимость объекта оценки, в отчете не имеется.

Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы и содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельных участков на дату оценки, определенной в индивидуальном порядке, суду не представлено и выводы оценщика о рыночной стоимости недвижимости не опровергнуты.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества их рыночной стоимости подтверждена доказательствами, удовлетворяющими критериям относимости, допустимости и достоверности, требование административного истца подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск ФИО2 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости по состоянию на 10 декабря 2021 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами:

- - в размере 980000 рубль;

- - в размере 1310000 рублей.

Датой подачи заявления ФИО2 об оспаривании кадастровой стоимости указанных земельных участков считать дату обращения в Тверской областной суд - 06 апреля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тверской областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Кустов

Решение в окончательной форме принято 12 мая 2022 года.

Судья А.В. Кустов