Дело №3а-782/2022
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 24 августа 2022 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н.,
при секретаре судебного заседания Мельниковой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес] в связи с недостоверностью сведений о площади участка, использованных при ее определении, и установлении ее по состоянию на 01 ноября 2013 года, исходя из достоверных сведений о площади земельного участка, равной [номер] кв.м.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ФИО1 является собственником объекта недвижимости: земельного участка, кадастровый номер [номер], общая площадь [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес] Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости установлена на основании постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» и по состоянию на 01 ноября 2013 года составляла 462 685 рублей.
Кадастровая стоимость была рассчитана исходя из площади земельного участка в размере [номер] кв.м., что не соответствует действительности, площадь объекта недвижимости составляет [номер] кв.м.
Впоследствии кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] была рассчитана исходя из площади [номер] кв.м. и в настоящее время кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 353 570 рублей 04 копейки.
Административный истец полагает, что при формировании перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01 ноября 2013 года, были допущены нарушения (произошло необоснованное завышение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в расчетах использованы необоснованные величины), которые повлекли недостоверность и недействительность кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представило в суд отзыв, в котором указало на то, что земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен в Единый государственный реестр недвижимости как ранее учтенный на основании Перечня земельных участков от 11 ноября 2013 года, подготовленного Павловским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по результатам инвентаризации сведений о землевладельцах и землепользователях, в том числе, по администрации Абабковского сельсовета, в границах которого находится указанный земельный участок.
На момент постановки земельного участка с кадастровым номером [номер] на государственный кадастровый учет декларированная площадь земельного участка составила [номер] кв.м.
На основании решения государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, в соответствии с протоколом заседания рабочей группы по организации работ по повышению качества данных ЕГРН от 18 октября 2017 года в сведениях ЕГРН на дату 23 октября 2017 года исправлена техническая ошибка в части площади земельного участка с кадастровым номером [номер], верным значением площади является [номер] кв.м.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, установив юридически значимые обстоятельства, обсудив доводы административного искового заявления и отзывов на него, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу требований ст.62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости
В силу положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст.24.11 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что реестровая ошибка – это воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Абзацем третьим пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Как разъяснено в пунктах 13, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки. Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости. В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее – архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником объекта недвижимости: земельного участка, кадастровый номер [номер], площадью [номер] кв.м., адрес объекта: [адрес]
Как разъяснено в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
При таких обстоятельствах, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 6, 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ФИО1, права и обязанности которой как собственника и плательщика земельного налога, затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, на основании которой определяется налоговая база по налогу на спорный объект недвижимости, является в силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.
Согласно информации Управления Росреестра по Нижегородской области, объект недвижимости с кадастровым номером [номер], общей площадью [номер] кв.м., поставлен на государственный кадастровый учет 03 августа 2004 года, сведения о спорном объекте недвижимости были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 01 января 2015 года. Данный объект недвижимости вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01 ноября 2013 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] была рассчитана исполнителем работ и отражена в приложении 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», исходя из площади объекта [номер] кв.м.
Управлением Росреестра по Нижегородской области было выявлено, что в Перечень объектов оценки по земельному участку с кадастровым номером [номер] указана площадь объекта [номер] кв.м., однако в ЕГРН площадь объекта недвижимости исправлена и составляет 996 кв.м., соответственно кадастровая стоимость указанного объекта должна быть определена исходя из площади [номер] кв.м.
Какие-либо изменения в сведения об объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости вследствие изменения его количественных или качественных характеристик, повлекшие за собой изменение кадастровой стоимости, впоследствии не вносились.
Согласно ответу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области ФИО1 обратилась с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] в Управление Росреестра по Нижегородской области 26 января 2022 года, то есть после внесения в ЕГРН результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, проведенной на территории Нижегородской области в 2020 году.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости утверждены приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года №326-13-566703/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года» по состоянию на 01 января 2020 года и внесены в ЕГРН в январе 2021 года.
В связи с чем, в настоящее время перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] и дальнейшее внесение изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 не представляется возможным.
Судом установлено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] была определена на основании постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» и по состоянию на 01 ноября 2013 года составляла 462 685 рублей.
Указанная кадастровая стоимость является архивной, поскольку результаты ее определения были пересмотрены на основании приказа министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года №326-13-566703/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года». Вышеназванная ставшая архивной кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению для целей, установленных законодательством Российской Федерации, с даты применения кадастровой стоимости объекта недвижимости по 31 декабря 2020 года.
