ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-77/2023 от 09.10.2023 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-77/2023

УИД 76OS 0000-01-2023-000094-91

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ярославль 09 октября 2023 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Бисеровой О.И.,

при секретаре Масловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Золотое кольцо» о признании незаконными решений об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

установил:

ООО «Золотое кольцо» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» от 14.06.2023 №ОРС-76/2023/000632 и №ОРС-76/2023/000633; установлении кадастровой стоимости по состоянию на 03.04.2023 земельного участка площадью 13 288 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: банно-оздоровительный комплекс с гостиницей, оснащенные инженерными коммуникациями, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 26 509 500 руб.; установлении кадастровой стоимости по состоянию на 03.04.2023 земельного участка площадью 21 969 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: банно-оздоровительный комплекс с гостиницей, оснащенные инженерными коммуникациями, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости 39 829 797 руб.

В обоснование административного иска ссылается на то, что административный истец является собственником указанных земельных участков, а, следовательно, плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков. По состоянию на 01.01.2022 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером установлена в размере 37 074 848,80 руб., а земельного участка с кадастровым номером – 55 503 140 руб. Для целей снижения земельного налога необходимо установить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной стоимости. Согласно Отчету об оценке № 0104202324Д/1 от 18.05.2023, подготовленному ООО Оценочная Компания «Легион-Эксперт» по состоянию на 03.04.2023 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 26 509 560 руб., а земельного участка с кадастровым номером – 39 829 797 руб. ООО «Золотое кольцо» обратился с заявлениями об установлении кадастровой стоимости указанных объектов в ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки и рекламы», в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости ему было отказано.

ООО «Золотое кольцо» о дате и времени судебного заседания извещалось надлежащим образом. От представителя административного истца Щёткина В.В. поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки и рекламы» по доверенности Ошмарина Е.Н. административные исковые требования не признала, поддержала представленные ранее письменные возражения, против выводов судебной экспертизы не возражала.

Заинтересованным лицом Управлением Росреестра по Ярославской области представлены письменные пояснения, согласно которым Управление оставляет разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, в судебное заседание своих представителей не направили, возражений не представили.

Дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке») кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).

Статьей 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (часть 2).

Согласно части 15 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24.07.2023 № 349-ФЗ, действующей с 04.08.2023) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии (далее - административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости), с административным исковым заявлением об оспаривании решений бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений (далее - административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения), если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

ООО «Золотое кольцо» является собственником земельного участка площадью 13288 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: банно-оздоровительный комплекс с гостиницей, оснащенные инженерными коммуникациями, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, а также земельного участка площадью 21 969 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: банно-оздоровительный комплекс с гостиницей, оснащенные инженерными коммуникациями, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует, что 23.05.2023 ООО «Золотое кольцо» обратилось в ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки и рекламы» с заявлениями об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере их рыночной стоимости. На момент обращения с заявлением и до настоящего времени объекты недвижимости с кадастровыми номерами и стоят на кадастровом учете.

К заявлениям был приложен Отчет об оценке № 0104202324Д/1, подготовленный ООО Оценочная Компания «Легион-Эксперт», в котором дата оценки определена 03.04.2023.

24.05.2023 ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки и рекламы» в адрес заявителя направлены уведомления о поступлении заявлений об установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости и принятии их к рассмотрению.

14.06.2023 ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки и рекламы» принято решение об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости № ОРС-76/2023/000632 – в отношении объекта с кадастровым номером и решение № ОРС-76/2023/000633 – отношении объекта с кадастровым номером .

30.06.2023 ООО «Золотое кольцо» обратилось в Ярославский областной суд с административным иском о признании незаконными решений об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

С учетом указанных обстоятельств, даты подачи административного иска об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости -30.06.2023, суд считает, что срок, установленный частью 3.1 статьи 245 КАС РФ, административными истцом соблюден.

В силу вышеприведенных положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 15 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» ООО «Золотое кольцо» вправе заявить требования о признании незаконными решений ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки и рекламы» от 14.06.2023 №ОРС-76/2023/000632 и №ОРС-76/2023/000633, которые подлежат разрешению по существу.

