Дело № 3а-73/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 10 апреля 2018 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Воробьевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Елиной Тамары Павловны, Шемета Артема Владимировича, Шемет Юлии Николаевны, Ядрихинской Натальи Викторовны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
Елина Т.П., Шемет А.В., Шемет Ю.Н., Ядрихинская Н.В. являются взыскателями по исполнительному производству. Предметом исполнения является обязанность мэрии города Ярославля произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Исполнительное производство возбуждено на основании решения Кировского районного суда города Ярославля от 24 февраля 2010 года, вступившего в законную силу 10 июня 2010 года.
Елина Т.П., Шемет А.В., Шемет Ю.Н. Ядрихинская Н.В. обратились с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Требования административного иска обосновывали длительным, в течение почти восьми лет, неисполнением судебного решения мэрией города Ярославля при отсутствии к тому препятствий. Размер компенсации определили в 100 000 рублей каждому из административных истцов.
В судебном заседании представитель административных истцов Елиной Т.П.. Шемета А.В., Ядрихинской Н.В. по доверенности Степанычев В.В. административный иск поддержал.
Административный истец Шемет Ю.Н. в судебное заседание не явилась, кого – либо на представление своих интересов в суде не уполномочила.
Представитель административного ответчика Департамента финансов мэрии города Ярославля Астапова С.В. административный иск не признала, пояснила суду, что длительное неисполнение судебного решения вызвано объективными причинами: значительным объемом работ по капитальному ремонту, необходимостью проведения конкурентных процедур по выбору подрядчика. Многоквартирный дом административных истцов является объектом культурного наследия, что налагает дополнительные обязанности на мэрию города Ярославля при проведении работ по капитальному ремонту, в частности возможность разработки проектной документации и выполнение строительных работ только лицензированными организациями в данной области. Представитель административного ответчика указала на противодействие со стороны взыскателей по исполнительному производству по своевременному исполнению решения суда, что выражается в оспаривании проектной документации, недопуске строительных организаций к проведению работ. Представитель административного ответчика указала также на отсутствие у административных истцов права требовать присуждения им компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, поскольку решениями судов в пользу Елиной Т.П., Шемета А.В. и Шемет Ю.Н. была взыскана компенсация морального вреда в связи с длительным неисполнением судебного решения. Ядрихинская Н.В. стала взыскателем по исполнительному производству только в 2017 году. Исполнительный лист на решение суда ею получен 21 марта 2017 года. В настоящее время исполнительное производство в ее пользу ведется, судебным приставом – исполнителем мэрии города Ярославля установлен новый (очередной) срок для исполнения решения, который в настоящее время не окончен.
Представителем мэрии города Ярославля по доверенности Хватовой Е.А. суду представлен отзыв на административный иск, в котором представитель просит в удовлетворении требований административных истцов отказать. В обоснование своей позиции приводит обстоятельства, аналогичные тем, что заявлены в судебном заседании представителем Департамента финансов мэрии города Ярославля.
Заинтересованные лица УФССП России по Ярославской области и Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области своих представителей в судебное заседание не направили, письменной позиции по административному иску не представили суду. Судебным приставом – исполнителем Моревой В.И. суду представлена письменная хронология движения исполнительного производства за время его нахождения в производстве данного судебного пристава – исполнителя, то есть с 5 сентября 2016 года.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, а также материалы гражданского дела № 2-3/10, находившегося в производстве Кировского районного суда города Ярославля, материалы административного дела № 3а-150/2017 по административному иску Степанычева В.В., находившегося в производстве Ярославского областного суда, а также материалы исполнительных производств № 30767/16/76025-ИП и № 2029/17/76025-ИП, суд полагает, что требования административного иска Елиной Т.П., Шемета А.В., Шемет Ю.Н., Ядрихинской Н.В. подлежат удовлетворению частично.
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закона № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Из материалов дела следует, что административные истцы являются взыскателями по исполнительному производству, предметом исполнения по которому является обязанность мэрии города Ярославля произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома административных истцов.
