ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-78/19 от 25.10.2019 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-78/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Киров 25 октября 2019 года

Кировский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кощеева А.В.,

при секретаре Шурминой Н.В.,

с участием прокурора Наймушина А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Куприт» к Региональной службе по тарифам Кировской области об оспаривании решения правления РСТ Кировской области от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019 «О внесении изменений в решение правления РСТ Кировской области от 11.12.2018 № 44/78-тко-2019 «О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт»,

установил:

акционерное общество «Куприт» (далее – АО «Куприт», административный истец) обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением к Региональной службе по тарифам Кировской области (далее – РСТ Кировской области, РСТ КО, регулирующий орган, административный ответчик) об оспаривании решения правления РСТ Кировской области от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019 «О внесении изменений в решение правления РСТ Кировской области от 11.12.2018 № 44/78-тко-2019 «О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт». В обоснование требований указало, что по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Кировской области 24.04.2018 между АО «Куприт» (региональный оператор) и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области.

Решением правления РСТ КО от 11.12.2018 № 44/78-ТКО-2019 установлен единый тариф на услугу регионального оператора АО «Куприт» по обращению с ТКО на период с 01.01.2019 по 31.12.2019, АО «Куприт» приступило к исполнению обязанностей в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на территории Кировской области с 01.01.2019.

Решением правления РСТ КО от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019 внесено изменение в вышеуказанное решение правления РСТ КО от 11.12.2018 №44/78-ТКО-2019 «О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Куприт». Изменения вступили в силу с 01.09.2019. В соответствии с обжалуемым решением установленный АО «Куприт» как региональному оператору тариф снижен на период с 01.09.2019 по 31.12.2019 с 960,68 руб. до 809,20 руб. за куб.метр для населения, собственников жилых помещений и исполнителей коммунальных услуг (с учетом НДС), с 800,57 руб. до 674,33 руб. за куб. метр для прочих потребителей.

Оспариваемое решение принято административным ответчиком во исполнение предписания Федеральной антимонопольной службы России (далее – ФАС России) от 23.07.219 №АД/63116/19, предусматривающего для административного ответчика требование об исключении из состава необходимой валовой выручки (далее - НВВ) АО «Куприт» экономически необоснованных расходов по статье «транспортировка» в размере 269126,72 тыс. руб. и пересчете иных расходов. В результате исполнения регулирующим органом вышеуказанного Предписания ФАС РФ в части исключения собственных расходов АО «Куприт», связанных с деятельностью по осуществлению транспортирования ТКО, НВВ регионального оператора за 12 месяцев, а именно за период четырех месяцев 2019 года (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь) и 8 месяцев 2020 года (январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август) снижена на сумму 269126,72 тыс. рублей.

Вместе с тем, требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора, закреплено в Соглашении от 24.04.2018, а также предусмотрено Правилами проведения торгов. АО «Куприт» проведены соответствующие конкурсные процедуры, результаты которых положены в основу экономически обоснованных затрат по статье «транспортирование ТКО» в тарифе регионального оператора АО «Куприт». Иной методики расчета расходов на транспортирование ТКО ни по состоянию на декабрь 2018 года, ни в настоящее время не имеется. В соответствии с документацией по конкурсному отбору регионального оператора по обращению с ТКО на территории Кировской области, победителем которого стало АО «Куприт», приведена НВВ регионального оператора на 10 лет с разбивкой по годам, при этом размер затрат по статье «транспортирование ТКО» в НВВ регионального оператора на 2019 год составлял 1332452,73 тыс. руб. без учета НДС. Окончательная стоимость транспортирования твердых коммунальных отходов путем проведения открытых аукционов была снижена на 0,4% относительно максимальной стоимости, установленной в конкурсной документации при отборе регионального оператора, и составила 1327582,24 тыс.руб. без учета НДС, т.е. не превысила размер затрат по статье «транспортирование ТКО» в НВВ регионального оператора на 2019 год.

Ввиду вышеизложенного, оспариваемое решение не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: п. 3 ст. 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 3 постановления Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора».

С учетом изложенного, административный истец просил признать недействующим со дня принятия решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019 «О внесении изменений в решение правления региональной службы по Кировской области от 11.12.2018 № 44/78-ТКО-2019 «О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Куприт».

Административный ответчик в отзыве, полагая требования административного иска не подлежащими удовлетворению, указал, что государственное регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в Российской Федерации, в том числе на территории Кировской области, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее - Основы ценообразования в области обращения с ТКО) и Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Методические указания).