Согласно части 9 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

В соответствии с частью 10 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.

Частью 11 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения (часть 12 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»).

Формы решения об установлении рыночной стоимости, решения об отказе в установлении рыночной стоимости и требования к их заполнению, а также требования к формату таких решений и представляемых с ними документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (часть 13 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»).

Из материалов дела следует, что решение ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки и рекламы» от 14.06.2023 №ОРС-76/2023/000632 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере рыночной стоимости и решение от 14.06.2023 №ОРС-76/2023/000633 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере рыночной стоимости вынесены по соответствующим заявлениям ООО «Золотое кольцо», которые поступили в учреждение 24.05.2023, т.е. в установленный законом срок для принятия указанных решений.

Указанные решения приняты ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки и рекламы» по форме, утвержденной приказом Росреестра от 06.08.2020 № П/0287.

Таким образом, судом установлено, что требования Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» к порядку, срокам и форме подачи заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, к порядку и срокам его рассмотрения, а также к форме решения по результатам рассмотрения заявления административным органом соблюдены.

В решениях № ОРС-76/2023/000632 и № ОРС-76/2023/000633 указаны причины, послужившие основанием для отказа в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровым номером и с кадастровым номером в размере их рыночной стоимости. При анализе представленного Отчета № 0104202324Д/1 установлено, что при расчете сравнительным подходом в качестве аналогов №1 и №2 оценщик использует земельные участки, договоры аренды по которым заключены путем проведения торгов, как полагает учреждение, коммерческое предложение по данным аналогам может выступать в качестве реального предложения о продаже только с применением максимальной корректировки из расширенного интервала, что подтверждается информацией приведенной в используемом оценщиком источнике «Справочник оценщика недвижимости-2022. Земельные участки. Часть 2», под ред. Лейфера Л.А. Полагает, что данный факт является нарушением статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности». Кроме того, указывается, что оценщиком неверно применены корректировки на площадь, что оказало влияние на итоговый результат определения рыночной стоимости объектов недвижимости.

Таким образом, оспариваемые решения приняты по результатам исследования и проверки представленного административным истцом Отчета № 0104202324Д/1, решения являются мотивированными.

В целях проверки обоснованности данных выводов ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки и рекламы» и соответствия Отчета № 0104202324Д/1 от 18.05.2023 законодательству об оценочной деятельности по административному делу проведена судебная экспертиза.

Согласно заключению эксперта №08-76/2023, выполненному экспертом Межрегионального центра судебной экспертизы ФГАОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова» ФИО1 Отчет об оценке, представленный административным истцом, не соответствует законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, рыночная стоимость объектов недвижимости, определенная в указанном отчете, является недостоверной.

При проведении судебной экспертизы судебным экспертом ФИО1 произведен расчет рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 03.04.2023 составила 36 037 000 руб., а земельного участка с кадастровым номером – 49 716 000 руб.

Оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется.

По форме и содержанию заключение эксперта соответствует положениям статьи 82 КАС РФ. Судебная экспертиза проведена специалистом имеющим право на проведение подобного рода исследований. Исследование рыночной стоимости объекта недвижимости выполнено экспертом, отвечающим требованиям Приказа Минтруда России от 26.11.2018 № 742-н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в оценочной деятельности», обладающим квалификационным аттестатом по оценке недвижимости, застраховавшим свою профессиональную ответственность оценщика, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.

Заключение судебной экспертизы выполнено в соответствии с законодательством об экспертной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов, изложенные в нем суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначного толкования. Судебным экспертом проанализировано содержание отчета, проведена проверка на соответствие отчета законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.

Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы, приведены выводы о недостоверности размера рыночной стоимости объектов недвижимости, установленной в отчете, а также приведен расчет рыночной стоимости объектов недвижимости, который соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и об экспертной деятельности, полно и подробно изложен в экспертном заключении, является последовательным, проверяемым, логичным.

Выводы экспертного заключения относительно величины рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца лицами, участвующими в деле, не оспорены.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заключение судебной экспертизы является допустимым и достоверным доказательством.

