Дело № 3а-78/2022
УИД 33OS0000-01-2022-000047-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Владимир 11 мая 2022 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Завьялова Д.А.
при секретаре Малыгиной В.И.
с участием прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Владимирской области Денисова А.А., административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, представителей: административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО4, ФИО8, ФИО5, ФИО6, ФИО9 - по ордерам адвоката Гужова А.Г., административных ответчиков Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области и администрации Суздальского района Владимирской области - по доверенностям ФИО10, администрации муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области - по доверенности ФИО11, заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области - по доверенности ФИО12, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО4, ФИО8, ФИО5, ФИО6 и ФИО9 о признании не действующим со дня вступления в законную силу решения суда Генерального плана муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области, утверждённого решением Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области от 28 апреля 2021 года № 36,
УСТАНОВИЛ:
решением Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области от 28 апреля 2021 года № 36 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области» (далее также - решение СНД Суздальского района от 28 апреля 2021 года № 36) утверждён Генеральный план муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области (далее также - Генеральный план МО Боголюбовское, Генеральный план) (т.3, л.д.108-161).
Нормативный правовой акт опубликован в печатном издании «Суздальская новь» № 33 (12198) 5 мая 2021 года, размещён на официальном сайте администрации Суздальского района Владимирской области в сети «Интернет» и в сетевом издании «Суздаль-Медиа» в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» (SUZDAL-MEDIA) (т.3, л.д.162,т.4, л.д.11,13).
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО4, ФИО8, ФИО5, ФИО6, ФИО13 и ФИО9, проживающие, имеющие в собственности либо в пользовании недвижимое имущество на территории муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области, обратились во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением, уточнённым в ходе его рассмотрения, о признании не действующим со дня вступления в законную силу решения суда Генерального плана МО Боголюбовское, утверждённого решением СНД Суздальского района от 28 апреля 2021 года № 36, в части размещения примерно в 900 метрах к северу от посёлка Сокол кладбища площадью 5,3 га, ссылаясь на его необоснованное, без учёта мнения жителей, не отвечающее требованиям законодательства планирование вблизи населённого пункта, а также на нарушение процедуры проведения публичных слушаний (т.1,л.д.2-16,т.2, л.д.124-138).
В связи с отказом ФИО13 от предъявленного им административного искового заявления о признании не действующим со дня вступления в законную силу решения суда Генерального плана МО Боголюбовское, утверждённого решением СНД Суздальского района от 28 апреля 2021 года № 36, в части размещения примерно в 900 метрах к северу от посёлка Сокол кладбища площадью 5,3 га, производство по административному делу в этой части, а именно в части предъявленного ФИО13 названного административного искового заявления, прекращено (т.3,л.д.188-190).
В последующем оставшиеся административные соистцы изменили и уточнили заявленные требования в порядке, предусмотренном статьёй 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просили суд в полном объёме признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда Генеральный план МО Боголюбовское, утверждённый решением СНД Суздальского района от 28 апреля 2021 года № 36 (т.4,л.д.119-133,т.5,л.д.12-29).
Требования мотивировали, не только необоснованным без учёта мнения жителей, не отвечающим требованиям законодательства планированием вблизи населённого пункта - посёлка Сокол кладбища, создающего психологический дискомфорт для жителей, нарушающего права на благоприятную окружающую среду, сведения о площади которого в оспариваемом нормативном правовом акте противоречивы, нарушением проведения публичных слушаний, но и нарушением процедуры принятия этого нормативного правового акта, выразившейся, по мнению административных истцов, в отсутствии согласования, предусмотренного частью 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекта Генерального плана МО Боголюбовское с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае с администрацией Владимирской области, которая по результатам рассмотрения проекта Генерального плана подготовила отрицательное сводное заключение в связи с многочисленными нарушениями, в том числе части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании адвокат Гужов А.Г., представляющий на основании ордеров интересы всех административных истцов, а также административные истцы ФИО2, ФИО4, имеющие высшее юридическое образование, ФИО1, ФИО3, ФИО5, ФИО6, не имеющие высшего юридического образования, поддержали заявленные требования, по основаниям, изложенным в административном иске с учётом последующих изменений и уточнений.