В соответствии с п. 3 ст. 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ, разделом II Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (далее – Правил проведения торгов), установлены случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО формируются по результатам торгов, в том числе, если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

В соответствии с п. 1.5. Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кировской области, заключенного 24.04.2018 между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и АО «Куприт» (далее - Соглашение), зоной деятельности АО «Куприт» является вся территория Кировской области. Таким образом, в зоне деятельности АО «Куприт» образуется более 30% ТКО (по массе отходов), образующихся на территории Кировской области. Обязанность АО «Куприт» провести торги для формирования цены на услуги по транспортированию ТКО закреплена в п. 2.1.3 Соглашения. По результатам указанных конкурсных процедур и экспертизы экономической обоснованности затрат стоимость услуг по транспортированию ТКО на территории Кировской области составила 1327 582,24 тыс. руб. В соответствии с п. 14 Основ ценообразования в области обращения с ТКО при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом данных (в приоритетном порядке), указанных в п.п. «а»-«е» п. 14 Основ ценообразования в области обращения с ТКО.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки регулирующего органа ФАС России была проверена правильность расчета и утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО. По мнению ФАС России, заявленные при расчете и утверждении на 2019 год единого тарифа региональному оператору, расходы на транспортировку ТКО и их захоронение подлежат исключению из НВВ АО «Куприт» в размере: 269126,72 тыс. руб.- расходы на транспортирование ТКО.

В соответствии с п. 4 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484, тарифы вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев и в течение этого срока не пересматриваются. В силу п.п. «и» указанного пункта действие настоящего пункта не распространяется на решения органов регулирования тарифов по исполнению предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством тарифов.

Таким образом, в силу исполнения предписания ФАС России РСТ Кировской области обязана была пересмотреть тариф для АО «Куприт».

Заинтересованное лицо ФАС России в своих письменных объяснениях от 09.10.2019 № СП/88110/19, указало, что решение РСТ КО, в соответствии с которым из НВВ административного истца исключены необоснованные расходы по транспортировке ТКО, является законным и обоснованным, поскольку расходы на строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций в силу п.п. «д» п. 6 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с ТКО, а также осуществления контроля за их реализацией, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 424 (далее – Правила разработки № 424), относятся к мероприятиям инвестиционной программы в части хранения ТКО, и регулируемые тарифы в сфере обращения с ТКО не могут являться источниками финансирования данных расходов, а указанные мероприятия могут быть реализованы за счет привлеченных средств и средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в силу п.п. «б» и «в» п. 10 Правил разработки № 424.

Расходы на приобретение спецтехники, по мнению заинтересованного лица, также являются экономически необоснованными, поскольку рассчитаны с учетом приобретения техники импортного производства большей стоимостью чем отечественная, а их амортизация рассчитана исходя из срока эксплуатации 5 лет, в то время как согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» срок полезного использования указанной категории имущества составляет от 7 до 10 лет. При этом средняя заполняемость мусоровозов в размере 85% так же не отвечает критерию экономической обоснованности, поскольку, по мнению контролирующего органа целесообразным следует принимать расчет расходов исходя из 100% заполняемости мусоровозов.

Кроме того, по мнению ФАС России, не подлежат включению в расчет расходов по транспортированию ТКО затраты на выплату лизинговых платежей за приобретаемую технику, поскольку на момент участия в конкурсном отборе, заявившиеся организации должны были обладать необходимым парком специальной техники.

Расходы на уплату НДФЛ с заработной платы административно-хозяйственного персонала также не подлежат включению в расходы по транспортированию ТКО, поскольку указанный налог взыскивается с сотрудников организации и не является расходами регулируемой организации.

При этом в дополнениях к письменным объяснениям от 16.10.2019 № 09/90359/19 заинтересованное лицо отметило, что при проведении ФАС России проверки не было установлено нарушений в части применения средней заработной платы, а выявленные экономически необоснованные расходы в части оплаты труда административно-хозяйственного персонала сводятся к некорректному применению НДФЛ при расчете регулируемых тарифов в сфере обращения с ТКО, т.к. указанный налог взыскивается с сотрудников организации, а не с самой организации.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в письменном отзыве от 10.10.2019 № 3043-43-07-01 сообщило, что на основании постановления Правительства Кировской области от 18.09.2019 № 461-П и от 20.09.2019 № 466-П полномочия в сфере обращения с отходами исключены из полномочий министерства и закреплены за Министерством охраны окружающей среды Кировской области.

