ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-754/19 от 16.10.2019 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 3а – 754/2019

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 16 октября 2019 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Новоженине Б.А.,

с участием представителя административного истца ООО «Аланта» – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Аланта» об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Аланта» (далее по тексту - ООО «Аланта», Общество) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2945 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - под баню с прилегающей территорией, который расположен относительно ориентира, находящегося в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 9 274 000 рублей по состоянию на 01.11.2013.

При этом Общество указало, что на указанном земельном участке находится принадлежащее ему на праве общей долевой собственности (доля в праве – 365/1000) нежилое здание с кадастровым номером назначение: здание бани № 4, этажность – 2, общей площадью – 883,2 кв.м.; 27/100 долей указанного здания принадлежит <...>/1000 долей принадлежит ФИО1. Собственником спорного земельного участка является г. Нижний Новгород. Договор аренды на земельный участок не заключался.

В адрес ООО «Аланта» поступила претензия от Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижний Новгород от 19.07.2019 о необходимости оплаты неосновательного обогащения за пользование земельным участком, занятым зданием бани.

Согласно представленному расчету, ООО «Аланта» обязано оплатить арендную плату в размере 14 840 892 рублей. Расчет арендной платы произведен с учетом кадастровой стоимости в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 04.05.2016 № 247 «Об утверждении методики расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа г. Нижний Новгород, находящихся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена».

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена Постановлением Правительства Нижегородской области № 863 от 10.12.2014 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области» по состоянию на 01.11.2013 в размере33 110 929,50 рублей.

Заявленный размер рыночной стоимости подтвержден отчетом об оценке ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов от 07.08.2019, выполненным оценщиком ФИО4

Ссылаясь на положения ст.ст.24.11, 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ООО «Аланта» считает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение арендной платы.

Административный истец 09.08.2019 обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения рыночной стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области. Однако уведомлением Комиссии от 14.08.2019 //19 заявление Общества было отклонено.

ООО «Аланта» просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2945 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - под баню с прилегающей территорией, который расположен относительно ориентира, находящегося в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 9 274 000 (девять миллионов двести семьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 01.11.2013.

Правительство Нижегородской области представило позицию по делу, указало, что Постановлением Правительства Нижегородской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» от 10 декабря 2014 года № 863 утверждены результаты определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013.

Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39 (л.д.162-169).

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представило в суд отзыв, из которого следует, что что Приказом Росреестра от 26.12.2011 № П/531 Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с 01.03.2012 была наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.

С 20.06.2015 Приказом Росреестра от 12.05.2015 № П/210 Учреждение наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена Приложением 1 к Постановлению Правительства Нижегородской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» от 10 декабря 2014 года № 863.

В соответствии со ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, на основании Постановления № 331 Учреждением, в лице филиала, в рамках полномочий, в Единый государственный реестр недвижимости 01.01.2015 были внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 52:18:0040338:7 в размере 33 110 929,50 рублей по состоянию на 01.11.2013.

Учитывая вышеизложенное, просит суд рассмотреть данное дело в отсутствие представителя филиала с учётом позиции, закрепленной в настоящем отзыве.

Составу суда доверяет, отводов не имеет. Судебный акт, принятый по делу просит направить в адрес филиала (л.д.144-147).

Заинтересованным лицом – Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации <адрес>, являющимся самостоятельным юридическим лицом, позиция на административное исковое заявление ООО «Аланта» не представлена, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

В судебное заседание ООО «Аланта», представители Правительства Нижегородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации <адрес> и не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ, возражений относительно проведения судебного разбирательства непосредственно после окончания предварительного судебного заседания не представили.

Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца ООО «Аланта» – ФИО2, обсудив доводы административного искового заявления, с учетом письменных позиций административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

В силу требований ст.62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. На основании пункта 5 части 2 статьи 14 указанного выше Федерального закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

Согласно п.п.1, 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

На основании подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу положений ст.66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со ст.24.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу ст.24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, в том числе по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с указанной нормой, юридические лица могут обратиться в суд только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

Постановлением Правительства Нижегородской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области» от 28 декабря 2011 года № 1095 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области, по состоянию на 1 января 2011 года (Приложение 1), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения в разрезе групп по муниципальным районам, определенные по состоянию на 1 января 2011 года, необходимые для определения кадастровой стоимости ранее не учтенных земельных участков, выявляемых ранее учтенных земельных участков, а также в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков (Приложение 2), утверждены группы видов использования земель сельскохозяйственного назначения, определенные по состоянию на 01 января 2011 года (Приложение 3).

Из материалов дела следует, что ООО «Аланта» обладает на праве общей долевой собственности 365/1000 долями нежилого здания с кадастровым номером , назначение: здание бани № 4, этажность – 2, общей площадью – 883,2 кв.м.; 27/100 долей указанного здания принадлежит <...>/1000 долей принадлежит ФИО1.

Указанное право на нежилое здание подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 08.08.2019 (л.д.16-22), а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16.09.2019, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.138-140).

Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 2945 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - под баню с прилегающей территорией, который расположен относительно ориентира, находящегося в границах участка; почтовый адрес ориентира:: <адрес>.Собственником данного земельного участка является г. Нижний Новгород. Договор аренды на земельный участок не заключался.

В адрес ООО «Аланта» от 19.07.2019 поступила претензия от Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижний Новгород о необходимости оплаты неосновательного обогащения за пользование земельным участком, занятым зданием бани.

В соответствии с пунктом 1.10. Положения о Комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (приложение к постановлению администрации города от 04.12.2017 ) Комитет является юридическим лицом, имеет штамп, круглую гербовую печать со своим наименованием, может от своего имени вступать в правоотношения с другими юридическими и физическими лицами.