На основании приказа министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года №326-13-566703/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года» по состоянию на 01 января 2020 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] установлена в размере 353 570 рублей 04 копейки.
Данная кадастровая стоимость является актуальной и применяется для целей, установленных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2021 года, что подтверждается ответом из Управления ФНС России по Нижегородской области. По состоянию на 01 января 2015 года, 01 января 2016 года, 01 января 2017 года, 01 января 2018 года, 01 января 2019 года, 01 января 2020 года кадастровая стоимость составляла 462 685 рублей, с 01 января 2021 года составляет 353 570 рублей 04 копейки.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, административный истец исходят из того, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости, определенная по состоянию на 01 ноября 2013 года на основании постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», является недостоверной, поскольку ее расчет осуществлялся с нарушениями требований действующего законодательства.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд находит доводы административного искового заявления административного истца обоснованными в силу следующего.
В соответствии со статьей 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно части 1 статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Под кадастровой стоимостью Закон о государственной кадастровой оценке понимает стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 2 части 1 статьи 3).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39 утверждены методические указания о государственной кадастровой оценке, действующие на момент проведения кадастровой оценки вышеуказанного земельного участка (далее также - Методические указания).
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316 (действовали на момент осуществления государственной кадастровой оценки стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Нижегородской области по состоянию на 01 ноября 2013 года) государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.
Пунктом 1.2 Методических указаний предусмотрено определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе предусмотренных им видов разрешенного использования.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Вместе с тем вид разрешенного использования земельного участка, указанный в правоустанавливающих документах, может быть сформулирован так, что он допускает неоднозначное толкование. В таком случае отнесение земельного участка к одной из групп должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка.
Разделом II Методических указаний установлен порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов:
перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ (пп.2.1.1.);
указанный перечень должен содержать сведения обо всех земельных участках, расположенных на оцениваемой территории; не допускается отсутствие учетных характеристик по земельным участкам, включенным в перечень, и наличие противоречивых данных (пп.2.1.2);
в состав факторов стоимости должны быть включены факторы стоимости, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов (пп.2.2.2);
сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется из источников информации, содержащих достоверную информацию (пп.2.2.3);
на основании анализа информации о рынке земельных участков в составе земель населенных пунктов, состава факторов стоимости и сведений о значениях факторов стоимости для каждого вида разрешенного использования земель может проводиться группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов. Земельные участки каждой группы не должны пересекаться (земельный участок должен быть отнесен только к одной группе), должны быть однородными с точки зрения значений и (или) диапазонов значений факторов стоимости и полностью покрывать данный вид разрешенного использования земель (земельный участок должен быть отнесен к какой-либо группе) (пп.2.2.4);
для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. В случае недостаточности рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации, и (или) перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации, и (или) уточнение состава факторов стоимости. В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей (пп.2.2.5);
для каждой группы земельных участков в составе земель населенных пунктов в рамках видов разрешенного использования осуществляется построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости путем определения значений коэффициентов (параметров) модели (пп.2.2.6);
если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов (пп.2.2.7).
По смыслу приведенных положений Методических указаний определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп.
Это предполагает необходимость отнесения на основании имеющейся у оценщика информации каждого оцениваемого участка к одной из групп (подгрупп) видов разрешенного использования. Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка.
В настоящее время действует приказ от 04 августа 2021 года №П/0336 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» (начало действия документа - 01.03.2022 года).
Согласно пункту 1 Методических указаний от 04 августа 2021 года №П/0336, Методические указания о государственной кадастровой оценке (далее - Указания) определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее - бюджетное учреждение).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета имущественных прав на данный объект, кроме права собственности (пункт 2).
При определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется в рамках индивидуального расчета в отношении объектов недвижимости в соответствии с пунктом 49 Указаний.
Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке (совокупность методов (последовательность процедур, позволяющая на основе существенной (оказывающей влияние на величину кадастровой стоимости) для данного метода информации определить стоимость объекта недвижимости в рамках одного из подходов к оценке), объединенных общей методологией): затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения или наименования объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости. Выбор подходов и методов, используемых для определения кадастровой стоимости, должен быть обоснован.
Применение методов массовой оценки для целей Указаний предполагает определение кадастровой стоимости путем группирования объектов недвижимости. При проведении массовой оценки используются сравнительный, и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке.