Административные ответчики СНД и администрация Суздальского района в представленных в суд письменных отзывах с учётом последующих дополнений к ним (т.3,л.д.230-236,т.4,л.д.154,155,т.5,л.д.32,33) и в устных пояснениях, данных в судебном заседании представителем СНД и администрации Суздальского района по доверенностям ФИО10, просили отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что оспариваемое решение СНД Суздальского района от 28 апреля 2021 года № 36, которым утверждён Генеральный план МО Боголюбовское, принято в пределах компетенции СНД Суздальского района, с соблюдением процедуры, формы его принятия, порядка опубликования, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административных истцов. Администрация Владимирской области была уведомлена администрацией Суздальского района в электронной форме об обеспечении доступа к проекту Генерального плана МО Боголюбовское, размещённого в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования 29 мая 2019 года. В трёхмесячный срок со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту Генерального плана МО Боголюбовское, отрицательное сводное заключение в адрес администрации Суздальского района по названному проекту Генерального плана не поступало, поэтому в соответствии с частью 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект Генерального плана считается согласованным 29 августа 2019 года. В связи с поступлением в администрацию Суздальского района 12 сентября 2019 года, то есть после истечения трёхмесячного срока, отрицательного сводного заключения от 10 сентября 2019 года по проекту Генерального плана МО Боголюбовское, постановлением администрации Суздальского района была создана согласительная комиссия по урегулированию разногласий, послуживших основанием для подготовки администрацией Владимирской области упомянутого отрицательного сводного заключения. По результатам рассмотрения разногласий согласительной комиссией принято решение о согласовании проекта Генерального плана МО Боголюбовское.
Административный ответчик администрация МО Боголюбовское в представленном в суд письменном отзыве с учётом последующего дополнения к нему (т.3,л.д.191-198,т.5,л.д.30) и в устных пояснениях, данных в судебном заседании её представителем по доверенности ФИО11, возражала против удовлетворения административного искового заявления, фактически поддержала позицию СНД и администрации Суздальского района, ссылаясь на отсутствие информации у названной администрации о наличии отрицательного сводного заключения по проекту Генерального плана МО Боголюбовское от 10 сентября 2019 года, поскольку данное заключение ни почтовым отправлением, ни по электронной почте в адрес МО Боголюбовское не поступало.
Департамент имущественных и земельных отношений Владимирской области, участвующий при рассмотрении настоящего административного дела в качестве заинтересованного лица, в письменном отзыве, представленном в суд, (т.2,л.д.73-75,т.4,л.д.178) и в устных пояснениях, данных в судебном заседании его представителем по доверенности ФИО12, фактически полагался в разрешении заявленных требований на усмотрение суда, при этом указывая, что в неоднократно направленных названным Департаментом в адрес Департамента строительства и архитектуры Владимирской области письмах по проектам Генерального плана Боголюбовское отмечалось, что представленные проекты подлежат доработке и могут быть согласованы только после устранения замечаний.
Заинтересованное лицо Департамент сельского хозяйства Владимирской области, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил, в письменной информации, представленной в суд, с учётом последующего её дополнения (т.2,л.д.103,104,т.3,л.д.229), указал, что проект Генерального плана МО Боголюбовское, утверждённый решением СНД Суздальского района от 28 апреля 2021 года № 36, не получил положительного решения о согласовании.
Исходя из положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании нормативного правового акта, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, поэтому суд, с учётом мнения участвующих в деле лиц, определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся административных истцов ФИО7, ФИО8, ФИО9, представителя Департамента сельского хозяйства Владимирской области, явка которых не признана судом обязательной и не является таковой по закону.
Заслушав объяснения представителя всех административных истцов адвоката Гужова А.Г., административных истцов ФИО2, ФИО4, ФИО1, ФИО3, ФИО5, ФИО6, представителя СНД и администрации Суздальского района ФИО10, представителя администрации МО Боголюбовское ФИО11, представителя Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области ФИО12, заключение прокурора Владимирской областной прокуратуры Денисова А.А., полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав и оценив материалы настоящего административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Исходя из положений частей 7,8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, в полном объёме, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства объектов капитального строительства, их реконструкции, капитального ремонта, сноса, эксплуатации зданий, сооружений, регулируются законодательством о градостроительной деятельности, что закреплено в части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному Кодексу.
Исходя из положений пункта 20 части 1 и частей 3, 4 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, пункта 1 части 1 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, применяемой к спорным правоотношениям) генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, утверждение генерального плана сельского поселения и внесение в него изменений относится к вопросам местного значения муниципального района и утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления муниципального района.
В соответствии со статьёй 1 Закона Владимирской области от 26 ноября 2004 года № 190-ОЗ «О наделении Суздальского района и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ» муниципальное образование Суздальский район наделён статусом муниципального района.
Уставом Суздальского района (далее также - Устав), утверждённым решением СНД Суздальского района от 26 декабря 2018 года № 101, утверждение генерального плана сельского поселения отнесено к вопросам местного значения муниципального района (пункт 11 части 1.1 статьи 6 Устава) и является полномочием СНД Суздальского района (т.3,л.д.14).
Согласно части 4 статьи 2 Устава МО Боголюбовское, наделённое статусом сельского поселения, входит в состав территории Суздальского района Владимирской области (т.3,л.д.12).