Согласно пояснениям представителя Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области по доверенности Целищева Д.М. конкурсные процедуры, по результатам которых была сформирована цена на услуги по транспортированию ТКО, были проведены в соответствии с действующим законодательством, нарушений порядка их проведения не установлено, условия проведения торгов АО «Куприт» министерством были согласованы распоряжением министерства от 27.09.2018 № 47.

Привлеченное к участию в качестве заинтересованного лица Министерство охраны окружающей среды Кировской области в своем отзыве на административное исковое заявление от 16.10.2019 сообщило, что в соответствии с п. 3 ст. 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ, разделом II Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133, установлены случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО формируются по результатам торгов, а именно:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30% ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

В соответствии с п. 1.5. Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО от 24.04.2018, зоной деятельности АО «Куприт» является вся территория Кировской области, обязанность оператора провести торги для формирования цены на услуги по транспортированию ТКО закреплена в п. 2.1.3. Соглашения.

Указанные торги проведены региональным оператором в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по их результатам с операторами по транспортированию ТКО заключены соответствующие договоры, сформированы цены на услуги по транспортированию ТКО для АО «Куприт».

Условия проведения торгов согласованы распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области 27.09.2018 № 47. Сведениями о нарушении процедуры проведения торгов министерство не располагает.

При проведении торгов учитывались требования территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области, утвержденной распоряжением Министерства охраны окружающей среды Кировской области от 15.12.2016 № 20. Указанная территориальная схема содержит в себе сведения об образователях отходов, объемах отходов, образующихся на территории региона, местах накопления отходов (контейнерные площадки), объектах размещения отходов и схему потоков транспортирования и последующей утилизации отходов. Данная территориальная схема является обязательной для регионального оператора (п. 10 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») и в момент проведения указанных торгов предусматривала строительство и эксплуатацию 17 мусороперегрузочных станций.

Окончательная стоимость транспортирования твердых коммунальных отходов путем проведения открытых аукционов была снижена на 0,4% относительно максимальной стоимости, установленной в конкурсной документации при отборе регионального оператора, и не превысила размер затрат по статье «транспортирование ТКО» в НВВ регионального оператора на 2019 год.

Пунктом 14 Основ ценообразования в области обращения с ТКО установлено, что приоритетным (в случае оказания работ (услуг) по нерегулируемым государством ценам) методом определения экономической обоснованности расходов является метод определения цены исходя из цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

Таким образом, так как требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора, закреплено в Соглашении от 24.04.2018, а также предусмотрено Правилами проведения торгов, АО «Куприт» проведены соответствующие конкурсные процедуры, результаты которых и легли в основу экономически обоснованных затрат по статье «транспортирование ТКО» в тарифе регионального оператора АО «Куприт».

По мнению министерства, необоснованное снижение НВВ регионального оператора повлечет за собой риск неисполнения обязанности по обращению с ТКО со стороны АО «Куприт», что может привести к сбою в системе обращения с твердыми коммунальными отходами в регионе в целом.

В судебном заседании представители административного истца по доверенностям Кочуров А.Н. и Конюхов П.А. исковые требования поддержали.

Представитель административного ответчика Региональной службы по тарифам Кировской области по доверенности Ускирев А.А. административные исковые требования не признал, поддержал возражения, изложенные в письменном отзыве. Дополнительно пояснил, что оспариваемое решение принято тарифным органом вследствие исполнения предписания ФАС РФ.

Представитель заинтересованного лица ФАС России по доверенности Гуляев Ю.Р. поддержал доводы, изложенные в письменных объяснениях, полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области по доверенности Целищев Д.М. ранее изложенные доводы поддержал, вопрос об удовлетворении административных исковых требований оставил на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Министерства охраны окружающей среды Кировской области по доверенности Исупов Р.З. ранее изложенные доводы поддержал, полагал административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Суд, заслушав объяснения участников процесса, допросив специалиста, выслушав прокурора Наймушина А.Л., полагавшего в заключении заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению, изучив представленные материалы, приходит к следующему.

Положениями ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с данными ЕГРЮЛ основным видом деятельности АО «Куприт» является сбор отходов (т. 1 л.д. 52-61).

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с ТКО на территории Кировской области от 06.04.2018 № 2 АО «Куприт» допущено к участию в конкурсе в качестве единственного участника конкурсного отбора (т.1 л.д.32-35).

