ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-790/2023 от 18.10.2023 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Дело № 3а-790/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Краснодар 18 октября 2023 г.

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Моисеевой О.М.,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания ФИО1,

с участием прокурора Сидоровой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, действующей по доверенности в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 об оспаривании нормативных правовых актов в части,

установил:

ФИО2, действующая по доверенности в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, обратилась в Краснодарский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит:

признать недействительным решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28 декабря 2021 г. № 262 «О внесении изменения в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14 ноября 2013 г. № 404 «Об утверждении Генерального плана городского округа город-курорт Анапа» в части изменения зонирования земельных участков с кадастровыми номерами ........ и отнесения их к зоне «сельскохозяйственные угодья»,

признать недействительным решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28 июля 2022 г. № 351 «О внесении изменения в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 г. № 424 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город - курорт Анапа» в части изменения зонирования земельных участков с кадастровыми номерами ........ и отнесения их к зоне «сельскохозяйственные угодья» (Приложение № 1 Карта градостроительного зонирования»), обосновывая требования тем, что административные истцы являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами ........ При приобретении земельных участков их целевое назначение определялось нахождением в зоне сельскохозяйственного производства. Однако решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28 декабря 2021 г. № 262 были внесены изменения в Генеральный план городского округа город-курорт Анапа. В новом генеральном плане принадлежащие административным истцам земельные участки, отнесены к землям сельскохозяйственных угодий. Основанием для внесения изменений послужило постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 30 апреля 2021 г. № 1240 «Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа», которым утвержден перечень земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа. Принадлежащие заявителям земельные участки приобретены ими на законных основаниях, образованы в результате раздела земельных участков, их площадь составляет от 4 до 6 соток. Земельные участки находятся в непосредственной близости, а в некоторых случаях, являются смежными с земельными участками, имеющими категорию «ИЖС», которые также были переведены из земель сельскохозяйственного назначения и включены в границы населенного пункта - хутор Воскресенский. К земельным участкам в установленном порядке подведены инженерные коммуникации, в том числе электроэнергия. Административные истцы обратились в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о включении земельных участков с кадастровыми номерами ........ в границы населенного пункта х. Воскресенский городского округа города-курорта Анапа, но им было отказано. Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28 июля 2022 г. № 351 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город - курорт Анапа от 26 декабря 2013 г. № 424 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» были внесены изменения в Правила землепользования и застройки. По ее мнению, отнесение земельных участков истцов к виноградопригодным землям и изменение территориальной зоны земельных участков в Правилах застройки и землепользования привело к существенному нарушению прав заявителей как собственников, а также причинению значимых убытков, поскольку устанавливает для данных земельных участков особый правовой режим, являющийся обязательным не только для собственников этих земельных участков, но и для неопределенного круга лиц, лишает собственников права на размещение на земельных участках объектов капитального строительства. Включение земельных участков в перечень виноградопригодных земель согласно постановлению главы муниципального образования город-курорт Анапа от 30 апреля 2021 г. № 1240 «Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа», учитываемому при принятии оспариваемых нормативных правовых актов, в силу положений Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» находится вне компетенции главы администрации города-курорта Анапа. Принадлежащие истцам земельные участки не использовались в целях возделывания винограда и по их мнению, не пригодны для сельскохозяйственного использования. Поэтому ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, предьявили в суд настоящий иск.

В возражении на административное исковое заявление ФИО10 – председатель Совета муниципального образования город-курорт Анапа просил в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28 декабря 2021 г. № 262 «О внесении изменения в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14 ноября 2013 г. № 404 «Об утверждении Генерального плана городского округа город-курорт Анапа» утвержден проект генерального плана, материалы по которому размещены на официальном сайте администрации в разделе «Градостроительная деятельность. Фактические обстоятельства, свидетельствующие о соблюдении порядка принятия и опубликования решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28 декабря 2021 г. № 262 «О внесении изменения в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14 ноября 2013 г. № 404 «Об утверждении Генерального плана городского округа город-курорт Анапа» были предметом судебной проверки Краснодарского краевого суда, Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, которыми установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции представительного органа местного самоуправления с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Земельные участки административных истцов изначально находились за границей населенного пункта - хутор Воскресенский и относились по функциональному назначению к зоне сельскохозяйственного использования. Подготовка генерального плана направлена не только на отражение существующей территории городского округа и входящих в его состав населенных пунктов, но и на планируемое развитие этой территории. Поскольку в Генеральный план города-курорта Анапа были внесены изменения на основании постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 31 января 2022 г. № 161 «О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования курорт - курорт Анапа», то была начата работа по подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки города-курорта Анапа. Данное постановление, а также сообщение о принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки опубликовано в газете «Анапское Черноморье» от 03 февраля 2022 г. № 7 и размещено на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Анапа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок подготовки, принятия, опубликования проекта изменений в Правила землепользования и застройки соответствуют нормам действующего законодательства. Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28 июля 2022 г. № 351 «О внесении изменения в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 г. № 424 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» были утверждены изменения в Правила землепользования и застройки, решение вступило в законную силу с момента опубликования в газете «Анапское Черноморье» от 02 августа 2022 г. № 54 и размещено на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Административные истцы могут использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

