ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-793/20 от 27.01.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-8/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 27 января 2021 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Семенюк Ю.С.,

с участием прокурора ФИО5, представителя административного истца ФИО8, представителя Совета депутатов городского округа [адрес]ФИО2[адрес], администрации городского округа [адрес]ФИО2[адрес]ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими отдельных положений Генерального плана городского округа [адрес]ФИО2[адрес], Правил землепользования и застройки городского округа [адрес]ФИО2[адрес],

У С Т А Н О В И Л :

17 декабря 2013 года Советом депутатов городского округа [адрес]ФИО2[адрес] принято решение [номер] «О генеральном плане городского округа [адрес]ФИО2[адрес]» (далее также - решение Совета депутатов городского округа [адрес]ФИО2[адрес] от 17 декабря 2013 года [номер], Генеральный план).

Решение Совета депутатов городского округа [адрес]ФИО2[адрес] от 17 декабря 2013 года [номер] опубликовано на официальном сайте городского округа [адрес] (http://www.gorod.wyksa.ru), 13 января 2014 года, «Выксунский рабочий», [номер](17817), 27 декабря 2013 года, «Вестник городского округа [адрес]ФИО2[адрес]», [номер], 31 декабря 2013 года.

Опубликованными в установленном порядке постановлениями Правительства ФИО2[адрес] от 04.03.2016 года [номер], от 11.05.2016 года [номер], от 22.08.2016 года [номер], от 31.10.2017 года [номер], от 17.02.2020 года [номер], решением Совета депутатов городского округа [адрес]ФИО2[адрес] от 30.09.2014 года [номер], в Генеральный план внесены изменения.

17 декабря 2013 года Советом депутатов городского округа [адрес]ФИО2[адрес] принято решение [номер] «О правилах землепользования и застройки городского округа [адрес]ФИО2[адрес]» (далее также - решение Совета депутатов городского округа [адрес]ФИО2[адрес] 17 декабря 2013 года [номер], Правила землепользования и застройки).

Решение Совета депутатов городского округа [адрес]ФИО2[адрес] от 17 декабря 2013 года [номер] опубликовано в изданиях «Вестник городского округа [адрес]ФИО2[адрес]», [номер], 31.12.2013 года, «Выксунский рабочий», [номер](17818), 10.01.2014 года, на официальном сайте городского округа [адрес] (http://www.gorod.wyksa.ru), 13.01.2014 года.

Опубликованными в установленном порядке решениями Совета депутатов городского округа [адрес]ФИО2[адрес] от 01.07.2014 года [номер], от 29.07.2014 года [номер], от 25.11.2014 года [номер], приказом департамента градостроительного развития территории ФИО2[адрес] от 07.10.2015 года N 07-09/19, решениями Совета депутатов городского округа [адрес]ФИО2[адрес] от 01.03.2017 года [номер], от 30.05.2017 года [номер], от 27.02.2018 года [номер], от 29.05.2018 года [номер], от 26.03.2019 года [номер], от 18.02.2020 года [номер], решениями Совета депутатов городского округа [адрес]ФИО2[адрес] от 30.09.2014 года [номер], от 28.02.2017 года [номер], в Правила землепользования и застройки внесены изменения.

ФИО1 обратился в ФИО2 областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента вступления в законную силу решения суда

- Генеральный план городского округа [адрес]ФИО2[адрес], утвержденный решением Совета депутатов городского округа [адрес]ФИО2[адрес] от 17 декабря 2013 года [номер] «О генеральном плане городского округа [адрес]ФИО2[адрес]», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: ФИО2[адрес], земельный участок [номер]-А, на землях сельскохозяйственного назначения в районе жилого [адрес], рабочий [адрес] к функциональной зоне «залесенные территории» (земли сельскохозяйственного назначения);

- Приложение [номер] к Правилам землепользования и застройки городского округа [адрес]ФИО2[адрес], утвержденным решением Совета депутатом городского округа [адрес]ФИО2[адрес] от 17 декабря 2013 года [номер] «О правилах землепользования застройки городского округа [адрес]ФИО2[адрес]», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: ФИО2[адрес], земельный участок [номер]-А, на землях сельскохозяйственного назначения в районе жилого [адрес], рабочий [адрес] к территориальной зоне «залесенные территории» (земли сельскохозяйственного назначения).