На основании указанного протокола министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской с АО «Куприт» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кировской области от 24.04.2018, согласно которому АО «Куприт» является Региональным оператором по обращению с ТКО на территории всей Кировской области сроком на 10 лет (т. 1 л.д. 24-31).

Дополнительным соглашением от 01.10.2019 в указанное Соглашение внесены изменения, согласно которым права и обязанности Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, предусмотренные соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кировской области от 24.04.2018, заключенным между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и АО «Куприт» переходят к Министерству охраны окружающей среды Кировской области (т.4 л.д.103-104).

Согласно п. 2.1.3 Соглашения Региональный оператор в зоне своей деятельности обеспечивает транспортирование ТКО с привлечением операторов по обращению ТКО, цены на услуги по транспортировке ТКО для Регионального оператора формируются по результатам торгов, осуществляемых в порядке, предусмотренном Правилами проведения торгов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133. При этом в силу п. 2.1.4 Соглашения Региональный оператор обязан согласовать с уполномоченным органом условия проведения торгов.

Распоряжением Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 27.09.2018 № 47 АО «Куприт» были согласованы условия проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО (т.1 л.д.46).

С целью проведения вышеуказанных конкурсных процедур территория Кировской области была поделена на 4 зоны (лота) по транспортированию отходов. 3 зоны (3 лота) были выставлены на торги (лот № 1 «Центр и Север» - ООО «КДУ-3», лот № 2 «Северо-Восток» - ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов», лот № 3 «Юго-Запад» - ООО «ВЭК»), последняя зона лот № 4 «Юго-Восток» осталась за АО «Куприт», которая впоследствии была поделена между двумя операторами по транспортированию ТКО, а именно между ООО «КДУ-3», выигравшей лот № 1 «Центр и Север», в соответствии с дополнительным соглашением к договору № 76/18 и ООО «ВЭК», выигравшей лот № 3 «Юго-Запад», в соответствии с договором № 106/18 (т.2 л.д.6 – 172).

В соответствии с документацией по конкурсному отбору регионального оператора по обращению с ТКО на территории Кировской области, победителем стало АО «Куприт», при этом размер максимальных затрат по статье «транспортирование ТКО» в НВВ регионального оператора на 2019 год составлял 1332452,73 тыс. руб. без учета НДС.

Окончательная стоимость транспортирования твердых коммунальных отходов путем проведения открытых аукционов была снижена на 0,4% относительно максимальной стоимости, установленной в конкурсной документации при отборе регионального оператора, и минимально составила 1327582,24 тыс.руб. на 2019 год.

Решением правления РСТ КО от 11.12.2018 № 44/78-ТКО-2019 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для АО «Куприт» на территории Кировской области на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 (т.1 л.д.106-108).

По результатам внеплановой выездной проверки проведенной ФАС России, регулирующему органу РСТ КО выдано предписание контролирующего органа от 23.07.2019 № №АД/63116/19, согласно которому выявлены нарушения регулирующим органом действующего законодательства в части включения в расчет тарифа на услуги регионального оператора по статье «транспортирование ТКО» экономически необоснованных расходов на приобретение спецтехники иностранного производства, уплату лизинговых платежей, расчета амортизации спецтехники исходя из 5-летнего срока эксплуатации при средней заполняемости 85%, включения расходов на строительство мусороперегрузочных станции и расходов на уплату НДФЛ с фонда оплаты труда административно-хозяйственного персонала.

Данным предписанием ФАС России потребовало от РСТ Кировской области исключить из состава НВВ АО «Куприт» экономически необоснованные расходы по статье транспортировка в размере 269126,72 тыс.руб. В срок до 01.09.2019 РСТ Кировской области предписано принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на услуги регионального оператора с учетом указанных выше требований (т. 1 л.д.36-44).

Решением правления РСТ КО от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019, вступившим в законную силу 01.09.2019, внесено изменение в решение правления РСТ КО от 11.12.2018 № 44/78-ТКО-2019 «О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Куприт», которым ранее установленный АО «Куприт», как региональному оператору тариф снижен на период с 01.09.2019 по 31.12.2019 с 960,68 руб. до 809,20 руб. за куб.метр для населения, собственников жилых помещений и исполнителей коммунальных услуг (с учетом НДС), с 800,57 руб. до 674,33 руб. за куб. метр для прочих потребителей (т.1 л.д. 120-121).

