№ 3а-757/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский областной суд
В составе: председательствующего Михеевой С.Н.,
при секретаре Шарафиеве П.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 октября 2016 года
дело по административному иску Администрации Мысковского городского округа к Комиссии по рассмотрению споров об оспаривании бездействия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области об оспаривании решения,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Мысковского городского округа обратилась в суд с административным исковым заявлением и просит признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № 19 от 15.06.2016 года.
Требования мотивированы тем, что 15.06.2016 Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области было вынесено решение № 19 от 15.06.2016, в соответствии с которым по результатам рассмотрения заявления ФИО7. была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости- 1 051 000 рублей. Указанное решение затрагивает их права, поскольку кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога, который представляет собой один из доходов городских округов, зачисляемый в местные бюджеты по нормативу 100 процентов. Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 2016 год составила 5 884 658,70 рублей. При вынесении решения Комиссией кадастровая стоимость установлена в размере рыночной, равной 1 051 000 рублей. Поступление налоговых платежей за вышеуказанный земельный участок в бюджет Мысковского городского округа от кадастровой стоимости в размере 5 884 658,70 рублей составили бы 88269,8 руб в год. В связи с уменьшением Комиссией кадастровой стоимости земельного участка до размера рыночной стоимости, поступление налоговых платежей в местный бюджет составит 15765 руб. Кадастровая стоимость снизилась в 5,6 раз, что является значительным для бюджета Мысковского городского округа. Заявление ФИО8 собственника земельного участка, поступившее в Комиссию 23.05.2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, было подано с приложением Отчета об оценке № №ДД.ММ.ГГГГ и экспертным заключением Саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация «<данные изъяты>» № № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности» отчет не должен вводить в заблуждение и допускать неоднозначное толкование. Однако, в нарушение указанной нормы оценщиком в отчете даны неоднозначные выводы. Так, на стр.20 в таблице, оценщиком указан перечень земельных участков, однако не указан вид разрешенного использования, а также данные земельные участки находятся значительно далеко от Мысковского городского округа (г.Топки, г.Мариинск, г.Березовский, г.Белово), что не дает однозначно сделать вывод об аналогии данных земельных участков со спорным земельным участком. Оценщиком не приведены аналогичные земельные участки в г.Новокузнецке и г.Междуреченске, не дана оценка по рынку земельных участков в Мысковском городском округе. Комиссией не было уделено внимание тому, что дата оценки спорного земельного участка- 01.08.2014, а дата составления отчета- 06.05.2016. Полагают, что это является нарушением п. 5 ФСО 7. На стр.22 отчета оценщиком указано 4 земельных участка, которые не содержат необходимой идентифицирующей информации, отсутствует вид разрешенного использования, адрес и границы земельных участков, а также нет возможности проверить достоверность этой информации. Вид разрешенного использования исследуемого земельного участка- промышленные предприятия, однако на стр.25 отчета оценщик рассматривает офисные, производственно-складские, торговые объекты, предложенные к продаже на вторичном рынке коммерческой недвижимости, приводит коэффициенты, отражающие соотношение для земель города различного назначения. При оценке спорного земельного участка оценщик применил сравнительный подход, однако выбрал земельные участки, существенно отличающиеся от оцениваемого земельного участка по площади и виду разрешенного использования. На стр. 38-39 вообще не указан вид разрешенного использования и взяты объекты-аналоги территориально отдаленные от Мысковского городского округа. На стр.40 указано только три аналога с неидентичным видом разрешенного использования, по сравнению с оцениваемым земельным участком. Однако Комиссией не дана оценка всем перечисленным обстоятельствам.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, предоставили письменные возражения относительного искового заявления.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФИО9 действующая на основании доверенности № 226-Д от 18.12.2015 года, предоставившая диплом о высшем юридическом образовании, регистрационный № № от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании исковые требования не поддержала, предоставила письменные возражения, приобщенные к материалам дела.
Выслушав представителя административного ответчика, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями части 5 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса.
