ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-74/2021 от 02.12.2021 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Дело № 3а-74/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 декабря 2021 года город Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

председательствующего судьи Туникене М.В.,

при секретаре Алешиной И.А.,

с участием прокурора Накцевой И.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЖД Партнер» о признании недействующими в части Генерального план и Правил землепользования и застройки Смоленского района Смоленской области, утвержденных решением Совета депутатов Пионерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 20 января 2015 года № 5, в редакции решения от 25 апреля 2018 г. №33

установил:

Решением Совета депутатов Пионерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 20 января 2015 года № 5 утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки Смоленского района Смоленской области, в соответствии с которым на «Карте зон с особыми условиями использования территорий» отображена береговая полоса водного объекта, расположенного между контурами земельного участка, с кадастровым номером, площадью 109217 кв.м, находящегося по адресу: Смоленская область, Смоленский район, ....

Решением Смоленской районной Думы от 25 апреля 2018 г. № 33 утверждено внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Смоленского района Смоленской области. Вышеуказанный нормативный правовой акт изложен в новой редакции. Названные изменения не касались установления местоположения береговой линии и береговой полосы вышеуказанного водного объекта.

Нормативный правовой акт опубликован в официальном издании Смоленской районной Думы - газете «Сельская правда» от 11 мая 2018 г. №35 (7699) и размещен на официальном сайте Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области.

ООО «ЖД Партнер» (далее также – Общество) обратилось в Смоленский областной суд с административным иском к Смоленской районной Думе о признании недействующим решения Смоленской районной Думы от 25 апреля 2018 г. № 33 «О внесении изменений в Генеральный план и Правил землепользования и застройки Смоленского района Смоленской области, утвержденные решением Совета депутатов Пионерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 20 января 2015 г. № 5, в части установления местоположения береговой линии водного объекта, расположенного между контурами земельного участка, с кадастровым номером, площадью 109217 кв.м., находящегося по адресу: Смоленская область, Смоленский район, ...

Свои требования мотивировало тем, что является арендатором земельного участка, с кадастровым номером , площадью 109217 кв.м, расположенного по адресу: Смоленская область, Смоленский район, .... Оспариваемым нормативным правовым актом в графической форме было установлено местоположение береговой линии водного объекта, расположенного между контурами арендованного Обществом земельного участка.

Указывает, что Смоленская районная Дума превысила свои полномочия, поскольку установление местоположения береговой линии водного объекта относится к полномочиям Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии.

Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт в части установления местоположения береговой линии противоречит части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, нарушает его законные права и интересы, поскольку препятствует Обществу в получении в собственность вышеуказанного земельного участка (л.д.3-6, 13-15 т.1).

Впоследствии, административный истец административный иск уточнил, просит признать недействующими Генеральный план и Правила землепользования и застройки Смоленского района Смоленской области, утвержденные решением Совета депутатов Пионерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 20 января 2015 года № 5, в редакции решения от 25 апреля 2018 г. №33, в части отнесения береговой полосы водного объекта, расположенного между контурами земельного участка с кадастровым номером , по адресу: Смоленская область, Смоленский район, ..., к зонам с особыми условиями использования территории Пионерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, а также в части отображения береговой полосы этого водного объекта на картах зон с особыми условиями использования территории и границ территорий объектов культурного наследия.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Градостроительство и кадастр», отдел водных ресурсов по Смоленской области Федерального агентства водных ресурсов Московско-Окского бассейнового водного управления, Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии.

Смоленская районная Дума в письменных возражениях просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку Генеральный план Пионерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области принят уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением норм действующего законодательства, процедуры подготовки и утверждения; указала, что береговая полоса для водного объекта, шириной 5 м, находящегося между контурами земельного участка с кадастровым номером 67:18:0050402:358, была обозначена в редакции Генерального плана и Правил землепользования и застройки от 20 января 2015 г., до внесения в него изменений в 2018 году.