В возражении на административное исковое заявление ФИО11, действующий по доверенности в интересах администрации муниципального образования город-курорт Анапа, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий органа местного самоуправления с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Данный факт подтвержден вступившими в законную силу постановлениями трех судебных инстанций.

В отзыве и дополнении к нему ФИО12, действующий по доверенности в интересах департамента имущественных отношений Краснодарского края, просил в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что земли сельскохозяйственного назначения представляют собой государственную ценность, в связи с чем в отношении них установлен особый правовой режим охраны, целью которого является недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе, в целях использования в сельскохозяйственной деятельности. Использование земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения для строительства независимо от факта включения таких земель в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается, прямо противоречит нормам земельного и градостроительного законодательства. Невозможность осуществления строительства и иной деятельности, не связанной с сельскохозяйственным производством на землях, не предназначенных для этого, не является обоснованием нарушения прав административных истцов.

В отзыве на исковое заявление ФИО13 – заместитель руководителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, считает требования административных истцов не подлежащими удовлетворению, пояснил, что по поручению губернатора Краснодарского края была проведена работа по инвентаризации виноградопригодных земель, расположенных на территории Краснодарского края в целях их отнесения к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям для дальнейшего использования исключительно по целевому назначению. Для реализации этой задачи администрацией муниципального образования город-курорт Анапа было издано постановление от 30 апреля 2021 г. № 1240 «Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа», которым утвержден перечень земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях. Издавая это постановление, администрация муниципального образования город-курорт Анапа действовала в рамках федерального и регионального законодательства, в пределах установленных полномочий для органа местного самоуправления, в целях выполнения приоритетных задач территориального планирования, в том числе, по сохранению окружающей среды, развития агропромышленного комплекса, повышения привлекательности, конкурентоспособности региона и в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими стратегию развития муниципального образования город-курорт Анапа. Включение земельных участков в реестр виноградопригодных земель, само по себе не означает наложения каких-либо ограничений на деятельность правообладателя по освоению таких земельных участков в соответствии с категорией земель и установленным видом разрешенного использования. Наличие законодательных запретов на осуществление строительства на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не умаляет право собственности истцов на принадлежащие им земельные участки и не ограничивает возможность пользования и распоряжения земельными участками в том объеме, который предусмотрен действующим федеральным и региональным законодательством. Административные истцы не представили в суд доказательства, свидетельствующие о нарушении их права принятием оспариваемых нормативных правовых актов.

В предварительном судебном заседании 31 августа 2023г. административные истцы ФИО3, ФИО4, поддержали требования, заявленные в административном исковом заявлении.

В предварительном судебном заседании 05 октября 2023 г. ФИО14, действующий по доверенности в интересах департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, возражал против удовлетворения административного искового заявления, ссылаясь на то, что спорные земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям, что подтверждено документально и установлено соответствующей комиссией.

В предварительном судебном заседании 05 октября 2023 г. ФИО2, действующая по доверенности в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, настаивала на удовлетворении административного искового заявления по приведенным в нем доводам.

В судебном заседании ФИО15 - представитель Совета муниципального образования город-курорт Анапа и администрации муниципального образования город-курорт Анапа, возражала против удовлетворения административного искового заявления, утверждая, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат действующему законодательству и не нарушают права административных истцов.

ФИО12, действующий по доверенности в интересах департамента имущественных отношений Краснодарского края, возражал против удовлетворения административного искового заявления.

Прокурор Сидорова Л.Е. в заключении полагала, что требования законодательства при принятии оспариваемых нормативных правовых актов соблюдены в полном объеме, а поэтому оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного искового заявления, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования не подлежат удовлетворению, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ.

Согласно части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, пункта 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных названным Кодексом.

В силу пункта 1 части 1 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.