Индивидуальный расчет для целей Указаний осуществляется путем определения кадастровой стоимости индивидуально в отношении объекта недвижимости на основе подходов к оценке (сравнительный, и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке) (пункт 3).
При определении кадастровой стоимости земельного участка бюджетным учреждением должны учитываться: обеспеченность (наличие либо отсутствие) инженерной и транспортной инфраструктурой (наличие инженерного и транспортного обеспечения до границ земельного участка), социальной инфраструктурой; характеристики окружающей территории земельного участка; существующий рельеф земельного участка (при наличии информации о влиянии на стоимость).
При определении кадастровой стоимости земельного участка не учитываются: улучшения земельного участка, которые поставлены на кадастровый учет и (или) бухгалтерский учет; степень благоустройства (внутриплощадочные инженерные коммуникации (расположенные внутри установленных границ земельного участка), искусственные покрытия, малые архитектурные формы, за исключением сложившегося на дату определения кадастровой стоимости рельефа); озеленение, за исключением естественных и искусственно созданных насаждений при оценке земельных участков сегментов «Сельскохозяйственное использование», «Использование лесов», указанных в главе X Указаний.
Земельный участок для целей Указаний считается обеспеченным инженерной инфраструктурой в объеме подведенных к границе земельного участка инженерных коммуникаций при возможности их использования.
Наличие магистральных инженерных коммуникаций, в том числе линий электропередач, магистральных трубопроводов, коллекторов, расположенных в границах земельного участка или вблизи его границ, не дает основания считать земельный участок инженерно обеспеченным.
Для целей Указаний земельный участок считается обеспеченным подъездными путями в случае, если к какой-либо из его границ подходят подъездные пути, предоставляя возможность въезда на этот земельный участок.
При этом необходимо учитывать в том числе вид подъездных путей (например, автомобильная дорога, железная дорога), классы автомобильных дорог (федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, частная автомобильная дорога), категории железных дорог (например, скоростные, пассажирские, особогрузонапряженные) (пункт 12).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года №514 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 поименованного Порядка, который устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, основанием для этого являются:
а) осуществление государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
б) внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) о ранее учтенном объекте недвижимости;
в) осуществление государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений:
о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машино-места);
о проектируемом значении основной характеристики (в отношении объекта незавершенного строительства);
о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства);
о категории земель (в отношении земельного участка);
о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка);
о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, помещения, объекта незавершенного строительства);
об основной характеристике (в отношении объекта незавершенного строительства);
о кадастровой стоимости объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса (в отношении единого недвижимого комплекса).
Для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с настоящим Порядком используются средние и минимальные значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденных в соответствии со статьей 24.17 Закона об оценочной деятельности (далее - удельные показатели кадастровой стоимости) (пункт 5).
В соответствии с пунктом 18 Порядка, кадастровая стоимость земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 19 - 24 настоящего Порядка) определяется путем умножения площади земельного участка:
а) на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок;
б) на наименьшее из средних значений удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для кадастровых кварталов, смежных с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпункте «а» настоящего пункта);
в) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для населенного пункта, в котором расположен земельный участок (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, и расположения земельного участка в границах населенного пункта);
г) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для муниципального района (городского округа), в котором расположен земельный участок (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах «а»-«в» настоящего пункта, и расположения земельного участка в границах населенного пункта или в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, и расположения земельного участка вне границ населенных пунктов);
д) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для муниципальных районов (городских округов), граничащих с муниципальным районом (городским округом), в котором расположен земельный участок (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах «а»-«г» настоящего пункта);
е) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для субъекта Российской Федерации (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах «а»-«д» настоящего пункта).
Из материалов дела следует, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года, утверждены Правительством Нижегородской области на основании отчета ООО «Группа комплексных решений».
04 февраля 2022 года ФИО1 обратилась в Управление Росреестра с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер], поскольку кадастровая стоимость по состоянию на 01 ноября 2013 года определена в отношении земельного участка, имеющего площадь 2 050 кв.м. По сведения ЕГРН и в соответствии с право удостоверяющим документом площадь земельного участка составляет [номер] кв.м.