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что ФИО1 является собственником вышеназванного земельного участка, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства. Согласно Генеральному плану и Правил землепользования и застройки городского округа [адрес]ФИО2[адрес] указанный земельный участок расположен в функциональной и территориальной зонах «залесенные территории» (земли сельскохозяйственного назначения). Данный земельный участок был ошибочно не включен в границы населенного пункта, поскольку при подготовке Генерального плана и Правил землепользования и застройки, не было учтено распоряжение Правительства ФИО2[адрес] от 25 декабря 2012 года [номер]-р, которым указанный земельный участок был переведен из категории земель сельхозназначения в земли населенных пунктов, и не были учтены сведения, содержащиеся в ЕГРН относительно категории и разрешенного использования земельного участка административного истца.

При утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки городского округа [адрес]ФИО2[адрес] допущено ошибочное зонирование данной территории. Вышеназванные правовые акты, утвердившие расположение земельного участка административного истца в функциональной и территориальной зонах «залесенные территории» (земли сельскохозяйственного назначения) нарушают права административного истца. Оспариваемыми нормативными правовыми актами был изменен правовой режим использования указанного земельного участка, который противоречит требованиям закона и налагает ограничения на использование земельного участка, в связи с чем, нарушаются права административного иска, как собственника земельного участка.

По мнению административного истца, последний не может использовать земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности по назначению в соответствии видом разрешенного использования, поскольку земельный участок административного истца находится за границами населенного пункта и относится к землям сельскохозяйственного назначения. Факт отнесения спорного земельного участка к функциональной и территориальной зонах «залесенные территории» (земли сельскохозяйственного назначения) исключает возможность размещения административным истцом объекта капитального строительства на земельном участке.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО8 просила административное исковое заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

В судебном заседании представитель Совета депутатов городского округа [адрес]ФИО2[адрес], администрации городского округа [адрес]ФИО2[адрес]ФИО6 просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, в связи с чем, оснований для отложения судебного заседания не имеется.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора ФИО5, полагавшего, что имеются основания для удовлетворения административного искового заявления, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка, общая площадь 56 000+/-83 кв.м., кадастровый номер [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: ФИО2[адрес], земельный участок [номер]-А на землях сельскохозяйственного назначения в районе жилого [адрес], рабочий [адрес].

В соответствии с частями 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований.

Согласно положениям части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

В силу положений части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой установлен порядок утверждения правил землепользования и застройки, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.

Как установлено статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ).

В целях реализации приведенных положений статьи 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, а также пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 06 октября 1999 года №184-ФЗ) на территории ФИО2[адрес] принят и действует Закон ФИО2[адрес] от 23 декабря 2014 года [номер]-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований ФИО2[адрес] и органами государственной власти ФИО2[адрес]» (далее также - Закон ФИО2[адрес] от 23 декабря 2014 года [номер]-З), которым перераспределены отдельные полномочия городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов ФИО2[адрес] между органами местного самоуправления муниципальных образований ФИО2[адрес] и органами государственной власти ФИО2[адрес] (в редакциях, действовавших на момент внесения изменений в Генеральный план) на Правительство ФИО2[адрес] возложено осуществление полномочий органов местного самоуправления городских поселений ФИО2[адрес], по утверждению генеральных планов городских поселений, утверждение изменений в генеральные планы городских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 21, статьей 4 Закона ФИО2[адрес] от 23 декабря 2014 года [номер]-З, пунктом 3.6.2 Положения о департаменте градостроительной деятельности и развития агломераций ФИО2[адрес], утвержденного постановлением Правительства ФИО2[адрес] от 25 июля 2007 года [номер] (далее также - Положение о департаменте), департамент градостроительной деятельности и развития агломераций ФИО2[адрес] осуществляет такие полномочия органов местного самоуправления городского округа [адрес], городского округа [адрес], Богородского и Кстовского муниципальных районов ФИО2[адрес], городских и сельских поселений, входящих в состав Богородского и Кстовского муниципальных районов ФИО2[адрес] как утверждение правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, утверждение изменений в правила землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.