В соответствии с частью 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, частью 10 статьи 24 Устава, статьями 21,27 Регламента СНД Суздальского района, утверждённого решением СНД Суздальского района от 19 июня 2019 № 58, заседание Совета является правомочным, если на нём присутствует не менее 10 депутатов, решения принимаются простым большинством голосов от присутствующих на заседании депутатов (т.3, л.д.22,49,51).
СНД Суздальского района, являющийся представительным органом Суздальского района, состоит из 20 депутатов (части 1,2 статьи 24 Устава (т.3, л.д.21)).
На заседании СНД Суздальского района 28 апреля 2021 года, на котором было принято решение № 36 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области», присутствовало 14 депутатов, проголосовавших «за» единогласно (т.3,л.д.55).
Таким образом, оспариваемое решение принято СНД Суздальского района в пределах полномочий, предоставленных названному представительному органу местного самоуправления, в установленной форме, подписано главой муниципального образования, опубликовано в установленном порядке, и по этим основаниям не оспаривается.
Вместе с тем из разъяснений, содержащихся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, применяемой к спорным правоотношениям) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населённых пунктов.
При установлении или изменении границ населённых пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов.
Содержание генерального плана поселения, порядок его подготовки, принятия, утверждения и опубликования, а также особенности согласования проекта генерального плана поселения регулируются положениями статей 23-25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
Согласно части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, в том числе содержат:
обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования, определяемых в том числе на основании сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в том числе материалов и результатов инженерных изысканий, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (пункт 2);
утверждённые документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования (пункт 4);
перечень земельных участков, которые включаются в границы населённых пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пункт 7).
Статьёй 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации поселения (часть 2); проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 8); при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса (часть 11).
Исследуя вопрос о соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд установил, что административными ответчиками СНД и администрацией Суздальского района не представлено в материалы настоящего административного дела решение главы администрации Суздальского района о подготовке проекта генерального плана МО Боголюбовское, которое принимается в соответствии с частью 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также какие-либо доказательств принятия такого решения.
Проверяя соблюдение порядка согласования проекта Генерального плана МО Боголюбовское, предусмотренного статьёй 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд исходит из следующего.
В силу пункта 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в случае, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населённых пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с постановлением администрации Владимирской области от 26 мая 2014 года № 522 «О Порядке рассмотрения проектов документов территориального планирования муниципальных образований области и подготовки заключений на них» (далее также - Порядок) уполномоченным органом по подготовке сводных заключений администрации области о согласовании (отказе в согласовании) проектов документов территориального планирования муниципальных образований области определён Департамент архитектуры и строительства Владимирской области.
Поскольку проект Генерального плана МО Боголюбовское предусматривал включение в границы населённых пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, глава администрации Суздальского района письмом - уведомлением об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования от 29 мая 2019 года № УСА-01-27 обратился в Департамент строительства и архитектуры Владимирской области по вопросу согласования проекта Генерального плана МО Боголюбовское, которое поступило адресату 18 июня 2019 года, входящий № 11409/00 (т.3,л.д.237).
В соответствии с пунктами 5-13 вышеуказанного Порядка (в редакции, применяемой к спорным правоотношениям) Департамент строительства и архитектуры Владимирской области направил копии уведомления в органы исполнительной власти и структурные подразделения администрации области, к компетенции которых относится рассмотрение содержащихся в проекте вопросов, являющихся предметом согласования, получив от них соответствующие заключения, в том числе отрицательное заключение от Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области от 9 июля 2019 года № ДИЗО-6041/061-11 (т.2,л.д.86,87,т.5,л.д.6-8), подготовил на их основании отрицательное сводное заключение по проекту «Генеральный план муниципального образования Боголюбовское сельское поселение Суздальского района Владимирской области» администрации Владимирской области от 10 сентября 2019 года № 01/02-08 об отказе в согласовании проекта (т.5,л.д.2-5).
В отрицательном сводном заключении по проекту «Генеральный план муниципального образования Боголюбовское сельское поселение Суздальского района Владимирской области» от 10 сентября 2019 года № 01/02-08 обращено внимание на следующее.
Указанным проектом предусматривается уменьшение земель сельскохозяйственного назначения на 190,15 га, из них: 185 га планируется перевести в земли промышленности и иного специального назначения под строительство ВСМ-2; 4,8 га предлагается включить в границы населённых пунктов села Баскаки, посёлка Сокол, села Добрынское, села Ославское, села Суромна, посёлка Боголюбово.
По результатам рассмотрения проекта генерального плана от органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит согласование, получено отрицательное заключение от Департамента имущественных и земельных отношений администрации области (далее также - ДИЗО) в связи с не устранением следующих замечаний в представленном проекте.