Исходя из положений пункта 5 статьи 1, частей 1, 11, 12 статьи 9, части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9, статьей 23 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;

В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения (включая процедуры согласования его проекта и проведения публичных слушаний), а также внесения в него изменений определен нормами градостроительного законодательства, в частности статьями 9, 23 - 25 и 28 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов, (в том числе границ образуемых населенных пунктов); карту функциональных зон.

В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления муниципального округа, представительным органом местного самоуправления городского округа, если иное не установлено частью 10 статьи 28.1 настоящего Кодекса (ч.1).

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации муниципального округа, главой местной администрации городского округа (ч. 2).

В случае, если для реализации решения о комплексном развитии территории требуется внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, для подготовки предложений о внесении таких изменений предусмотренное частью 2 настоящей статьи решение не требуется. Такие изменения должны быть внесены в срок не позднее чем девяносто дней со дня утверждения проекта планировки территории в целях ее комплексного развития (ч. 2.1).

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (ч. 3).

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти ( ч. 8).

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (ч. 10).

При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса ( ч.11).

Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации муниципального округа, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления муниципального округа, представительный орган местного самоуправления городского округа (ч.12).

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления муниципального округа, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации муниципального округа, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением (ч.13).

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации муниципального округа, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план ( ч. 16).

В соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент внесения изменений в оспариваемые нормативные акты) проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в следующих случаях:

1) в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации планируется размещение объектов федерального значения на территориях поселения, городского округа;

2) предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 настоящего Кодекса;

3) на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории федерального значения ( ч.1).

Проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в следующих случаях:

1) в соответствии с документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации планируется размещение объектов регионального значения на территориях поселения, городского округа;

2) предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения;

3) на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории регионального значения (ч.2).

В случае, если на территориях поселения, городского округа находятся исторические поселения федерального значения, исторические поселения регионального значения, проект генерального плана подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с настоящим Кодексом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 2.1)

Проект генерального плана поселения подлежит согласованию с органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение, в следующих случаях:

1) в соответствии с документами территориального планирования муниципального района планируется размещение объектов местного значения муниципального района на территории поселения;

2) на территории поселения находятся особо охраняемые природные территории местного значения муниципального района (ч. 4).

В статье 26 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Исходя из положений части 3 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы городских округов, проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования, за исключением случаев, установленных частью 3.1 настоящей статьи.

Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 8 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:

1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 1).

Правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты (ч. 2).

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса РФ.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32, статье 32 Градостроительного кодекса РФ, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, внесение в них изменений относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

В силу требований пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: в том числе земли сельскохозяйственного назначения. Земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п. 1).

В силу статьи 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (п. 1).

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с нуждами сельского хозяйства и сельскохозяйственным производством, за исключением строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи и осуществления деятельности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи (п. 4).

Согласно статье 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (п.1).

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (п.4).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участок в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Согласно части 1 статьи 8 указанного Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В преамбуле Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» указано, что земли Краснодарского края являются уникальными и наиболее ценным природным ресурсом, составляют основу жизни и деятельности его жителей и должны гарантированно использоваться в интересах населения Краснодарского края.

Приоритетными направлениями земельной политики Краснодарского края являются: обеспечение государственного регулирования земельных отношений в целях сохранения особо ценных земель, земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природных территорий регионального значения; сохранение земель сельскохозяйственного назначения как основного средства производства в агропромышленном комплексе.

В соответствии со статьей 17 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» земли сельскохозяйственного назначения используются исключительно в соответствии с целевым назначением для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В части 2 статьи 6 Закона Краснодарского края от 09 декабря 2020 г. № 4377-K3 «О развитии виноградарства и виноделия на территории Краснодарского края» предусмотрено, что органы местного самоуправления Краснодарского края в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы о виноградарстве и виноделии, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно статье 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (ч.7).

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу ( ч. 8).

В соответствии с нормами Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в период с 2006 г. по 2016 г. полномочия по утверждению генеральных планов сельских поселений, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования поселений и внесение изменений в них являлись вопросами местного значения поселения.

С 01 января 2016 г. вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс РФ, в Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми решение указанных вопросов было возложено на муниципальные районы.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Статьей 2 Закона Краснодарского края № 676-КЗ от 01 апреля 2004 г. «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Анапа и наделении его статусом городского округа» муниципальное образование город-курорт Анапа наделено статусом городского округа.

На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта от 28 декабря 2021 г. № 262 действовал Устав муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденный Решением Совета от 16 апреля 2015г. № 544 (редакция от 29 июля 2021 г.) «О принятии Устава муниципального образования город-курорт Анапа».

Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 28 Устава муниципального образования город-курорт Анапа, в компетенции Совета находятся утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город-курорт Анапа.