Береговая полоса была отображена в оспариваемом нормативном правовом акте с целью надлежащего исполнения положений статьи 14 главы 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также – ГрК РФ), а также для удовлетворения требований к содержанию проекта генерального плана, необходимых для согласования с Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии. В связи с тем, что граница водного объекта не определена, для отображения береговой полосы были использованы данные топографических карт масштаба 1:10000. В условных обозначениях картографических материалов «Границы зон с особыми условиями использования территорий», «Зоны с особым природоохранным режимом использования» допущена техническая ошибка - вместо береговой полосы, устанавливаемой в соответствии с разделом 1.13.3 Тома II, наряду с водоохранными зонами и береговыми полосами, указано «береговая линия» (л.д. 186-194 т.4, 88-90 т.5, 212-218 т.5).

Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии в письменном отзыве указал, что сведения о водном объекте, находящемся между контурами земельного участка с кадастровым номером , содержатся в государственном водном реестре. В настоящее время утверждены мероприятия по определению береговых линий водных объектов на период 2021-2023 г.г. Пояснить, каким образом осуществлялось согласование генерального плана в части отображения на карте береговой полосы водного объекта не представляется возможным. (л.д. 123-124, 173 т.5).

ООО «Градостроительство и кадастр» в письменном отзыве указало, что решением Смоленской районной Думы от 25 апреля 2018 г. № 33 местоположение береговой линии водного объекта не устанавливалось. В условных обозначениях «Границы зон с особыми условиями использования территорий», «Зоны с особым природоохранном режимом использования» картографических материалов проекта допущена техническая ошибка - вместо береговой полосы, устанавливаемой в соответствии с разделом 1.13.3 Тома II, наряду с водоохранными зонами и береговыми полосами, указано «береговая линия» (л.д.212-216 т.4).

Согласно пояснениям Отдела водных ресурсов по Смоленской области Федерального агентства водных ресурсов Московско-Окского бассейнового водного управления в водном реестре отсутствуют сведения о водных объектах - ручье без названия (р. Пестна) и пруде на ручье без названия (р. Пестна), в том числе о береговых линиях, однако существование данных водных объектов обозначено на официальных топографических картах. Установление береговых линий (границ водных объектов) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в данном случае Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии. В настоящее время береговая линия ручья без названия (р.Пестна) и пруда на ручье без названия (р.Пестна) не установлены. Документы о границах береговых линий данного водного объекта для внесения в государственный водный реестр в отдел не поступали (л.д. 119 т.5).

В судебном заседании представитель административного истца ЕрохинВ.И. заявленные требования поддержал.

Представитель Смоленской районной Думы Ковалева М.Н. возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях, указала, что береговая полоса была нанесена схематично, без координат и привязки к береговой линии.

Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии явку в Смоленский областной суд своего представителя не обеспечил, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.

Представители заинтересованных лиц ООО «Градостроительство и кадастр», отдел водных ресурсов по Смоленской области Федерального агентства водных ресурсов Московско-Окского бассейнового водного управления, в суд не явились, извещении надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителя административного истца ЕрохинаВ.И., представителя Смоленской районной Думы Ковалевой М.Н., исследовав материалы дела, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Смоленской областной прокуратуры Накцевой И.В., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, Смоленский областной суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 вышеуказанной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от6октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план поселения, утверждаемый представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Содержание генерального плана поселения, порядок его подготовки и утверждения, особенности согласования проекта генерального плана предусмотрены статьями 9, 23, 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Процедура внесения изменений в генеральный план является идентичной процедуре принятия генерального плана.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Генеральный план и правила землепользования и застройки Пионерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области были утверждены решением Совета депутатов Пионерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 20 января 2015 г. № 5.

Раздел 1.13.3 «Водоохранные зоны, береговые полосы, прибрежные защитные полосы» Тома II «Материалы по обоснованию генерального плана» в условных обозначениях «Границы зон с особыми условиями использования территорий», «Зоны с особым природоохранным режимом использования» на картах зон с особыми условиями использования территории содержит отображение местоположения береговой полосы водного объекта, расположенного между контурами земельного участка, с кадастровым номером67:18:0050402:358, площадью 109217 кв.м., находящегося по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Пионерское сельское поселения, восточнее д. Упокой.

Решением Смоленской районной Думы от 25 апреля 2018 г. № 33 утверждено внесение изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки Пионерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Смоленской области от 28 декабря 2004 г. № 135-з «О наделении статусом муниципального района муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, об установлении границ муниципальных образований, территории которых входят в его состав, и наделении их статусом сельских поселений» территория Пионерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области входит в состав муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области.

