Дело № 3а-80/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2021 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе:
председательствующего Ишимова И.А.,
при секретаре Агатаевой А.С.,
с участием прокурора Колотушкина А.В.,
а также представителей ФИО7 – ФИО8, ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО7 к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, Совету депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, главе Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
ФИО7 обратился в суд с административным иском к Администрации Сосновского муниципального района, Совету депутатов Сосновского муниципального района об отмене решения Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 21 января 2021 года № <данные изъяты> «Об отмене решения Совета депутатов Рощинского сельского поселения от 28 марта 2013 года № <данные изъяты> «Об утверждении генерального плана Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области» (л.д. 23-24).
В обоснование заявленного требования ФИО7 указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом местного самоуправления с превышением полномочий, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность отмены решений Совета депутатов Рощинского сельского поселения об утверждении генерального плана. В оспариваемом решении не указано нарушение каких норм законодательства послужило основанием для отмены ранее принятого решения об утверждении генерального плана. Оспариваемым решением нарушены его права, как собственника земельного участка. Недобросовестное поведение органа местного самоуправления нарушило принцип доверия к деятельности публичного органа, так как решение об утверждении генерального плана отменено через 8 лет его действия в период рассмотрения в суде спора об оспаривании Правил землепользования и застройки 2016 года.
Протокольным определением Челябинского областного суда от 11 марта 2021 года произведена замена ненадлежащего административного ответчика Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области надлежащим административным ответчиком Советом депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (л.д. 53).
Протокольным определением Челябинского областного суда от 29 июня 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен глава Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, в качестве заинтересованного лица – Собрание депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области.
В судебном заседании представители административного истца ФИО7 – ФИО1., ФИО2. настаивали на удовлетворении административного искового заявления.
Представители административных ответчиков администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, административный ответчик глава Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, представитель заинтересованного лица Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) рассмотрел дело в их отсутствие.
В заключении прокурор прокуратуры Челябинской области – Колотушкин А.В. полагал административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Заслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО7 согласно выписке из ЕГРН с 26 ноября 2019 года принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 2500 кв.м, относящийся к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования – производство сельскохозяйственной продукции, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 26).
Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального район второго зазыва от 28 марта 2013 года № <данные изъяты> «Об утверждении генерального плана Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области» были утверждены генеральный план и правила землепользования и застройки Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (л.д. 28, 65).
19 июня 2014 года Советом депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области было принято решение № <данные изъяты> «Об исправлении технических ошибок, допущенных при оформлении решения Совета депутатов Рощинского сельского поселения № <данные изъяты> от 28 марта 2013 года», которым название решения Совета депутатов Рощинского сельского поселения № <данные изъяты> от 28 марта 2013 года указано читать «Об утверждении правил землепользования и застройки Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области», в преамбуле этого же решения статью 24 Градостроительного кодекса РФ заменить на статью 31 часть 4, пункт 1 читать в следующей редакции: Утвердить правила землепользования и застройки Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (л.д. 37, 66).
Данное решение согласно протоколу семьдесят шестого заседания Совета депутатов второго созыва от 19 июня 2014 года принято депутатами единогласно при необходимом кворуме (л.д. 38-40), опубликовано в газете «Сосновская Нива» от 20 января 2021 года № <данные изъяты> (11643) (л.д. 43).
Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области третьего созыва от 28 декабря 2016 года № <данные изъяты> «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Рощинского сельского поселения сосновского муниципального района Челябинской области» утверждены Правила землепользования и застройки Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области с изменениями и дополнениями (л.д. 68).
Оспариваемым решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области четвертого созыва от 21 января 2021 года № <данные изъяты> «Об отмене решения Совета депутатов Рощинского сельского поселения третьего созыва № <данные изъяты> от 28.03.2013 года «Об утверждении генерального плана Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области», подписанным главой Рощинского сельского поселения ФИО3 и председателем Совета депутатов Рощинского сельского поселения ФИО4., отменено решение Совета депутатов Рощинского сельского поселения третьего созыва № <данные изъяты> от 28 марта 2013 года «Об утверждении генерального плана Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области» (л.д. 14, 29, 67).
Указанное решение согласно протоколу двенадцатого заседания Совета депутатов четвертого созыва от 21 января 2021 года принято депутатами единогласно при необходимом кворуме (л.д. 30-34), опубликовано в газете «Сосновская Нива» № <данные изъяты> (11644), вступило в силу с момента его официального опубликования (л.д. 35-36).
