ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-810/18 от 13.02.2019 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-95/2019

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 13 февраля 2019 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Тарариной К.В., представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 ФИО7 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:

1) нежилого здания (механическая мастерская), с кадастровым номером , общей площадью 286,7 кв.м., этажность - 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 943317 рублей, по состоянию на 13 марта 2014 года;

2) нежилого здания (материальный склад), с кадастровым номером , общей площадью 864 кв.м., этажность - 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2634823 рубля, по состоянию на 13 марта 2014 года;

3) нежилого здания (котельная), с кадастровым номером , общей площадью 853 кв.м., этажность - 2, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2847564 рубля, по состоянию на 13 марта 2014 года;

4) нежилого здания (пилорама), с кадастровым номером , общей площадью 325,7 кв.м., этажность - 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1265636 рублей, по состоянию на 13 марта 2014 года;

5) нежилого здания (автомобильный гараж), с кадастровым номером , общей площадью 462,7 кв.м., этажность - 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2111647 рублей, по состоянию на 25 июня 2014 года;

6) нежилого здания (контора), с кадастровым номером , общей площадью 401,7 кв.м., этажность - 2, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2744652 рубля, по состоянию на 13 марта 2014 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что вышеназванные объекты недвижимого имущества принадлежат ФИО2 на праве собственности, кадастровая стоимость которых, определенная на основании постановления Правительства Нижегородской области от 07 июня 2012 года №331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» составляет: для здания с кадастровым номером - 3742257,83 рублей; для здания с кадастровым номером - 11277679,68 рублей; для здания с кадастровым номером - 11134098,11 рублей; для здания с кадастровым номером - 4251319,76 рублей; для здания с кадастровым номером - 6039562,95 рублей; для здания с кадастровым номером - 5243337,88 рублей.

Согласно отчету ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» от 25 октября 2018 года № рыночная стоимость спорных объектов недвижимости составляет: для здания с кадастровым номером по состоянию на 13 марта 2014 года - 943317рублей; для здания с кадастровым номером по состоянию на 13 марта 2014 года - 2634823 рубля; для здания с кадастровым номером по состоянию на 13 марта 2014 года - 2847564 рубля; для здания с кадастровым номером по состоянию на 13 марта 2014 года - 1265636 рублей; для здания с кадастровым номером по состоянию на 25 июня 2014 года - 2111647 рублей; для здания с кадастровым номером по состоянию на 13 марта 2014 года - 2744652 рубля.

Правительство Нижегородской области представило отзыв, в котором указывает на то, что результаты кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представило в суд отзыв, в котором указало на то, что учреждение определяет кадастровую стоимость лишь вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 просила удовлетворить административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.

Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, заслушав участников процесса, обсудив доводы административного искового заявления и отзывов на него, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

В силу требований ст.62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости

В Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 05.11.2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».

Статьей 1 данного Закона Нижегородской области установлено, что в соответствии с главой 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Впоследствии решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19 ноября 2014 года №169 на территории города Нижнего Новгорода был установлен налог на имущество физических лиц в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения.

В соответствии со ст.24.11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости

осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу ст.24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

На основании статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с частями третьей и пятой статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года №331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), вошедших в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 5 июня 2011 года, согласно приложению 1 к настоящему постановлению; средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов по муниципальным районам (городским округам) Нижегородской области, определенные по состоянию на 5 июня 2011 года, согласно приложению 2 к настоящему постановлению; минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области, определенные по состоянию на 5 июня 2011 года, согласно приложению 3 к настоящему постановлению.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» было разъяснено, что для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 указанного Закона, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 этого Закона).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2011 года №113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственной кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» утвержден порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Согласно пункту 1.1 указанного Порядка, настоящий Порядок определяет правила определения кадастровой стоимости зданий, помещений в случаях: осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости; при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости; осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости, определенных Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

На основании пункта 2.1 Порядка, кадастровая стоимость здания в случаях, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка, определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь.

В соответствии с приложением 1 постановления Правительства Нижегородской области от 7 июня 2012 года №331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости установлена: для нежилого здания с кадастровым номером – 3742257,83 рублей; для нежилого здания с кадастровым номером - 11277679,68 рублей; для нежилого здания с кадастровым номером - 11134098,11 рублей; для нежилого здания с кадастровым номером – 4251319,76 рублей; для нежилого здания с кадастровым номером – 6039562,95 рублей; для нежилого здания с кадастровым номером – 5243337,88 рублей.