В решении Кировского районного суда города Ярославля от 24 февраля 2010 года срок его исполнения установлен не был.
Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (статья 36) определено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Исполнительное производство по исполнению решения Кировского районного суда города Ярославля от 24 февраля 2010 года возбуждено 28 июня 2010 года.
Положения статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ в действующей редакции, которая предусматривает возможность присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, которым на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возложена обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, применяются с 1 января 2017 года.
На указанную дату срок исполнительного производства, возбужденного в интересах административных истцов, превысил шесть лет.
При таких обстоятельствах, суд исходит из того, что право на обращение с настоящим административным иском в суд у административных истцов имеется.
Кроме того, суд полагает необоснованными доводы административных ответчиков об отсутствии у административных истцов данного права, поскольку в пользу Елиной Т.П., Шемета А.В., Шемет Ю.Н. решениями судов взыскана компенсация морального вреда в связи с длительным неисполнением судебного решения.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения.
Толкование указанной нормы дает основания для вывода о том, что взыскание компенсации морального вреда за нарушение права лица на своевременное исполнение судебного акта лишает данное лицо требовать компенсации данного нарушенного права на основании положений Федерального закона № 68-ФЗ.
Вместе с тем, из материалов настоящего административного дела и исследованного судом исполнительного производства видно, что оно до настоящего времени не окончено.
Взыскание компенсации морального вреда в пользу Елиной Т.П. имело место решением Кировского районного суда города Ярославля от 16 января 2017 года, вступившего в законную силу 25 апреля 2017 года. Компенсация морального вреда в пользу Шемета А.В. и Шемет Ю.Н. взыскана апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 11 сентября 2017 года.
Как следует из разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (пункт 39) принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования.
Учитывая данные разъяснения, а также установленный судом факт того, что исполнение судебного акта в пользу административных истцов Елиной Т.П., Шемета А.В., Шемет Ю.Н. не окончено, суд полагает, что у них имеется право на обращение в суд с настоящим административным иском. Предметом исследования суда в данном случае является исполнение решения суда, которое имело место в период после присуждения данным истцам компенсации морального вреда.
Суд считает также, что административный истец Ядрихинская Н.В. является надлежащим административным истцом в данном деле. При этом суд исходит из следующего.
Лица, являвшиеся истцами в гражданском деле, окончившемся вынесением Кировским районным судом города Ярославля решения 24 февраля 2010 года, являются солидарными кредиторами по отношению к мэрии города Ярославля по исполнению ею обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома истцов.
При таких обстоятельствах, в силу статьи 326 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение мэрией города Ярославля указанного решения суда в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании заявления одного из взыскателей, являлось исполнением данной обязанности в пользу всех лиц, являвшихся истцами в указанном гражданском деле, в том числе и в пользу Ядрихинской Н.В.
Таким образом, установленный факт получения Ядрихинской Н.В. исполнительного листа на решение Кировского районного суда города Ярославля от 24 февраля 2010 года только 16 марта 2017 года не указывает на то, что в ее интересах указанное решение стало исполняться с указанной даты.
Ядрихинская Н.В. знала о возбуждении исполнительного производства в отношении мэрии города Ярославля, предметом по которому является капитальный ремонт жилого дома, в котором она проживает, знала о движении по исполнительному производству, имела право на своевременное исполнение данного решения.
В любом случае с момента возбуждения исполнительного производства в пользу Ядрихинской Н.В. 21 марта 2017 года до момента ее обращения с настоящим административным иском прошло более двух месяцев, а значит право на обращения с данным иском у нее имеется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Ядрихинская Н.В. правом на обращение с настоящим административным иском обладает. Срок исполнения судебного решения в отношении нее следует исчислять с начала исполнения данного судебного акта в пользу первого обратившегося с заявлением о выдаче исполнительного листа взыскателя по исполнительному производству.
Судом установлено следующее движение по исполнительному производству, возбужденному на основании решения Кировского районного суда города Ярославля от 24 февраля 2010 года:
Данное решение суда, а также дополнительное решение с учетом изменений, внесенных кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда, вступили в законную силу 10 июня 2010 года.