В нарушение пункта 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в пояснительной записке перечень земельных участков с указанием кадастровых номеров, подлежащих к включению в черту населённых пунктов и исключению из границ населённых пунктов МО Боголюбовское, цели их дальнейшего планируемого использования не приводятся. Обоснование целесообразности включения таких территорий и земельных участков в границы населённых пунктов сельского поселения в проекте не представлено. Какие-либо документы, нормативные правовые акты, на основании которых вносятся данные изменения в указанный генеральный план, отсутствуют, что не позволяет провести полный анализ предлагаемых изменений в генеральный план МО Боголюбовское.
В представленном проекте предлагается изменить границы посёлка Сокол, села Ославское, посёлка Боголюбово, в том числе за счёт включения в черту земельных участков и территорий в связи с установленным пересечением их с границами этих населённых пунктов. При этом какие-либо документы, подтверждающие факты пересечения присоединяемых земельных участков с границами вышеперечисленных населённых пунктов, в рассматриваемом проекте не представлены. Заключения кадастровых инженеров в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади таких земельных участков, отсутствуют.
Также изменяются границы населённых пунктов МО Боголюбовское (путём включения дополнительных территорий и земельных участков) в части приведения их в соответствие с государственным кадастром недвижимости (далее также - ГКН), однако документы, подтверждающие расхождения между сведениями ГКН и ранее утверждённого генерального плана МО Боголюбовское, не представлены в данном проекте.
Кроме того, представленным проектом планируется строительство автомобильной дороги общего пользования местного значения от села Чириково до села Доржево, от села Доржево до деревни Выселки и до деревни Катраиха, а также автомобильная дорога с федеральной автодороги Владимир-Иваново до села Суромна. Проектом предусматривается строительство автомобильной дороги общего пользования федерального значения, которая соединит автомобильную дорогу общего пользования федерального значения, направлением Владимир-Суздаль-Иваново с автомобильной дорогой общего пользования федерального значения, которая соединит автомобильную дорогу общего пользования федерального значения, направлением Владимир-Нижний Новгород. В перспективе развития предусматривается строительство трёх спортивно-оздоровительных комплексов, турбазы, конно-спортивного центра.
В соответствии с частью 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, в том числе содержат:
обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования, определяемых в том числе на основании сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в том числе материалов и результатов инженерных изысканий, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;
утверждённые документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования.
Однако в материалах по обоснованию данного проекта в нарушение вышеназванного положения данные сведения не указаны.
Кроме того, в рассматриваемом проекте отсутствуют кадастровые номера земельных участков, на которых планируется размещение вышеуказанных объектов, их индивидуальные характеристики. Какие-либо документы, нормативные правовые акты, на основании которых планируется размещение вышеуказанных объектов, их индивидуальные характеристики. Какие-либо документы, нормативные правовые акты, на основании которых вносятся данные изменения в указанный генеральный план, не представлены, что не позволяет провести полный анализ предлагаемых изменений в генеральный план.
Учитывая изложенное, в связи с отсутствием ряда необходимых сведений и документов, проект не может быть всесторонне рассмотрен и подлежит доработке.
Руководствуясь частью 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании замечаний указанных выше, администрация области отклонила проект от согласования.
Отрицательное сводное заключение по проекту «Генеральный план муниципального образования Боголюбовское сельское поселение Суздальского района Владимирской области» от 10 сентября 2019 года № 01/02-08 было направлено 10 сентября 2019 года в администрацию Суздальского района почтовым отправлением, куда поступило 12 сентября 2019 года (т.5,л.д.9,33).
Согласно части 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, применяемой к спорным правоотношениям) заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимают решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.
Постановлением администрации Суздальского района от 25 сентября 2019 года № 2318 была создана согласительная комиссия по урегулированию разногласий, послуживших основанием для подготовки администрацией Владимирской области отрицательного сводного заключения от 10 сентября 2019 года № 04/02-08 об отклонении от согласования проекта «Генеральный план муниципального образования Боголюбовское сельское поселение Суздальского района (корректировка)», утверждены Положение названной Комиссии и её состав (т.5,л.д.36).
В силу предписаний части 10 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа:
1) документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесёнными в него изменениями;
2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
В соответствии с пунктами 3.6 - 3.8 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 июля 2016 года № 460 (в редакции, применяемой к спорным правоотношениям), согласительная комиссия по итогам своей работы представляет главе местной администрации (муниципального района, городского округа, поселения), создавшему указанную комиссию: при принятии решения о согласовании проекта документа территориального планирования с внесением в него изменений, учитывающих все замечания, явившиеся основанием для несогласия с данным проектом - проект документа территориального планирования с внесёнными в него изменениями вместе с протоколом заседания согласительной комиссии, материалами в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам;
при принятии решения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования - несогласованный проект документа территориального планирования, заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования, протокол заседания согласительной комиссии, а также материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
Аналогичные требования содержатся и в Положении о Комиссии (пункты 14,15), утверждённом упомянутым выше постановлением администрации Суздальского района от 25 сентября 2019 года № 2318 (т.5, л.д.36,37).
