ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-72/2016 от 08.08.2016 Иркутского областного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 августа 2016 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего-судьи Астафьевой О.Ю.

при секретаре судебного заседания Шкинёвой Т.С.,

с участием:

представителя заинтересованного лица министерства лесного комплекса Иркутской области по доверенности Кармановой А.А.,

с участием прокурора Мусаева А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело Номер изъят по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Думе муниципального образования «город Саянск» о признании недействующим решения Думы муниципального образования «город Саянск» от Дата изъята «Об утверждении генерального плана городского округа муниципального образования «город Саянск» в части включения в границы муниципального образования «город Саянск» лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, с момента издания,

установил:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с исковым заявлением о признании недействующим решения Думы муниципального образования «город Саянск» от Дата изъята «Об утверждении генерального плана городского округа муниципального образования «город Саянск» в части включения в границы муниципального образования «город Саянск» лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, <адрес изъят> с момента издания.

В обоснование заявленных требований с учетом уточнений Федеральное агентство лесного хозяйства указало, что решением Думы муниципального образования «город Саянск» от Дата изъята «Об утверждении генерального плана городского округа муниципального образования «город Саянск» утвержден генеральный план. Указанный нормативный правовой акт опубликован в периодическом печатном издании «Саянские зори» Дата изъята , а также размещен на официальном сайте г. Саянска.

По результатам выполненного ФГУП «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов, определенных основным чертежом Генерального плана, установлено включение в границы населенного пункта г. Саянск лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в кварталах (данные изъяты) лесничества Иркутской области.

Лесные участки, включенные решением Думы в границы муниципального образования в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и части 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами определенными материалами лесоустройства.

Указанные лесные участки по состоянию на Дата изъята также являлись федеральной собственностью и относились к категории земель лесного фонда, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на участок лесного фонда от Дата изъята

При издании оспариваемого решения Думы муниципального образования «город Саянск» от Дата изъята «Об утверждении генерального плана городского округа муниципального образования «город Саянск» в части включения в границы муниципального образования «город Саянск» лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, согласование проекта генерального плана в соответствии со статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, перевода их из состава земель лесного фонда в состав земель населенного пункта с Министерством природных ресурсов и экологии РФ не было осуществлено.

Генеральный план городского округа муниципального образования «город Саянск» был утвержден решением Думы городского округа муниципального образования «город Саянск» от Дата изъята .

При этом, проект генерального плана поступил в Рослесхоз на рассмотрение Дата изъята из Минсельхоза России. Письмом от Дата изъята Рослесхоз проинформировал Минсельхоз о несогласовании проекта генерального плана городского округа муниципального образования «город Саянск» в части включения в границы муниципального образования «город Саянск» лесных участков, расположенных на землях лесного фонда.

В соответствии с действовавшем ранее и в настоящее время законодательством возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, установлена исключительно по согласованию с собственником земель Российской Федерацией в лице Рослесхоза.

Таким образом, решение Думы от Дата изъята не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации». Оспариваемым актом изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что препятствует осуществлению полномочий органов федеральной власти по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов (т. 1 л.д. 8-13, 96-99, т. 2 л.д. 99-101, т. 5 л.д. 33-35, 54-55, т. 6 л.д. 6-10, 16-18, 211-212).

Определением Иркутского областного суда от 28 апреля 2016 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (т. 5 л.д. 164-168).

Определением Иркутского областного суда от 20 июня 2016 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство лесного комплекса Иркутской области (в связи с перенаименованием Агентства лесного хозяйства Иркутской области), администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» и мэр городского округа муниципального образования «город Саянск» Боровский Олег Валерьевич (т. 6 л.д. 93-98).

В судебное заседание представитель административного истца не явился, будучи извещен судом о месте и времени судебного заседания надлежаще. В неоднократных заявлениях представитель административного истца по доверенности Сухих А.С. просил рассмотреть дело без его участия (т. 1 л.д. 14-15, 96-99, т. 2 л.д. 93-94, т. 6 л.д. 199-203).

Представитель административного ответчика - Думы муниципального образования «город Саянск» по доверенности Хохрякова А.А., будучи также представителем администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» просила рассмотреть дело в их отсутствие (т. 6 л.д. 229, 232- 234).