Проанализировав указанные и иные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ, Закона ФИО2[адрес] от 23 декабря 2014 года [номер]-З, Закона ФИО2[адрес] от 03 октября 2007 года [номер]-З «О Правительстве ФИО2[адрес]», Положения о департаменте, Устава ФИО2[адрес], Устава городского округа [адрес], оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки, а равно нормативные правовые акты о внесении в них изменений приняты в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией уполномоченных на то органов (на дату их издания), с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия, включая предусмотренной статьями 24-25, 31-32 ГрК РФ процедуре, и правилам введения их в действие.

Решение Совета депутатов городского округа [адрес]ФИО2[адрес] от 17 декабря 2013 года [номер] опубликовано на официальном сайте городского округа [адрес] (http://www.gorod.wyksa.ru), 13 января 2014 года, «Выксунский рабочий», [номер](17817), 27 декабря 2013 года, «Вестник городского округа [адрес]ФИО2[адрес]», [номер], 31 декабря 2013 года.

Решение Совета депутатов городского округа [адрес]ФИО2[адрес] от 17 декабря 2013 года [номер] опубликовано в изданиях «Вестник городского округа [адрес]ФИО2[адрес]», [номер], 31.12.2013 года, «Выксунский рабочий», [номер](17818), 10.01.2014 года, на официальном сайте городского округа [адрес] (http://www.gorod.wyksa.ru), 13.01.2014 года.

По данным основаниям Генеральный план и Правила землепользования и застройки административным истцом не оспариваются.

Оспаривая Генеральный план и Правила землепользования и застройки, административный истец указал, что при утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки городского округа [адрес]ФИО2[адрес] допущено ошибочное зонирование территории, поскольку не было учтено распоряжение Правительства ФИО2[адрес] от 25 декабря 2012 года [номер]-р и не были учтены сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости относительно категории и разрешенного использования земельного участка.

По общему правилу градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объемов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункты 1 и 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу пунктов 1-12 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты базируются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

К документам территориального планирования муниципального образования относятся генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Из указанного следует, что генеральный план муниципального образования, как документ территориального планирования, утверждаемый на значительный период времени, определяет назначение территорий для обеспечения их устойчивого развития.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом муниципального образования, сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункты 2, 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как ранее уже отмечалось, ФИО1 является собственником объекта недвижимого имущества: земельного участка, общая площадь 56 000+/-83 кв.м., кадастровый номер [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: ФИО2[адрес], земельный участок [номер]-А на землях сельскохозяйственного назначения в районе жилого [адрес], рабочий [адрес].

Из имеющегося в материалах административного дела кадастрового дела объекта недвижимости (кадастровый номер [номер]) видно, что земельный участок, площадью 5,6 га, кадастровый номер [номер] был предоставлен ФИО1 на основании постановления главы администрации [адрес] от 03 апреля 1992 года [номер], для организации крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д.205-265).

Постановлением администрации Выксунского муниципального района ФИО2[адрес] от 10 сентября 2007 года [номер], вышеуказанному земельному участку был присвоен юридический адрес: ФИО2[адрес], рабочий [адрес], участок 69а. Впоследствии в данное постановление были внесены изменения, адрес земельного участка был определен - ФИО2[адрес], земельный участок [номер]-А на землях сельскохозяйственного назначения в районе жилого [адрес], рабочий [адрес] (постановление от 30 ноября 2007 года [номер]).