Правовые, территориальные, организационные и экономические основы организации местного самоуправления в муниципальном образовании «Смоленский район» Смоленской области установлены Уставом, принятым решением Смоленской районной Думы от 28 июня 2005 г. № 100.

Перечень вопросов местного значения муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области изложен в статье 6 Устава.

Решением Смоленской районной Думы от 31 мая 2016 г. № 46, вступившим в законную силу 9 июля 2016 г., в данную статью внесены изменения, в соответствии с которыми к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов сельских поселений муниципального района, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов сельских поселений муниципального района, документации по планировке территории.

В силу статей 18 и 19 Устава муниципального образования «Смоленский район» структуру (перечень) органов местного самоуправления муниципального района составляют, в числе прочих, Смоленская районная Дума, которая является представительным органом муниципального района, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района.

При проверке порядка принятия оспариваемого нормативного акта и компетенции принявшего его органа судом установлено следующее.

Постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 1 марта 2016 г. № 182 утверждена комиссия по подготовке проекта по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельских поселений муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области.

Постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 22 декабря 2017 г. № 2565 «О подготовке проекта «Внесение изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Пионерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области», утвержденного решением Совета депутатов Пионерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 20 января 2015 г. № 5 начата процедура внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Пионерского сельского поселения.

11 января 2018 г. между Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области иООО«Градостроительство и кадастр» заключен муниципальный контракт на разработку проекта № 01/18.

Подготовка проекта осуществлялась в соответствии с техническим заданием, которое определяло объем и состав проекта.

Постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 13 февраля 2018 г. № 181, опубликованном в газете «Сельская правда» 16 февраля 2018 г. № 12 (7676), назначены публичные слушания по проекту «Внесение изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Пионерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области» на 17 апреля 2018 г.

Публичные слушания были подготовлены и проведены 17 апреля 2018г. на территории д. Трудилово, д. Русилово и д. Лахтеево, по результатам публичных слушаний по проекту внесения изменений принято заключение о принятии предложенной рекомендации - «Одобрить проект», указанное заключение опубликовано в газете «Сельская правда» 26 апреля 2018 г.

Заключение по результатам публичных слушаний по проекту было опубликовано в газете «Сельская правда» от 26 апреля 2018 г.

Постановлением главы муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 19 апреля 2018 г. № 1 проект внесения изменений направлен в Смоленскую районную Думу для рассмотрения.

24 апреля 2018 г. прокуратурой Смоленского района проведен правовой анализ и антикоррупционная экспертиза проекта, по результатам которой нарушений действующего законодательства и коррупциогенных факторов не выявлено.

Решением Смоленской районной Думы от 25 апреля 2018 г. № 33 утверждены изменения в генеральный план и правила землепользования и застройки Пионерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области. Момент вступления решения в силу определен днем его официального опубликования.

Официальный источник опубликования нормативных правовых актов муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области и проектов муниципальных правовых актов в печатном средстве массовой информации - газета «Сельская правда» (решение Смоленской районной Думы от 31 января 2006 г. № 11).

Названное выше решение опубликовано в официальном издании Смоленской районной Думы - газете «Сельская правда» 11 мая 2018 г. № 35 (7699);

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые генеральный план и правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия, утверждения и официального опубликования.

Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, между ООО «Новый Свет» и Администрацией муниципального образования «Смоленский район» 29 августа 2013 г. заключен договор аренды № 3514 на срок до 1 августа 2016 г. многоконтурного земельного участка, площадью 109217 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: Смоленская область, Смоленский район, ...

Ввиду того, что после истечения срока действия договора аренды арендатор продолжал использование земельного участка при отсутствии возражений арендатора, договор считается возобновленным на тех же условиях на новый срок.

Постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 6 сентября 2018 г. № 1368 на основании заявления ООО «Новый Свет» от 18 июля 2018 г. № 10054 прекращено право аренды на земельный участок с указанием на предоставление ему этого же земельного участка в собственность за плату для сельскохозяйственного производства.

ООО «Новый Свет» 27 сентября 2018 г. уплатило выкупную стоимость земельного участка в сумме 64438,03 руб., Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области передала обществу земельный участок.

В процессе оформления договорных отношений по купле-продаже земельного участка Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области было установлено, что между контурами земельного участка с кадастровым номером располагается водный объект.