Согласно требований части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действий (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения, действий (бездействия), органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрены обстоятельства, которые необходимо выяснять суду при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи,- на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия ( бездействие).
Из материалов дела следует, что 22.05.2016 в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области от ФИО10 являющегося собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные предприятия, расположенного по адресу<адрес>, поступило заявление об установлении рыночной стоимости, л.д.100-101.
К указанному заявлению приложены необходимые документы, перечисленные в Приложении.
Комиссией были направлены извещения в адрес заявителя и заинтересованных лиц о рассмотрении поступившего заявления, л.д.102-103, 104-105, 142, 143-144.
15.06.2016 г Комиссией принято решение № 19 об удовлетворении заявления ФИО11. и установлена рыночная стоимость указанного земельного участка в размере 1 051 000 рублей, л.д.112-117.
Из протокола заседания Комиссии, л.д.106-111, следует, что при принятии оспариваемого решения присутствовали члены Комиссии, их количество составило 50%, что свидетельствовало о правомочии принятия решения.(п.10 Порядка создания и работы Комиссии).
Представитель администрации Мысковского городского округа, уведомленный о дате и времени заседания Комиссии, не явился, каких-либо возражений не предоставили.
Согласно приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 20.02.2012 за № П/72, в установленном законом порядке создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области, л.д.124. Определен состав указанной Комиссии, л.д.125. Впоследствии, приказами от 26.03.2015 № П/129 и от 10.03.2016 № П/0108 внесены соответствующие изменения в приказ от 20.02.2012 № П/72, л.д.126, 127-128.
ФИО12. был предоставлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.08.2014, составленного 06.05.2016.
Из отчета об определении рыночной стоимости на объект недвижимости № № по состоянию на 01.08.2014 года, рыночная стоимость объекта оценки составила 1 051 000 рублей, л.д.145-182.
Кроме того, было предоставлено положительное экспертное заключение СОО Ассоциация «<данные изъяты>» № №, л.д. 183-203.
Согласно требований статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации» от 29.07.1998 года № 135-ФЗ « Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также- заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости ( далее- заявление о пересмотре кадастровой стоимости).
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных законов стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 года № 263, утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Пунктом 13 названного Порядка предусмотрено что, комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения, с приложением следующих документов:
кадастровый паспорт объекта недвижимости;
нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений;
отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков ( далее- положительное экспертное заключение) в случаях, установленных настоящим Порядком.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
В соответствии с пунктом 14 названного Порядка, при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Согласно пункту 16 заявление о пересмотре кадастровой стоимости, поступившее в комиссию, должно быть рассмотрено не позднее срока рассмотрения заявления, установленного Федеральным законом.
В силу абзаца 2 пункта 20, в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков,- положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки.
Исходя из анализа указанных законоположений следует, что ФИО13. воспользовались предоставленным ему правом на обращение в комиссию по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области.
Для рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости им был приложен пакет документов в соответствии с требованиями выше названного законодательства.
По результатам рассмотрения поступившего заявления, уполномоченным органом принято решение в установленном законом порядке, с соблюдением требований, перечисленных выше. Процедура принятия оспариваемого решения уполномоченным органом была соблюдена.
Административным истцом указано на то, что отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости, вводит в заблуждение, т.к. содержит информацию, которая является не проверяемой, а также истец не согласен с приведенными объектами-аналогами.
По своей сути административный истец не согласен с решением Комиссии, ссылаясь на порочность отчета о рыночной стоимости.
Исходя из предмета, заявленных требований, которые регулируются главой 22 КАС РФ, административным истцом оснований незаконности принятого решения не заявлено.
Правовых оснований для признания оспариваемого решения незаконным у суда не имеется, в связи с чем в удовлетворении требований необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования администрации Мысковского городского округа об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области № 19 от 15.06.2016 года, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья:
Решение суда изготовлено в окончательной форме 21.10.2016 года.