В ранее поданных отзыве и пояснениях по делу представитель Хохрякова А.А. указала на то, что законодательство допускает нахождение в границах муниципальных образований не только земель населенных пунктов, но и земель других категорий, в том числе земель лесного фонда. Порядок согласования был утвержден лишь приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69. К полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства в соответствии с п. 5.2.7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 283, относилось рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий. На момент принятия оспариваемого решения Федеральное агентство лесного хозяйства не обладало полномочиями собственника в отношении федерального имущества. Полагает, что административный истец не обладает правом предъявления иска об оспаривании нормативных правовых актов в интересах Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, равно как и от имени Российской Федерации.

Факт нахождения Федерального агентства лесного хозяйства на день принятия оспариваемого нормативного правового акта в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации не свидетельствует о наделении этого агентства полномочиями Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Утверждение генерального плана отнесено к вопросам местного значения городского округа. Генеральный план был утвержден оспариваемым решением Думы. Решение Думы было опубликовано в газете «Саянские зори» Номер изъят. Проект генерального плана разработан Санкт-Петербургским НИИ градостроительства, рассмотрен на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, на момент принятия генерального плана границы спорных лесных участков не были определены, государственная собственность на лесные участки не была разграничена. Спорные участки были сформированы и право собственности зарегистрировано после утверждения генерального плана муниципального образования «город Саянск». В лесных кварталах расположены частично объекты недвижимости (гаражные кооперативы, лыжный стадион, лыжные трассы, проспект Мира). В целях устранения допущенных нарушений и для решения вопроса о лесах в 2009 году было проведено согласование генерального плана с уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (Минрегионразвития РФ). С 2009 года администрация города занимается решением вопроса о переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Проблема возникла в связи с тем, что при строительстве нового города, ошибочно был выполнен перевод не всей территории, предполагаемой под застройку, а только территории, включающей в себя первую очередь строительства. При проведении лесоустройства в 1990 - 1991 годах территории, предназначенные для строительства и не выведенные из земель лесного фонда, были отнесены к зеленым зонам города. Таким образом, город Саянск остался без городских лесопарковых и рекреационных зон, и без территорий, предназначенных для дальнейшего развития и перспективного строительства. Признание недействующим решения с момента принятия решения может негативно отразиться на развитии города, создаст ситуацию возможности оспаривания построенных после утверждения генерального плана строений, объектов недвижимости. Поэтому последствия признания недействующим генерального плана могут оказаться более неблагоприятными, чем нарушение принятия генерального плана без соответствующего согласования.

На обращение администрации в Агентство лесного хозяйства Иркутской области об изменении категории земель и переводе земель был получен ответ в адрес администрации городского округа и руководителя территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Зиминскому лесничеству о необходимости подготовки акта выбора лесного участка и приложен перечень необходимых документов. В соответствии с данными указаниями администрация совместно с Зиминским лесничеством подготовила акты выбора лесных участков, акты натурно- технического обследования лесных участков, схемы расположения лесных участков, выполнены межевые дела на указанные квартала. Подготовленные документы прошли проверку в Агентстве лесного хозяйства Иркутской области, были утверждены схемы лесных участков приказами агентства лесного хозяйства Иркутской области, акты натурно - технического обследования и акт выбора, все 5 участков поставлены на кадастровый учет и получены кадастровые паспорта. Далее в соответствии с приказом от Дата изъята Зиминским лесничеством была выполнена регистрация лесных участков. После выполнения всех этих работ администрация обратилась в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о включении лесных участков в границы населенного пункта «город Саянск» с установлением категории «земли населенных пунктов», но получила отказ. В настоящее время готов проект изменения границ зеленой зоны г. Саянск. В случае утверждения указанного проекта на уровне Правительства Российской Федерации, поскольку рассматриваемые лесные квартала являются собственностью Российской Федерации, администрация будет решать вопрос и с соответствующими структурами (Росимущество) о передаче права собственности. В связи с чем, просят отказать в удовлетворении заявленных требований. (т. 1 л.д.154- 166).

Представитель заинтересованного лица министерства лесного комплекса Иркутской области по доверенности Карманова А.А. поддержала заявленные требования административного истца и ранее поданный отзыв, объяснила суду, что до настоящего времени согласования проекта и согласия на перевод земель лесного фонда в земли населенного пункта не было.