Сведения о вышеуказанном земельном участке были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 25 января 2008 года с присвоением кадастрового номера [номер], и указанием категории земли - земли сельскохозяйственного назначения и вида разрешенного использования - для организации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Управлением Федеральной регистрационной службы по ФИО2[адрес] 03 марта 2008 года ФИО1 было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадь 56 000 кв.м., кадастровый номер [номер], категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, адрес объекта: ФИО2[адрес], земельный участок [номер]-А на землях сельскохозяйственного назначения в районе жилого [адрес], рабочий [адрес].

27 февраля 2012 года ФИО1 обратился в администрацию городского округа [адрес] с ходатайством о переводе земельного участка, кадастровый номер [номер], из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства (ходатайство от 27 февраля 2012 года [номер]).

Из имеющегося в материалах административного дела заключения администрации городского округа [адрес]ФИО2[адрес] от 21 марта 2012 года [номер] следует, что при утверждении генерального плана рабочего поселка Ближне-Песочное (решение поселкового Совета рабочего поселка Ближне-[адрес]ФИО2[адрес] от 19 ноября 2010 года [номер]) вышеуказанный земельный участок с северо-западной стороны включен в границы населенного пункта рабочий [адрес] и предусмотрен для жилищного строительства.

Учитывая предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставленных на праве собственности для индивидуального жилищного строительства включение земельного участка в границы населенного пункта рабочий [адрес] считаем возможным для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Согласно заключению администрации городского округа [адрес]ФИО2[адрес] от 01 ноября 2012 года [номер], администрация городского округа считает перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов возможным с указанием вида разрешенного использования - для комплексного освоения в целях жилищного и иного строительства.

Из пояснительной записки к проекту распоряжения Правительства ФИО2[адрес] «О включении земельного участка в границы населенного пункта» видно, что разрешенное использование земельного участка было установлено: для комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на данный земельный участок зарегистрировано право собственности ФИО1 Земельный участок входит в состав административно-территориального образования рабочий [адрес] городского округа [адрес].

Распоряжением Правительства ФИО2[адрес] от 25 декабря 2012 года [номер]-р «О включении земельного участка в границы населенного пункта» земельный участок, общая площадь 56 000 кв.м., кадастровый номер [номер], расположенного по адресу: ФИО2[адрес], земельный участок [номер]-А на землях сельскохозяйственного назначения в районе жилого [адрес], рабочий [адрес], был включен в границы рабочего поселка Ближне-Песочное городского округа [адрес].

Разрешенное использование земельного участка установлено: для комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства.

Земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов.

Данные изменения были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 17 января 2013 года.

Изменение категории земель и вида разрешенного использования повлекли изменение кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер [номер], что нашло отражение в акте определения кадастровой стоимости земельных участок от 17 января 2013 года и решение ФИО2 областного суда от 06 мая 2019 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23 сентября 2020 года №КУВИ-002/2020-23283861, земельный участок с кадастровым номером [номер] относится к категории земли: земли населенных пунктов, и имеет вид разрешенного использования: для комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства, для иных видов жилой застройки.

Согласно сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте, земельный участок с кадастровым номером [номер] относится к категории земли: земли населенных пунктов, и имеет вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки (по документу для комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства).

Из имеющейся в материалах дела сводной схемы (основной чертеж) Генерального плана территории муниципального образования «Рабочий [адрес] Выксунского муниципального района ФИО2[адрес]» видно, что земельный участок с кадастровым номером [номер] был включен в границы муниципального образования в зону жилой территории (решение поселкового Совета рабочего поселка Ближне-[адрес]ФИО2[адрес] от 09 ноября 2010 года [номер]).

Таким образом, 25 декабря 2012 года распоряжением Правительства ФИО2[адрес] от 25 декабря 2012 года [номер]-р было осуществлено изменение категории земли и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером [номер], который был отнесен к землям населенных пунктов с установлением вида разрешенного использования для комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства.