Административный истец, полагая, что действовавший ранее тариф, рассчитанный исходя из расходов регионального оператора на транспортировку ТКО, определенных по результатам торгов, результаты которых в установленном законом порядке не оспорены, не может быть изменен в течении первого (текущего) периода регулирования, поскольку применение иных методов его расчета, кроме конкурсных, в указанных обстоятельствах невозможно, а тариф, установленный в результате принятия обжалуемого акта не компенсирует АО «Куприт» расходы по оплате услуг операторов по обращению ТКО за транспортировку по заключенным на конкурсной основе договорам, обратился в Кировский областной суд с настоящим административным иском.

В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта (далее - основные нормативные положения), суд вправе предложить административному истцу, заявителю уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец, заявитель оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (ч. 7 ст. 213 КАС РФ, ч. 4, 5 ст. 194 АПК РФ).

Подпунктом 7.2 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с абз. 13 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу абз. 2 ч. 4 ст. 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами относиться к подлежащим регулированию предельным тарифам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с Законом Кировской области от 26.07.2001 № 10-ЗО «О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области» и постановлением Правительства Кировской области от 25.03.2008 № 126/94 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти Кировской области», постановлением Правительства Кировской области от 01.09.2008 № 144/365 утверждено Положение о региональной службе по тарифам Кировской области.

Согласно п.п. 3.1.6.19 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области РСТ Кировской области в рамках функции «осуществление регулирования цен (тарифов) на иные товары (услуги) и регионального государственного контроля (надзора) и контроля за их применением в пределах компетенции» утверждает предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В рамках реализации предоставленных полномочий РСТ Кировской области принято оспариваемое решение.

В соответствии с п. 13 ст. 2 Закона Кировской области от 14.10.2013 № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области» органы исполнительной власти Кировской области издают нормативные правовые акты в форме распоряжения или решения.

Исходя из содержания п. 4.3 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области нормативные правовые акты об утверждении цен (тарифов) принимаются в форме решений.

Оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт издан в форме решения, то есть в надлежащей форме.

В соответствии с п. 19 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484, решение об установлении тарифов принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.

Как усматривается из положений п.п. «и» п. 4 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО установленные на очередной период регулирования тарифы могут быть изменены в случае принятия органом регулирования тарифов решения по исполнению предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством тарифов.

Согласно п.24 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО Орган регулирования обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение правления РСТ Кировской области от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019 «О внесении изменения в решение региональной службы по тарифам Кировской области от 11.12.2018 № 44/78-ТКО-2019 «О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Куприт» опубликовано на официальном сайте РСТ Кировской области www.rstkirov.ru 29.08.2018 (т.1 л.д.151).

В соответствии с пунктом 2 указанного решения, последнее вступает в силу с 01.09.2019 (т.1 л.д.120).

Таким образом, оспариваемое решение принято в рамках предоставленных полномочий по итогам заседания правления региональной службы по тарифам Кировской области 27.08.2019, с соблюдением формы принятия нормативного правового акта и порядка введения его в действие.

Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее - Основы ценообразования в области обращения с ТКО) и Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Методические указания).

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с частью 2 статьи 24.9 Закона об отходах производства и потребления тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами, пунктом 7 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.

К заявлению об установлении тарифов регулируемой организацией прилагаются обосновывающие материалы, предусмотренные пунктом 8 Правил регулирования тарифов.

В обоснование расходов на сбор и транспортирование ТКО, региональным оператором в области обращения с ТКО в РСТ Кировской области были предоставлены договоры на транспортирование ТКО, заключенные АО «Куприт» с операторами по транспортированию ТКО по результатам торгов. Начальная максимальная стоимость услуги по сбору и транспортированию ТКО была сформирована по результатам разработки ООО «Большая тройка» электронной модели Территориальной схемы обращения с отходами и составила 1332452,73 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24.8 Закона об отходах производства и потребления, разделом II Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (далее - Правила), установлены случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО формируются по результатам торгов, в том числе, если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

Цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30% ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

В соответствии с пунктом 1.5 Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кировской области, заключенного 24.04.2018 между Министерством энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Кировской области и АО «Куприт», зоной деятельности АО «Куприт» является вся территория Кировской области.