22 июня 2010 года Степанычеву В.В., Шемет Ю.Н., Елиной Т.П. выданы исполнительные листы для принудительного исполнения решения суда.
24 июня 2010 года Степанычев В.В., Шемет Ю.Н.. Елина Т.П. обратились с заявлением в Кировский районный отдел судебных приставов г. Ярославля УФССП России по Ярославской области, предъявив исполнительный лист ВС №.
28 июня 2010 года на основании данных заявлений и переданных ими исполнительных листов постановлением судебного пристава-исполнителя Кировского районного отдела судебных приставов г. Ярославля УФССП России по Ярославской области Карулиной Н.В. возбуждено исполнительное производство № 78/3/26773/4/2010 в отношении должника мэрии города Ярославля.
28 июня 2010 года исполнительный лист выдан Шемету А.В., 21 декабря 2010 года возбуждено в его пользу исполнительное производство.
09 июля 2017 года должником направлено письмо директору МУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» о необходимости подготовки проектно-сметной документации.
12 июля 2010 года в адрес судебного пристава-исполнителя направлено сообщение о том, что выполнение ремонтных работ поручено МУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля.
Согласно актам совершения исполнительных действий от 09 августа 2010 года, 21 сентября 2010 года ремонтные работы по адресу: г. Ярославль, Октябрьский пер, д. 9 не произведены и не начаты.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Кировского районного отдела судебных приставов г. Ярославля УФССП России по Ярославской области Карулиной Н.В. от 21 сентября 2010 года должнику - мэрии города Ярославля установлен срок для исполнения требований исполнительного документа до 19 октября 2010 года.
Согласно акту совершения исполнительных действий от 25 октября 2010 года ремонтные работы по адресу: <адрес> не произведены.
Судебным приставом-исполнителем в адрес должника 10 ноября 2010 года направлено требование о предоставлении информации об исполнении решения суда.
Согласно ответу Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля от 06 декабря 2010 указано, что МУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля составлена сметная документация на замену деревянных полов, лаг в жилых помещениях, а также в местах общего пользования; на замену оконных блоков и установке сливов на оконных проемах; на замену дверных блоков межкомнатных и в местах общего пользования.
Поскольку дом относится к объектам культурного наследия «Дом жилой Донского» 18 ноября 2010 года получено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденное приказом директора Департамента культуры Ярославской области № 786, в части работ по замене оконных и дверных блоков, ремонту крыши, вентканалов, чердачного перекрытия, ремонту фасадов.
08 декабря 2010 года выдано задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденное приказом директора Департамента культуры Ярославской области № 851, в части работ по замене системы отопления, холодного и горячего водоснабжения, системы электроснабжения с установкой приборов учета, по замене оконных блоков, усилению фасадов.
МУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля ведется подготовительная работа по оформлению документов для разработки проектно-сметной документации на проведение ремонтных работ по текущему ремонту крыши, кровли, обрешетки; по замене системы канализации, отопления, холодного и горячего водоснабжения, внутренней системы электроснабжения; по ремонту фасада в том числе его цокольной части, устранении непрокрасов здания; по капитальному ремонту по устранению местных деформаций, усилению, восстановлению поврежденных участков фундамента; по ремонту вентиляционных каналов (шахт); по устройству и восстановлению вентиляционных продухов; по устройству водоотлива; по ремонту кирпичной кладки стены, перегородки, пола в теплоузле; по устройству горизонтальной и вертикальной гидроизоляции основных стен, фундамента с последующим их утеплением и устранением трещин; по устранению трещин в чердачном перекрытии и в межплиточных швах; по замене балки перекрытия над техподпольем в кв. № 2; по антисептированию и антиперированию деревянной стропильной системы дома. Впоследствии проектно-сметная документация должна быть направлена в ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» для проверки и последующего проведения конкурсной процедуры.