Письмом от 5 декабря 2018 г. № 13569 Администрация сообщила ООО «Новый Свет» о том, что границы земельного участка с кадастровым номером пересекают границы водного объекта (ручей без названия на р.Пестна и пруд на нем у д.Упокой) и предложила Обществу исключить береговую полосу пруда на р.Пестна у д.Упокой из границ земельного участка путем исправления реестровой ошибки в соответствии со ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

ООО «Новый свет» сообщило о намерении исполнить рекомендации в весенний период, так как определение границ береговой линии должно осуществляться без ледяного покрова.

Таким образом, Администрацией был выражен отказ в заключении с ООО «Новый свет» договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , ввиду несогласования условия о предмете такого договора, его индивидуальных характеристик.

Впоследствии деятельность ООО «Новый Свет» была прекращена путем реорганизации в форме присоединения к ООО «ЖД Партнер».

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 4 марта 2020 г., вступившим в законную силу 13 июля 2020 г., отказано в удовлетворении искового заявления ООО «ЖД Партнер» к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, с кадастровым номером (л.д.168-176 т.4).

ООО «ЖД «Партнер» обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , вызванного включением Обществом в границы участка береговой полосы пруда на р.Пестна у д.Упокой, шириной 20 м, не подлежащей приватизации.

Местоположение полосы определено работниками Администрации на основании сведений, содержащихся в Правилах землепользования и застройки Пионерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, в редакции решения Смоленской районной Думы от 25 апреля 2018 г. № 33.

Определением суда от 26 июля 2021 г. производство по данному делу приостановлено до вступления в законную силу решения Смоленского областного суда по настоящему делу (л.д.165-168 т.4).

Проверяя доводы административного истца о необоснованности отображения береговой полосы водного объекта на картах зон с особыми условиями использования территории, суд приходит к следующим выводам.

Из содержания частей 1 и 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации следует, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 18 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. № 17 (далее - Правила), определено, что установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации).

При этом, в целях установления соответствующих границ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивают: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; обозначение границ на местности посредством специальных информационных знаков (пункт 4 Правил).

Аналогичные положения, касающиеся полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению местоположения береговой линии (границ водных объектов) в части переданных полномочий Российской Федерации, предусматриваются утвержденными в соответствии с частью 4.1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. № 377 Правилами определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения.

В силу положений части 6 статьи 6 и частей 3, 14 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина береговой полосы водных объектов общего пользования, как и ширина водоохранной зоны рек и их прибрежной защитной полосы, относящейся по смыслу положений пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий, устанавливаются от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

Согласно части 4.1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из части 18 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации также следует, что установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 января 2009г. № 17 и от 29 апреля 2016 г. № 377 утверждены «Правила установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» и «Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения».

Пунктами 8 и 10.2 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации и вышеназванными Правилами предусмотрено включение документированных сведений о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в государственный водный реестр.

Кроме того, пунктом 5(1) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. № 17 в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта, прямо было предусмотрено, что границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

Согласно пункту 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. № 377, местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости (в прежней редакции - в государственный кадастр недвижимости).

Как видно из дела, в условных обозначениях «Границы зон с особыми условиями использования территорий», «Зоны с особым природоохранном режимом использования» картографических материалов проекта допущена техническая ошибка - вместо береговой полосы, устанавливаемой в соответствии с разделом 1.13.3 Тома II, наряду с водоохранными зонами и береговыми полосами, указано «береговая линия».

Однако, как следует из ответа Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии на запрос суда границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, находящегося между контурами земельного участка с кадастровым номером , Департаментом не устанавливались. В настоящее время утверждены мероприятия по определению береговых линий водных объектов на период 2021-2023 г.г. (л.д. 123-124 том 5).

По сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Смоленской области от 21 сентября 2021 г. в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о границах береговой линии (границах водного объекта), находящегося между контурами земельного участка с кадастровым номером (л.д.128 т.5).

Таким образом, судом установлено, что местоположение береговой линии, границ водного объекта, находящегося между контурами земельного участка с кадастровым номером , в установленном порядке не определялось, работы по определению береговых линий водных объектов планируются к проведению Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии в 2021-2023 г.г.