При этом, согласно представленным картографическим материалам Генерального плана городского округа [адрес]ФИО2[адрес] и Правил землепользования и застройки городского округа [адрес]ФИО2[адрес] земельный участок с кадастровым номером [номер] был включен в функциональную и территориальную зону залесенные территории (земли сельхозназначения) за пределами населенного пункта рабочий [адрес].

Таким образом, по Генеральному плану городского округа [адрес]ФИО2[адрес], утвержденному решением Совета депутатов городского округа [адрес]ФИО2[адрес] от 17 декабря 2013 года [номер], Правилам землепользования и застройки городского округа [адрес]ФИО2[адрес], утвержденным решением Совета депутатов городского округа [адрес]ФИО2[адрес] от 17 декабря 2013 года [номер], спорный земельный участок с кадастровым номером [номер] находится в функциональной и территориальной зонах - залесенные территории (земли сельхозназначения) за пределами населенного пункта рабочий [адрес].

Каких-либо изменений относительно функциональной и территориальной зон земельного участка с кадастровым номером [номер] в Генеральный план и Правила землепользования и застройки не вносилось.

Из указанного следует, что при принятии Генерального плана городского округа [адрес]ФИО2[адрес] и Правил землепользования и застройки городского округа [адрес]ФИО2[адрес] не было учтено распоряжение Правительства ФИО2[адрес] от 25 декабря 2012 года [номер]-р «О включении земельного участка в границы населенного пункта», а следствие, не была учтена сложившиеся планировка территории и существующего землепользования. При этом, не были учтены основополагающие принципы законодательства о градостроительной деятельности, а именно: обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).

Пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее также - Закон №172-ФЗ), допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в случае установления или изменения черты населенного пункта.

Согласно части 1 статьи 8 Закона №172-ФЗ, установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии со статьями 21, 38 Устава ФИО2[адрес], Правительство является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.

Согласно статье 41 Устава ФИО2[адрес], Правительство разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в области экономики и прогнозирования, промышленности, финансов, внешнеэкономических связей, топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, дорог и связи, образования, науки, здравоохранения, культуры и искусства, спорта и туризма, социальной защиты населения, охраны природы и природопользования, охраны и использования историко-культурного наследия, формирования и содержания архивных фондов области и других сфер жизнедеятельности области. Правительство осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом и законами области, а также переданные соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

В целях реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Законодательного Собрания от 06.12.2005 года [номер]-III принят Закон ФИО2[адрес] от 13.12.2005 года [номер]-З «О регулировании земельных отношений в ФИО2[адрес]».

Согласно статье 1 Закона ФИО2[адрес] от 13.12.2005 года [номер]-З «О регулировании земельных отношений в ФИО2[адрес]» (в редакции действующей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) предметом регулирования настоящего Закона является определение полномочий органов государственной власти ФИО2[адрес] и органов местного самоуправления городского округа [адрес], являющегося административным центром ФИО2[адрес], по распоряжению земельными участками на территории городского округа [адрес] (далее - [адрес]), государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.

Настоящий Закон определяет также полномочия органов государственной власти ФИО2[адрес] по распоряжению земельными участками на территории ФИО2[адрес], находящимися в собственности ФИО2[адрес], и регулирует реализацию отдельных полномочий органов государственной власти ФИО2[адрес] в сфере земельных отношений, определенных федеральным законодательством.

Статьей 3 Закона ФИО2[адрес] от 13.12.2005 года [номер]-З «О регулировании земельных отношений в ФИО2[адрес]» установлены полномочия Правительства ФИО2[адрес] по распоряжению земельными участками, в числе которых принимать решения об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством (подпункт «д» пункта 1).

