УИД: 27OS0000-01-2022-000031-34
Дело № 3а-82/2022
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 марта 2022 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,
при секретаре Е.А.Безуглой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Полётное» к министерству имущества Хабаровского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Краевому государственному бюджетному учреждению «Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учета недвижимости» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
у с т а н о в и л:
В административном исковом заявлении, предъявленном к министерству имущества Хабаровского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, ООО «Полётное» оспаривает утверждённую по состоянию на 02.09.2020 года кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый №, расположенного в Хабаровском крае, район имени Лазо, западная часть. В заявлении административный истец указал, что владеет объектом недвижимости на праве собственности, обязан платить земельный налог, базовая ставка которого определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения. Рыночная стоимость земельного участка на эту же дату, согласно отчету об оценке, значительно ниже его кадастровой стоимости. Изменение кадастровой стоимости повлечет снижение размера земельного налога. ООО «Полётное» просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости 12 006 369 рублей.
Определением судьи от 17.02.2022 года к участию в деле привлечены административный соответчик Краевое государственное бюджетное учреждение «Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учета недвижимости» (далее по тексту КГБУ «Хабкрайкадастр»), заинтересованное лицо администрация района имени Лазо Хабаровского края.
Представитель административного истца Кушнир Т.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель КГБУ «Хабкрайкадастр» Чичик А.Ю. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административных исковых требований. Считает, что заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельного участка не подтвержден. Представленный суду отчет об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Закона РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки, а значит, не может быть признан допустимым доказательством. При расчете рыночной стоимости оценщик использовал данные о фактической урожайности сельскохозяйственных культур. Но, в соответствии с п. 7 СПОД РОО 04-111-2020 при применении метода капитализации земельной ренты необходимо принимать в расчет не фактические, а нормативные показатели для соответствующих климатических и почвенных условий. Так как показатели фактической урожайности в два раза ниже нормативных показателей, то расчеты оценщика повлекли необоснованное занижение рыночной стоимости объекта оценки. Также оценщиком не был учтен агропромышленный потенциал района им. Лазо Хабаровского края, который является наиболее высокий среди других районов этого региона.
Представители министерства имущества Хабаровского края, Управления Росреестра по Хабаровскому краю и администрации района имени Лазо Хабаровского края, уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились. Исходя из того, что не явившиеся в судебное заседание лица не просили об отложение слушания дела, учитывая положений частей 8, 9 статьи 96, статьи 150, части 6 статьи 226, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, и что их явка не признана обязательной, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела по существу, суд провел судебное заседание в их отсутствие, признав причину неявки неуважительной.
Заслушав объяснения лиц, принявших участие в судебном заседании, исследовав предоставленные сторонами письменные доказательства, суд установил, что 24.08.2012 года на кадастровый учет поставлен объект недвижимости – земельный участок, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, площадь 3 443 506 кв.м, местоположение: Хабаровский край, район им. Лазо, западная часть, кадастровый №. В Едином государственном реестре недвижимости 13.07.2015 года зарегистрировано право собственности ООО «Полётное» на земельный участок.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (части 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса РФ).
Частью 1 статьи 387, частью 1 статьи 388, частью 1 статьи 389, частями 1, 2 статьи 390 и абзацами первым и шестым части 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ установлено, что земельный налог вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Решением Собрания депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 18.11.2005 года № 83 утверждено Положение о местных налогах на территории муниципального района имени Лазо, земельный налог введен с 01.01.2006 года.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, городскому округу (часть 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
Приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края от 07.11.2019 года № 102 утверждены по состоянию на 01.01.2019 года результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Хабаровского края. Кадастровая оценка проводилась в порядке, установленном Федеральным законом от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее по тексту Закон о государственной кадастровой оценке). Результаты кадастровой оценки применяются с 01.01.2020 года.