Судебным приставом-исполнителем в адрес мэрии г. Ярославля 26 ноября 2010 года направлено требование о предоставлении информации об исполнении решения суда. Департаментом городского хозяйства мэрии г. Ярославля на данное требование дан ответ, содержащий сведения, аналогичные тем, что были изложены в ответ на требование от 10 ноября 2010 года.
24 октября 2010 года и 07 декабря 2010 года запрошены технические условия в МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» и ОАО «Управдом Кировского района» соответственно.
04 февраля 2011 года получены технические условия от ОАО «ТГК-2», 07 февраля 2011 года получены технические условия от ОАО «Управдом Кировского района».
08 апреля 2011 года мэрия города Ярославля обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Определением Кировского районного суда г. Ярославля от 04 мая 2011 года предоставлена отсрочка исполнения решения суда в части наложения на должника обязанности по проведению ремонтных работ дома № по <адрес> до 31 декабря 2011 года.
15 августа 2011 года заключен муниципальный контракт № 98-К-11 с ООО «СК Инжиниринг» на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт объекта культурного наследия.
21 октября 2011 года проектная документация, разработанная ООО «СК «Инжиниринг», направлена на согласование в Департамент культуры Ярославской области.
Департаментом культуры Ярославской области 14 ноября 2011 года отказано в согласовании представленной проектной документации, поскольку она разработана ООО «СК Инжиниринг», не имеющим лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия, кроме того, документация не соответствовала условиям задания № 786 от 18 ноября 2010 года, а именно: отсутствует заключение по результатам инженерного обследования основных строительных конструкций; отсутствуют рабочие чертежи на оконные заполнения; отсутствует проект усиления фундаментов (представлена схема усиления основания фундамента под наружные стены); отсутствует проект реставрации фасадов; отсутствуют чертежи на ремонт крыши, чердачного помещения. Проектно-сметная документация была направлена на доработку.
23 ноября 2011 года Департаментом культуры Ярославской области вновь отказано в согласовании представленной проектной документации, поскольку она не соответствовала условиям задания № 786 от 18 ноября 2010 года.
28 ноября 2011 года заключен муниципальный контракт с ООО «Тауэр XXI» на выполнение работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома со сроком выполнения работ 25 декабря 2011 года. Данные работы были выполнены и приняты в январе 2012 года.
29 декабря 2011 года мэрия города Ярославля вновь обратилась в Кировский районный суд г. Ярославля с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 30 ноября 2012 года.
Определением Кировского районного суда г. Ярославля от 09 февраля 2012 года в предоставлении отсрочки исполнения решения Кировского районного суда г. Ярославля от 24 февраля 2010 года отказано.
27 января 2012 года Департамент культуры Ярославской области, рассмотрев заявление о согласовании проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой Донского», выдало задание от 26 января 2012 года № 2/12 на проведение государственной историко-культурной экспертизы указанной документации.
Договоры на проведение государственной историко-культурной экспертизы документации, обосновывающей проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой Донского» на предмет их возможности (невозможности) были заключены с государственными экспертами Васильевой Т.Л., Барбашовой Е.М. 30 марта 2012 года.
30 апреля 2012 года составлен акт государственной историко-культурной экспертизы документации, обосновывающей проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой Донского», согласно которому возможно проведение работ в соответствии с проектной документацией, разработанной ОАО «Ярреставрация» в 2011 году.
16 мая 2012 года в Департамент культуры Ярославской области направлено заявление о выдаче разрешения на проведение работ по капитальному ремонту объекта.
15 июня 2012 года Департаментом культуры Ярославской области в адрес МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля направлено письмо, согласно которому указано, что ОАО «Ярреставрация» подготовлен рабочий проект, который предусматривает проведение работ по ремонту внутреннего электроосвещения, силового электроснабжения, отопления, вентиляции, системы водоснабжения и канализации, а также отделку ряда помещений, реконструкцию фасадов, усиление фундаментов наружных стен и иные работы.
02 июля 2012 года МКУ«Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля обратилось в Департамент культуры Ярославской области по вопросу согласования проектной документации на проведение работ по замене оконных и дверных блоков, ремонту фасада, ремонту помещений, усилению фундаментов, замене системы отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализационной системы, внутреннего электрооборудования с приложением документов, том числе проектной документации.