Таким образом, административный ответчик по делу - Совет муниципального образования город-курорт Анапа является уполномоченным представительным органом местного самоуправления, имеющим полномочия по принятию оспариваемых нормативных правовых актов.

Из материалов дела видно и установлено судом, что генеральный план муниципального городского округа город-курорт Анапа утвержден решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14 ноября 2013 г. № 404 «Об утверждении Генерального плана городского округа город-курорт Анапа».

Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 г. № 404 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа.

ФИО3, ФИО5, ФИО4, ФИО9, ФИО6, ФИО7, ФИО8 являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами ........, расположенными по адресу: местоположение установлено относительно ориентиров, расположенных в границах участков, Почтовые адреса ориентиров: ............, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с Генеральным планом города-курорта Анапа, утвержденным решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14 ноября 2013 г. № 404 «Об утверждении Генерального плана городского округа город-курорт Анапа», и Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 г. № 404 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа», земельные участки с кадастровыми номерами ........ относились к функциональной зоне СХ-3 - зоне сельскохозяйственного производства.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа, имеющимся до 28 декабря 2021 г. (в настоящее время не действуют) территория, включающая земельные участки с кадастровыми номерами ........ расположена за границами населенных пунктов муниципального образования город-курорт Анапа. По состоянию на 14 ноября 2013 г., в графической части генерального плана городского округа город-курорт Анапа отсутствует информация о границах земельных участков с кадастровыми номерами ........, границы участков нанесены с условной точностью. По функциональному зонированию данная территория относится к зоне сельскохозяйственного использования. Территория, включающая вышеуказанные земельные участки находится в границе III зоны горно-санитарной охраны курорта. По состоянию на 26 декабря 2013 г., в графической части Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа отсутствует информация о границах земельных участков с кадастровыми номерами ........ и они нанесены с условной точностью. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа (в редакции от 26 декабря 2013 г. № 424) на территорию, включающую указанные земельные участки, градостроительные регламенты не установлены ).

25 ноября 2020 г. Законодательное Собрание Краснодарского края приняло Закон Краснодарского края от 09 декабря 2020 г. № 4377-КЗ «О развитии виноградарства и виноделия на территории Краснодарского края».

В части 2 статьи 6 Закона Краснодарского края от 09 декабря 2020 г. № 4377-K3 «О развитии виноградарства и виноделия на территории Краснодарского края» предусмотрено, что органы местного самоуправления Краснодарского края в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы о виноградарстве и виноделии, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.

Во исполнение Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» главой администрации (губернатором) Краснодарского края в ходе совещания 22 декабря 2020 г. было дано поручение муниципальным образованиям, в том числе, городу-курорту Анапе, провести работу по инвентаризации виноградопригодных земель Краснодарского края в целях их отнесения к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям для дальнейшего использования исключительно по целевому назначению. Такое решение было принято не только для формирования краевого реестра виноградопригодных земельных участков, но также в целях недопущения их застройки и, соответственно, защиты таких участков от вывода из сельскохозяйственного оборота.

26 марта 2021 г. под председательством заместителя главы (губернатора) Краснодарского края состоялось совещание по организации работы по инвентаризации виноградопригодных земель, расположенных на территории Краснодарского края, в целях их отнесения к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям для их дальнейшего использования исключительно по целевому назначению.

Согласно пункту 2.5 протокола вышеуказанного совещания, органам местного самоуправления, в том числе муниципальному образованию город-курорт Анапа, по результатам проведенной инвентаризации и с учетом рекомендаций министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, департамента имущественных отношений Краснодарского края и департамента по архитектуре и градостроительства Краснодарского края рекомендовано:

утвердить результаты проведенной работы в виде акта органа местного самоуправления, содержащего перечень кадастровых номеров земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях;

направить в департамент имущественных отношений Краснодарского края и департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края реестры данных о виноградопригодных землях, утвержденных актами органа местного самоуправления с пояснительной запиской.

Во исполнение поручения губернатора Краснодарского края об организации работ по инвентаризации виноградопригодных земель, расположенных на территории Краснодарского края, администрация муниципального образования город-курорт Анапа провела мероприятия по формированию на территории муниципального образования реестра виноградопригодных земель.

В целях реализации поставленной задачи администрация муниципального образования город-курорт Анапа вынесла постановление от 30 апреля 2021 г. № 1240 «Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа», утвердила перечень земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа, использование которых возможно для виноградных насаждений и перечень земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа, использование которых не предусматривает выращивание виноградных насаждений.