Из материалов дела следует, что ФИО2 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

1) нежилое здание (механическая мастерская), с кадастровым номером , общей площадью 286,7 кв.м., этажность - 1, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.04.2016 года, а также Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 05 декабря 2018 года (л.д.10-12,33, т.2);

2) нежилое здание (материальный склад), с кадастровым номером , общей площадью 864 кв.м., этажность - 1, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.04.2016 года, а также Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 05 декабря 2018 года (л.д.25-27,30, т.2);

3) нежилое здание (котельная), с кадастровым номером , общей площадью 853 кв.м., этажность - 2, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.04.2016 года, а также Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 05 декабря 2018 года (л.д.13-15,32, т.2);

4) нежилое здание (пилорама), с кадастровым номером , общей площадью 325,7 кв.м., этажность - 1, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.04.2016 года, а также Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 05 декабря 2018 года (л.д.19-21,28, т.2);

5) нежилое здание (автомобильный гараж), с кадастровым номером , общей площадью 462,7 кв.м., этажность - 1, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.04.2016 года, а также Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 05 декабря 2018 года (л.д.7-9,29, т.2);

6) нежилое здание (контора), с кадастровым номером , общей площадью 401,7 кв.м., этажность - 2, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.04.2016 года, а также Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 05 декабря 2018 года (л.д.16-18,31 т.2).

Как разъяснено в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

При таких обстоятельствах, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ФИО2, права и обязанности которого, как плательщика налога на имущество физических лиц затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, на основании которой определяется налоговая база по налогу на спорные объекты недвижимости, является в силу положений ст.ст.24.18, 2419 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , и .

Согласно информации ФГБУ «ФКП Росреестра», объект капитального строительства с кадастровым номером , расположенный <адрес>, внесен в реестр объектов недвижимости 13 марта 2014 года, как ранее учтенный;

объект капитального строительства с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, внесен в реестр объектов недвижимости 13 марта 2014 года, как ранее учтенный;

объект капитального строительства с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, внесен в реестр объектов недвижимости 13 марта 2014 года, как ранее учтенный;

объект капитального строительства с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, внесен в реестр объектов недвижимости 13 марта 2014 года, как ранее учтенный;

объект капитального строительства с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, внесен в реестр объектов недвижимости 25 июня 2014 года, как ранее учтенный;

объект капитального строительства с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, внесен в реестр объектов недвижимости 13 марта 2014 года, как ранее учтенный.

Какие-либо изменения в сведения по объектам капитального строительства в Единый государственный реестр недвижимости вследствие изменения их количественных или качественных характеристик, повлекшие за собой изменение кадастровой стоимости, не вносились (л.д.59-61, т.2).

Таким образом, имеются основания для применения в рамках настоящего дела положений ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

По делу установлено, что кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , и определена на основании постановления Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года №331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области», и составляет: для здания с кадастровым номером - 3742257,83 рублей; для здания с кадастровым номером - 11277679,68 рублей; для здания с кадастровым номером - 11134098,11 рублей; для здания с кадастровым номером - 4251319,76 рублей; для здания с кадастровым номером - 6039562,95 рублей; для здания с кадастровым номером - 5243337,88 рублей.

Из указанного следует, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , является 13 марта 2014 года; юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , является 25 июня 2014 года.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, ФИО2 представил в суд отчет об оценке оценщика ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» ФИО5 от 25 октября 2018 года -ОКС/2018, в соответствии с которым рыночная стоимость вышеуказанных объектов недвижимого имущества по состоянию на 13 марта 2014 года составляет:

- для здания с кадастровым номером – 1112938 рублей с учетом НДС и 943317 рублей – без учета НДС;

- для здания с кадастровым номером – 3109092 рубля с учетом НДС и 2634823 рубля - без учета НДС;

- для здания с кадастровым номером – 3360126 рублей с учетом НДС и 2847564 рубля – без учета НДС;

- для здания с кадастровым номером – 1493451 рубль с учетом НДС и 1265636 рублей – без чета НДС;

- для здания с кадастровым номером - 3238689 рублей с учетом НДС и 2744652 рублей – без учета НДС;

- рыночная стоимость по состоянию на 25 июня 2014 года для здания с кадастровым номером составляет 2491744 рубля с учетом НДС и 2111647 рублей – без учета НДС (л.д.26-359, т.1).

Судом установлено, что представленный административным истцом отчет об оценке оценщика ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» ФИО8 от 25 октября 2018 года №, соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года №297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года №298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года №299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 года №611, содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода (подходов) к оценке.

