ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-791/2023 от 04.10.2023 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

23OS0000-01-2023-000695-98 Дело №3а-791/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2023 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Седовой А.О.,

при секретаре судебного заседания Фролова Г.А.,

с участием прокурора Клетного В.Б.,

представителя административного истца ФИО1 – ФИО2,

представителя думы муниципального образования г.-к.Геленджик и администрации муниципального образования г.-к.Геленджик –

ФИО3,

представителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края – ФИО4,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Думе муниципального образования город-курорт Геленджик об оспаривании нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14 января 2022 года № 459 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 2 ноября 2016 года № 498 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа» (далее по тексту – решение от 14 января 2022 года № 459), согласно которому земельный участок с кадастровым номером ................ отнесен к зоне лесов,

ФИО1 обратилась в Краснодарский краевой суд с указанным выше административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения в законную силу генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденного Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14.01.2022 г. №459 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 2 ноября 2016 года №498 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик – городского округа» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 5 марта 2021 года №362)», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером ................ к функциональной зоне лесов и исключения указанного земельного участка из состава категории «земли населенных пунктов», обязать ответчика администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу подготовить проект о внесении изменений в генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик – городского округа, предусматривающий отношение земельного участка с кадастровым номером ................ к функциональной зоне «зона застройки индивидуальными жилыми домами» в составе категории «земли населенных пунктов».

В обоснование административным истцом указано, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: ................, площадью ................ кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

Административный истец полагает, что Решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14.01.2022 г. №459, которым внесены изменения в генеральный план муниципального образования город Краснодар, является незаконным и нарушает ее права.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 настаивала на удовлетворении требований административного искового заявления в полном объеме.

Представитель Думы муниципального образования город-курорт Геленджик и администрации муниципального образования по доверенности ФИО3 в судебном заседании пояснил, что оспариваемый генеральный план не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов административного истца. По доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, просил отказать в его удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица - департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края по доверенности ФИО4 возражал против удовлетворения требований административного искового заявления по доводам, в отзыве на административное исковое заявление.

От заинтересованных лиц – ООО «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства» (далее – ООО «НИИ ПГ») и министерства природных ресурсов Краснодарского края поступили возражения на административное исковое заявление, в которых приведены обоснования внесенных Решением №459 изменений в Генплан г.-к. Геленджик.

Прокурор Клетной В.Б. в своем заключении указал, что требования законодательства при принятии оспариваемого нормативного правового акта соблюдены в полном объеме, административным ответчиком представлены достаточные и допустимые доказательства, опровергающие доводы административного иска, в связи с чем полагал, что в удовлетворении требований иска следует отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска, отзыва и возражений на него, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.

Проверяя полномочия Думы муниципального образования город-курорт Геленджик на принятие оспариваемого нормативного правового акта, соблюдение порядка его принятия и публикации, суд исходит из следующего.

02 ноября 2016 года Думой муниципального образования город-курорт Геленджик принято решение № 498, которым утвержден генеральный план городского округа г.-к. Геленджик (далее - Генеральный план).

14 января 2022 г. Думой муниципального образования город-курорт Геленджик принято решение № 459, которым внесены изменения в Генеральный план.

Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта (далее - основные нормативные положения), суд вправе предложить административному истцу, заявителю уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец, заявитель оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (ч.7 ст.213 КАС РФ, ч.4, 5 ст.194 АПК РФ).

Административный истец оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, таким образом, суд в силу вышеизложенных положений проверяет законность положений решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14 января 2022 г. №459, вносящего изменения в основные нормативные положения решения Думы от 02 ноября 2016 года № 498.

Проверяя полномочия Думы муниципального образования город-курорт Геленджик на принятие оспариваемого нормативного правового акта, соблюдение порядка его принятия и публикации, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.

Исходя из положений пункта 5 статьи 1, частей 1, 11, 12 статьи 9, части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9, статьей 23 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.26 ч.1 ст.16, ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32, статье 32 ГрК РФ, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, внесение в них изменений относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

Статьей 2 Закона Краснодарского края №668-КЗ от 10 марта 2004 г. «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Геленджик и наделении его статусом городского округа» муниципальное образование город-курорт Геленджик наделено статусом городского округа.

На момент разработки и принятия оспариваемого нормативного правового акта, которым утверждены изменения в Генеральный план, действовал устав муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденный решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 16.04.2015 г. №544 (в редакции от 23 июля 2021 г. № 397).

Согласно п.12 ч.2 ст.27 Устава муниципального образования город-курорт Геленджик, на сессиях Думы муниципального образования город-курорт Геленджик решаются следующие вопросы: утверждение генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик, правил землепользования и застройки; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город-курорт Геленджик.