ФИО3, ФИО5, ФИО4, ФИО9, ФИО6, ФИО7, ФИО8 подали заявление в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа о включении земельных участков с кадастровыми номерами ........ в границы населенного пункта – ............ городского округа город - курорт Анапа.

28 декабря 2021 г. на внеочередной 25 сессии Совета муниципального образования город-курорт Анапа было принято решение № 262 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14 ноября 2013 г. № 404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа», в результате чего, земельные участки с кадастровыми номерами ........ были отнесены по функциональному зонированию к зоне сельскохозяйственных угодий: виноградопригодные территории. Решение опубликовано в газете «Анапское Черноморье» № 96 от 30 декабря 2021 г., а также на сайте www.anapa-official.ru.

28 июля 2022 г. Совет муниципального образования город-курорт Анапа вынес решение № 351 «О внесении изменений в решение муниципального образования муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 г. № 424 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» в части зонирования земельных участков с кадастровыми номерами ........, в связи с внесением изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14 ноября 2013 г. № 404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа» на основании решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28 декабря 2021 г. № 262.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 г. № 424 (в редакции от 28 июля 2022 г. № 351), земельные участки с кадастровыми номерами ........ относятся к зоне сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, на которые градостроительные регламенты не устанавливаются.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 06 октября 2023 г. спорные земельные участки с кадастровыми номерами ........ образованы из исходного земельного участка с кадастровым номером ........ с видом разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства»,

В свою очередь, земельный участок с кадастровым номером ........ образован из земельных участков с кадастровыми номерами ........, которые образованы из единого землепользования с кадастровым номером ........, имевшего категорию земель - «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства»,

Земельные участки с кадастровыми номерами ........ частично попадали в границы особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города-курорта Анапа, утвержденных распоряжением главы администрации Краснодарского края от 27 февраля 2006 г. № 153-р «Об утверждении перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города-курорта Анапа, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством».

Таким образом, исходные земельные участки, из которых были образованы земельные участки с кадастровыми номерами ........, частично попадали в границы особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города-курорта Анапа.

Согласно представленным в суд архивным документам спорные земельные участки входили в состав предприятия ЗАО «Джемете» и использовались под виноградники, о чем свидетельствует поконтурная ведомость и графический материал.

В соответствии с оспариваемым генеральным планом в редакции от 28 декабря 2021 г. указанные земельные участки расположены за границей населенного пункта и относятся к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждается выписками из ИСОГД.

Как следует из сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа территория, включающая земельные участки с кадастровыми номерами ........ расположена за границами населенных пунктов муниципального образования город-курорт Анапа. Генеральный план городского округа город-курорт Анапа, утвержден решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14 ноября 2013 г. № 404 (в редакции от 28 декабря 2021 г. № 262). По функциональному зонированию данные земельные участки относятся к зоне сельскохозяйственных угодий: виноградопригодные территории. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 г. № 424 (в редакции 28 июля 2022 № 351) указанные земельные участки относятся к зоне сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, на которые градостроительные регламенты не устанавливаются, находятся: в границе 3, 4, 5, 6, 7 подзоны ПАТ; в границе III зоны горно-санитарной охраны курорта.

Предложение ФИО3, ФИО5, ФИО4, ФИО9, ФИО6, ФИО7, ФИО8 о включении земельных участков с кадастровыми номерами ........ в границы населенного пункта - ............ городского округа город - курорт Анапа рассматривалось 20 декабря 2022 г. на заседании комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город-курорт Анапа от 20 декабря 2022 г.

Согласно протоколу заседания комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город-курорт Анапа от 21 декабря 2022 г. комиссия приняла решение о даче рекомендации об отклонении предложения собственников указанных земельных участков о внесении изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа.

Не соглашаясь с изменениями, внесенными в генеральный план городского округа город-курорт Анапа на основании решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28 декабря 2021 г. № 262 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14 ноября 2013 г. № 404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа», а также изменениями в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа», внесенными решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28 июля 2022 г. № 351 «О внесении изменений в решение муниципального образования муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 г. № 424 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» собственники указанных земельных участков - ФИО3, ФИО5, ФИО4, ФИО9, ФИО6, ФИО7, ФИО8 предъявили в суд настоящий иск.

Проверяя полномочия Совета муниципального образования город-курорт Анапа на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, а также на соблюдение порядка принятия и порядка публикации оспариваемых нормативных правовых актов, суд пришел к выводу о том, что внесение изменений в Генеральный план, в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа осуществлено с соблюдением процедуры принятия нормативных правовых актов, с учетом региональных, местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений, протоколов общественных обсуждений, с учетом предложений заинтересованных лиц.