В соответствие с порядком, установленным статьей 16 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» (далее по тексту Закон о государственной кадастровой оценке), кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № (после корректировки площади земельного участка) была определена актом КГБУ «Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учета недвижимости» по состоянию на 02.09.2020 года в размере 24 380 022,48 рублей. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 25.09.2020 года, результаты оценки применяются с 02.09.2020 года.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, в суде или комиссии на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (части 1 и 7 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке).
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 1, 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения, поэтому имеет самостоятельный правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости находящегося в его собственности объекта недвижимости. С таким административным иском он обратился в суд 20.01.2022 года.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, независимо от вида определяемой стоимости, является отчет об оценке объекта недвижимости.
В Федеральном стандарте оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 299, указано, что отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки изложены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 27:08:0010811:70 произведена оценщиком ООО «Дальневосточное агентство оценки имущества» Бахваловым К.Е. (имеющем квалификационный аттестат в области оценочной деятельности «Оценка недвижимости», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценка стоимости предприятия (Бизнеса)», являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация «Русское общество оценщиков» с 16.03.2015 года регистрационный №, профессиональная деятельность оценщика и ООО «Дальневосточное агентство оценки имущества» застрахованы), о чем 01.12.2021 года подготовлен отчет № 158/21.
Изучив содержание отчета об оценке от 01.12.2021 года № 158/21, суд считает, что он соответствует требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и ФСО № 3. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 27:08:0010811:70 определена по состоянию на 02.09.2020 года - на ту же дату определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, что соответствует требованиям части 7 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке.
Итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке (пункты 6, 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки 1 (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 297).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).
В отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты (подпункт «и» пункта 8 ФСО № 3).
В отчете об оценке от 01.12.2021 года № 158/21 указано, что для определения рыночной стоимости объекта оценки оценщик использовал доходный подход, в рамках которого применил метод капитализации земельной ренты, основанный на принципе ожидания будущих преимуществ, где потенциальный покупатель оцениваемого имущества приобретает его в расчете получения будущих доходов, связанных с арендной платой и приростом стоимости имущества при его перепродаже, которые ему гарантирует право собственности на это имущество. В отчете приведены основания отказа от использования затратного и сравнительного подходов, и иных методов в рамках доходного подхода страницы (страницы 60-63,88 отчета).
Оценщик проанализировал вид разрешенного использования земельного участка – предназначен для сельскохозяйственного производства (пашня), его местоположение – находится в Полётненском сельском поселении муниципального района им. Лазо Хабаровского края. На сновании полученных данных он сделал вывод, что объект оценки наиболее эффективно использовать для засева овсом либо соевыми бобами, и такое использование будет приносить наиболее максимальный чистый доход (страницы 17-21, 52-59).
Величину земельной ренты оценщик определял, исходя из того, что земельный участок будет использоваться для производства сельскохозяйственных культур (основной и побочной/сопутствующей), - сои и овса, используя формулу, приведенную в открытом источнике информации - издании «Оценка рыночной стоимости сельскохозяйственных земельных угодий», под ред. Бондаренко Т.Г., Полунина Г.А., Петрова В.И.,; - М.: ООО НИПКЦ «Восход – А», 2009 г.. По этой формуле величина годовой земельной ренты рассчитывается как сумма значений: валовый доход от продажи основной сельскохозяйственной культуры из расчета на 1 га (руб./га) + валовый доход от продажи побочной (сопутствующей) сельскохозяйственной культуры из расчета на 1 га (руб./га) - (нормативные затраты на производство сельскохозяйственной культуры из расчета на 1 га (руб./га) + нормативная прибыль предпринимателя (руб./га). Все показатели, необходимые для расчета величины годовой земельной ренты, определены оценщиком на основании данных Федеральной службы государственной статистики, размещенных в официальных открытых источниках информации.
Валовый доход определен оценщиком для 1 га земельного участка как произведение нормативной урожайности сельскохозяйственной культуры на ее рыночную цену. В качестве показателя нормативной урожайности им использованы средние показатели урожайности сельскохозяйственных культур в Хабаровском крае за период 2014-2018 годов, сведения о которых размещены на официальном сайте Государственной статистики. По результатам расчета урожайность на 1 тонну составила: для культуры «овес» - 1,714 т/га (17,14 ц/га*0,1); для культуры «соя» - 1,220 т/га (12,20 ц/га*0,1).