Выводы оценщика, отвечающего требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, являющегося членом саморегулируемой организации «Союз «Федерация Специалистов Оценщиков», имеющий соответствующие дипломы и свидетельства, необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавший гражданскую ответственность, сделаны на основе метода сравнительной единицы в рамках затратного подхода к оценке, применение которого суд находит обоснованным.

Использование оценщиком методов оценки (в рамках сравнительного и доходного подходов) Федеральным стандартам оценки не противоречит, учитывая, что Федеральные стандарты оценки разработаны с учетом международных стандартов оценки, то определение рыночной стоимости без учета НДС также не может указывать на недостоверность отчета, поскольку соответствует пункту 36 раздела Принципы МСО Международных стандартов оценки, в соответствии с которыми рыночная стоимость является расчетной обменной ценой актива безотносительно расходов продавца на совершение продажи или расходов покупателя на совершение покупки и без поправок на какие-либо налоги, подлежащие уплате любой из сторон в результате совершения сделки.

При таких обстоятельствах оснований не доверять отчету об оценке оценщика ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» ФИО5 от 25 октября 2018 года №, соответствующему требованиям ст.ст.11, 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы, в порядке ст.ст.62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ и установив по результатам такой оценки, что отчет об оценке оценщика ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» ФИО5 от 25 октября 2018 года №, отвечает применительно к обстоятельствам настоящего дела критериям относимости, допустимости и достоверности, что он подтверждает достоверность заявленной итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на юридически значимую дату, суд, руководствуясь приведенными выше положениями нормативных правовых актов, приходит к выводу о том, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 13 марта 2014 года и на 25 июня 2014 года (для нежилого здания с кадастровым номером ) в заявленном размере подлежат удовлетворению.

При этом суд учитывает, что определение итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости без учета НДС соответствует положениям пункта 36 раздела Принципы МСО Международных стандартов оценки, согласно которым рыночная стоимость является расчетной обменной ценой актива безотносительно расходов продавца на совершение продажи или расходов покупателя на совершение покупки и без поправок на какие-либо налоги, подлежащие уплате любой из сторон в результате совершения сделки.

Не свидетельствуют об обратном и не могут повлечь отказ в удовлетворении требований административного истца доводы Правительства Нижегородской области о том, что результаты кадастровой оценки объекта недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, при определении которой его кадастровая стоимость устанавливается равной этой стоимости.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Из материалов дела усматривается, что ФИО2 в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения не обращался.

Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению дата подачи ФИО2 заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, которая соответствует дате обращения в Нижегородский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, то есть 19 декабря 2018 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО2 ФИО9 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилого здания, наименование: механическая мастерская, кадастровый номер , общая площадь 286,7 кв.м., этажность - 1, адрес объекта: <адрес>, по состоянию на 13 марта 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере 943317 (девятьсот сорок три тысячи триста семнадцать) рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилого здания, наименование: материальный склад, кадастровый номер , общая площадь 864 кв.м., этажность - 1, адрес объекта: <адрес>, по состоянию на 13 марта 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере 2634823 (два миллиона шестьсот тридцать четыре тысячи восемьсот двадцать три) рубля.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилого здания, наименование: котельная, кадастровый номер , общая площадь 853 кв.м., этажность - 2, адрес объекта: <адрес>, определенной по состоянию на 13 марта 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере 2847564 (два миллиона восемьсот сорок семь тысяч пятьсот шестьдесят четыре) рубля.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилого здания, наименование: пилорама, кадастровый номер , общая площадь 325,7 кв.м., этажность - 1, адрес объекта: <адрес>, по состоянию на 13 марта 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере 1265636 (один миллион двести шестьдесят пять тысяч шестьсот тридцать шесть) рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилого здания, наименование: автомобильный гараж, кадастровый номер , общей площадью 462,7 кв.м., этажность - 1, адрес объекта: <адрес>, по состоянию на 25 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере 2111647 (два миллиона сто одиннадцать тысяч шестьсот сорок семь) рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилого здания, наименование: контора, кадастровый номер , общей площадью 401,7 кв.м., этажность - 2, адрес объекта: <адрес>, по состоянию на 13 марта 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере 2744652 (два миллиона семьсот сорок четыре тысячи шестьсот пятьдесят два) рубля.

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , и , считать 19 декабря 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 14 февраля 2019 года

Судья В.Н. Нуждин