Данных о внесении в государственный реестр недвижимости и в государственный водный реестр сведений о местоположении береговой линии (границе водного объекта) водного объекта, находящегося между контурами земельного участка с кадастровым номером , материалы дела также не содержат (л.д. 119, 128 т.5).

Поскольку соответствующие границы водного объекта на момент принятия оспариваемого акта не были определены в установленном законом порядке, суд приходит к выводу об отсутствии у административного ответчика правовых оснований для отображения на «Карте зон с особыми условиями использования территорий» береговой полосы водного объекта, расположенного между контурами земельного участка с кадастровым номером, площадью 109217 кв.м., находящегося по адресу: Смоленская область, Смоленский район, ....

Необходимо также учитывать, что береговые полосы водных объектов общего пользования, в данном случае водного объекта, находящегося между контурами земельного участка с кадастровым номером , согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации относятся к территории общего пользования, которая в силу пункта 11 статьи 1, пункта а части 3 статьи 42, пункта 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта, обозначается красными линиями на чертежах планировки и межевания территории.

С учетом названных норм градостроительного и водного законодательства суд признает, что береговая полоса не подлежит отображению на «Карте зон с особыми условиями использования территорий» оспариваемого нормативного правового акта.

При таких обстоятельствах, установленных при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск ООО «ЖД «Партнер» о признании недействующими Генерального плана и Правил землепользования и застройки Пионерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденных решением Совета депутатов Пионерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 20 января 2015 г. № 5, в редакции решения Смоленской районный Думы от 25 апреля 2018 г. № 33, в части отображения на «Карте зон с особыми условиями использования территории, особо охраняемых территорий и объектов» береговой полосы водного объекта, расположенного между контурами земельного участка с кадастровым номером , площадью 109217 кв.м, находящегося по адресу: Смоленская область, Смоленский район, ..., подлежит удовлетворению.

В силу изложенного, суд полагает подлежащими удовлетворению и требования о признании недействующими Генерального плана и Правил землепользования и застройки Пионерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденных решением Совета депутатов Пионерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 20 января 2015 г. № 5 в редакции решения Смоленской районный Думы от 25апреля 2018 г. № 33 в части отнесения административным ответчиком береговой полосы вышеуказанного водного объекта к зонам с особыми условиями использования территории, поскольку местоположение береговой линии, границ водоохранных зон и границ прибрежных полос водного объекта в установленном порядке не определялось.

Доводы представителя административного истца о том, что береговая полоса водного объекта не может быть отнесена к зонам с особыми условиями использования территории, суд признает несостоятельными, как основанными на неправильном толковании норм материального права.

Частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

В силу ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

По смыслу указанной нормы водоохранная зона - это территория, примыкающая к береговой линии поверхностных водных объектов и включающая в себя защитную береговую полосу «у самой воды».

В соответствии с п. 4 ст. 1 ГрК РФ водоохранные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий.

В силу ч. 2 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Береговые полосы водных объектов общего пользования отнесены к территории общего пользования (п. 12 ст. 1 ГрК РФ).

Таким образом, к зоне с особыми условиями использования территорий относится водоохранная зона, зона прибрежной защитной полосы и береговая полоса водного объекта.

Согласно статье 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 215 КАС РФ и пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50, нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до принятия данного решения применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и юридических лиц, указанные положения исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, статьи 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» сообщение о данном решении должно быть опубликовано на официальном сайте, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления ООО «ЖД Партнер» уплачена государственная пошлина в размере 4500 (четырех тысяч пятисот) рублей согласно платежному поручению от 18 ноября 2021 г. №235. Данные судебные расходы подлежат взысканию со Смоленской районной Думы в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ООО «ЖД Партнер» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу Генеральный план и Правил землепользования и застройки Пионерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденные решением Совета депутатов Пионерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 20 января 2015 г. № 5, в редакции решения Смоленской районный Думы от 25 апреля 2018 г. № 33, в части отображения на «Карте зон с особыми условиями использования территорий» береговой полосы водного объекта, расположенного между контурами земельного участка, с кадастровым номером, площадью 109217 кв.м, находящегося по адресу: Смоленская область, Смоленский район, ..., а также в части отнесения береговой полосы водного объекта к зонам с особыми условиями использования территории.

Решение суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Взыскать со Смоленской районной Думы в пользу ООО «ЖД Партнер» расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 8 декабря 2021 года

Судья М.В. Туникене