ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-79/2022 от 06.06.2022 Томского областного суда (Томская область)

УИД 70OS0000-01-2021-000300-76

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 июня 2022 года Томский областной суд в составе

судьи Бондаревой Н.А.

при секретаре Климашевской Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 3а-79/2022 по административному иску Шериной Марины Алексеевны к областному государственному бюджетному учреждению «Томский областной центр инвентаризации и кадастра», Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере рыночной стоимости,

установил:

Шерина М.А. обратилась в Томский областной суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, областному государственному бюджетному учреждению «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (сокращенное наименование - ОГБУ «ТОЦИК»), в котором просила установить кадастровую стоимость принадлежащего ей на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости, составляющей 17 169000 руб., по состоянию на 21 мая 2021 года.

В обоснование требований ссылалась на то, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, что нарушает ее права как налогоплательщика на экономическую обоснованность налогообложения.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца Шериной М.А., представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, ОГБУ «ТОЦИК», заинтересованных лиц администрации Города Томска, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (сокращенное наименование – ФГБУ «ФКП Росреестра»), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в соответствии с требованиями частей 1, 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Представитель ОГБУ «ТОЦИК» в судебное заседание представил заявление, в котором вопрос об установлении кадастровой стоимости оставил на усмотрение суда, указав, что не имеет замечаний к заключению судебной экспертизы.

В письменных отзывах Управление Росреестра по Томской области и ФГБУ «ФКП Росреестра», не оспаривая право административного истца на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе по заявленному размеру рыночной стоимости нежилого здания, оставили разрешение дела по существу на усмотрение суда.

Исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах, что Шериной М.А. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/ (площадь объекта по состоянию на 21 мая 2021 года /__/ кв.м).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость указанного нежилого здания составляет 33485280,34 руб. Данная кадастровая стоимость установлена актом ОГБУ «ТОЦИК» от 28 мая 2021 г. № АОКС-70/2021/000079 по состоянию на 21 мая 2021 года.

Сведения о названной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 25 июня 2021 г.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

На основании статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1).

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона (часть 4).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).

Пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В соответствии с абзацем 5 пункта 6 и пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» участник долевой собственности самостоятельно участвует в налоговых правоотношениях и может реализовать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников (пункт 1 статьи 45, пункт 3 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации). При разрешении дела по заявлению участника долевой собственности суд пересматривает кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом.

Приведенные данные указывают на заинтересованность административного истца в установлении кадастровой стоимости как налогооблагаемой базы в размере, равной рыночной стоимости объекта недвижимости, а данное требование в полной мере согласуется с положениями статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в силу которых федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этого недвижимого имущества равной его рыночной стоимости.

Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Администрации Томской области от 13 марта 2017 г. № 79а установлена дата перехода к проведению на территории Томской области государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» - 15 марта 2017 года.

В соответствии с положениями статьи 6 Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 1 статьи 7 приведенного Федерального закона определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки относится к полномочиям бюджетных учреждений, связанными с определением кадастровой стоимости.

В статье 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ закреплено, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1).

Подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости (часть 2).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 226 утверждены Методические указания о государственной кадастровой оценке, пунктом 12.1 которых предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости, полученные в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 или частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона (пункт 4 часть 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).

Акты об определении кадастровой стоимости нежилых зданий, помещений являются итоговыми документами, содержащими результаты расчета кадастровой стоимости объектов недвижимости.

С учетом изложенного датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, является дата внесения сведений в ЕГРН о вновь учтенных объектах недвижимости, ранее учтенных объектах недвижимости и внесения изменений в сведения ЕГРН об объектах недвижимости, повлекших за собой изменение их кадастровой стоимости.

На территории Томской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и пунктами 2.1, 2.2, 2.3 Устава областного государственного бюджетного учреждения «Томский областной центр инвентаризации и кадастра», утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 декабря 2017 г. № 974, полномочия по государственной кадастровой оценки объектов недвижимости осуществляет ОГБУ «ТОЦИК», которое осуществляет, среди прочего, определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Результаты последней государственной кадастровой оценки на территории Томской области утверждены приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019 г. № 41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области», которые применяются с 1 января 2020 года.