Проанализировав цены за период с сентября 2019 года по август 2020 года на основании предоставленной в открытом источнике - «Средние цены производителей сельскохозяйственной продукции, реализуемой сельскохозяйственными организациями с 2017 года», информации оценщик определил диапазон цен сельскохозяйственных культур: овес – от 9591,14 до 11 747,75 рублей за тонну; соя – от 21 514,66 до 21 999,99 рублей за тонну. Для расчетов использован усредненный показатель цены на август 2020 года, который для сельскохозяйственной культуры овес составил 11 600 рублей за тонну, для сельскохозяйственной культуры сои составил 21 999,99 рублей за тонну.
Нормативные затраты на производство сельскохозяйственной культуры рассчитаны на основании данных, содержащихся в Информационном письме о средних затратах и урожайности сельскохозяйственных культур по Хабаровскому краю № 10.2-17-9384 от 15.11.2021 года (выполненного Министерством сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края), за период 2017-2018 гг., и составили на 1 тонну готовой продукции для сельскохозяйственной культуры сои 12 814,66 рублей, для сельскохозяйственной культуры овес – 7 850,48 рублей.
Используя индекс удорожания на промышленные товары и услуги, приобретенные сельскохозяйственными организациями (для сельскохозяйственной культуры «овес» - 1,1101, для сельскохозяйственной культуры «соя» - 1,0589), оценщик произвел корректировку себестоимости сельскохозяйственных культур на дату оценки - 02.09.2020 года. Показатель себестоимости на дату оценки составил: для сельскохозяйственной культуры «овес» - 8714,82 руб./т., для сельскохозяйственной культуры «соя» - 13 569,44 руб./т..
Используя сведения из статьи «Результаты экспертных оценок величин значимых параметров, используемых в оценочной деятельности 3 квартал 2018 г.», опубликованной в Информационном бюллетене «Российский оценщик» № 02 «138» 2018 «Рекомендации по определению объектов оценки применительно к направлению, указанному в квалификационном аттестате» (стр. 27), оценщик определил среднее значение прибыли предпринимателя в размере 17%, находящемся в диапазоне от 10% до 24%.
Затраты: на производство овса с учетом прибыли предпринимателя составили 10 196,34 руб./т., на единицу площади, - 17 476,53 руб./га; на производство сои с учетом прибыли предпринимателя составили 15 876,24 руб./т., на единицу площади, - 19 369,01 руб./га. Определив доли засева сельскохозяйственными культурами – 11,89 % (овес), 88,11% (соя), оценщик рассчитал величину годовой земельной ренты из расчета на 1 га,
которая составила 6868,74 руб./га.
По расчетам оценщика чистый операционный годовой доход (земельная рента), с учетом поправочного коэффициента на оборот площади, с оцениваемого земельного участка равен 2 365 254,74 рублям.
Коэффициент капитализации, рассчитанный методом кумулятивного построения, составил 0,1970. Итоговая рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 02.09.2020 года составила 12 006 369 рублей.
Содержание отчета об оценке от 01.12.2021 года № 158/21 года позволяет сделать вывод, что он подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки. Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости земельного участка. Документ содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений. В отчете изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объектов оценки, имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Отчет об оценке выполнен в соответствии с заданием на оценку. Содержание отчета изложено четко и ясно, не допускает неоднозначного толкования полученных результатов и не вводит в заблуждение.
По мнению представителя КГБУ «Хабкрайкадастр» оценщиком неверно определен валовый доход. При его расчете, как указано в утвержденных приказом Минимущества России от 06.03.2002 года № 568-р Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков и в п. 7 СПОД РОО 04-111-2020, если применяется метод капитализации земельной ренты, необходимо было использовать нормативные показатели урожайности на единицу площади для соответствующих климатических и почвенных условий, а не фактические показатели. Суд с такой позицией согласиться не может, так как она не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденные Распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 года № 568-р, были разработаны во исполнение Постановления Правительства РФ от 06.07.2001 года № 519, которым были утверждены стандарты оценки, а на Министерство имущественных отношений России была возложена обязанность разработать и утвердить методические рекомендации по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки, видам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об оценке.
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 года № 519 "Об утверждении стандартов оценки" с 01.01.2008 года признано недействующим Постановлением Правительства РФ от 08.11.2007 года № 765.
В соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона «Об оценочной детальности в Российской Федерации» разработаны федеральные стандарты оценки, стандарты и правила оценочной деятельности – Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 297, Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 299, Федеральный стандарт оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года № 611.
Таким образом, Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденные Распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 года № 568-р, на которые ссылается административный ответчик, фактически утратили свое правовое значение, имеют рекомендательный характер.
СПОД РОО –2020 «Структура стандартов и правил оценочной деятельности» разработаны и утверждены Ассоциацией «Русское общество оценщиков» и носит рекомендательный, а значит не обязательный для применения, характер.
Содержание отчета об оценке свидетельствует, оценщик руководствовался положениями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральными стандартами оценки – ФСО №1, ФСО №3 и ФСО № 7.
Доходный подход рекомендуется применять, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы (пункт 16 ФСО № 1).
Оценщик вправе использовать иную методологию расчетов и самостоятельно определять метод (методы) оценки недвижимости в рамках каждого из выбранных подходов, основываясь на принципах существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. При этом в отчете об оценке необходимо привести описание выбранного оценщиком метода (методов), позволяющее пользователю отчета об оценке понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода (методов) объекту недвижимости, принципам оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки (пункт 25 ФСО № 7).
В пунктах 5, 13 ФСО № 3 указано, что в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки. Информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена. В случае, если в качестве информации, существенной для величины определяемой стоимости объекта оценки, используется значение, определяемое экспертным мнением, в отчете об оценке должен быть проведен анализ данного значения на соответствие рыночным данным (при наличии рыночной информации).
Оценщиком указанные требования федеральных стандартов оценки при определении о писания порядка расчета валового дохода, составляющей которого является урожайность сельскохозяйственной культуры, соблюдены. В отчете указаны источники информации, которые использованы оценщиком при расчете, в том числе показателей урожайности сельскохозяйственных культур в Хабаровском крае, и они доступны для проверки пользователями отчета.
Административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что нормативные значения урожайности сельскохозяйственной продукции в районе имени Лазо Хабаровского края в два раза выше фактической урожайности за 2018-2019 годы.
Также, по мнению суда, несостоятельна позиция административного ответчика, что при определении рыночной стоимости оценщиком не учтены особенности состава почвенных разновидностей в Хабаровском крае, в частности в районе имени Лазо.
В отчете приведен анализ имеющейся информации о природных и климатических условиях, о почвенных и земельных ресурсах муниципального района имени Лазо Хабаровского края. Их оценщик определили как «благоприятные для развития лесной и травяной растительности и культивирования разнообразных сельскохозяйственных культур». Проанализирована информация о плодородности земель оцениваемого земельного участка..
Доказательств недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, нарушений при составлении отчета, которые могут существенно повлиять на размер рыночной стоимости объекта оценки, в ходе рассмотрения дела не установлено. Учитывая это, суд пришел к выводу, что рыночная стоимость объекта оценки определена в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности.
Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).
Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд считает, что заявленные административным истцом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Полётное» об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, удовлетворить.
Установить утвержденную по состоянию на 02.09.2020 года кадастровую стоимость земельного участка, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, площадь 3 443 506 кв.м, местоположение: Хабаровский край, район им. Лазо, западная часть, кадастровый №, в размере рыночной стоимости 12 006 369 рублей.
Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости – 20 января 2022 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд апелляционной инстанции – судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.
Судья краевого суда