Согласно единственному протоколу заседания согласительной комиссии от 10 октября 2019 года № 1 по итогам обсуждения председателем комиссии А.А.И. вынесен на голосование вопрос о согласовании проекта внесения изменений в Генеральный план МО Боголюбовское Суздальского района (корректировка) с внесением в проект изменений, учитывающих замечания ДИЗО в части исключения из текста пояснительной записки к проекту слов: «В перспективе развития строительство 3 спортивно-оздоровительных комплексов, турбазы, конно-спортивного центра.». Остальные замечания ДИЗО оставить без устранения. Голосование членов комиссии: «За» - 11 человек (единогласно), «против» - 0 человек, «воздержались» - 0 человек. При этом не приведено абсолютно никакого обоснования принятия такого решения (т.5,л.д.39).
Кроме того, из названного протокола видно, что представитель ДИЗО Т.М.Н., участвовавшая в качестве приглашённой, несмотря на то, что пункт 4 Положения о Комиссии, предусматривает включение в состав согласительной комиссии представителей органов, которые направили заключение о несогласии с проектом внесения изменений в генеральный план, высказалась против согласования проекта, поддержав все замечания ДИЗО, указанные в сводном отрицательном заключении.
В соответствии с частью 12 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определённой части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку.
Однако ни один из предусмотренных законодательством документов согласительной комиссией представлен не был и главой администрации Суздальского района какого - либо решения, предусмотренного частью 12 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по результатам согласительной комиссии не принималось.
В соответствии с частью 7 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, применяемой к спорным правоотношениям) уполномоченные органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определённого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы - официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения.
Частью 8 данной статьи (в редакции, применяемой к спорным правоотношениям) установлено, что уполномоченные органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации об обеспечении доступа к проектам территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трёхдневный срок со дня обеспечения данного доступа.
Согласно части 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, применяемой к спорным правоотношениям) согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в трёхмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
После истечения срока, установленного частью 7 настоящей статьи для согласования проекта генерального плана, подготовка заключений на данный проект не осуществляется, он считается согласованным с органами, указанными в части 7 настоящей статьи (часть 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции, применяемой к спорным правоотношениям).
Судом доподлинно установлено, подтверждается материалами административного дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, что письменное уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования от 29 мая 2019 года № УСА-01-27, по вопросу согласования проекта Генерального плана МО Боголюбовское, направленное администрацией Суздальского района, поступило в Департамент строительства и архитектуры Владимирской области 18 июня 2019 года, входящий № 11409/00 (т.3,л.д.237). Отрицательное сводное заключение по проекту «Генеральный план муниципального образования Боголюбовское сельское поселение Суздальского района Владимирской области» администрации Владимирской области об отказе в согласовании проекта № 01/02-08, датированное 10 сентября 2019 года, в этот же день направлено в администрацию Суздальского района, куда поступило 12 сентября 2019 года (т.5, л.д.2-4,9,33), то есть в установленный на тот период частью 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации трёхмесячный срок.
По мнению суда, все доводы административных ответчиков СНД и администрации Суздальского района, администрации МО Боголюбовское и их представителей соответственно ФИО10 и ФИО11 в судебном заседании со ссылками на снимки экрана сайта федеральной государственной информационной системе территориального планирования и Правила ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования (далее также - ФГИС ТП), утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 289, о размещении уведомления об обеспечении доступа к проекту Генерального плана МО Боголюбовское в ФГИС ТП 29 мая 2019 года и таким образом, о якобы имевшем месте уведомлении в электронной форме высшего исполнительного органа государственной власти Владимирской области об обеспечении доступа к проекту Генерального плана МО Боголюбовское и о принятии его к рассмотрению высшим исполнительным органом государственной власти Владимирской области именно 29 мая 2019 года, то есть о соблюдении органом местного самоуправления процедуры согласования проекта Генерального плана, размещённого в ФГИС ТП 29 мая 2019 года, являются несостоятельными и не могут свидетельствовать о его согласовании администрацией Владимирской области, как высшим исполнительным органом государственной власти Владимирской области, так как доказательства надлежащего уведомления именно 29 мая 2019 года в электронной форме (то есть подтверждающего получение адресатом) уполномоченного органа о необходимости согласования в материалах административного дела отсутствуют, снимки экрана сайта ФГИС ТП (т.3, л.л.238,т.5,л.д.44,45) об этом не свидетельствуют, а материалы по обоснованию Генерального плана, в нарушение требований пункта 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержат перечня земельных участков с указанием кадастровых номеров, подлежащих к включению в черту населённых пунктов и исключению из границ населённых пунктов МО Боголюбовское, цели их дальнейшего планируемого использования.
Включение в границы населённых пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населённых пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения, возможно только после дачи положительного заключения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение, а данном случае администрацией Владимирской области, которое в данном случае отсутствует.