Поскольку в сведения Единого государственного реестра недвижимости о спорном нежилом здании 21 мая 2021 года внесены изменения относительно площади объекта, которые влекут за собой изменение его кадастровой стоимости, ОГБУ «ТОЦИК» на основании статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ определило актом от 28 мая 2021 г. № АОКС-70/2021/000079 в отношении данного объекта кадастровую стоимость, которая является предметом оспаривания по настоящему административному делу.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ является отчет об оценке объекта.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.

В суд административным истцом в подтверждение заявленной к установлению рыночной стоимости объекта недвижимости были представлен отчёт № 07-1/22 частнопрактикующего оценщика Д., в соответствии с которым указанная стоимость по состоянию на 21 мая 2021 года в отношении нежилого здания с кадастровым номером /__/ составила 20 477 000 рублей.

В связи с наличием возражений ОГБУ «ТОЦИК» против принятия в качестве допустимого доказательства данного отчета по административному делу судом назначена судебная экспертиза, производство которой поручено Федеральному бюджетному учреждению Томская лаборатория судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации (сокращенное именование – ФБУ Томская ЛСЭ Минюста России).

Заключением эксперта ФБУ Томская ЛСЭ Минюста России от 4 мая 2022 г. № 00431/07-4 рыночная стоимость нежилого здания определена в размере 28990 888 рублей по состоянию на 21 мая 2021 года.

Оценивая данное заключение эксперта № 00431/07-4 в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает его достоверным доказательством, полученным по вопросу о действительной рыночной стоимости конкретного объекта недвижимости, оно содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта, заключение достаточно мотивировано, выводы предельно ясны, сделаны на базе общепринятых научных и практических данных, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, не содержат противоречий.

Эксперт, проводивший судебную экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности.

Экспертом в соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 299, составлено точное описание объекта оценки, его местоположения. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого нежилого здания, в частности, его площади, категории, информация о текущем использовании объекта оценки.

При проведении экспертизы экспертом использованы предусмотренные законодательством об оценочной деятельности сравнительный, доходный и затратный подходы оценки.

Согласно заключению экспертом подобраны максимально сопоставимые объекты-аналоги для определения стоимости оцениваемого объекта.

Подробные характеристики объектов, выбранных в качестве объектов-аналогов, представлены в таблице с их описанием, которое дает надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных экспертом при расчете итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости.

Применение экспертами корректировок согласуется с положениями пункта 22 ФСО № 7, согласно которым при применении метода корректировок каждый объект-аналог сравнивается с объектом оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляются различия объектов по этим факторам и цена объекта-аналога или ее удельный показатель корректируется по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки. При этом корректировка по каждому элементу сравнения основывается на принципе вклада этого элемента в стоимость объекта.

В качестве ценообразующих факторов экспертом отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов сравнения. На различия между объектом оценки и объектами-аналогами экспертом последовательно применены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения, с описанием корректировок, обоснованием необходимости и возможности применить поправки к рассчитываемой рыночной стоимости нежилого здания, приведены расчеты, а также пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных экспертом.

Доказательств, которые опровергали бы определенную в экспертном заключении от 4 мая 2022 г. № 00431/07-4 рыночную стоимость нежилого здания, свидетельствовали бы об его рыночной стоимости в ином размере по состоянию на 21 мая 2021 года, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено. Ходатайств о назначении повторной экспертизы участниками процесса не заявлено.

При таких обстоятельствах указанная в заключении эксперта итоговая величина рыночной стоимости нежилого здания в размере 28990 888 руб. подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости.

Согласно части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая подлежит внесению в ЕГРН; также в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления, которая имело место 30 декабря 2021 г.

Руководствуясь статьями 175–180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Шериной Марины Алексеевны об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить по состоянию на 21 мая 2021 года кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости 28990 888 (двадцать восемь миллионов девятьсот девяносто тысяч восемьсот восемьдесят восемь) рублей.

Датой подачи заявления считать 30 января 2021 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.А. Бондарева

Мотивированное решение принято 10 июня 2022 года.