В силу ст.39 Устава администрация в области градостроительной деятельности, транспорта и связи разрабатывает проект генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административные ответчики по делу - Дума муниципального образования город-курорт Геленджик и администрация муниципального образования город-курорт Геленджик являются уполномоченными органами местного самоуправления, имеющими полномочия по принятию оспариваемого нормативного правового акта.

Разрешая вопрос о соблюдении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, судом установлены следующие обстоятельства.

Основы правового регулирования мероприятий по подготовке и утверждению генерального плана поселения, генерального плана городского округа предусмотрены статьями 24 - 25 ГрК РФ, согласно которым решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации городского округа.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст.9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.23 ГрК РФ положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.

Согласно ч.8 ст.23 ГрК РФ в материалах по обоснованию генерального плана в виде карт отображаются границы лесничеств, а также особо охраняемых природных территорий регионального, местного значения.

Кроме того, установлены требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 09 января 2018 года №10.

Необходимо также учитывать требования Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222, положения Федерального закона от 03 июля 2016 года №353-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов», Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По итогам закрытого конкурса между управлением архитектуры и градостроительства администрации и ООО «Научно-Исследовательский Институт Перспективного Градостроительства» (далее - ООО «НИИ ПГ») заключен муниципальный контракт на разработку проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования г.-к. Геленджик.

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со ст.25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч.10. ст.24 ГрК РФ заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ (часть 11 статьи 24 ГрК РФ).

Согласно ч.1 ст.28 ГрК РФ, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.

В соответствии ч.1 ст.28 Федерального закона № 131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Согласно ч.2 ст.28 Федерального закона №131-ФЗ, публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

Как указано в ч.4 ст.28 Федерального закона № 131-ФЗ, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

В силу ч.2 ст.24 ГрК РФ протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Из ч.13 ст.24 ГрК РФ следует, что представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.

Исходя из положений ч.3 ст.28 ГрК РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы городских округов, проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования, за исключением случаев, установленных ч.3.1 настоящей статьи.

Согласно п.2 ч.4 ст.5.1 ГрК РФ второй этап проведения процедуры общественных обсуждений состоит из «размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта».

Часть 7 статьи 5.1 ГрК РФ гласит, что оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения.

Согласно ч.8 ст.28 ГрК РФ срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 15 октября 2021 года №427 «О назначении и проведении публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик – городского округа» по проекту изменений, вносимых в Генеральный план назначено проведение публичных слушаний.

Публичные слушания в по проекту соответствующих изменений были назначены на 01 ноября 2021 года в 10.00 по адресу: ................

В соответствии с Перечнем средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 29.11.2019 г. №182, официальное печатное издание «Официальный вестник органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик» определено в качестве средства массовой информации, в котором на территории муниципального образования г.-к. Геленджик обязательна публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений.

Оповещение о начале общественных обсуждений опубликовано в официальном печатном издании «Официальный вестник органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик» с указанием даты, места и времени проведения экспозиции материалов, а также периода и порядка внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний (с 18 октября по 16 ноября 2021 года).

Письмом Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 24 декабря 2021 года №................ ООО «НИИ ПГ» предложено, в том числе, земельный участок с кадастровым номером ................ исключить из границ населенного пункта ................ и отнести к зоне лесов в соответствии со сведениями государственного реестра.

На основании указанного письма ООО «НИИ ПГ» были внесены соответствующие корректировки в разрабатываемый проект генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик.

В отношении земельного участка с кадастровым номером ................ каких-либо замечаний, предложений не поступали.

Таким образом, суд приходит к вводу о том, что процедура проведения публичных слушаний, а также порядок опубликования извещения о начале общественных обсуждений по проекту генерального плана административным ответчиком не нарушены.

Судом установлено, что органом местного самоуправления в полной мере соблюдены требования градостроительного законодательства при проведении публичных слушаний по проекту изменений в Генеральный план, жители муниципального образования город-курорт Геленджик были заблаговременно оповещены о времени и месте проведения публичных слушаний, что подтверждается представленными административным ответчиком документами.

Заключение по результатам общественных обсуждений опубликовано 30 декабря 2021 года в официальном печатном издании «Официальный вестник органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик» №53 и размещено на официальном сайте администрации в разделе «Градостроительная деятельность» в сроки, установленные частью 8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.В целях согласования проекта документа территориального планирования муниципального образования город-курорт Геленджик постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 10 декабря 2021 года №2631 образована согласительная комиссия по урегулированию замечаний водного заключения Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 ноября 2021 года №.................

Согласно протоколу заседания, согласительной комиссией принято решение согласовать проект.