При таком положении, даже если допустить соблюдение органом местного самоуправления процедур согласования, в том числе утверждение документа территориального планирования при квалифицированном молчании уполномоченного органа исполнительной власти (части 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации), само по себе не подтверждает соблюдение порядка принятия Генерального плана поселения.
В связи с изложенным суд считает необоснованными все ссылки СНД и администрации Суздальского района на нарушение срока дачи сводного заключения администрацией Владимирской области, что позволило названным органам местного самоуправления применить положения частей 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку имеется поступившее 12 сентября 2019 года в администрацию Суздальского района отрицательное сводное заключение по проекту «Генеральный план муниципального образования Боголюбовское сельское поселение Суздальского района Владимирской области» администрации Владимирской области об отказе в согласовании проекта от 10 сентября 2019 года № 01/02-08, наличие которого не подтверждает соблюдение органом местного самоуправления процедур согласования и порядка принятия Генерального плана поселения. Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленных на охрану и защиту земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование природных ресурсов, и осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов, а также охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункты 2, 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации) не является обязательным.
Таким образом, последующее утверждение СНД Суздальского района решением от 28 апреля 2021 года № 36 Генерального плана МО Боголюбовское, при наличии отрицательного заключения по проекту этого Генерального плана свидетельствует о существенном нарушении порядка подготовки оспариваемого нормативного правового акта и перевода земель из одной категории в другую.
При этом суд отмечает, что содержание части 12 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предполагает произвольных действий главы местной администрации муниципального района по направлению несогласованного проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления, равно как и утверждение несогласованного проекта представительным органом местного самоуправления.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административные ответчики обязаны были доказать соблюдения процедуры согласования проекта генерального плана.
Изложенное же выше свидетельствуют о том, что административные ответчики СНД и администрация Суздальского района, администрация МО Боголюбовское не доказали соблюдение процедуры согласования проекта Генерального плана МО Боголюбовское.
Несмотря на приведённые выше обстоятельства, 18 ноября 2019 года главой Суздальского района принято постановление № 73 «О назначении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области» (далее также - постановление от 18 ноября 2019 года № 73), которым постановлено: назначить проведение публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план (новая редакция) и Правила землепользования и застройки (новая редакция) МО Боголюбовское (пункт 1); утвердить график проведения собраний участников публичных слушаний согласно приложению (пункт 2); срок проведения публичных слушаний с 20 ноября 2019 года по 24 января 2020 года (пункт 3); организатором публичных слушаний является комиссия по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности МО Суздальский район, состав которой утверждён постановлением администрации Суздальского района от 28 апреля 2018 года № 983 (пункт 4); разместить, проекты внесения изменений в Генеральный план (новая редакция) и Правила землепользования и застройки (новая редакция) на официальном сайте администрации Суздальского района в сети «Интернет» (пункт 5); определить местом проведения экспозиции проектов здание администрации Суздальского района, расположенное по адресу: <...>, кабинет 55. Срок проведения экспозиции с 28 ноября по 8 декабря 2019 года (пункт 6); установить, что в период проведения экспозиции проекта участники публичных слушаний имеют право вносить предложения и замечания (пункт 7); (т.3,л.д.56).
Приложением к данному постановлению является график проведения собраний участников публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Боголюбовское, включающий в себя наименования населённых пунктов, даты, время, адрес проведения публичных слушаний в населённом пункте, должности и Ф.И.О. ответственных за проведение публичных слушаний (т.3,л.д.56-58).
МО Боголюбовское в соответствии с Законом Владимирской области от 26 ноября 2004 года № 190-ОЗ «О наделении Суздальского района и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ» наделено статусом сельского поселения и входит в состав Суздальского района Владимирской области. В состав территории МО Боголюбовское входят населённые пункты: село Баскаки, посёлок Боголюбово, деревня Велисово, деревня Выселки, село Добрынское, деревня Доржево, деревня Катраиха, село Лемешки, село Новое, село Ославское, деревня Раменье, посёлок Сокол, село Суворотское, село Суромна, село Чириково.
Перечень указанных населённых пунктов содержался в упомянутом графике проведения собраний участников публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Боголюбовское (далее также - график).
Постановление от 18 ноября 2019 года № 73 вместе с графиком, а также оповещение о начале публичных слушаний опубликовано в газете «Суздальская новь» от 20 ноября 2019 года № 93(12050) и размещено на официальном сайте администрации Суздальского района в сети «Интернет» вместе с проектами внесения изменений в Генеральный план (новая редакция) и Правила землепользования и застройки (новая редакция) МО Боголюбовское (т.3,л.д.58-60).
Частью 3 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, применяемой к спорным правоотношениям) предусмотрено, что общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов проводятся в каждом населённом пункте муниципального образования.