20 июля 2012 года Департаментом культуры Ярославской области указано, что утепление наружных стен с фасадной стороны здания невозможно, поскольку приведет к искажению облика фасада памятника.
06 августа 2012 года мэрия города Ярославля обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства в пользу взыскателей в части требований по утеплению основных стен дома. Основанием для обращения с данным заявлением послужило письмо Департамента культуры Ярославской области от 20 июля 2012 года.
Определением Кировского районного суда г. Ярославля от 15 августа 2012 года отказано в прекращении исполнительного производства в части.
22 октября 2012 года направлена заявка на проведение процедуры размещения заказа способом открытого аукциона в электронной форме, предмет закупки – выполнение работ по капитальному ремонту памятника культурного наследия по адресу: <адрес> (внутренние сети электроснабжения).
03 декабря 2012 года заключен муниципальный контракт на производство работ по ремонту внутренних сетей электроснабжения с ООО «Прима» сроком исполнения 25 декабря 2012 года.
10 декабря 2012 года Департаментом культуры Ярославской области выдано разрешение на проведение указанных работ сроком действия до 25 декабря 2012 года. Данные работы были выполнены и приняты 25 декабря 2012 года.
18 июля 2013 года заключен муниципальный контракт с ООО «Прима» на выполнение работ по капитальному ремонту объекта (цена контракта 4 546 466, 77 рублей), срок окончания работ согласно контракту - 25 ноября 2013 года.
19 августа 2013 года Департаментом культуры Ярославской области выдано разрешение на проведение указанных работ по сохранению объекта культурного наследия сроком действия до 25 ноября 2013 года.
13 сентября 2013 года судебным приставом-исполнителем вынесено предложение, согласно которому Степанычеву В.В. предложено с 16 сентября 2013 года предоставлять доступ подрядной организации ООО «Прима» для производства работ по капитальному ремонту объекта. Также судебным приставом указано, что 11 сентября 2013 года осуществлен выход по адресу, установлено, что собственники квартиры № Степанычев В.В. и Романов А.В. не допускают подрядную организацию ООО «Прима» для проведения ремонтных работ.
20 сентября 2013 года составлен акт, согласно которому ООО «Прима» 23 сентября 2013 года должно приступить к работам по усилению фундамента, 24 сентября 2013 года – к работам по замене систем отопления.
19 сентября 2013 года собственникам помещений направлены уведомления о выполнении работ. Часть данных уведомлений вручена под подпись.
26 мая 2014 года ООО «Прима» обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением о расторжении указанного муниципального контракта. Как указано в исковом заявлении с 23 августа 2013 года сотрудники ООО «Прима» пытались приступить к выполнению работ во исполнение муниципального контракта, однако жителями дома им было отказано в предоставлении доступа к объекту. ООО «Прима» обращалось в МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» по вопросу обеспечения возможности выполнения работ. 07 октября 2013 года ООО «Прима» было направлено предложение о расторжении муниципального контракта.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 04 июля 2014 года муниципальный контракт от 18 июля 2013 года расторгнут.
Согласно письму Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля от 29.12.2014 г. МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» проводится работа по подготовке новой заявки на проведение торгов по выполнению капитального ремонта многоквартирного дома № по <адрес>.
07 мая 2015 года Департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля сообщено, что разработана проектно-сметная документации на выполнение оставшихся видов ремонтных работ, во втором квартале 2015 года будет осуществлена подготовка документации для размещения муниципального заказа по отбору подрядной организации для выполнения ремонтных работ со сроком проведения электронного аукциона в третьем квартале 2015 года при условии выделения дополнительных бюджетных средств.
22 мая 2015 года Департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля сообщено, что разработана проектно-сметная документация на выполнение оставшихся видов ремонтных работ, во втором квартале 2015 года будет осуществлена подготовка документации для размещения муниципального заказа по отбору подрядной организации для выполнения ремонтных работ со сроком проведения электронного аукциона в третьем квартале 2015 года при условии выделения дополнительных бюджетных средств.