Таким образом, материалами дела установлено, что решение № ОРС-76/2023/000632 и № ОРС-76/2023/000633 от 14.06.2023 приняты компетентным органом, с соблюдением порядка и формы принятия, решения содержат необходимые реквизиты и подписаны руководителем бюджетного учреждения. Установленный пунктом 10 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» 30-дневный срок принятия решений с даты подачи ООО «Золотое кольцо» заявлений соблюден.

Содержание оспариваемых решений в полной мере соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером и с кадастровым номером не могла быть установлена в размере рыночной, определенной в отчете об оценке, недостоверность которого подтверждается заключением судебной экспертизы.

При таких обстоятельствах оспариваемые административным истцом решения являются законными и обоснованными, в связи с чем, административные исковые требования в части признания решений Государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» № ОРС-76/2023/000632 и № ОРС-76/2023/000633 от14.06.2023 незаконными удовлетворению не подлежат.

При этом имеются основания для удовлетворения административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами и в размере рыночной стоимости.

Исходя из содержания части 15 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» разрешение административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости не поставлено в зависимость от разрешения требования о признании решения бюджетного учреждения незаконным.

В связи с несоответствием Отчета об оценке № 0104202324Д/1 от 18.05.2023, законодательству об оценочной деятельности, оснований для установления рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в определенном данным Отчетом размере не имеется.

Как указано выше, заключение судебной оценочной экспертизы является допустимым и достоверным доказательством. Лицами, участвующими в деле, доказательства, которые могли бы поставить под сомнение выводы, изложенные в заключении судебной экспертизы, не представлены.

Таким образом, при разрешении административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, суд принимает во внимание выводы судебной оценочной экспертизы, согласно которой рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 03.04.2023 определена в размере 36 037 000 руб., а земельного участка с кадастровым номером – 49 716 000 руб.

Датой определения кадастровой стоимости в соответствии с частью 7 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» является 03.04.2023.

ФГАОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова» заявлено о возмещении расходов на проведение экспертизы в размере 136 850 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Статья 106 КАС РФ предусматривает, что к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг представителей; почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами; другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии с частью 3 статьи 108 КАС РФ эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами.

В силу части 1 статьи 109 КАС РФ денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам или предназначенные для оплаты других признанных судом необходимыми расходов, связанных с рассмотрением административного дела, предварительно вносятся на открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством, счет соответственно Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если такая просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Предметом настоящего административного спора является проверка законности решений ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки и рекламы» № ОРС-76/2023/000632 и № ОРС-76/2023/000633, согласно которым административному истцу отказано в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости. В удовлетворении требований административного истца о признании незаконными данных решений судом отказано.

Таким образом, решение по настоящему административному делу состоялось не в пользу административного истца.

Требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости являются факультативными по отношению к требованиям об оспаривании решения, в связи с чем, удовлетворение данных требований не имеет значения для решения вопроса о распределении судебных расходов по делу.

Таким образом, поскольку в удовлетворении административных исковых требований об оспаривании решений ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» судом отказано, расходы на проведение судебной экспертизы следует возложить на административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» от 14 июня 2023 года №ОРС-76/2023/000632 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости Обществу с ограниченной ответственность «Золотое кольцо» отказать.

Установить по состоянию на 03 апреля 2023 года кадастровую стоимость земельного участка площадью 13 288 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: банно-оздоровительный комплекс с гостиницей, оснащенные инженерными коммуникациями, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 36 037 000 (тридцать шесть миллионов тридцать семь тысяч) рублей.

В удовлетворении требований о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» от 14 июня 2023 года №ОРС-76/2023/000633 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости Обществу с ограниченной ответственность «Золотое кольцо» отказать.

Установить по состоянию на 03 апреля 2023 года кадастровую стоимость земельного участка площадью 21 969 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: банно-оздоровительный комплекс с гостиницей, оснащенные инженерными коммуникациями, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости 49 716 000 (сорок девять миллионов семьсот шестнадцать тысяч) рублей.

Решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части размера кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Золотове кольцо» в пользу Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова» расходы на проведение судебной экспертизы в размере 136 850 (сто тридцать шесть тысяч восемьсот пятьдесят) рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.И.Бисерова

Решение в окончательной форме изготовлено 16 октября 2023 года