По результатам публичных слушаний подготовлено заключение от 24 декабря 2021 года, которое опубликовано в официальном вестнике органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик от 30 декабря 2021 года №53, а также размещено на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Геленджик.

Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14 января 2022 г. № 459 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02 ноября 2016 года № 498 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа» утвержден проект генерального плана.

Данное решение опубликовано в официальном вестнике органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик от 17 января 2022 года №2, а также размещено на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Геленджик.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы права в их системном единстве, а также установленными по административному делу обстоятельствами, судом не выявлено нарушений порядка принятия оспариваемого Решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14 января 2022 г. № 459.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении прав административного истца, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с действующим градостроительным законодательством, Генеральный план является первичным и основополагающим документом территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития.

Согласно статье 1 ГрК РФ, территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

Документами территориального планирования городских округов, согласно статьям 9, 18 ГрК РФ, являются генеральные планы.

Генеральные планы городских округов содержат в себе карты функционального зонирования, которые в соответствии со статьями 1, 23 ГрК РФ определяют границы и функциональное назначение территории муниципального образования.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 1 ГрК РФ устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Таким образом, территориальное планирование предполагает сочетание частных и публичных интересов и необходимость учета развития территорий при осуществлении градостроительной деятельности.

Установление функционального зонирования генеральным планом направлено на устойчивое развитие территории, соблюдение интересов жителей муниципального образования.

Кроме того, согласно части 4 статьи 9 ГрК РФ, не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).

Таким образом, установление соответствующих видов функционального зонирования генерального плана направлено на обеспечение возможности развития территории, а отсутствие обозначения указанных объектов местного значения приведет к невозможности впоследствии изъятия указанных участков для муниципальных нужд и обеспечения населения гарантируемыми законодательством благоприятными условиями проживания.

Необходимо отметить, что в силу части 12 статьи 23 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Согласно части 11 статьи 9 ГрК РФ генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.

Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в целом и не направлен на фиксацию существующего положения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом деле публичные цели устойчивого развития территории являются приоритетными, поскольку Генеральный план, как документ долгосрочного планирования (что следует из содержания ч.11 ст.9 ГрК РФ), определяя назначение территорий исходя из планов развития городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускать ее потенциальное изменение.

Следует учесть, что Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ) закрепляет в качестве основных принципов земельного законодательства приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, деление земель по целевому назначению на категории, дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы (подпункты 2, 5, 8 и 10 пункта 1 статьи 1).

В силу статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В преамбуле Закона Краснодарского края от 05.11.2002 №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» указано, что земли Краснодарского края являются уникальными и наиболее ценным природным ресурсом, составляют основу жизни и деятельности его жителей и должны гарантированно использоваться в интересах населения Краснодарского края.

Приоритетными направлениями земельной политики Краснодарского края являются: обеспечение государственного регулирования земельных отношений в целях сохранения особо ценных земель, земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природных территорий регионального значения; сохранение земель сельскохозяйственного назначения как основного средства производства в агропромышленном комплексе.

В силу требований пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с частью 1 статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Согласно части 2 ст.83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством (часть 1 статьи 101 ЗК РФ). Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.

В силу требований части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В соответствии с частью 4 статьи 6.1 ЛК РФ границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером: ................, площадью ................ кв.м., расположенного по адресу: ................, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

Право собственности административного истца возникло на основании договора купли-продажи от 12 ноября 2019 года, о чем 4 декабря 2019 года сделана запись регистрации в едином государственном реестре недвижимости.

Согласно генеральному плану муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденному решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 2 ноября 2016 года № 498 (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 30 ноября 2018 года № 41), действовавшему на момент постановки земельного участка на кадастровый учет, земельный участок с кадастровым номером ................ отнесен к зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

Согласно генеральному плану муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденному решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14 января 2022 года № 459, указанный земельный участок отнесен к функциональной зоне лесов.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. №736, Рослесхоз осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

29 ноября 2021 года администрация Краснодарского края на основании заключения министерства природных ресурсов Краснодарского края от 26 ноября 2021 года №................ согласовала проект «Внесение изменений в генеральный план городского округа город-курорт Геленджик».

20 декабря 2021 года №................ в рамках работы согласительной комиссии Рослесхозом согласован проект внесения изменений в генеральным план муниципального образования город-курорт Геленджик Краснодарского края. Данный Проект предусматривал, что земельный участок с кадастровым номером ................ вошел в перечень земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14 января 2022 года № 459 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 2 ноября 2016 года №498 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик - городского округа» (далее по тексту – решение от 14 января 2022 года № 459), земельный участок с кадастровым номером ................ расположен в функциональной зоне лесов.