08 июня 2015 года актом судебного пристава- исполнителя установлено, что решение суда не исполнено.
09 июня 2015 года мэрия г. Ярославля обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 24 февраля 2010 года на срок до 31 декабря 2016 года для проведения экспертизы по проекту, разработанному ОАО «Ярреставрация».
Определением Кировского районного суда г. Ярославля от 24 июля 2015 года в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано.
06 ноября 2015 года проведено совещание с участием заместителя директора Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля, начальника и ведущего специалиста отдела разработки и реализации целевых программ департамента городского хозяйства, начальника проектно-сметного отдела МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля, заместителя начальника отдела технического надзора МКУ, главного инженера ОАО «Ярреставрация», а также взыскателей Романова А.В., Овсянникова Р., на котором были согласованы спорные моменты, касающиеся производства ремонтных работ, внесения изменений в проектно-сметную документацию. МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» мэрии г. Ярославля поручено учесть все принятые решения при подготовке проектно-сметной документации.
27 ноября 2015 года Департаментом городского хозяйства мэрии г. Ярославля сообщено, что выполнение работ по корректировке проектной документации планируется на первый квартал 2016 года, а непосредственное выполнение работ возможно после процедуры отбора подрядной организации и заключения с ней муниципального контракта.
21 и 22 декабря 2015 года Департаментом городского хозяйства сообщено о том, что заключение договора по корректировке проектно-сметной документации возможно только при наличии в бюджете города необходимых средств на эти цели. Выполнение указанной работы планируется в первом квартале 2016 года после утверждения лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год.
23 декабря 2015 года Департаментом городского хозяйства сообщено о том, МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля поручено при подготовке проектно-сметной документации предусмотреть в ней работы по замене всех дверных блоков, выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации планируется на первый квартал 2016 года.
20 января 2016 года заключен договор с ООО «МАН» о проведении корректировки проектной документации, срок окончания работ по договору 22 февраля 2016 года.
10 марта 2016 года копия откорректированной проектной документации направлена судебному приставу-исполнителю.
Согласно письмам Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля от 26 сентября 2016 года и 23 ноября 2016 года указано, что сметная стоимость ремонтных работ составляет 11 626 109 рублей. Все бюджетные средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2016 году, были распределены на ремонт домов, судебные решения по которым вступили в законную силу ранее, поэтому финансовые средства на капитальный ремонт дома, расположенного по адресу: <адрес>, не выделены.
После выделения бюджетных средств на 2017 года в первом квартале 2017 года планируется направить в департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославля заявку на проведение процедуры торгов по выбору подрядной организации.
03 февраля 2017 года и 06 февраля 2017 года Департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля сообщено, что проектная документация находится на корректировке, после корректировки и согласования проектной документации в первом квартале 2017 года планируется подготовка заявки на аукцион.
21 марта 2017 года возбуждено исполнительное производство в пользу Ядрихинской Н.В.
27 марта 2017 года Департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля сообщено, что проектная документация находится на корректировке, после корректировки и согласования проектной документации во втором квартале 2017 года планируется подготовка заявки на аукцион.
03 апреля 2017 года и 12 апреля 2017 года Департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля сообщено, что проектная документация находится на корректировке, после корректировки и согласования проектной документации во втором квартале 2017 года планируется подготовка заявки на аукцион.
02 мая 2017 года Департаментом городского хозяйства мэрии г. Ярославля сообщено, что проектная документация разработана, во втором квартале 2017 года планируется подготовка заявки на аукцион.
Согласно письму мэрии г. Ярославля от 09 июня 2017 года в ответ на обращение взыскателя Романова А.В. указано, что корректировка и согласование проектно-сметной документации завершены в мае 2017 года. В настоящее время готовится заявка на проведение аукциона, до 15 июня 2017 года планируется направить заявку в департамент социально-экономического развития города мэрии г. Ярославля.
Аналогичная информация содержится и в письме Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля от 14 июня 2017 года.