Так, по итогам проведенного закрытого конкурса на выполнение работы по разработке проекта внесения изменений в Генеральный план города-курорта Анапа 21 августа 2020 г. управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа заключило муниципальный контракт № ........ с победителем конкурса - ООО «Научно исследовательский институт перспективного градостроительства» на разработку проекта внесения изменений в генеральный план.

На основании положения, утвержденного решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 24 декабря 2020 г. № 72 «Об утверждении положения об организации и проведении общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования город-курорт Анапа», по проекту генерального плана проведена процедура общественных обсуждений.

31 августа 2021 г. глава муниципального образования город-курорт Анапа вынес постановление № 2341 «О назначении общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа город-курорт Анапа», которым назначил общественные обсуждения по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа город-курорт Анапа с 02 сентября 2021 г. до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений, но не менее одного месяца и не более трех месяцев.

В газете «Анапское Черноморье» от 02 сентября 2021 г. № 63, являющейся средством массовой информации, в котором на территории муниципального образования город-курорт Анапа в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 03 декабря 2022 г. № 1369 « Об утверждении перечня средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений», обязательна публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений, и на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Анапа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Градостроительная деятельность» было опубликовано оповещение о начале общественных обсуждений по проекту генерального плана с указанием даты, места и времени проведения экспозиции материалов, а также о периоде и порядке внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний (с 10 сентября 2021 г. по 30 сентября 2021 г.).

Кроме того, проект изменений в Генеральный план, был размещен 10 сентября 2021 г. на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Анапа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в подразделе «Документы территориального планирования» раздела «Градостроительная деятельность».

В целях дополнительного информирования населения города-курорта Анапа о содержании положений проекта генерального плана по поручению главы муниципального образования город-курорт Анапа были проведены дополнительные общественные мероприятия, встречи с участием всех заинтересованных граждан и представителей органов органов местного самоуправления.

Таким образом, жители муниципального образования город-курорт Анапа были заблаговременно оповещены о времени и месте проведения общественных обсуждений по проекту генерального плана.

Общественные обсуждения были проведены в установленном порядке и в установленные сроки, подготовлен протокол проведения общественных обсуждений от 18 ноября 2021 г., в котором комиссия по землепользованию и застройке муниципального образования город-курорт Анапа рекомендовала главе муниципального образования город-курорт Анапа направить проект внесения изменений в генеральный план для утверждения с учетом принятых предложений и замечаний, а 19 ноября 2021 г. председатель комиссии утвердил заключение по результатам общественных обсуждений.

В связи с поступившими предложениями прием дополнительных предложений осуществлялся комиссией по землепользованию и застройке муниципального образования город-курорт Анапа до 30 ноября 2021 г.

По результатам проведения общественных обсуждений, было подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений, в котором отражены, поступившие предложения и замечания, опубликованное в газете «Анапское Черноморье» № 87 от 30 ноября 2021г., а также на сайте www.anapa-official.ru.

Проект изменений в генеральный план был представлен в администрацию Краснодарского края, которая дала заключение от 19 октября 2021 г. № 947 на основании сводного заключения департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 18 октября 2021 г. № 71-01-12-10193/21, заключений министерства природных ресурсов Краснодарского края от 15 октября 2021 г. № 202-03.2-07-30496/21, министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края от 03 сентября 2021 г. № 60-08.01-12861/21, департамента имущественных отношений Краснодарского края от 19 октября 2021 г. № 52-31-04-48319/21, министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 18 октября 2021 г. № 206-04-03-10045/21 о согласовании проекта «внесения изменений в генеральный план городского округа город-курорт Анапа».

Проект изменений в генеральный план был также представлен в администрации соседних муниципальных образований на обсуждение: в администрацию муниципального образования Крымский район, администрацию муниципального образования г. Новороссийск, администрацию муниципального образования Темрюкский район, которые рассмотрели и согласовали проект документа территориального планирования и материалов по его обоснованию «Генеральный план городского округа город-курорт Анапа».

Кроме того, заключение о согласии с проектом внесения изменений в генеральный план муниципального образования город-курорт Анапа получены от министерства здравоохранения РФ от 09 сентября 2021 г. № 13-4/101, от министерства транспорта РФ с учетом замечаний от 21 сентября 2021 г. № Д9/23574-ИС, министерства энергетики РФ от 24 сентября 2021 г. № ЕГ-11575/05, министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 сентября 2021 г. № ИВ-11-1052, министерства внутренних дел РФ от 14 сентября 2021 № 22/27/3-19438, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 03 сентября 2021 г. № 22/8034, от Федеральной службы охраны РФ от 27 сентября 2021 г. № 9/5/УЖО-1780, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 30 августа 2021 г. № 1-12/41800.