Полагая, что при определении кадастровой стоимости была допущена техническая ошибка, возникшая в результате неправильного указания площади спорного земельного участка, административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Нижегородской области, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости по основанию недостоверности сведений об указанном объекте недвижимости. Управлением Росреестра по Нижегородской области был дан ответ на обращение, согласно которому Управлением выявлено, что в Перечне объектов оценки по земельному участку с кадастровым номером [номер] указана площадь объекта [номер] кв.м., однако в ЕГНРН площадь объекта недвижимости исправлена и составляет [номер] кв.м., соответственно, кадастровая стоимость указанного объекта должна быть определена исходя из этой площади. Направлен запрос в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области с целью возможного устранения указанной ошибки в расчетах кадастровой стоимости земельного участка и перерасчета кадастровой стоимости объекта с использованием достоверных сведений о площади земельного участка (л.д.38,39-40).
Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе, а обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, - на заинтересованном лице, если оно возражает против удовлетворения заявления.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером [номер] относится к категории земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства», имеет общую площадь 996 кв.м.,
Кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана исполнителем работ и отражена в приложении 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», с применением удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка для второй группы видов разрешенного использования равного [номер] кв.м.
Как следует из ответов Управления «Росреестра» по Нижегородской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», земельный участок с кадастровым номером [номер] был внесен в ЕГРН 03 августа 2004 года. Объект недвижимости с кадастровым номером [номер] вошел в перечень объектив недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценки на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01 ноября 2013 года.
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области». 01 января 2015 года внесена в ЕГРН в размере 462 685 рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года.
Земельный участок с кадастровым номером [номер] внесен в Единый государственный реестр недвижимости как ранее учтенный на основании Перечня земельных участков от 11 ноября 2013 года, подготовленного Павловским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по результатам инвентаризации сведений о землевладельцах и землепользователях, в том числе, по администрации Абабковского сельсовета, в границах которого находится указанный земельный участок.
На момент постановки земельного участка с кадастровым номером [номер] на государственный кадастровый учет декларированная площадь земельного участка составила [номер] кв.м.
На основании решения государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, в соответствии с протоколом заседания рабочей группы по организации работ по повышению качества данных ЕГРН от 18 октября 2017 года в сведениях ЕГРН на дату 23 октября 2017 года исправлена техническая ошибка в части площади земельного участка с кадастровым номером [номер], верным значением площади является [номер] кв.м.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что при определении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в расчетах использованы не подтвержденные объективными сведениями значения ценообразующих факторов, связи с чем, кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости подлежит признанию недостоверной.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости по требованию заявителя может быть установлена рыночная стоимость такого объекта.
Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка, определенная на основании постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №863 по состоянию на 01 ноября 2013 года признана недостоверной, с учетом требований административного истца, она должна быть установлена на период с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» и до даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, указанного объекта недвижимости, в соответствии пунктом 18 Порядка.
Порядок устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости; внесения сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости; осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением в отношении земельных участков сведений о значении площади, о категории земель, о виде разрешенного использования. По общему правилу кадастровая стоимость земельного участка также определяется путем умножения площади земельного участка на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и вида разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок (пункт 18).
Согласно приложению №3 к постановлению Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №863, для земельных участков населенного пункта д. Комарово, второй группы вида разрешенного использования средний удельный показатель (земельного участка) составляет 225,70 руб./кв.м.
Учитывая изложенное, административное исковое заявление административных истцов подлежит удовлетворению, в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат исправлению реестровые ошибки путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №863 до даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере 224 797 рублей (225,70 руб./кв.м. х 996 кв.м.).
Суд соглашается с доводами Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и приходит к выводу о том, что поскольку учреждение определяет кадастровую стоимость лишь вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в удовлетворении требований административного истца, заявленных к учреждению, которое результаты определения кадастровой оценки спорного земельного участка не утверждало и применительно к обстоятельствам настоящего дела надлежащим административным ответчиком не является, следует отказать.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Принимая во внимание изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению период действия определенной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 52:34:0500009:55 – с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» и до даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, объекта недвижимости с кадастровым номером 52:34:0500009:55, в течение которого ставшая архивной кадастровая стоимость объекта недвижимости применялась к административному истцу для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Устранить в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, реестровые ошибки путем установления на период с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» и до даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, кадастровой стоимости объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью [номер] кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного по адресу: [адрес] по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере 224 797,20 рублей.
В удовлетворении требований ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Н. Нуждин
Решение в окончательной форме принято 07 сентября 2022 года
Судья В.Н. Нуждин