Дело № 3а – 826/20
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 10 декабря 2020 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Ларионовой Н.И.,
с участием представителя административного истца ООО «Ёлочка» - ФИО1, представителя административного ответчика – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ёлочка» об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Ёлочка» (далее также – ООО «Ёлочка», Общество) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнений в порядке ст.46 КАС РФ, об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков, а именно:
- земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 46 000 кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для строительства дома отдыха, земли рекреационного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], просило установить кадастровую стоимость равной его рыночной стоимости в размере 9 154 000 (девять миллионов сто пятьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 01.01.2019;
- земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 46 000 кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для строительства дома отдыха, земли рекреационного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], просило установить кадастровую стоимость равной его рыночной стоимости в размере 9 154 000 (девять миллионов сто пятьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 01.01.2019;
- земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 92 000 +/-2654,01 кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для строительства дома отдыха, земли рекреационного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], просило установить кадастровую стоимость равной его рыночной стоимости в размере 14 812 000 (четырнадцать миллионов восемьсот двенадцать тысяч) рублей по состоянию на 01.01.2019;
- земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 46 000 +/-1876,67 кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для строительства дома отдыха, земли рекреационного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], просило установить кадастровую стоимость равной его рыночной стоимости в размере 8 050 000 (восемь миллионов пятьдесят тысяч) рублей по состоянию на 01.01.2019.
Кадастровая стоимость данных объектов недвижимости определена на основании Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 28.10.2019 года №326-13-323755/19 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Нижегородской области» и составляет:
- для земельного участка с кадастровым номером [номер] -16 153 820 рублей по состоянию на 01.01.2019;
- для земельного участка с кадастровым номером [номер] -16 153 820 рублей по состоянию на 01.01.2019;
- для земельного участка с кадастровым номером [номер] -32 307 640 рублей по состоянию на 01.01.2019;
- для земельного участка с кадастровым номером [номер] -16 153 820 рублей по состоянию на 01.01.2019.
В обоснование заявленных требований ООО «Ёлочка» указало, что обладает данными объектами недвижимости на праве собственности, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости [номер], [номер], [номер] и [номер] от 06.02.2020.
Заявленный размер рыночной стоимости подтвержден отчетом об оценке [номер] от 12.08.2020 и дополнением к нему, выполненными ООО «Экспертный центр «Норматив».
Ссылаясь на положения ст.388 Налогового кодекса РФ, административный истец указывает, что утвержденная кадастровая стоимость земельных участков существенно нарушает права Общества, как собственника и плательщика земельного налога, поскольку возлагает на его обязанности по уплате земельного налога в завышенном размере.
Административный ответчик – Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области представило свой отзыв на административное исковое заявление ООО «Ёлочка», согласно которому государственная кадастровая оценка земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Нижегородской области, проведена в 2019 году ГБУ «Кадастровая оценка» на основании Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 13.11.2018 № Сл-326-26657/18 «О проведении в 2019 году государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Нижегородской области», в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 12.03.2018 № 253-р «О создании государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка», Положением о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 22.03.2018 № 183.
Оценка стоимости земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] и [номер] производилась индивидуально, с использованием эталонного (типового) земельного участка на базе сравнительного подхода.
Следует отметить, что административный истец в порядке ст.20 Федерального закона № 237-ФЗ за разъяснениями, связанными с определением кадастровой стоимости, в ГБУ «Кадастровая оценка» не обращался; за исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в порядке ст.21 Федерального закона № 237-ФЗ, также не обращался.
Оспаривая результаты кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] и [номер] административным истцом представлен Отчет об оценке [номер] от 12.08.2020, выполненный ООО «Экспертный центр «Норматив».
Подробно излагая в отзыве многочисленные замечания по Отчету об оценке, считает, что представленный Отчет содержит существенные нарушения федерального законодательства и не соответствует федеральным стандартам, в силу чего не подтверждает достоверность заявленной итоговой величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] и [номер] по состоянию на юридически значимую дату – 01.01.2019.
На основании вышеизложенного, административный ответчик просит в удовлетворении административного иска ООО «Ёлочка» отказать в полном объеме (л.д.106-113 т.2).
Заинтересованное лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представило в суд отзыв на административное исковое заявление ООО «Ёлочка», из которого следует, что с 20.06.2015 Приказом Росреестра от 12.05.2015 № П/210 Учреждение наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Земельные участки с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] и [номер] поставлены на государственный кадастровый учет 01.01.2019.
В соответствии со ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, Учреждением в лице Филиала, в рамках полномочий, в ЕГРН 10.01.2019 были внесены сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером [номер] - размере 16 153 820 рублей, земельного участка с кадастровым номером [номер] - размере 16 153 820 рублей, земельного участка с кадастровым номером [номер] - в размере 32 307 640 рублей, земельного участка с кадастровым номером [номер] - в размере 16 153 820 рублей по состоянию на 01.01.2019.
Приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав.
Согласно ст.16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Так, в случае предоставления в адрес Филиала вступившего в законную силу решения суда о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, Учреждение, в рамках полномочий осуществит загрузку в ЕГРН сведений о новой кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Учитывая вышеизложенное, просит суд рассмотреть данное дело в отсутствие представителя филиала с учётом позиции, закрепленной в настоящем отзыве.
Составу суда доверяет, отводов не имеет (л.д.18-21 т.2).
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Администрации Тимирязевского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ. Просили рассмотреть дело в их отсутствие, согласно представленным позициям по делу.
Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца ООО «Ёлочка» – ФИО1, поддержавшую требования административного истца; представителя административного ответчика – ФИО2, полагавшую административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, обсудив доводы административного искового заявления, с учетом письменной позиции административного ответчика, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу требований ст.62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. На основании пункта 5 части 2 статьи 14 указанного выше Федерального закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со ст.389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
Как установлено ст.390 Налогового кодекса РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п.1, 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу положений ст.66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст.24.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, части 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее также - Федеральный закон от 03.07.2016 года № 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 13.11.2018 № Сл-326-26657/18 «О проведении в 2019 году государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Нижегородской области» постановлено провести в 2019 году государственную кадастровую оценку земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Нижегородской области. На государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Кадастровая оценка» возложена обязанность осуществить выполнение работ по определению кадастровой стоимости и составлению отчета об итогах государственной кадастровой оценки земель, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 12.03.2018 № 253-р создано ГБУ НО «Кадастровая оценка», основной целью деятельности которого является реализация полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости.
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 28 октября 2019 года № 326-13-323755/19 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Нижегородской области» утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] - 26653601,01 рублей, земельный участок с кадастровым номером [номер] - 1779799,45 рублей.
На основании части 1 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Из материалов дела следует, что ООО «Ёлочка» обладает на праве собственности объектами недвижимости, а именно:
- земельным участком с кадастровым номером [номер], общей площадью 46 000 кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для строительства дома отдыха, земли рекреационного назначения; местоположение установлено относительно ориентира, расположенного границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес];
- земельным участком с кадастровым номером [номер], общей площадью 46 000 кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для строительства дома отдыха, земли рекреационного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес],;
- земельным участком с кадастровым номером [номер], общей площадью 92 000 +/-2654,01 кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для строительства дома отдыха, земли рекреационного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес];
- земельным участком с кадастровым номером [номер], общей площадью 46 000 +/-1876,67 кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для строительства дома отдыха, земли рекреационного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес].
Указанные права подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2020-25424662 от 30.09.2020, представленными суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.3-15 т.2).
Как разъяснено в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Следовательно, административный истец ООО «Ёлочка», права и обязанности которого, как лица, владеющего земельными участками на праве собственности, затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, от которой зависит размер земельного налога, является, в силу положений ст.65 Земельного кодекса РФ, ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] и [номер].
Как следует из представленной информации ФГБУ «ФКП Росреестра», датой внесения сведений о земельных участках с кадастровыми номерами: [номер], [номер], [номер], [номер] является 28.01.2009.
В рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, земельные участки с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер] вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.01.2019.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер] утверждена Приложением 1 к Приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-323755/19 от 28.10.2019 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Нижегородской области» в размере: для земельного участка с кадастровым номером [номер] – 16 153 820 рублей, для земельного участка с кадастровым номером [номер] – 16 153 820 рублей, для земельного участка с кадастровым номером [номер] – 32 307 640 рублей, для земельного участка с кадастровым номером [номер] – 16 153 820 рублей (л.д.1-2 т.2).
Из указанного следует, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению кадастровая стоимость, является 01 января 2019 года.
Согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости (статья 3).
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет). Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], административный истец представил в суд отчет об оценке оценщика ООО «Экспертный центр «Норматив» ФИО4[номер] от 12.08.2020.
В ходе судебного разбирательства после изучения представленных административным ответчиком возражений оценщиком было подготовлено дополнение к отчету об оценке.
Судом установлено, что представленные ООО «Ёлочка» отчет об оценке ООО «Экспертный центр «Норматив» № 889 от 12.08.2020 и дополнение к нему, соответствуют требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 08.06.2015 № 145-ФЗ) в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке ООО «Экспертный центр «Норматив» (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 № 611, содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке.
Выводы оценщика, отвечающего требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, являющейся членом Некоммерческого партнерства «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО», имеющего соответствующие дипломы и свидетельства, необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшей гражданскую ответственность, сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого и аргументированное суждение оценщика об отказе при определении стоимости объектов оценки от затратного и доходного подхода, а также от иных методов в рамках сравнительного подхода суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка земель, предназначенных для особо охраняемых территорий и объектов, по виду разрешенного использования, предполагается их использование для баз отдыха.
Как следует из дополнения к отчету об оценке № 889 от 12.08.2020, оценщиком для сравнения было отобрано 7 объектов-аналогов (табл.17 на стр.58-59 Дополнения к Отчету об оценке – л.д.60-61 т.3). С учетом имеющихся различий между аналогами и объектами оценки, оценщиком применены корректировки: на имущественные права, на торг, на местоположение (таблицы на стр.62 и табл.19 на стр.65 Дополнения к Отчету об оценке – л.д.64, 67 т.3), на площадь (табл.20 на стр.67 Дополнения к Отчету об оценке – л.д.69 т.3), на наличие инженерных коммуникаций (табл.21 на стр.68 Дополнения к Отчету об оценке – л.д.70 т.3).
Определение рыночной стоимости права собственности каждого из оцениваемых земельных участков приведены в таблицах 22-25 на стр.69-76 Дополнения к Отчету об оценке – л.д.71-78 т.3).
Подробный расчет стоимости объектов оценки методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода представлен в разделе 10 Дополнения к Отчету об оценке (стр.53-77 Дополнения к Отчету об оценке – л.д.55-79 т.3).
Согласование результатов расчета и итоговое заключение о рыночной стоимости объектов оценки изложены в разделах 11 и 12 Дополнения к Отчету об оценке на стр.78-79 – л.д.80-81 т.3).
Оценщик пришел к выводу, что рыночная стоимость составила:
- земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 46 000 кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для строительства дома отдыха, земли рекреационного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], по состоянию на 01.01.2019 составляет 9 154 000 (девять миллионов сто пятьдесят четыре тысячи) рублей;
- земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 46 000 кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для строительства дома отдыха, земли рекреационного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], по состоянию на 01.01.2019 составляет 9 154 000 (девять миллионов сто пятьдесят четыре тысячи) рублей;
- земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 92 000 +/-2654,01 кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для строительства дома отдыха, земли рекреационного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], по состоянию на 01.01.2019 составляет 14 812 000 (четырнадцать миллионов восемьсот двенадцать тысяч) рублей;
- земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 46 000 +/-1876,67 кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для строительства дома отдыха, земли рекреационного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], по состоянию на 01.01.2019 составляет 8 050 000 (восемь миллионов пятьдесят тысяч) рублей.
С уточненным отчетом административный ответчик в судебном заседании согласился.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ и установив по результатам такой оценки, что отчет об оценке оценщика ООО «Экспертный центр «Норматив» ФИО3 № 889 от 12.08.2020 и дополнение к нему, отвечают применительно к обстоятельствам настоящего дела критериям относимости, допустимости и достоверности, что они подтверждают достоверность заявленной итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] и [номер] по состоянию на юридически значимую дату (01.01.2019), суд, руководствуясь приведенными выше положениями нормативных правовых актов, приходит к выводу о том, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] и [номер] подлежат удовлетворению в заявленном административным истцом размере.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Ёлочка» об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 46 000 кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для строительства дома отдыха, земли рекреационного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 9 154 000 (девять миллионов сто пятьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 46 000 кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для строительства дома отдыха, земли рекреационного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 9 154 000 (девять миллионов сто пятьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 01.01.2019.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 92 000 +/-2654,01 кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для строительства дома отдыха, земли рекреационного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 14 812 000 (четырнадцать миллионов восемьсот двенадцать тысяч) рублей по состоянию на 01.01.2019.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 46 000 +/-1876,67 кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для строительства дома отдыха, земли рекреационного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного границах участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 8 050 000 (восемь миллионов пятьдесят тысяч) рублей по состоянию на 01.01.2019.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья областного суда Н.В. Гущева
Решение в окончательной форме принято 17 декабря 2020 г.