Заключения о несогласии с проектом получены: от министерства обороны РФ от 17 сентября 2021 г. № 153/9/15876нс в части отнесения земельных участков, принадлежащих министерству обороны РФ, к функциональной зоне режимных объектов, от министерства науки и высшего образования РФ от 03 сентября 2021 г. № МН-21/3966 в части необходимости исключения информации о функционировании филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. ФИО16», в связи с отсутствием филиала на территории города-курорта Анапа и необходимости установления границ зон специализированной общественной застройки с учетом размещения в них объектов образовательных организаций высшего образования для земельных участков, принадлежащих ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», подведомственный министерству образования и науки России, от министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27 сентября 2021 г. № 02-19-31/28638 в части поддержки Рослесхоза по вопросам, касающимся лесного фонда, с замечаниями о необходимости отображения на картах береговых полос водных объектов общего пользования, от Федерального агентства лесного хозяйства от 02 сентября 2021 г. № АВ-03-31/19636 в части включения в границы населенных пунктов городского округа земельных участков, которые согласно данным Единого государственного реестра недвижимости относятся к землям населенных пунктов, но по данным государственного лесного реестра являются землями лесного фонда, от министерства экономического развития РФ от 29 октября 2021 г. № 37601-СГ/Д27и.

По итогам доработки проекта и его повторного рассмотрения замечания министерство обороны РФ, министерства образования и науки РФ и министерства природных ресурсов и экологии РФ были урегулированы на согласительном совещании в министерстве экономического развития РФ, о чем составлен протокол от 15 октября 2021 г. № 23-Д27.

На основании постановления главы муниципального образования город-курорт Анапа от 12 ноября 2021 г № 3059 «О создании согласительной комиссии для урегулирования разногласий по проекту внесения изменений в генеральный план городского округа город-курорт Анапа» была создана согласительная комиссия по урегулированию разногласий по проекту внесения изменений в генеральный план городского округа город-курорт Анапа и утвердил ее состав.

Заключение по результатам общественных обсуждений было опубликовано 30 ноября 2021 г. в газете «Анапское Черноморье» № 87 и размещено на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Анапа www.anapa-official.ru в разделе Градостроительная деятельность» в сроки, установленные Градостроительным кодексом РФ.

Согласно протоколу заседания согласительной комиссии для урегулирования разногласий по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа город-курорт Анапа от 14 декабря 2021 г., на котором присутствовали представители министерства экономического развития РФ, Федерального агентства лесного хозяйства, ООО «НИИ ПГ», комиссия решила согласовать проект внесения изменений в генеральный план городского округа город-курорт Анапа с внесением в него изменений, учитывающих все замечания, являвшиеся основанием для несогласия с данным проектом.

Проект внесения изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14 ноября 2013 г. № 404 «Об утверждении Генерального плана городского округа город-курорт Анапа» был проверен Анапской межрайонной прокуратурой на его соответствие федеральному законодательству с проведением антикоррупционной экспертизы, по результату которой установлено, что проект муниципального нормативного акта подготовлен в пределах полномочий, предоставленных органу местного самоуправления федеральным законодательством, внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании не выявлено, о чем Анапский межрайонный прокурор 21 декабря 2021 г. сообщил главе администрации муниципального образования город-курорт Анапа.

28 декабря 2021 г. на внеочередной 25 сессии Совет муниципального образования город-курорт Анапа принял решение № 262 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14 ноября 2013 г. № 404 «Об утверждении Генерального плана городского округа город-курорт Анапа» и утвердил новую редакцию генерального плана, материалы по которому размещены на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Анапа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Градостроительная деятельность».

Решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28 декабря 2021 г. № 262 «О внесении изменения в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14 ноября 2013 г. № 404 «Об утверждении Генерального плана городского округа город-курорт Анапа» было опубликовано в общественно-политической газете города-курорта Анапа - «Анапское Черноморье» № 96.

Работа по подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» была начата на основании постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 31 января 2022 г. № 161 «О подготовке проекта изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа».

Обязанность по проведению процедуры по подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, по организации общественных обсуждений была возложена на комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования город-курорт Анапа.

Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 24 апреля 2015 г. № 1873 «О комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город-курорт Анапа» был утвержден состав комиссии и порядок ее деятельности по подготовке проекта Правил землепользования и застройки.