При этом, согласно Правилам землепользования и застройки территории МО город-курорт Геленджик, утвержденным решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года (в редакции от 16 августа 2022 года № 534) земельный участок с кадастровым номером ................ расположен в зоне земель лесного фонда.

По сведениям департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края и в соответствии с заключением филиал ФГБУ «Рослесинфорн» «Воронежлеспроект» от 5 февраля 2021 г., земельный участок с кадастровым номером ................ имеет пересечение с землями лесного фонда, часть выделена 17 квартала 30Б Архипо-Осиповского участкового лесничества Геленджикского лесничества, площадь пересечения составляет ................ кв.м. (размер земельного участка с кадастровым номером ................ составляет ................ кв.м.).

На земельный участок с кадастровым ................, разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства не выдавались. В границах земельных участков документация по планировке территорий (проект планировки территории и проект межевания) отсутствует. Красная линия не установлена.

Несмотря на то, что Актом министерства природных ресурсов Краснодарского края от 06.03.2023 г. земельный участок с кадастровым номером ................ исключен из лесного реестра, доводы административного истца о незаконности отнесения спорного земельного участка к функциональной зоне лесов невозможно принять во внимание.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также принимая во внимание, что в соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, приведенными в подпункте «а» пункта 28 постановления Пленума от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, суд полагает доводы административного истца о незаконности перевода принадлежащих ему земельных участков в зону лесов несостоятельными.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что установление оспариваемого функционального и градостроительного зонирования не носит произвольный характер, обусловлено необходимостью развития городского округа.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2017 г. №10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.

Суд признает, что приоритет публичной цели устойчивого развития территории обуславливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами территориального планирования. Между тем градостроительное законодательство основывается на принципе обеспечения участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и предусматривает правовые средства по согласованию частных и публичных интересов на всех этапах ведения такой деятельности.

Изложенное является основанием для отклонения доводов административного истца о незаконности отнесения принадлежащего ему земельного участка к функциональной зоне лесов на момент внесения изменений в Генеральный план.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее – Указ от 02.07.2021 г. №400) одним из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности является обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования.

В силу подпункта 10 пункта 83 Раздела «Экологическая безопасность и рациональное природопользование» Указа от 02.07.2021 г. №400 достижение целей экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение целого ряда задач, в том числе на сохранение биологического разнообразия природных экосистем и развитие системы особо охраняемых природных территорий, охраной и воспроизводства лесов, а также объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

Таким образом, принимая оспариваемое решение, ответчик исходил из необходимости приведения документов территориального планирования в соответствие с требованиями градостроительного и земельного законодательства и сохранения окружающей среды.

На основании вышеизложенного нахождение спорного земельного участка в частной собственности также не являлось препятствием для установления функциональной зоны «зона лесов».

Наличие законодательных запретов на осуществление строительства на спорных землях не умаляет право собственности административного истца на указанный земельный участок, поскольку он вправе пользоваться и распоряжаться им в том объеме, который предусмотрен федеральным и краевым законодательством. Невозможность осуществления строительства на земле, которая не предназначена для этого, не является обоснованием нарушения прав и интересов административного истца оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку, как указывалось выше, генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы.

Административным ответчиком соблюден приоритет публичной цели устойчивого развития территории, с учетом долгосрочного планирования развития городского округа в целом, оспариваемые нормы не противоречат градостроительному законодательству, определение функциональной и территориальной зоны для спорного земельного участка произведено не произвольно, в рамках создания условий для устойчивого развития входящих в состав муниципального образования территорий на планируемый срок развития.

Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве с нормами законодательства, о противоречии которых поставлен вопрос административным истцом, следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территории ответчиком определена стратегия градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержащая долгосрочные ориентиры развития, и призванная обеспечивать не только права и законные интересы собственника земельного участка, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий, сохранением окружающей среды.

В сфере градостроительства власти имеют широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.

Исходя из вышеприведенных положений законодательства, с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что установление функциональной зоны, к которой оспариваемым решением отнесен земельный участок с кадастровым номером ................, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, законных прав и интересов административного истца, как собственника земельного участка, не нарушает.

В силу ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 175–180, 215–217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Думе муниципального образования город‑курорт Геленджик о признании недействующим генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденный решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14 января 2022 года №459 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02 ноября 2016 года №498 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик – городского округа» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 05 марта 2021 года №362) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером ................, площадью ................ кв.м., расположенного по адресу: ................, к функциональной зоне лесов и исключения указанного земельного участка из состава категории «населенных пунктов».

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 17 октября 2023 года.

Судья Краснодарского краевого суда А.О. Седова