В силу части 24 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
В период принятия постановления от 18 ноября 2019 года № 73 и проведения на его основании публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Боголюбовское на территории Суздальского района порядок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний был установлен Положением об организации и проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам в сфере градостроительной деятельности на территории МО Суздальский район, утверждённым решением СНД Суздальского района от 25 апреля 2018 года № 29 (далее также - Положение о проведении публичных слушаний), и действовало постановление администрации Суздальского района от 24 апреля 2018 года № 983 (в редакции постановлений от 5 марта 2019 года и от 24 мая 2019 года), которым были утверждены Положение о комиссии по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории муниципального образования Суздальский район Владимирской области и её персональный состав (т.3, л.д.239-246,т.4,л.д.89-95).
В соответствии с частью 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 1 Положения о проведении публичных слушаний процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: оповещение о начале публичных слушаний; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Согласно пункту 13 статьи 7 Положения о проведении публичных слушаний в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний осуществляется аудиозапись.
По результатам проведения 9,10,11,16,17,18,23,25 декабря 2019 года публичных слушаний в упомянутых выше населённых пунктах, в ходе которых осуществлялась аудиозапись, составлены протоколы публичных слушаний с приложением перечней участников публичных слушаний (т.3,л.д.61-104, т.4,л.д.30).
По итогам публичных слушаний подготовлено заключение от 21 января 2020 года, из которого следует, что комиссия приняла решение рекомендовать главе администрации Суздальского района направить проекты и протоколы публичных слушаний в СНД Суздальского района (т.3, л.д.105-106).
В соответствии с постановлением главы администрации Суздальского района от 22 января 2020 года № 135 упомянутое заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете «Суздальская новь» от 24 января 2020 года № 6(12067) (т.3,л.д.105,106,т.4,л.д.12).
Из постановления главы администрации Суздальского района от 7 февраля 2020 года № 373 «О согласии с проектом внесения изменений в Генеральный план муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области (корректировка) и проектом внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области» следует, что указанное должностное лицо согласилось с проектом внесения изменений в Генеральный план муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области (корректировка) и проектом внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области и направило указанные проекты в СНД Суздальского района, который, как уже было отмечено выше решением от 28 апреля 2021 года № 36 утвердил Генеральный план МО Боголюбовское (т.3, л.д.107-154).
При этом, несмотря на проведение публичных слушаний, составление по их итогам заключения о результатах публичных слушаний, согласование, в том числе проекта Генерального плана главой администрации Суздальского района и его направление в СНД Суздальского района, который решением от 28 апреля 2021 года № 36 утвердил Генеральный план МО Боголюбовское, заслуживают внимание доводы стороны административных истцов, нашедшие подтверждение в ходе исследования судом представленных в материалы дела копий: постановления от 18 ноября 2019 года № 73 вместе с графиком проведения собраний участников публичных слушаний, протоколов публичных слушаний с приложением перечней участников публичных слушаний и аудиозаписи публичных слушаний в ходе проведения собраний участников публичных слушаний о том, что состав должностных лиц ответственных за проведение публичных слушаний, участвующих в их проведении в населённых пунктах посёлок Боголюбово, село Добрынское, село Лемешки, поселок Сокол, село Новое, село Ославское, деревня Раменье, село Баскаки, село Суворотское, деревня Велисово, деревня Катраиха, не соответствовал перечню должностных лиц, указанных в графике проведения собраний участников публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Боголюбовское, утверждённом постановлением от 18 ноября 2019 года № 73. При исследовании аудиозаписей публичных слушаний и сличения их с содержанием протоколов публичных слушаний, выявлены противоречия в части доведении до участников публичных слушаний в деревне Катриха, посёлке Сокол, селе Суворотское, деревне Велисово информации относительно площади планируемого вблизи населённого пункта - посёлка Сокол кладбища - 6 га, результатов голосования в селе Новое: 8 «за» - на аудиозаписи и 7 «за», 1 «воздержался» - в протоколе. Судя по аудиозаписям при проведении публичных слушаний в селе Чириково, селе Лемешки, селе Суромна графический материал к проекту Генерального плана был представлен не в полном объёме. На аудиозаписи при проведении публичных слушаний в селе Ославское отсутствует запись момента голосования, в связи с чем, не представляется возможным сличить в этой части аудиозапись с протоколом публичных слушаний, а в деревне Доржево, исходя из аудиозаписи, публичные слушания по времени начались ранее заявленных 12 часов.
