ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-77/19 от 04.10.2019 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-77/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Киров 04 октября 2019 года

Кировский областной суд в составе судьи Елсукова А.Л.

при секретаре Соловьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области к Кировской областной общественной организации «Военно-патриотический союз молодежи» о ликвидации общественной организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л :

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области (далее - Управление Министерства юстиции, Управление, административный истец) обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением к Кировской областной общественной организации «Военно-патриотический союз молодежи» (далее – КООО «Военно-патриотический союз молодежи», Организация, административный ответчик) о ликвидации общественной организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований указало, что в нарушение абзаца 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организация не публикует отчеты об использовании своего имущества и не обеспечивает доступ ознакомления с указанными отчетами. В нарушение положений пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Организация не проинформировала Управление о смене адреса постоянно действующего руководящего органа и не представила в Управление соответствующие документы для их направления в регистрирующий орган. В нарушение положений статей 19,20 Федерального закона N 82-ФЗ, статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, статей 50, 63, 65.2, 65.3, 123.5, 123.7 ГК РФ, статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статей 24, 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» отдельные положение Устава Организации не соответствуют действующему законодательству РФ. В нарушение абзаца 2 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ и пунктов 9.1, 9.2, 9.4 Устава Организации заседания Конференции, Совета Организации не проводятся, контрольно-ревизионная комиссия Организации не проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности Организации. В нарушение статьи 8, пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, Организацией не разработана и не утверждена учетная политика, Председателем Совета Организации не возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо. Направленное административному ответчику и полученное его представителем предупреждение об устранении общественной организацией требований законодательства в срок до 22.01.2018 до настоящего времени не исполнено. Повторное предупреждение со сроком исполнения до 15.07.2019 Организацией не получено, однако также исполнено не было. Изложенное, по мнению административного истца, свидетельствует о том, что в своей деятельности Организацией допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства РФ. Организация в течение длительного времени не приняла никаких мер по устранению выявленных нарушений законодательства, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения действующего законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями. Указанные выводы подтверждаются и письмом Председателя Совета Организации Чипилева С.А., поступившим в Управление 30.08.2019.

С учетом изложенного, административный истец просит ликвидировать Кировскую областную общественную организацию «Военно-патриотический союз молодежи», исключить сведения об Организации из ЕГРЮЛ.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области, ИФНС России по г.Кирову, а также КООО «Военно-патриотический союз молодежи» своих представителей в судебное заседание не направили, представили ходатайства о рассмотрении административного иска в отсутствие своих представителей.

При установленных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, поскольку материалы дела содержат подтверждение об их надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения настоящего дела. Неявка в судебное заседание данных лиц не препятствует рассмотрению дела.

Исследовав материалы настоящего дела, оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ, под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В силу статьи 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.

Статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного объединения.

Функции контроля за деятельностью некоммерческих организаций возложены на Министерство Юстиции РФ и его территориальные органы согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1313.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 82-ФЗ ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе и по решению суда по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 44 поименованного закона.

Согласно абзацу третьему части 1 статьи 44 Федерального закона N 82-ФЗ, основаниями ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения им Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей его уставным целям.

Гражданский кодекс Российской Федерации также предусматривает ликвидацию юридического лица по решению суда по иску органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (пункт 3 части 3 статьи 61).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 декабря 2016 года N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», исходя из того, что закон не устанавливает перечень грубых нарушений, разъяснил, что оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым, осуществляется судом, который в качестве такого нарушения может расценить, в том числе нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом (например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами), а также несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан (пункт 26).

Как следует из материалов дела, 23.02.1998 Управлением Министерства юстиции РФ по Кировской области зарегистрирована Кировская областная общественная организация «Военно-патриотический союз молодежи», в Единый государственный реестр юридических лиц сведения об Организации внесены 18.01.2003 за основным государственным регистрационным номером (л.д.10).

Организация действует в соответствии с Конституцией РФ, законодательством РФ, собственным Уставом Кировской областной общественной организации «Военно-патриотический союз молодежи», утвержденным 03.12.1997, в редакции от 16.01.2012.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области в период с 02 по 27 октября 2017 года проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации ее уставным целям и требованиям законодательства Российской Федерации, в ходе которой выявлены следующие нарушения.

Статьями 28, 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" установлены обязанности общественного объединения.

В соответствии абзацем 3 части 1 статьи 29
Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

Между тем, в нарушение указанного положения абзаца 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ отчеты об использовании Организацией своего имущества не публикуются и не обеспечивается доступность ознакомления с указанными отчетами.

В соответствии с положением части второй статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации, об изменении сведений, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в том числе о смене адреса, по которому осуществляется связь.

В соответствие с положениями пункта 7 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Аналогичные требования содержатся в статье 29 Федерального закона № 82-ФЗ.

В нарушение приведенных положений Организация в трехдневный срок не проинформировала Управление об изменении сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа, по которому осуществляется связь с Организацией, и не представила в Управление соответствующие документы для принятия решения о их направлении в регистрирующий орган.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Аналогичные требования предусмотрены частью 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Между тем, в нарушение приведенных положений Устав Организации не содержит сведений о предмете ее деятельности, то есть, видах деятельности, посредством осуществления которых будет достигаться цель Организации.

Согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона № 82-ФЗ от 19.05.1995, членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Между тем, пункт 5.2 Устава противоречит приведенным положениям ст.19 Федерального закона № 82-ФЗ, поскольку закрепляет, что членом Организации, являющейся молодежной, может быть гражданин в возрасте от 18 лет.

Перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления корпорации, установлен пунктом 2 статьи 65.3 ГК РФ, а также закреплено, что законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.

Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ предусмотрено, что структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Вместе с тем, в нарушение приведенных положений, пункт 9.1 Устава Организации, устанавливающий компетенцию высшего органа управления Организации, содержит неполный перечень вопросов, относящийся к исключительной компетенции Конференции.

Положениями пункта 1 статьи 123.7 ГК РФ установлено, что принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов относится к исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 ГК РФ.

В нарушение приведенного положения ГК РФ в п. 9.2 Устава Организации предусмотрено, что решение о порядке сбора и размерах членских взносов принимается Советом.

Согласно пункту 2 статьи 123.5 ГК РФ устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

Между тем, сведений о порядке принятия решений Советом и Контрольно-ревизионной комиссией Организации ее Устав не содержит.

В соответствии с положениями статьи 65.3 и пункта 2 статьи 123.7 ГК РФ, статьи 8 Федерального закона № 82-ФЗ структуру органов общественной организации составляют высший руководящий орган (Конференция, Съезд, Общее собрание), постоянно действующий коллегиальный руководящий орган, единоличный исполнительный орган, контрольно-ревизионный орган (Контрольно-ревизионная комиссия или Ревизор), а также в случаях, предусмотренных законом или уставом, - коллегиальный исполнительный орган.

Из пункта 4 статьи 65.3 ГК РФ следует, что лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

При изложенных обстоятельствах, единоличный исполнительный орган Организации – Председатель Совета не может возглавлять Совет и председательствовать в нем.

В силу положений части 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

В нарушение указанных положений в разделе 10 Устава Организации предусмотрено право на осуществление предпринимательской деятельности, однако не указаны виды такой деятельности.

В соответствии с положениями абзаца второго части первой статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано соблюдать нормы, предусмотренные его уставом.

В соответствии с пунктами 9.1, 9.2, 9.4 Устава Организации Конференция, являющаяся высшим руководящим органом Организации, созывается не реже 1 раза в год; заседания Совета Организации, руководящего ее деятельностью в период между Конференциями, проводятся не реже 1 раза в 6 месяцев; контрольно-ревизионная комиссия, контролирующая финансово-хозяйственную деятельность Организации, избирается сроком на 4 года.

В нарушение правил статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ и положений Устава заседания Конференции Организации, Совета Организации не проводятся, контрольно-ревизионная комиссия Организации ревизии финансово-хозяйственной деятельности Организации не проводит.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" на экономических субъектов возложена обязанность самостоятельно формировать свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Обязательность разработки и учтверждения учетной политики закреплена и в Положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", утвержденном Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона № 402-ФЗ руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

В нарушение приведенных положений законов и подзаконного нормативно-правового акта учетная политика Организацией не разработана и не утверждена, обязанности по ведению бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо Председателем Совета Оргнанизации не возложены.

Указанные нарушения отражены Управлением Министерства юстиции РФ по Кировской области в акте проверки от 27.10.2017 (л.д.29-36).

На основании положений пункта 5 части второй статьи 38 Федерального закона № 82-ФЗ 27.10.2017 в адрес руководящего органа Организации было вынесено предупреждение об устранении нарушений действующего законодательства, выявленных в ходе проверки, с установлением срока исполнения до 22.01.2018 (л.д.41-42). Предупреждение получено лично Председателем Совета Организации Чипилевым С.А.

12.04.2019 руководящему органу Организации было направлено повторное предупреждение от 10.04.2019 об устранении нарушений действующего законодательства, с установлением срока исполнения до 15.07.2019 (л.д.43-44).

Предупреждение, направленное посредством почтовой связи «Почта России» по адресу Организации, не получено, 19.04.2019 поставлена отметка «неудачная попытка вручения», 16.05.2019 выслано обратно отправителю.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», предупреждения считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ, подпункты «в», «в.1» пункта 1 статьи 5, подпункт «и» пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункт 2 статьи 7 Закона о свободе совести).

Согласно п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Предупреждение до настоящего времени не исполнено, ходатайств о продлении срока исполнения предупреждения не поступало.

При этом, 30.08.2019 Председатель Совета Организации Чипилев С.А. обратился в Управление с заявлением о том, что против ликвидации Организации не возражает, при этом, сообщил, что Организация уставную деятельность не ведет и не планирует ее вести, органы не сформированы, их заседания не проводятся, расчетные счета закрыты.

Проанализировав приведенные нормы федерального законодательства, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Организацией допущены в своей деятельности неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации.

Организация в течение длительного времени не предприняла никаких мер к устранению выявленных нарушений законодательства, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения действующего законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.

В связи с изложенным административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области удовлетворить.

Ликвидировать Кировскую областную общественную организацию «Военно-патриотический союз молодежи» (ОГРН ).

Исключить сведения о Кировской областной общественной организации «Военно-патриотический союз молодежи» (ОГРН ) из Единого государственного реестра юридических лиц в установленном действующим законодательством порядке.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Елсуков А.Л.