В отзыве представитель Агентства лесного хозяйства Иркутской области указывает на законность и обоснованность требований административного истца, соглашается с доводами о том, что в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана муниципального образования до его утверждения подлежит обязательному согласованию с уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. На момент издания оспариваемого решения Думы генеральный план городского округа муниципального образования «город Саянск» не прошел установленную законом процедуру согласования (т. 2 л.д. 103-106, т. 7 л.д. 63-65).

В письменных отзывах и возражениях:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области поддержало доводы, изложенные в заявлении административного истца о том, что оспариваемое решение принято без соблюдения установленной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений, полагая их обоснованными и подлежащими удовлетворению. Просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 70-73 том 1).

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области указало о внесении 23 декабря 2009 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о праве собственности Российской Федерации на спорные лесные участки. Полагает необоснованным привлечение Управления в качестве заинтересованного лица по данному иску, просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя (т. 1 л.д. 91-94).

ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области указывает, что сведения о границах населенного пункта «город Саянск» внесены в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия: письма администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» от Дата изъята ; выписки из генерального плана, утвержденного решением Думы от Дата изъята , содержащей текстовое и графическое описание границ г. Саянска, также ситуационную схему границы данного населенного пункта; решения Думы от Дата изъята ; решения Думы от Дата изъята ; выписки из генерального плана от Дата изъята ; карты-плана г. Саянск. В случае удовлетворения требований заявителя основанием для каких-либо изменений в государственном кадастре недвижимости может быть только указание в решении суда конкретных действий (например, изменение границы в новых (определенных) координатах)(т. 1 л.д. 139-143).

Мэр городского округа муниципального образования «город Саянск» Боровский О.В. просил рассматривать дело в отсутствие представителей муниципального казенного учреждения «администрация городского округа муниципального образования «город Саянск». В ходатайстве указал на несогласие с иском, поддержку позиции Думы городского округа муниципального образования «город Саянск» (т. 7 л.д. 230-231).

Прибайкальский филиал ФГБУ «Рослесинфорг», Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации извещены надлежащим образом, отзывов и возражений на административное исковое заявление не направили.

Прибайкальский филиал ФГБУ «Рослесинфорг» ранее в неоднократных ходатайствах просил рассмотреть дело без их участия.

В соответствии с положениями статей 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя заинтересованного лица министерства лесного комплекса Иркутской области по доверенности Кармановой А.А., изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Мусаева А.Ф., полагавшего нормативный правовой акт подлежащим признанию недействующим в части с момента вступления решения суда в законную силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. ч. 1, 6, 8, 9 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшее нормативный правовой акт.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение генерального плана городского поселения относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель, за исключением земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель, в земли других категорий разрешается в случае:

1) организации особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения черты поселения;

3)размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае размещения линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства Российской Федерации в случае размещения аэродромов.

Согласно пункту 5 части 1 и части 2 статьи 7, части 1 статьи 8, пункту 1 части 1 и части 3 статьи 84, частям 1 и 6 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли лесного фонда. Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 настоящего Кодекса, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации.

Утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

При этом установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).

В соответствии со ст. ст. 4.2, 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.

Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция неоднократно закреплена в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 238-О-О, от 23 апреля 2015 года № 994-О, Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 09 января 1998 года № 1-П и от 07 июня 2000 года № 10-П.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

1. Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

2. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

3. Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов (при подготовке генерального плана поселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

4. Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории).

5. Утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта Российской Федерации. Состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

6. Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Не допускается утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования.

7. При наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и статьей 27 настоящего Кодекса.

8. Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9. Проект генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежат проект положений о территориальном планировании, предусмотренных частью 5 статьи 23 настоящего Кодекса, и проекты карты (схемы) или нескольких карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 настоящего Кодекса.

10. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

11. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

12. Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

13. Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

14. Генеральный план подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежат положения, предусмотренные частью 5 статьи 23 настоящего Кодекса, и карта (схема) или несколько карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 настоящего Кодекса. Генеральный план в течение трех дней со дня его утверждения направляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находятся поселение, городской округ, и главе муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае утверждения генерального плана поселения).

15. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

16. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

17. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с частями 2 - 14 настоящей статьи.

18. Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участках.