Также решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области четвертого созыва от 21 января 2021 года № <данные изъяты> «Об отмене решения Совета депутатов Рощинского сельского поселения третьего созыва № <данные изъяты> от 19.06.2014 года «Об исправлении технических ошибок, допущенных при оформлении решения Совета депутатов Рощинского сельского поселения № <данные изъяты> от 28 марта 2013 года», подписанным главой Рощинского сельского поселения ФИО5 и председателем Совета депутатов Рощинского сельского поселения ФИО6., отменено решение Совета депутатов Рощинского сельского поселения третьего созыва № <данные изъяты> от 19 июня 2014 года «Об исправлении технических ошибок, допущенных при оформлении решения Совета депутатов Рощинского сельского поселения № <данные изъяты> от 28 марта 2013 года».
Данное решение согласно протоколу двенадцатого заседания Совета депутатов четвертого созыва от 21 января 2021 года принято депутатами единогласно при необходимом кворуме (л.д. 30-34), опубликовано в газете «Сосновская Нива» № <данные изъяты> (11644), вступило в силу с момента его официального опубликования (л.д. 35-36).
Исходя из содержания протокола двенадцатого заседания Совета депутатов четвертого созыва от 21 января 2021 года названные выше решения от 21 января 2021 года № <данные изъяты> и № 60 отмены в связи с принятием решения № <данные изъяты> от 28 декабря 2016 года «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Рощинского сельского поселения сосновского муниципального района Челябинской области».
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 12 мая 2021 года отменено решение Челябинского областного суда от 28 января 2021 года и признано недействующим с момента принятия решение Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 28 декабря 2016 года № <данные изъяты> «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Рощинского сельского поселения сосновского муниципального района Челябинской области».
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции РФ).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией РФ полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 ст. 7 названного Федерального закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 43 указанного выше Федерального закона в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Подпунктом 2 ч. 8 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.
Как следует из положений п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, в редакции, действовавшей до вступления в силу 05 июля 2014 года Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки сельского поселения являлось вопросом местного значения поселения.
Со дня вступления в силу указанного выше Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ органы местного самоуправления сельских поселений вправе были осуществлять решение вопросов местного значения поселений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ, только до 1 января 2015 года.
Таким образом, после 1 января 2015 года в соответствии с положениями п. 20 ч. 1 ст. 14 и чч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ решение вопросов местного значения по утверждению генеральных планов сельских поселений стало относиться к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В представленном в материалах дела Уставе Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, утвержденном решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 08 апреля 2020 года № 30, утверждение генерального плана сельского поселения в перечне вопросов местного значения сельского поселения не значится.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц – органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, – уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Исходя из содержания приведенной правовой нормы, по общему правилу в порядке самоконтроля отменить нормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону полномочен орган местного самоуправления его принявший. Однако, когда в связи с изменением перечня полномочий указанного органа он утратил право на принятие подобного нормативного правового акта, отменить его может только орган местного самоуправления, к полномочиям которого стало относиться принятие соответствующего нормативного правового акта.
Таким образом, с 1 января 2015 года право отменить решение органа местного самоуправления сельского поселения об утверждении генерального плана сельского поселения перешло к соответствующему органу местного самоуправления.
В силу абз. 2 ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Между тем согласно ответу администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 08 июля 2021 года на запрос суда соглашений между Сосновским муниципальным районом Челябинской области и Рощинским сельским поселением Сосновского муниципального района Челябинской области о передаче районом поселению части своих полномочий на утверждение генерального плана поселения, внесение в него изменений в 2020-2021 годах в порядке ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не заключалось.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что на момент принятия оспариваемого решения от 21 января 2021 года № <данные изъяты> «Об отмене решения Совета депутатов Рощинского сельского поселения третьего созыва № <данные изъяты> от 28.03.2013 года «Об утверждении генерального плана Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области» Совет депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области не обладал полномочиями на его принятие.
В абзаце 10 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что, если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
С учетом изложенного, решение Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 21 января 2021 года № <данные изъяты> «Об отмене решения Совета депутатов Рощинского сельского поселения третьего созыва № <данные изъяты> от 28 марта 2013 года «Об утверждении генерального плана Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области», как принятое с нарушением полномочий Совета депутатов, соответственно, не имеющего юридической силы с момента его принятия, а также нарушающее права, свободы и законные интересы административного истца при реализации им своих прав собственника земельного участка, расположенного в Сосновском районе Челябинской области, признается недействующим полностью с момента принятия.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО7 удовлетворить.
Признать недействующим решение Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области четвертого созыва от 21 января 2021 года № <данные изъяты> «Об отмене решения Совета депутатов Рощинского сельского поселения третьего созыва от 28.03.2013 года № <данные изъяты> «Об утверждении генерального плана Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области» полностью с момента его принятия.
Возложить на Совет депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области обязанность опубликовать в официальном печатном издании – газете «Сосновская Нива» настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий