ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-753/2022 от 31.08.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-753/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 31 августа 2022 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Мельниковой К.И.,

с участием прокурора Кокуриной Р.В., административного истца Ершовой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ершовой Т.Е. о признании недействующими отдельных положений Правил землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области,

У С Т А Н О В И Л :

19 февраля 2014 года сельским Советом Доскинского сельсовета принято решение № 3 «Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет» (далее также – решение сельского Совета Доскинского сельсовета от 19 февраля 2014 года №3, Правила землепользования и застройки).

Решением сельского Совета Доскинского сельсовета от 22 марта 2017 года №11 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области», приказами департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 28 марта 2018 года №07-01-06/8 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, утвержденные решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 22 марта 2017 года №11», от 17 декабря 2019 года №07-01-06/131 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского района Нижегородской области», приказом Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 08 мая 2020 года №07-01-06/70-1, приказом Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 03 июля 2020 года №07-01-06/93 в Правила землепользования и застройки внесены изменения.

Решения сельского Совета Доскинского сельсовета от 19 февраля 2014 года №3, от 22 марта 2017 года №11 обнародованы в установленном порядке, а нормативные правовые акты Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области о внесении в них изменений от 28 марта 2018 года и от 17 декабря 2019 года опубликованы в сетевом издании «Нижегородская правда» (http://www.pravda-nn.ru), на официальном сайте Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области и администрации Богородского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также включены в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области №11341-406-007-01-06/8 и №14768-406-007-01-06/131, соответственно. Нормативные правовые акты Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 8 мая 2020 года и 03 июля 2020 года о внесении изменений в Правила землепользования и застройки опубликован на официальном сайте министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также включены в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области (номер в реестре 15200-330-007-01-06/70-1 и 15343-330-007-01-06/93).

Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области переименован в министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 04 марта 2020 года №16 «О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года №6».

На картах градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки отображены границы зон с особыми условиями использования территорий сибиреязвенный скотомогильник №С-07-04/027 и его санитарно-защитная зона.

Ершова Т.Е. обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента вступления решения в законную силу Правила землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, утвержденные решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19 февраля 2014 года №3 в части отображения на карте градостроительного зонирования территории границы зоны с особыми условиями использования территорий – санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника №С-07-04/027, охватывающей земельный участок с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес]

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Ершова Т.Е. является собственником вышеназванного земельного участка, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне скотомогильника №С-07-04/027, чем нарушаются ее права как собственника. Сведения о наличии санитарно-защитной зоны скотомогильника содержатся в Правилах землепользования и застройки.

Административный истец считает, что при разработке оспариваемого нормативного правового акта административные ответчики, отобразив в нем санитарно-защитную зону скотомогильника №С-07-04/027, вышли за пределы своей компетенции, поскольку постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об утверждении санитарно-защитных зон на территории Доскинского сельсовета не принималось.

В судебном заседании административный истец Ершова Т.Е. просила административное исковое заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, в связи с чем, оснований для отложения судебного заседания не имеется.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора Кокуриной Р.В., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что Ершова Т.Е. является собственником объекта недвижимости: земельного участка, площадь [номер] кв.м., кадастровый номер [номер], категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, адрес объекта: [адрес]

В соответствии с Правилами землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером [номер] расположен в санитарно-защитной зоне скотомогильника №С-07-04/027.

Судом установлено, что отображенная на карте градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки граница зоны с особыми условиями использования территорий – санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника №С-07-04/027 охватывает земельный участок с кадастровым номером [номер].

Следовательно, административный истец, в отношении которого применен оспариваемый нормативный правовой акт и который полагает, что данным актом нарушаются его права, свободы и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации во взаимосвязи с частью 1 статьи 5, частью 15 статьи 24, частью 4 статьи 32 ГрК РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Согласно положениям части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

В силу положений части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой установлен порядок утверждения правил землепользования и застройки, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.

Как установлено статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ).

В целях реализации приведенных положений статьи 8.2 ГрК РФ, части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, а также пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 06 октября 1999 года №184-ФЗ) на территории Нижегородской области принят и действует Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» (далее также – Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З), которым перераспределены отдельные полномочия городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Нижегородской области между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 21, статьей 4 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З (в редакции, действующей с 01 января 2018 года), пунктом 3.6.2 Положения о департаменте градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 25 июля 2007 года №248 (далее также – Положение о департаменте), департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области осуществляет такие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, городского округа город Дзержинск, Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области, городских и сельских поселений, входящих в состав Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области как утверждение правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, утверждение изменений в правила землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.

Проанализировав указанные и иные положения ГрК РФ во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ, Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З, Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», Положения о министерстве, Устава Нижегородской области, Устава Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что Правила землепользования и застройки, а равно нормативный правовой акт о внесении в него изменений приняты в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией уполномоченных на то органов (на дату их издания), с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия, включая предусмотренной статьями 31-32 ГрК РФ процедуре, и правилам введения их в действие.

Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 11 октября 2018 года по административному делу №3а-565/2018, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 07 февраля 2019 года №9-АПГ18-23, вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 30 мая 2019 года по административному делу №3а-428/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 28 ноября 2019 года №9-АПА19-34, вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 18 июня 2020 года по административному делу №3а-448/2020, вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 24 августа 2020 года по административному делу №3а-718/2020, вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 17 февраля 2021 года по административному делу №3а-90/2021, вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 25 августа 2021 года по административному делу №3а-515/2021 были установлены обстоятельства соблюдения процедуры принятия и правил введения в действие оспариваемых нормативных правовых актов.

Данные обстоятельства имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Проверив Правила землепользования и застройки в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее также – Постановление Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года №222, Правила) на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возлагается обязанность в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления проведения исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 утвержденных указанным постановлением Правил Правила установления санитарно-защитных зон.

Согласно пункту 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.

В соответствии с пунктом 3 Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В силу положений пункта 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером [номер] находится в границах санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника №С-07-04/027.

По делу установлено, что сибиреязвенный скотомогильник №С-07-04/027 включен в реестр имущества государственной собственности Нижегородской области (идентификационный номер объекта недвижимости [номер]).

В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, сибиреязвенный скотомогильник №С-07-04/027 является сооружением с кадастровым номером [номер], назначение: иные сооружения (санитарно-техническое сооружение), наименование: скотомогильник, площадью [номер] кв.м., год завершения строительства: 1948, расположен по адресу: [адрес] Сведения о границах санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника №С-07-04/027 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Судом установлено, что сибиреязвенный скотомогильник №С-07-04/027 расположен на запад от д.Шумилово в 0,4 км, в непосредственной близости от летнего лагеря ЗАО «Буревестник-Агро», в овражке; удаление от пастбища – 0,1 км, от дороги с бетонным покрытием – 0,5 км, от шоссе Нижний Новгород – Богородск – 0,8 км, удаление от ближайших построек – 200 м.; скотомогильник недействующий; имеется бетонная стела, табличка с предупреждающей надписью «Осторожно сибиреязвенное захоронение; территория скотомогильника не огорожена; последнее захоронение в скотомогильник было произведено в 1948 году.

Как следует из ответа на судебный запрос от комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области от 23 июня 2022 года, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2020 года №1122 с 01 января 2021 года отменены Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Минсельхозпродом Российской Федерации 04 декабря 1995 года №13-7-2/469, в связи, с чем ветеринарно-санитарные карточки на скотомогильники утратили силу.

Вместе с тем судом установлено, что сибиреязвенный скотомогильник №С-07-04/027 расположен на запад от д.Шумилово в 0,4 км, в непосредственной близости от летнего лагеря ЗАО «Буревестник-Агро», в овражке. Удаление от пастбища – 0,1 км, от дороги с бетонным покрытием – 0,5 км, от шоссе Нижний Новгород – Богородск – 0,8 км, удаление от ближайших построек – 200 м. Почва суглинистая, площадь скотомогильника не установлена, подъездные пути имеются. Скотомогильник недействующий. Имеется бетонная стела, табличка с надписью «Сибирская язва» сбита неустановленным лицом. Территория скотомогильника не огорожена, нет четких границ, траншея шириной менее 1,5 м., высота кургана менее 0,5 м. над поверхностью земли. Последнее захоронение в скотомогильник было произведено в 1948 году.

Из имеющегося в материалах дела ответа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 13 июля 2022 года видно, что постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об установлении либо изменении размера санитарно-защитной зоны в отношении скотомогильника №С-07-04/027 не принималось. Информация о наличии проектных материалов в Роспотребнадзоре отсутствует.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в нарушение приведенных нормативных правовых актов как действовавших на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта и внесения в него изменений, так и действующих на момент разрешения настоящего спора, санитарно-защитная зона сибиреязвенного скотомогильника №С-07-04/027 не устанавливалась, постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по данному вопросу не готовилось и не принималось, проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров отсутствует.

При таких обстоятельствах отображение в Правилах землепользования и застройки границы санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника №С-07-04/027, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца и является основанием для признания его недействующим в той части, в которой эта граница, нанесенная в картах Правил землепользования и застройки, охватывает земельный участок с кадастровым номером [номер].

Определяя момент, с которого Правила землепользования и застройки в соответствующей части должны быть признаны недействующими, суд полагает, что поскольку они до вынесения решения суда применялись и на их основании реализовывались права граждан и организаций, они подлежат признанию не действующими с момента вступления решения суда в законную силу (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:

Министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области – на официальном сайте министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

Советом Депутатов Богородского муниципального округа Нижегородской области – на официальном сайте администрации Богородского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Нижегородский областной суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Ершовой Т.Е. удовлетворить.

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, утвержденных решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19 февраля 2014 года №3 в части отображения на картах градостроительного зонирования территории границы зоны с особыми условиями использования территорий – санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника №С-07-04/027, охватывающего земельный участок с кадастровым номером [номер].

Сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:

Министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области – на официальном сайте министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

Советом Депутатов Богородского муниципального округа Нижегородской области – на официальном сайте администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 09 сентября 2022 года

Судья областного суда В.Н. Нуждин