ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-73/19 от 26.09.2019 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-73/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Киров 26 сентября 2019 года

Кировский областной суд в составе судьи Елсукова А.Л.,

при секретаре Соловьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области к Кировской региональной общественной организации сотрудников налоговой полиции и наркоконтроля «Защита» о ликвидации общественной организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л :

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области (далее - Управление Министерства юстиции, Управление, административный истец) обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением к Кировской региональной общественной организации сотрудников налоговой полиции и наркоконтроля «Защита» (далее – КРООСНПН «Защита», Организация, административный ответчик) о ликвидации общественной организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование заявленных требований указало, что в нарушение положений статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 20 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статей 123.6, 65.2, 65.3 ГК РФ отдельные положения Устава Организации не соответствуют действующему законодательству РФ. В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ Организацией не публикуются и не обеспечивается доступность ознакомления с отчетами об использовании своего имущества. В нарушение положений пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Организация не проинформировала о смене адреса Организации и не представила в Управление соответствующие документы для их направления в налоговый орган. В нарушение пунктов 4.2-4.5, 6.1, 7.1 Устава Организации не сформировано Правление, не переизбран Председатель Правления, а также ревизионная комиссия Организации. Трижды направленные в адрес административного ответчика и его руководителей Предупреждения об устранении общественной организацией требования законодательства последними не получены, возвращены почтовой организацией отправителю. Организация в течение длительного времени не приняла никаких мер по устранению выявленных нарушений законодательства, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения действующего законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями. С учетом изложенного, административный истец просит ликвидировать КРООСНПН «Защита» и исключить о ней сведения из ЕГРЮЛ.

Представитель КРООСНПН «Защита» в судебном заседании против ликвидации Организации и исключения сведений из ЕГРЮЛ о ней не возражал, пояснил, что Организация фактически не осуществляет деятельность с 2015 года, имущество и денежные средства у Организации отсутствуют.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области, ИФНС России по г.Кирову о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении административного иска в отсутствие своих представителей.

Согласно представленной ИФНС России по г.Кирову информации, по состоянию на 18.09.2019г. у административного ответчика имеется задолженность в виде штрафа на общую сумму <данные изъяты> рублей.

При установленных обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и заинтересованного лица, поскольку материалы дела содержат подтверждение об их надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения настоящего дела. Неявка в судебное заседание данных лиц не препятствует рассмотрению дела.

Исследовав материалы настоящего дела, оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд находит заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В силу статьи 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.

Статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного объединения.

Функции контроля за деятельностью некоммерческих организаций возложены на Министерство Юстиции РФ и его территориальные органы согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1313.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 82-ФЗ ликвидация общественного объединения осуществляется в том числе и по решению суда по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 44 поименованного закона.

Согласно абзацу третьему части 1 статьи 44 Федерального закона N 82-ФЗ, основаниями ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей его уставным целям.

Гражданский кодекс Российской Федерации также предусматривает ликвидацию юридического лица по решению суда по иску органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3 статьи 61).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 декабря 2016 года N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», исходя из того, что закон не устанавливает перечень грубых нарушений, разъяснил, что оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым, осуществляется судом, который в качестве такого нарушения может расценить в том числе нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом (например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами), а также несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан (пункт 26).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, 07.04.2006 была зарегистрирована КРООСНПН «Защита» (л.д.22-25).

Организация действует в соответствии с Конституцией РФ, законодательством РФ, собственным Уставом КРООСНПН «Защита», утвержденным 10.02.2006.

Вместе с тем, отдельные положения устава Организации не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации по следующим основаниям.

Пункты 1.1 и 1.2 Устава содержат в наименовании Организации указание на упраздненный орган налоговой полиции. В соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 года № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в РФ» с 01 июля 2003 года Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации была упразднена.

Кроме того, пункты 2.1 и 2.2 Устава Организации также содержат ссылку на упраздненный орган - Управление Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Кировской области. Данное Управление было упразднено в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции».

В соответствии с положениями пункта 1.3 Устава Организации, сокращенное наименование: КРОО СНПН "Защита". Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, сокращенное наименование Организации КРООСНПН "Защита". Таким образом, указанное в пункте 1.3 Устава сокращенное наименование Организации не соответствует сокращенному наименованию Организации, внесенному ЕГРЮЛ, так как в Уставе написано через пробел.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 82-ФЗ в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.

Согласно положениям Федерального закона от 21.07.2014 № 236-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций» со 02.08.2014 регистрация символики некоммерческих организаций прекращена.

В нарушение указанных требований пункт 1.6 Устава организации предусматривает, что Организация имеет зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Таким образом, пункт 1.6 Устава в части слов «зарегистрированную в установленном законом порядке» противоречит требованиям статьи 20 Федерального закона № 82-ФЗ.

Частями 1 и 4 статьи 65.2 ГК РФ предусмотрены права и обязанности участников корпорации.

Пункт 3.4 Устава, определяющий права членов Организации, требует приведения его в соответствие с пунктом 1 статьи 65.2 и пунктом 1 статьи 123.6 ГК РФ, путем дополнения недостающими положениями в части прав членов Организации.