Часть 1 статьи 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации также предусматривала обязательное согласование проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 (действующим в период утверждения и принятия генерального плана) было утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, в соответствии с которым определен порядок согласования проекта территориального планирования каждым согласующим органом и выдачу заключения о согласовании проекта. В соответствии с пп. «а» п. 5 раздела 2 Положения предусмотрено, что заказчик обеспечивает доступ к проектам документов территориального планирования (материалам по их обоснованию) в информационной системе. Уведомление об обеспечении указанного доступа направляется заказчиком в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в 3-хдневный срок со дня обеспечения такого доступа в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны природных ресурсов, включая водные объекты, охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий- в случаях указанных в части 1 статьи 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений, в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр, использование и охрану водного фонда, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора).

Министерство природных ресурсов Российской Федерации также осуществляло координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства водных ресурсов.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 283 и действующем на момент принятия оспариваемого акта, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, в том числе на него было возложено рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий.

Как видно из материалов дела Решением Думы муниципального образования «город Саянск» от Дата изъята утвержден генеральный план городского округа муниципального образования «город Саянск» (опубликовано в газете Саянские зори» от Дата изъята ) (т. 1 л.д. 16-20, 167-168, т. 2 л.д. 1- 66, 183-224, т. 3, т. 4, т. 5 л.д. 262-262).

На основании решений Думы городского округа от Дата изъята в указанный документ территориального планирования муниципального образования внесены изменения (т. 1 л.д. 169-205, т. 6 л.д. 235-251, т. 7 л.д. 1-61).

В соответствии с Уставом городского округа муниципального образования «город Саянск» в структуру органов местного самоуправления входит Дума городского округа муниципального образования «город Саянск», мэр городского округа муниципального образования «город Саянск». Дума городского округа состоит из 20 депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на 4 года. Дума городского округа правомочна, если в ее состав избрано не менее чем две трети от установленного настоящим Уставом числа депутатов. К компетенции Думы городского округа отнесено утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки городского округа, местных нормативов градостроительного проектирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, внесение в них изменений. По вопросам местного значения городского округа, отнесенным к ее компетенции, Дума принимает решения. Порядок внесения проектов решений Думы и порядок их рассмотрения устанавливаются Регламентом Думы городского округа. Решения Думы принимаются открытым или тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Думы городского округа. Решения Думы городского округа вступают в законную силу с момента его подписания, если иной срок не установлен в Решении. Решения Думы городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Источником официального опубликования является газета «Саянские зори» (т. 1 л.д. 207-252, т. 2 л.д. 3-65).

Регламентом Думы городского округа муниципального образования «город Саянск», утвержденным решением Думы от Дата изъята утвержден порядок работы Думы. Так по рассматриваемым вопросам Дума принимает решения открытым или тайным голосованием. Результаты голосования фиксируются в протоколе. Дума принимает муниципальные правовые акты – решения: 1) устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа; 2) по вопросам организации деятельности Думы городского округа. Решения Думы вступают в силу в соответствии с положениями Устава муниципального образования «город Саянск» (т. 5 л.д. 70-97).

Таким образом, Дума муниципального образования «город Саянск» являлась органом, уполномоченным на принятие оспариваемого нормативного правового акта.

Проверяя процедуру принятия решения судом установлено, что при принятии решения имелся необходимый кворум, что подтверждено протоколом Номер изъят заседания Думы городского округа Дата изъята и выпиской из него, решениями окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов городской Думы 4-го созыва и о регистрации избранных депутатов (т. 1 л.д. 206, т. 2 л.д. 110-118, т. 5 л.д. 62-69, 98-137).

Оспариваемое Решение Думы было подписано мэром городского округа А.В. Трухиным, избрание которого подтверждено решением Территориальной избирательной комиссии г. Саянска об утверждении результатов выборов мэра Саянского городского округа и о регистрации избранного мэра, распоряжением о вступлении в должность мэра Саянского городского округа, сводной таблицей избирательной комиссии муниципального образования «город Саянск» о результатах выборов мэра (т. 5 л.д. 138-144).

Распоряжением от Дата изъята на основании решений Саянской территориальной избирательной комиссии Дата изъята «О результатах выборов мэра городского округа муниципального образования «город Саянск», Дата изъята «О регистрации избранного мэра городского округа муниципального образования «город Саянск», в должность мэра вступил Б.. (т. 5 л.д. 157-158).

Таким образом, судом установлено, что форма, вид и полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, были соблюдены.

Проверяя процедуру принятия акта, суд пришел к следующему.

Постановлением мэра от Дата изъята в целях приведения градостроительной документации городского округа муниципального образования «город Саянск» в соответствии с действующим законодательством был утвержден состав рабочей комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний, утвержден план мероприятий по подготовке и проведению публичных слушаний (т. 5 л.д. 230).