15 июня 2017 года судебным приставом-исполнителем направлено требование о предоставлении проектно-сметной документации.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя от 11 октября 2017 года должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 15 февраля 2018 года.
22 ноября 2017 года по исполнительному производству в пользу Ядрихинской Н.В. установлен новый срок для исполнения до 31 декабря 2017 года.
12 декабря 2017 года должнику вручено требование о включении определенных видов работ в откорректированную проектно – сметную документацию, а также по представлению отчета по инженерно – геологическому изысканию и сметы на данные изыскания.
21 декабря 2017 года должнику вручены требования на устранение нарушений в проектно – сметной документации.
5 марта 2018 года вынесено постановление о назначении нового срока для исполнения до 1 апреля 2018 года.
9 апреля 2018 года вынесено постановление о назначении нового срока для исполнения до 10 мая 2018 года.
Таким образом, срок исполнения судебного акта на момент вынесения настоящего решения составил – 7 лет 9 месяцев 17 дней.
Срок исполнения судебного акта в указанном объеме суд применяет для определения нарушения права Ядрихинской Н.В. на исполнение судебного акта в разумный срок.
Оцениваемый в настоящем деле срок исполнения судебного акта в отношении Елиной Т.П. составляет 11 месяцев 16 дней.
Оцениваемый в настоящем деле срок исполнения судебного акта в отношении Шемета А.В. и Шемет Ю.Н. составляет 6 месяцев 30 дней.
Устанавливая достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий мэрией города Ярославля, суд приходит к следующему:
Мэрии города Ярославля необходимо осуществить в рамках исполнительного производства большой и сложный объем работ.
Однако, данное обстоятельство не может быть основанием для неисполнения судебного решения в срок, превышающий семь лет.
В указанный период времени административным ответчиком решение суда исполнено лишь частично: выполнен ремонт кровли и элекропроводки, а также частично ремонт жилого помещения. При этом, большая часть работ осталась до настоящего времени невыполненной.
Как указано в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016г. № 11, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
Действия мэрии г.Ярославля в период предоставленной отсрочки исполнения судебного акта на основании определения суда от 04 мая 2011 года нельзя признать эффективными и надлежащими, поскольку проектно-сметная документация изготавливалась ООО «СК Инжиниринг» длительное время, не была согласована компетентным органом.
Действия мэрии города Ярославля по истребованию технических условий, согласовании проектно-сметной документации являлись неэффективными, выходили за рамки разумных сроков.
В течение вышеуказанного срока исполнения имелись периоды, когда движения по исполнению решения суда со стороны мэрии города Ярославля фактически не осуществлялось: 24.06.2010г. – 24.10.2010г.; 8.12.2010г. - 4.02.2011г.; 7.02.2011г.- 15.08.2011г.; 25.12.2012г.- 6.03.2013г.; 19.11.2013г. – 7.05.2015г.; 24.06.2015г. – 6.11.2015г.; 7.11.2015г. – 20.01.2016г.; 25.05.2016г. – 10.05.2017г.; 11.05.2017г. – 09.04.2018г.
Ответы на запросы судебного пристава-исполнителя, многочисленные судебные споры не могут рассматриваться как действия административного ответчика по исполнению судебного акта, и данные события входят в общий срок продолжительности исполнения.
Обращение 3 августа 2017 года в департамент объектов культурного наследия Ярославской области с заявлением об уточнении статуса объекта является запоздалым и данное обращение нельзя рассматривать как действие по исполнению судебного акта.
В тоже время, имелись периоды, которые следует признать эффективными в действиях муниципального органа. В частности, с 26.10.2011г. по 27.01.2012г. – осуществление работ по ремонту кровли; с 27.01.2012г. по 13.07.2012г. – подготовка и проведение историко-культурной экспертизы, согласование проектно-сметной документации; с 3.12.2012г. по 25.12.2012г. – ремонт электропроводки; с 6.03.2013г. по 18.07.2013г., когда проведена процедура по отбору заказчика и заключен договор на проведение работ с ООО «Прима».