Пункт 3.5 Устава, определяющий обязанности членов Организации, необходимо было привести в соответствие с пунктом 4 статьи 65.2 и пунктом 2 статьи 123.6 ГК РФ, дополнив недостающими положениями в части обязанностей членов Организации.

Согласно положениям пункта 4 статьи 65.3 ГК РФ, лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов общественных организаций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления общественных организаций и не могут являться их председателями.

Из изложенного выше следует, что должность единоличного исполнительного органа Организации не может именоваться Председатель Правления, единоличный исполнительный орган Организации не может возглавлять Правление и председательствовать в нем.

В нарушение положений пункта 4 статьи 65.3 ГК РФ должность единоличного исполнительного органа Организации именуется Председатель Правления, кроме того, пунктом 6.4.1. Устава закреплено, что Председатель Правления проводит Общее собрание членов Организации.

В соответствии с положением статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, а также информировать орган, принявший решение о государственной регистрации, об изменении сведений, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в том числе о смене адреса, по которому осуществляется связь.

Вместе с тем, Организацией не публикуются и не обеспечивается доступность ознакомления с отчетами об использовании своего имущества.

В соответствие с положениями пункта 7 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

В нарушение положений пункта 7 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ и части 2 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ Организация неоднократно не проинформировала Управление об изменении сведений об адресе Организации и не представила в Управление соответствующие документы для их направления в налоговый орган.

В соответствии с положениями абзаца второго части первой статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано соблюдать нормы, предусмотренные его уставом.

В нарушение абзаца 2 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ, пунктов 4.2-4.5, 6.1, 7.1 Устава не сформировано Правление Организации, не переизбран Председатель Правления Организации, а также ревизионная комиссия.

Указанные нарушения отражены Управлением Министерства юстиции РФ по Кировской области в акте проверки № 00434318-А от 28.09.2018 (л.д.37-42).

По результатам плановой документарной проверки на основании положений пункта 5 части 2 статьи 38 Федерального закона № 82-ФЗ 28.09.2018 в адрес Организации было вынесено предупреждение № 03294318-П об устранении нарушений Организацией действующего законодательства, с установлением срока исполнения до 30.11.2018 (л.д.44-45). Предупреждение, направленное посредством почтовой связи «Почта России» по адресу Организации, не получено, 08.10.2018 поставлена отметка «неудачная попытка вручения», 06.11.2018 выслано обратно отправителю.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», предупреждения считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ, подпункты «в», «в.1» пункта 1 статьи 5, подпункт «и» пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункт 2 статьи 7 Закона о свободе совести).

Согласно п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Предупреждение до настоящего времени не исполнено, ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения не поступало.

В адрес Организации и по домашнему адресу руководителя Организации было направлено повторное предупреждение № 03474318-П от 03.12.2018 об устранении нарушений Организацией действующего законодательства, с установлением срока исполнения до 01.02.2019 (л.д.50-51).

Предупреждение посредством почтовой связи по адресу Организации не получено, 07.12.2018 поставлена отметка «неудачная попытка вручения». Предупреждение, направленное по домашнему адресу руководителя, также не получено, 06.12.2018 поставлена отметка «неудачная попытка вручения», 08.01.2019 поставлена отметка «выслано обратно отправителю».

Предупреждение до настоящего времени не исполнено, ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения не поступало.

Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка № 53 Ленинского судебного района г. Кирова по делу от 13.02.2019 Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, за которое ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 руб. При этом основанием для привлечении Организации к административной ответственности послужило невыполнение последней в установленный срок требований предупреждения № 03294318-П от 28.09.2018 об устранении нарушений Организацией действующего законодательства.

В адрес Организации и по домашнему адресу руководителя Организации было направлено третье предупреждение № 00074319-П от 07.02.2019 об устранении нарушений Организацией действующего законодательства, с установлением срока исполнения до 22.04.2019 (л.д.59).

Предупреждение, направленное посредством почтовой связи «Почта России» по адресу Организации и по домашнему адресу руководителя, получено также не было. Предупреждение до настоящего времени не исполнено, ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения не поступало.

Проанализировав приведенные нормы федерального законодательства, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Организацией допущены в своей деятельности неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации.

Организация в течение длительного времени не предприняла никаких мер к устранению выявленных нарушений законодательства, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения действующего законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.

Наличие у Организации указанной налоговым органом задолженности не является препятствием для ликвидации Организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц. Делая указанный вывод, суд учитывает, что Кировская региональная общественная организация сотрудников налоговой полиции и наркоконтроля «Защита» на протяжении длительного времени уставную деятельность не осуществляет, данных о наличии у нее имущества и денежных средств на счетах материалы дела не содержат, что вызывает обоснованные сомнения в возможности взыскания задолженности, указанной налоговым органом в отзыве по данному административному иску.

В связи с изложенным административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области по настоящему делу подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области удовлетворить.

Ликвидировать Кировскую региональную общественную организацию сотрудников налоговой полиции и наркоконтроля «Защита» (ОГРН 1064300003987).

Исключить сведения о Кировской региональной общественной организациии сотрудников налоговой полиции и наркоконтроля «Защита» (ОГРН 1064300003987) из Единого государственного реестра юридических лиц в установленном действующим законодательством порядке.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Елсуков А.Л.