Таким образом, в зоне деятельности АО «Куприт» образуется более 30% ТКО (по массе отходов), образующихся на территории Кировской области.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования в области обращения с ТКО при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке):

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста цен на капитальное строительство;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях;

д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

При этом, в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО в расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов включаются расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, предусмотренных схемой потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, до объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также от указанных объектов до объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

По результатам торгов и экспертизы экономической обоснованности затрат включенная в тариф стоимость услуг по сбору и транспортированию ТКО на территории Кировской области составила 1 327 582,24 тыс. руб. (из которых расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с ТКО – 118512,56 тыс. руб., включающие в себя собственные затраты регионального оператора, необходимые ему для осуществления договорной работы с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО, расчетная предпринимательская прибыль регионального оператора – 5925,63 тыс. руб.).

Данные расходы включены в единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для АО «Куприт» на территории Кировской области на период с 01.01.2019 по 31.12.2019, установленный решением правления РСТ КО от 11.12.2018 № 44/78-ТКО-2019.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется совокупность условий, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО должны быть сформированы по результатам торгов: требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора АО «Куприт», в зоне деятельности которого образуется более 30% ТКО (по массе отходов), образующихся на территории Кировской области, было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кировской области от 24.04.2018, заключенном между уполномоченным на момент заключения соглашения органом государственной власти Кировской области - Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и АО «Куприт».

Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой выездной проверки регулирующего органа ФАС России была проверена правильность расчета и утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Анализ представленного в материалы дела предписания контролирующего органа, пояснений представителя заинтересованного лица ФАС России, данных им в ходе рассмотрения дела, позволяют прийти к выводу об использовании контролирующим органом при расчете экономического обоснования тарифа расчетного метода ценообразования, в то время как экономическое обоснование первоначально установленного тарифа определено на основании результатов торгов и экспертизы РСТ Кировской области экономической обоснованности затрат.

Указанные методы являются взаимоисключающими, предполагают иной комплект обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифа и порядок расчета необходимой валовой выручки регулируемой организации.

Вынесенное ФАС России предписание в силу пункта 4 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО явилось основанием для принятия регулирующим органом оспариваемого решения от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019 «О внесении изменений в решение правления РСТ Кировской области от 11.12.2018 № 44/78-тко-2019 «О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт».

Принятое решение повлекло необоснованное исключение из состава необходимой валовой выручки АО «Куприт» расходов по статье транспортировка в размере 269126,72 тыс. руб., включенных в сумму торгов, создает угрозу невозможности исполнения АО «Куприт» договорных обязательств по оплате услуг транспортировки ТБО, оказанных сторонними организациями в рамках заключенных контрактов, что прямо предусмотрено Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кировской области от 24.04.2018.

Несение региональным оператором убытков в связи с принятием спорного решения административным ответчиком не оспаривается.

С учетом изложенного, решение правления РСТ Кировской области от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019 «О внесении изменений в решение правления РСТ Кировской области от 11.12.2018 № 44/78-тко-2019 «О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт» нельзя признать законным, поскольку оно ущемляет законные интересы АО «Куприт» и противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилам проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в данном случае совокупности условий для удовлетворения требований административного искового заявления АО «Куприт» и признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Кроме того, как указывалось ранее начальная (максимальная) стоимость (цена) транспортирования твердых коммунальных отходов на 2019 год сформировалась по результатам разработки ООО «Большая тройка» электронной модели Территориальной схемы. На основании технико-экономического обоснования деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области расходы на сбор и транспортирование включают в себя: расходы на сбор и транспортирование на первом и втором плече; расходы на перегрузку отходов на мусороперерабатывающих станциях. При этом расчет стоимости транспортирования отходов осуществляется отдельно для различных типов мусоровозов.

Согласно правовой позиции ФАС РФ изложенной в предписании, учтенной РСТ КО при принятии оспариваемого нормативного правового акта, заявленные при расчете и утверждении на 2019 год единого тарифа региональному оператору, расходы на сбор и транспортировку ТКО подлежат исключению из НВВ АО «Куприт», ввиду завышенной начальной (максимальной) стоимости этих услуг путем включения в расчет:

мусоровозов на шасси MAN стоимостью 11335593 руб. при возможности приобретения схожих по техническим характеристикам транспортных средств на шасси КАМАЗ стоимостью 6286017 руб.;

выплат по лизингу в размере 12% годовых;

применения пятилетнего срока амортизации;

расходов на транспортирование ТКО при средней заполняемости мусоровозов, используемых для перевозки ТКО на первом плече в размере 85%, а не 100%;