По мнению суда, допущенные нарушения порядка организации и проведения публичных слушаний, а также в нарушение пункта 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации не приведение в пояснительной записке перечня земельных участков с указанием кадастровых номеров, подлежащих к включению в черту населённых пунктов и исключению из границ населённых пунктов МО Боголюбовское, цели их дальнейшего планируемого использования, не представление в проекте Генерального плана обоснования целесообразности включения таких территорий и земельных участков в границы населённых пунктов сельского поселения, отсутствие каких-либо документов, нормативных правовых актов, на основании которых вносятся данные изменения в указанный Генеральный план, не позволяющих провести полный анализ предлагаемых изменений в Генеральный план МО Боголюбовское, отсутствие в рассматриваемом проекте каких-либо документов, подтверждающих факты пересечения присоединяемых земельных участков с границами посёлка Сокол, села Ославское, посёлка Боголюбово, а также заключений кадастровых инженеров в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади таких земельных участков, не представление в данном проекте Генерального плана документов при изменении границы населённых пунктов МО Боголюбовское (путём включения дополнительных территорий и земельных участков) в части приведения их в соответствие с ГКН, подтверждающих расхождения между сведениями ГКН и ранее утверждённым генеральным планом МО Боголюбовское, - ограничили население МО Боголюбовское и иных заинтересованных лиц в возможности получения информации о содержании проекта муниципального правового акта, в данном случае Генерального плана, участия в его обсуждении, доведения своего мнения по данному общественно-значимому вопросу до представительного органа местного самоуправления с целью его учёта при принятии соответствующего муниципального правового акта.
Кроме того, судом доподлинно установлено, подтверждается письменными доказательствами, в том числе копией письма от 20 апреля 2022 года № 98 государственного унитарного предприятия Владимирской области «Областное проектно-изыскательское архитектурно-планировочное бюро», являвшегося разработчиком Генерального плана МО Боголюбовское, не оспаривается лицами, участвующими в деле, что площадь проектируемого к северу от посёлка Сокол кладбища в текстовой части Генерального плана, на странице 56 указана в размере 6,95 га, а на странице 176 - 5,3 га (т.3,л.д.113 (об),136, т.4, л.д.169).
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, её единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведёт к её неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности её произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
В этой связи, по мнению суда, следует отметить, что содержание оспариваемого нормативного правового акта, в том числе не приведение в нарушение пункта 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в пояснительной записке Генерального плана перечня земельных участков с указанием кадастровых номеров, подлежащих к включению в черту населённых пунктов и исключению из границ населённых пунктов МО Боголюбовское, цели их дальнейшего планируемого использования; не представление обоснования целесообразности включения таких территорий и земельных участков в границы населённых пунктов сельского поселения; отсутствие обоснований выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения на основе анализа использования территорий поселения, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования, определяемых, в том числе на основании сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в том числе материалов и результатов инженерных изысканий, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности; а также наличие разночтений в площади проектируемого к северу от посёлка Сокол кладбища, - не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, поскольку создаёт неопределенность для всех субъектов правоотношений в указанной сфере, допускает неоднозначное толкование и произвольное применение Генерального плана МО Боголюбовское, который и поэтому основанию также подлежит признанию не действующим.
Иное означало бы не только произвольное осуществление представительным органом полномочий по разработке и утверждению Генерального плана, но и установление правового регулирования, допускающего неясность правового регулирования, отсутствие единообразного понимания и толкования правовых норм, что приводит к нарушению принципа равенства перед законом и верховенства закона.
С учётом приведённых выше правовых норм, в том числе анализа положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», а также обстоятельств, установленных судом в ходе рассмотрения настоящего административного дела, все доводы СНД и администрации Суздальского района, администрации МО Боголюбовское о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований со ссылками на то, что оспариваемое решение СНД Суздальского района от 28 апреля 2021 года № 36, которым утверждён Генеральный план МО Боголюбовское, принято СНД Суздальского района с соблюдением процедуры его принятия, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, являются неубедительными, поскольку не согласуются с обстоятельствами, установленными судом, на основании исследования представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Несостоятелен довод административных ответчиков и о том, что права административных истцов оспариваемым нормативным актом, не нарушены. ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО4, ФИО8, ФИО5, ФИО6, и ФИО9, как проживающие, имеющие в собственности либо в пользовании недвижимое имущество на территории муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области, вправе рассчитывать на законное правовое регулирование отношений, участниками которых они являются.
При таком положении суд приходит к выводу о том, что требования административных истцов о признании не действующим со дня вступления в законную силу решения суда Генерального плана муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области, утверждённого решением Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области от 28 апреля 2021 года № 36, подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учётом данных положений и разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения применялся, на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать его не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Суздальская новь» и на официальном сайте органов местного самоуправления Суздальского района Владимирской области в сети «Интернет».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО4, ФИО8, ФИО5, ФИО6 и ФИО9 удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу решение Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области от 28 апреля 2021 года № 36 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области».
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Суздальская новь» и на официальном сайте органов местного самоуправления Суздальского района Владимирской области в сети «Интернет».
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья
Владимирского областного суда Д.А.Завьялов