Сообщение о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки, постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 24 апреля 2015 г. № 1873 «О комиссии по землепользованию и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» опубликованы в газете «Анапское Черноморье» от 03 февраля 2022 г. № 7 и размещено на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Анапа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 09 марта 2022 г. № 459 «О назначении общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» были назначены общественные обсуждения по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа с 10 марта 2022 г. до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений, но не менее одного месяца и не более трех месяцев.

10 марта 2022 г. в газете «Анапское Черноморье» № 16 и на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Анапа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Градостроительная деятельность» было опубликовано оповещение о начале общественных обсуждений.

По итогам проведения общественных обсуждений 04 мая 2022 г. был подписан протокол общественных обсуждений, в соответствии с которым комиссия по землепользованию и застройки муниципального образования город-курорт Анапа рекомендовала главе муниципального образования город-курорт Анапа направить проект внесения изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа и материалы к нему для утверждения в установленном порядке с учетом приятых предложений и замечаний.

Заключение о результатах общественных обсуждений по предложениям и замечаниям заинтересованных лиц, прошедших идентификацию в период, установленный в оповещении с 18 марта до 01 апреля 2022 г. было подписано 06 мая 2022 г., опубликовано в газете «Анапское Черноморье» от 17 мая 2022 г. № 33 и размещено на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Анапа в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в разделе «Градостроительная деятельность».

Кроме того, по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа были получены положительные согласования от управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края от 17 марта 2022 г. № 78-12-3722/22, от министерства природных ресурсов Краснодарского края от 07 июня 2022 г. № 202-03.2-14-16122/22, от управления государственной охраны объектов культурного наследия от 23 июня 2021 г. № 78-12-9572/21.

Правовым управлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Анапской межрайонной прокуратурой в отношении проекта изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа была проведена антикоррупционная экспертиза, которая установила, что проект муниципального нормативного правового акта подготовлен в пределах полномочий, предоставленных органу местного самоуправления федеральным законодательством, внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании не имеется.

Глава муниципального образования город-курорт Анапа согласился с проектом внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа и на основании постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 18 июля 2022 г. № 1693 направлен в Совет муниципального образования город-курорт Анапа для утверждения.

Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28 июля 2022 г. № 351 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 г. № 424 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» были утверждены изменения в Правила землепользования и застройки, которое было опубликовано в газете «Анапское Черноморье» от 02 августа 2022 г. № 54 и размещено на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Анапа в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в разделе «Градостроительная деятельность», после чего вступило в законную силу.

Учитывая изложенные обстоятельства, анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты по вопросам градостроительной деятельности приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением требований действующего законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения в действие, содержат все подлежащие отображению сведения, не противоречат федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, официально опубликованы в соответствующих средствах массовой информации, не нарушают прав и законных интересов административных истцов, а заявленные ими требования необоснованны, противоречат фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем не подлежат удовлетворению.

Отнесение земельных участков с кадастровыми номерами ........ к функциональной зоне сельскохозяйственные угодья» не нарушает права административных истцов на использование принадлежащих им земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования, осуществлено не произвольно и не противоречит градостроительному и земельному законодательству, имеющему большую юридическую силу. На момент приобретения административными истцами указанных земельных участков их функциональное зонирование (СХ-3 – зона сельскохозяйственного производства) изначально не предполагало размещение на них объектов индивидуального жилищного строительства. Доказательства, свидетельствующие о том, что административные истцы получили разрешение на возведение на указанных участках индивидуальных капитальных строений, в суд не представлены.

Внесение изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, принято в целях сохранения земель сельскохозяйственного назначения.

Поэтому доводы административных истцов о невозможности использования принадлежащих им земельных участков для индивидуального жилищного строительства не принимаются судом во внимание, как противоречащие собранным по делу доказательствам и действующему законодательству, и не влияющие на выводы, к которым судом пришел в процессе рассмотрения дела.

Иные доводы административных истцов не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность либо опровергали выводы суда.

Кроме того, ранее законность оспариваемых нормативных актов неоднократно была проверена тремя судебными инстанциями: Краснодарским краевым судом, Третьим апелляционным судом общей юрисдикции и Четвертым кассационным судом общей юрисдикции, и нарушений действующего законодательства не установлено, вынесенные ими судебные постановления вступили в законную силу

С учетом изложенных обстоятельств, действующего градостроительного законодательства, оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО2, действующей по доверенности в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2, действующей по доверенности в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 об оспаривании нормативных правовых актов в части, отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья краевого суда О.М. Моисеева

Решение суда в окончательной форме изготовлено 01 ноября 2023 г.