Анализируя период с 23.08.2013г. по 16.09.2013г., суд отмечает, что со стороны собственников жилого дома осуществлены действия по препятствованию ООО «Прима» к допуску на объект, требующий капитального ремонта. Однако, указанное поведение собственников жилого дома имело краткосрочный характер и не может рассматриваться судом как причина, повлекшая расторжение договора между мэрией города Ярославля и ООО «Прима». Из представленных документов, в том числе решения арбитражного суда от 04 июля 2014 года, это не следует.
Анализируя период обсуждения муниципальным органом и собственниками жилого дома многочисленных корректировок проектно-сметной документации на протяжении 2013г., 2015г.- 2017г., суд отмечает слабую организованность их проведения административным ответчиком, а также неэффективное поведение собственников, их представителей по реализации права на предоставление замечаний на документацию, что существенным образом привело к необоснованному затягиванию исполнения судебного решения.
Ссылка административного ответчика на отсутствие финансовых средств, не является уважительной причиной для неисполнения судебного акта и не свидетельствует о разумных сроках его исполнения.
Проверяя действия по исполнению судебного акта в период с момента взыскания в пользу Елиной Т.П., Шемета А.В., Шемет Ю.Н. компенсации морального вреда за нарушение права на своевременное исполнение судебного акта, суд устанавливает, что в указанный период в мае 2017 года завершена корректировка проектной документации для проведения ремонтных работ (май 2017 года). После указанного времени действий, направленных на выполнение данных работ, в том числе по выбору подрядной организации, заключения муниципального контракта, мэрия города Ярославля не совершала, таким образом, бездействуя в течение более десяти месяцев.
На основании изложенного, учитывая длительность неисполнения судебного решения, бездействие или неэффективность действий обязанного к исполнению решения суда органа местного самоуправления в течении большей части периода исполнения данного решения, суд приходит к выводу, что право Елиной Т.П., Шемета А.В., Шемет Ю.Н., Ядрихинской Н.В. на исполнение судебного акта в разумный срок нарушено и в их пользу в соответствии со статьей 1 Федерального закона № 68-ФЗ подлежит взысканию компенсация за нарушение данного права.
Суд принимает во внимание, что размер данной компенсации определен административными истцами в размере 100 000 рублей в пользу каждого из истцов.
Суд полагает, что требования административного иска в приведенном объеме не подлежат удовлетворению, размер присуждаемой административным истцам компенсации подлежит снижению.
Учитывая, что в пользу истцов Елиной Т.П., Шемета А.В., Шемет Ю.Н. подлежит взысканию компенсация не за весь период исполнения судебного акта, суд снижает размер данной компенсации до 10 000 рублей в пользу каждого из данных истцов. При этом суд принимает предыдущий период длительного неисполнения судебного решения.
С учетом поведения в ходе исполнительного производства Ядрихинской Н.В., как взыскателя, но в то же время, принимая во внимание значимость для нее исполнения решения суда, так как в жилом доме, подлежащем капитальному ремонту, она постоянно проживает, испытывает неудобства в проживании от несоответствия жилых помещений дома требованиям к ним предъявляемым, при этом являясь человеком пенсионного возраста, суд полагает разумной компенсацию нарушенного права в размере 30 000 рублей.
Руководствуясь статьями 175 – 181, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Елиной Тамары Павловны, Шемета Артема Владимировича, Шемет Юлии Николаевны, Ядрихинской Натальи Викторовны удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Елиной Тамары Павловны с городского округа город Ярославль в лице Департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств муниципального бюджета компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Взыскать в пользу Шемета Артема Владимировича с городского округа город Ярославль в лице Департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств муниципального бюджета компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Взыскать в пользу Шемет Юлии Николаевны с городского округа город Ярославль в лице Департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств муниципального бюджета компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Взыскать в пользу Ядрихинской Натальи Викторовны с городского округа город Ярославль в лице Департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств муниципального бюджета компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение суда подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Решение в окончательной форме изготовлено 16 апреля 2018 года