Решением Думы городского округа муниципального образования «город Саянск» от Дата изъята принято решение провести публичные слушания по проекту генерального плана, определено место и время Дата изъята ) проведения публичных слушаний, состав рабочей комиссии ( т. 5 л.д. 231-232).

Дата изъята составлены протоколы публичных слушаний, в соответствии с которыми проект генерального плана одобрен (т. 5 л.д. 233-247).

Дата изъята по итогам проведения публичных слушаний было составлено заключение рабочей комиссии, которое было также опубликовано в газете «Саянские Зори» Дата изъята (2620-2624) (т. 5 л.д.248-259).

Дата изъята издано постановление Номер изъят о согласии с проектом генерального плана городского округа муниципального образования «город Саянск», решено направить проект для утверждения в Думу.

По результатам выполненного ФГУП "Рослесинфорг" картографического наложения материалов лесоустройства на границы, определенных основным чертежом генерального плана, на основе планшетов, таксационных описаний, схем, установлено включение в границы населенного пункта город Саянск лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в кварталах (данные изъяты) лесничества Иркутской области. Спорные участки, вошедшие в границы населенного пункта, являются лесными участками, категория земли – земли лесного фонда, в собственности Российской Федерации (т. 1 л.д. 21- 31, 133, т. 5 л.д. 8-13, т. 6 л.д. 105-149, т. 7 л.д. 67-71).

В Дата изъята ФГУП "Рослесинфорг" также составлен Проект по отнесению лесов к эксплуатационным, защитным и резервным лесам на основании материалов лесоустройства Зиминского лесхоза Дата изъята , Зиминского межхозяйственного лесхоза Дата изъята , в соответствии с которым определены границы и количество создаваемых лесничеств (т. 5 л.д.36-53, т. 6 л.д. 26-75).

Мэром городского округа после утверждения генерального плана направлялся проект генерального плана городского округа муниципального образования «город Саянск» в Министерство регионального развития Российской Федерации Дата изъята , то есть фактически уже после утверждения генерального плана. При согласовании с учетом согласительных процедур было получено положительное заключение. Между тем в списках рассылки значится Минприроды России, положительного заключения от него сводное заключение не содержит (т.2 119-153, т. 5 л.д. 159).

Дата изъята проект генерального плана был направлен Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в адрес Рослесхоза, на что Рослесхоз указал на то, что проект необходимо доработать, поскольку он не содержит информации о землях лесного фонда, а в пояснительной записке указано на расположение земель лесного фонда в границах населенного пункта, что противоречит действующему законодательству (т. 6 л.д. 186-187).

Дата изъята в адрес Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу и Агентства лесного хозяйства Иркутской области Федеральным агентством лесного хозяйства направлено письмо, в котором указано на несогласование проекта генерального плана Рослесхозом, учитывая принятие решения Думы городского округа муниципального образования «город Саянск» «Об утверждении генерального плана городского округа муниципального образования «город Саянск» с нарушением требований статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации поручается направить материалы в суд для признания недействительным указанного решения (т. 6 л.д. 213-214).

В период с Дата изъята мэром города Саянска направлялись обращения в различные органы власти с вопросом о переводе земель лесного фонда, включении их в земли населенного пункта и утверждении проекта генерального плана (т. 2 л.д. 154-160,178-179, т. 6 л.д. 218-219).

Однако как видно из пояснений представителя Кармановой А.А. и письма Министерства имущественных отношений Иркутской области от Дата изъята административному ответчику было отказано в принятии решения о включении земельных участков лесного фонда в границу города (т. 2 л.д. 180-182).

Таким образом, суд пришел к выводу, что при издании решения Думы муниципального образования «город Саянск» от Дата изъята «Об утверждении генерального плана городского округа муниципального образования «город Саянск» согласование проекта соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства не было обеспечено.

Оценивая довод административного ответчика об отсутствии у Федерального агентства лесного хозяйства права на подачу административного иска суд считает его несостоятельным и основанным на неверном толковании норм материального и процессуального права.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ, с учетом того, что Федеральное агентство лесного хозяйства, действующее на момент издания оспариваемого нормативного правового акта на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 283 (пункт 5.2.7), в дальнейшем - на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 (пункты 5.4.2, 5.4.3), является федеральным органом и вправе заявить административный иска о признании недействующим нормативного правового акта.