Из анализа вышеприведенных положений федерального и регионального законодательства следует, что Правительство ФИО2[адрес] на момент принятия распоряжения от 25 декабря 2012 года [номер]-р «О включении земельного участка в границы населенного пункта» обладало полномочиями по переводу земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Принимая во внимание изложенное, а также тот факт, что распоряжение от 25 декабря 2012 года [номер]-р является действующим, принято уполномоченным государственным органом при соблюдении положений Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», суд приходит к выводу, что принятие оспариваемых нормативных правовых актов без учета сложившийся планировки территории и существующего землепользования, а также без учета основополагающих принципов законодательство о градостроительной деятельности, является незаконным.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 года [номер]-П, от 15 июля 1999 года [номер]-П, от 11 ноября 2003 года [номер]-П и от 21 января 2010 года [номер]-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

Суд, проанализировав содержание оспариваемых Генерального плана городского округа [адрес]ФИО2[адрес] и Правил землепользования и застройки городского округа [адрес]ФИО2[адрес], полагает, что в оспариваемой части они не отвечают общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование содержания, носит неопределенный характер в той части, в которой определяет местоположение земельного участка административного истца относительно границ населенного пункта и устанавливает территориальное планирование в отношении вышеуказанного земельного участка.

С учетом изложенного Генеральный план и Правила землепользования и застройки подлежит признанию не действующими в части отнесения земельного участка с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: ФИО2[адрес], земельный участок [номер]-А, на землях сельскохозяйственного назначения в районе жилого [адрес], рабочий [адрес], к функциональной и территориальной зонам «залесенные территории» (земли сельскохозяйственного назначения) (исходя из заявленных требований).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года [номер] «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Принимая во внимание заявленные требования административного истца, суд приходит к выводу о том, что на основании пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Генеральный план городского округа [адрес]ФИО2[адрес] и Правила землепользования и застройки городского округа [адрес]ФИО2[адрес] в части отнесения земельного участка с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: ФИО2[адрес], земельный участок [номер]-А, на землях сельскохозяйственного назначения в районе жилого [адрес], рабочий [адрес], к функциональной и территориальной зонам «залесенные территории» (земли сельскохозяйственного назначения) подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:

Правительством ФИО2[адрес] - на официальном сайте Правительства ФИО2[адрес] в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

министерством градостроительной деятельности и развития агломераций ФИО2[адрес] - на официальном сайте министерства градостроительной деятельности и развития агломераций ФИО2[адрес] в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

Советом депутатов городского округа [адрес]ФИО2[адрес] - на официальном сайте администрации городского округа [адрес]ФИО2[адрес] в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ФИО2 областной суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа [адрес]ФИО2[адрес], утвержденный решением Совета депутатов городского округа [адрес]ФИО2[адрес] от 17 декабря 2013 года [номер] «О генеральном плане городского округа [адрес]ФИО2[адрес]», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: ФИО2[адрес], земельный участок [номер]-А, на землях сельскохозяйственного назначения в районе жилого [адрес], рабочий [адрес], к функциональной зоне «залесенные территории» (земли сельскохозяйственного назначения).

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки городского округа [адрес]ФИО2[адрес], утвержденные решением Совета депутатом городского округа [адрес]ФИО2[адрес] от 17 декабря 2013 года [номер] «О правилах землепользования застройки городского округа [адрес]ФИО2[адрес]», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: ФИО2[адрес], земельный участок [номер]-А, на землях сельскохозяйственного назначения в районе жилого [адрес], рабочий [адрес], к территориальной зоне «залесенные территории» (земли сельскохозяйственного назначения).

Сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:

Правительством ФИО2[адрес] - на официальном сайте Правительства ФИО2[адрес] в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

министерством градостроительной деятельности и развития агломераций ФИО2[адрес] - на официальном сайте министерства градостроительной деятельности и развития агломераций ФИО2[адрес] в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

Советом депутатов городского округа [адрес]ФИО2[адрес] - на официальном сайте администрации городского округа [адрес]ФИО2[адрес] в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через ФИО2 областной суд.

Судья областного суда В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 08 февраля 2021 года

Судья областного суда В.Н. Нуждин