расходов на строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций, так как включение данных расходов в состав НВВ регионального оператора не предусмотрено законодательством РФ в области регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО;

расходов на НДФЛ, поскольку данные расходы не являются расходами регулируемой организации и соответственно не должны включаться в состав НВВ регионального оператора по обращению с ТКО.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, и следует из пояснений допрошенного в качестве специалиста начальника управления по обращению с отходами Министерства охраны окружающей среды Кировской области, расчет транспортных затрат в электронной модели территориальной схемы ведется по одному из основных показателей, а именно расчета тонна/км. Данный показатель вводится в параметры моделирования, но предварительно он рассчитывается с помощью таблицы и складывается из другого набора характеристик, в том числе параметров автомобиля. При первоначальном формировании электронной модели, а впоследствии в конкурсных параметрах в расчет закладывалась стоимость современного иностранного автопарка. В ходе актуализации территориальной схемы ООО «Большая тройка» дополнительно изучены: наличие, износ автопарка, с указанием, что износ составляет порядка 80%. Предложенное ООО «Большая тройка» решение расценивалось ими как экономически обоснованное.

При этом, необходимость включения (исключения) из расчета тарифа мусоровозов иностранного, либо отечественного производства в отсутствие соответствующих эксплуатационных расчетов, которые могли бы быть представлены суду в обоснование своих доводов, основывается лишь на пояснениях сторон.

Указанные в представленной АО «Куприт» для установления тарифа документации выплаты по лизингу в размере 12% годовых; применения срока амортизации в размере 5 лет согласно материалам дела и пояснениям сторон определены с учетом сведений, предоставленных контрагентами в рамках договоров об оказании услуг по транспортировке ТКО.

По мнению ФАС РФ мусоровозы согласно классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, относятся к 5 амортизационной группе имущества сроком полезного использования свыше 7 и до 10 лет включительно, в связи с чем, расчет расходов должен осуществляться исходя из десятилетнего срока амортизации мусоровозов.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», утвержденному Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н годовая сумма амортизационных отчислений может определяться исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией (п.19).

Как следует из материалов дела, в расчете ООО «Большая тройка» при расчете удельных расходов на эксплуатацию мусоровозов использовалось нормативное время работы мусоровоза исходя из односменного режима работы (12 часов в сутки). В свою очередь, в подтверждение обоснованности включенных в тариф расходов административным истцом приводятся доводы о двухсменном характере работы техники, при котором техника эксплуатируется от 18 до 24 часов в сутки в сложных климатических условиях Кировской области, и соответственно полный физический износ техники наступает не через 10, а через 5 лет.

При этом соответствующие расчеты в обоснование своих доводов, как о необходимости учета соответствующих процентов по лизингу техники, так и по сроку ее амортизации, правильность которого могла быть проверена судом, сторонами также не представлены.

Оценивая доводы ФАС РФ о завышенном размере включенных в тариф расходов на строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций, поскольку включение данных расходов в состав НВВ регионального оператора не предусмотрено законодательством РФ в области регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, суд приходит к следующему.

В соответствии с Электронной моделью Территориальной схемы на 2019 год запланировано строительство 7 мусороперегрузочных станций. Расходы на строительство и эксплуатацию данных мусороперегрузочных станций, учтенные при разработке Электронной модели Территориальной схемы на 2019 год и составили 17496,1 тыс. руб.

При исключении из Территориальной схемы мусороперегрузочных станций и вывозе всего объема ТКО по модели использования только первого плеча, стоимость услуг по транспортированию ТКО в 2019 году возрастает до 1605 532 тыс. руб. (т.7 л.д.1-6).

Анализ региональной судебной практики по делам об административных правонарушениях, объективной стороной которых выступает соблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, свидетельствует о фактическом отсутствии мусороперегрузочных станций, отвечающих требованиям законодательства, о чем в частности свидетельствуют дела в отношении контрагента АО «Куприт» по договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Кировской области в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Лот № 2 «Северо-Восток» - ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов» (решения Кировского областного суда от 03.09.2019 № 77-359/2019, от 29.10.2019 № 77-433/2019).

Доводы ФАС РФ, согласно которым, не оспаривая фактическую необходимость использования в процессе транспортировки ТКО мусороперегрузочных станций, контролирующий орган указывает, что строительство данных станций могло быть осуществлено за счет средств муниципалитетов, либо за счет использования федеральных средств, но без привлечения средств потребителей, могут быть предметом рассмотрения тарифного органа при установлении тарифа в следующем периоде регулирования, поскольку в рассматриваемый период регулирования (2019 год) расходы на строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций, включены в тариф с учетом территориальной схемы по обращению с отходами, действующей как на момент утверждения тарифа, так и на момент рассмотрения настоящего дела.