Кроме того, в пункте 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 указано, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 01 января 2015 года согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации, защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12).

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, предполагает обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, и основывается на принципе приоритета публичных интересов.

Надлежащее использование и охрана леса, осуществляемые Российской Федерацией в лице уполномоченных органов обеспечивается, среди прочего, соблюдением порядка перевода занятых лесом участков земли из категории земель лесного фонда в иную категорию. Согласно части 1 статьи 8 Земельного кодекса порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Оценивая доводы ответчика о том, что согласование было получено, а признание недействующим нормативного правового акта затруднит работу муниципального образования, суд приходит к следующему.

Материалами дела подтверждено, что в состав утвержденного генерального плана вошли земли лесного фонда, собственность на которые зарегистрирована за Российской Федерацией. Отнесение их к землям лесного фонда в установленном законом порядке не оспорено.

Между тем, при издании решения от Дата изъята «Об утверждении генерального плана городского округа муниципального образования «город Саянск» в части включения в границы муниципального образования «город Саянск» лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, а также внесении в него изменений, Дума муниципального образования «город Саянск» вышеуказанное не учла.

Дума муниципального образования «город Саянск» не представила суду надлежащих доказательств, свидетельствующих о факте согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства проекта генерального плана, не представлено суду и документов, свидетельствующих перевод спорных земель лесного фонда в земли населенного пункта до утверждения и принятия генерального плана.

При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что административным ответчиком Думой муниципального образования «город Саянск» предпринимались попытки согласования генерального плана в Дата изъята году и в последующие годы. Сам факт отсутствия согласования проекта документа с Федеральным агентством лесного хозяйства на момент его принятия в Дата изъята свидетельствует о нарушении действующего законодательства, регламентирующего порядок принятия и издания документа территориального планирования. Кроме того, перевода земель лесного фонда в категорию земель населенного пункта также не было подтверждено. Факт наложения границ земель лесного фона на земли населенных пунктов подтвержден схемой наложения границ, которая подготовлена с использованием материалов лесоустройства, материалов таксации лесов, топографических материалов.

Доводы ответчика о том, что право собственности на лесные участки было зарегистрировано позднее, не может свидетельствовать законность принятого нормативного правового акта.

В соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов. Местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов. Границы земель лесного фонда указаны в лесоустроительной документации и материалах таксации лесов. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах лесных участков в данном случае правового значения не имеет и не опровергает незаконность схемы совмещения земельных участков, представленной Рослесинфоргом.

С учетом вышеизложенных правовых норм, позиций Конституционного Суда Российской Федерации, обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что поскольку согласование по включению земельных участков из земель лесного фонда в границы населенного пункта отсутствовало, оспариваемое решение не может считаться соответствующим действующему законодательству.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что при подготовке проекта генерального плана городского округа муниципального образования «город Саянск» нарушена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура согласования и имеется документально подтвержденное наложение границ населенного пункта на участки лесного фонда, и в связи с этим имеются основания для признания недействующим решения Думы муниципального образования «город Саянск» от Дата изъята «Об утверждении генерального плана городского округа муниципального образования «город Саянск» в части включения в границы муниципального образования «город Саянск» лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: расположенных по адресу: <адрес изъят>.

В соответствии со статьей 215 КАС РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. В соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Как видно из материалов дела по обращению административного ответчика агентством лесного хозяйства Иркутской области вынесены приказы об утверждении схемы расположения лесных участков, утвержден акт выбора лесных участков, разделена территория Зиминского лесничества Иркутской области для перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов (т. 2 л.д. 154-178).

В связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт применяется со дня его принятия, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд признает оспариваемый нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.

С учетом п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 43 Устава муниципального образования «город Саянск» решение суда подлежит опубликованию в газете «Саянские зори» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд

решил:

Административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Думе муниципального образования «город Саянск» о признании недействующим решения Думы муниципального образования «город Саянск» от Дата изъята «Об утверждении генерального плана городского округа муниципального образования «город Саянск» в части включения в границы муниципального образования «город Саянск» лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Думы муниципального образования «город Саянск» от Дата изъята «Об утверждении генерального плана городского округа муниципального образования «город Саянск» в части включения в границы муниципального образования «город Саянск» лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: <адрес изъят>.

Решение подлежит опубликованию в газете «Саянские зори» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.Ю. Астафьева