Согласно представленному расчету, ООО «Аланта» обязано оплатить арендную плату в размере 14 840 892 рублей. Расчет арендной платы произведен с учетом кадастровой стоимости в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 04.05.2016 № 247 «Об утверждении методики расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа г. Нижний Новгород, находящихся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена».

Как разъяснено в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Следовательно, ООО «Аланта», права и обязанности которого, как плательщика арендной платы затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, от которой также зависит выкупная цена земельного участка, является в силу положений ст.ст.39.20, 66 Земельного кодекса РФ, ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .

По делу установлено, что земельный участок с кадастровым номером включен в Перечень земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, результаты государственной кадастровой оценки которых, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года, утверждены Постановлением № 863.

В соответствии с Приложением № 1 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была установлена по состоянию на 01.11.2013 и составляет 33 110 929,500 рублей (п.<данные изъяты> раздела «<адрес>») (л.д.166).

Материалами дела подтверждается, что ООО «Аланта» 09.08.2019 обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2011 года, с предоставлением всех необходимых для этого документов. Указанное заявление Общества уведомлением комиссии от 14 августа 2019 года было отклонено (л.д.100-101).

Данные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении административным истцом установленного ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обязательного для юридических лиц досудебного порядка урегулирования настоящего спора (п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Как следует из представленного отзыва ФГБУ «ФКП Росреестра», кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена Приложением 1 к Постановлению Правительства Нижегородской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» от 10 декабря 2014 года № 863.

В соответствии со ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, на основании Постановления № 331 Учреждением, в лице филиала, в рамках полномочий, в Единый государственный реестр недвижимости 01.01.2015 были внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 33 110 929,50 рублей по состоянию на 01.11.2013.

Из указанного следует, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению кадастровая стоимость, является 01 ноября 2013 года.

Согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости (статья 3).

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке, который составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, ООО «Аланта» в суд представлен отчет об оценке ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» от 07.08.2019.

Судом установлено, что отчет об оценке ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» от 07.08.2019 соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 08.06.2015 № 145-ФЗ) в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке ООО «Центр кадастра и оценки- НН» (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 № 611, содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке.

Выводы оценщика ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» ФИО6, отвечающей требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщику, являющегося членом Саморегулируемой организации «Союз «Федерация Специалистов оценщиков», имеющей соответствующие дипломы и свидетельства, необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшей гражданскую ответственность, сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого и аргументированное суждение оценщика об отказе при определении стоимости объектов оценки от затратного и доходного подхода, а также от иных методов в рамках сравнительного подхода суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка коммерческого использования.

Как следует из отчета от 07.08.2019, оценщиком для сравнения было отобрано 5 объектов-аналогов. С учетом имеющихся различий между аналогами и объектом оценки, оценщиком применены корректировки: на торг, на расположение относительно «красной линии», на площадь, на наличие коммуникаций - на основании Справочника оценщика недвижимости «Корректирующие коэффициенты для оценки земельных участков», Нижний Новгород, 2014 г. (стр.42-46 Отчета – л.д.64-69).

Определение рыночной стоимости объекта оценки сравнительным подходом приведен разделе 13.1 Отчета. Итоговое заключение о рыночной стоимости объекта оценки изложено в разделе 15 (стр.49 Отчета – л.д.71).

Оценщик пришел к выводу, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2945 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - под баню с прилегающей территорией, который расположен относительно ориентира, находящегося в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, по состоянию на 01.11.2013 составляет 9 274 000 (девять миллионов двести семьдесят четыре тысячи) рублей.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в суд в качестве свидетеля может быть вызвано лицо, составившее отчет об оценке.

В силу ст.59 КАС РФ показания свидетеля также являются одним из доказательств по делу, и оцениваются судом в совокупности с другими доказательствами.

Судом по ходатайству административного истца в качестве свидетеля была допрошена оценщик ФИО4, которая дала пояснения по составленному отчету (протокол судебного заседания, аудиозапись).

Показания свидетеля признаются судом относимым и допустимым доказательством по данному делу.

При таких обстоятельствах оснований не доверять отчету об оценке ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» № от 07.08.2019, соответствующему требованиям ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости спорного земельного участка, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы, в порядке ст.ст.62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ и установив по результатам такой оценки, что отчет об оценке ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный оценщиком ФИО4 отвечает применительно к обстоятельствам настоящего дела критериям относимости, допустимости и достоверности, что он подтверждает достоверность заявленной итоговой величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на юридически значимую дату – на 01 ноября 2013 года, суд, руководствуясь приведенными выше положениями нормативных правовых актов, приходит к выводу о том, что требования Общества с ограниченной ответственностью «Аланта» об установлении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 ноября 2013 года подлежат удовлетворению в размере, установленном оценщиком – 9 274 000 рублей.

Не могут повлечь отказ в удовлетворении заявленных ООО «Аланта» требований доводы Правительства Нижегородской области о том, что установленные Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39, поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости, в данном случае - в отношении находящегося в собственности ООО «Аланта» земельного участка, его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), при определении которой кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной этой рыночной стоимости (ст.66 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со ст.24.20 Закона об оценочной деятельности сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Датой подачи заявления юридическим лицом считается дата обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

По материалам дела, 09 августа 2019 года ООО «Аланта», до обращения в суд, обращалось с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040338:7 в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения рыночной стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области.

С учетом разъяснений, данных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению дата подачи ООО «Аланта» заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , которая соответствует дате обращения административного истца ООО «Аланта» в Нижегородский областной суд, то есть 09 августа 2019 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Аланта» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2945 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - под баню с прилегающей территорией, который расположен относительно ориентира, находящегося в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 9 274 000 (девять миллионов двести семьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 01.11.2013.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 09 августа 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда Н.В. Гущева

Решение в окончательной форме принято 18 октября 2019 года.