Оценивая доводы ФАС РФ в части завышения расходов на транспортирование ТКО при средней заполняемости мусоровозов, используемых для перевозки ТКО на первом плече в размере 85%, а не 100% суд приходит к следующему.

Процент загрузки мусоровозов обусловлен в данном случае техническим расчетом конструктивных особенностей техники.

При этом, доводы ФАС РФ о необходимости 100% загрузки мусоровозов заявлены без учета действующего законодательства об административных правонарушениях, предусматривающего административную ответственность за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, в частности по статье 12.21.1 КоАП РФ в случае движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, что подтверждается административной практикой в отношении контрагентов АО «Куприт» по договорам на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Кировской области (т.6 л.д.217-229).

Кроме того, принимая во внимание особенности подлежащего транспортированию груза (ТБО), порядок его транспортирования с учетом параметров, определенных территориальной схемой в рабочие и нерабочие дни, произвести равномерную загрузку мусоровозов не представляется возможным, в связи с чем, заложенная в тарифе стоимость транспортировки исходя из 85% загрузки мусоровозов, является обоснованной.

Доказательств, подтверждающих возможность соблюдения требований законодательства исходя из 100% загрузки транспортирующей ТБО техники, в материалы дела не представлено.

Доводы ФАС РФ о необоснованном размере включенных в тариф расходов на НДФЛ, поскольку последние расходы не являются расходами регулируемой организации и соответственно не должны включаться в состав НВВ регионального оператора по обращению с ТКО, представителем ФАС РФ в ходе рассмотрения дела не поддержаны. Согласно письменным дополнительным пояснениям ФАС России, выявленные экономически-необоснованные расходы в части фонда оплаты труда административного хозяйственного персонала сводятся к некорректному применению налога на доходы физических лиц. Нарушений контролирующий орган в данном случае не усматривает.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для принятия тарифным органом оспариваемого нормативного правового акта на основании замечаний контролирующего органа.

Анализируя вышеизложенное, принимая во внимание подлежащий применению в данном случае метод расчета тарифа на основании результатов конкурса, суд приходит к выводу о том, что указанные доводы и замечания ФАС РФ могут быть предметом рассмотрения тарифного органа в следующем периоде регулирования (2020 год), в рамках которого административный ответчик вправе запросить, а административный истец вправе представить соответствующие обосновывающие документы.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно пункту 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд учитывает требование административного истца, объяснения представителя заинтересованного лица Министерства охраны окружающей среды Кировской области, данные в ходе судебного заседания, в соответствии с которыми оспариваемое решение РСТ Кировской области подлежит признанию недействующим с момента его принятия, поскольку в ином случае права административного истца восстановлены не будут, также принимает во внимание, что административным истцом заключены договоры с контрагентами на транспортировку ТКО исходя из суммы тарифа, установленного по результатам конкурса, в этой связи признание нормативного правового акта недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, приведет к наличию необеспеченных обязательств АО «Куприт» перед контрагентами.

С учетом изложенного, суд полагает обоснованными требования административного истца о признании недействующим решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019 «О внесении изменения в решение региональной службы по тарифам Кировской области от 11.12.2018 № 44/78-ТКО-2019 «О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Куприт» со дня его принятия, поскольку действие названного нормативного правового акта имеет ограниченные сроки применения, а потому признание его недействующими со дня вступления решения суда в законную силу или иного времени не будет способствовать восстановлению законных прав и защите нарушенных интересов административного истца.

В п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ установлено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в том числе, указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

На основании изложенного, решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Региональной службы по тарифам Кировской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию уплаченные при подаче административного искового заявления расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.

Руководствуясь ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Куприт» удовлетворить.

Признать недействующим решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019 «О внесении изменения в решение региональной службы по тарифам Кировской области от 11.12.2018 № 44/78-ТКО-2019 «О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Куприт» со дня его принятия.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании региональной службы по тарифам Кировской области.

Взыскать с Региональной службы по тарифам Кировской области в пользу акционерного общества «Куприт» 4500 рублей в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины за рассмотрение административного иска.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кировский областной суд.

Судья

Кировского областного суда А.В. Кощеев