ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-83/17 от 04.09.2017 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а- 83/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тверь 4 сентября 2017 года

Тверской областной суд в составе

председательствующего судьи Сиротиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Безуглой Ю.В.,

с участием прокурора Полещук Р.С.,

представителей:

административного истца Федерального агентства лесного хозяйства и заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу ФИО2,

административного ответчика Совета депутатов городского поселения поселок Пено Пеновского района Тверской области и заинтересованного лица администрации городского поселения поселок Пено Пеновского района Тверской области ФИО3,

заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства Тверской области ФИО4,

заинтересованного лица Правительства Тверской области ФИО5

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим со дня принятия решения Совета депутатов городского поселения поселок Пено Пеновского района Тверской области от 21 апреля 2015 года № 13 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городского поселения поселок Пено» в части включения в границы населенного пункта участков лесного фонда,

установил:

решением Совета депутатов городского поселения поселок Пено от 21 апреля 2015 года № 13 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городского поселения поселок Пено Пеновского района Тверской области» утвержден Генеральный план городского поселения поселок Пено Пеновского района Тверской области.

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с административным иском, с учетом уточнений и дополнений, о признании недействующим со дня принятия решения Совета депутатов городского поселения поселок Пено от 21 апреля 2015 года № 13 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городского поселения поселок Пено Пеновского района Тверской области»в части включения в границы поселка Пено участков лесного фонда, месторасположением: <адрес>, кварталы , площадь пересечения <данные изъяты> кв.м., кварталы , площадь пересечения <данные изъяты> кв.м., квартал , площадь пересечения <данные изъяты> кв.м., кварталы , площадь пересечения <данные изъяты> кв.м., <адрес> (леса, ранее находившиеся во владении <данные изъяты>), кварталы , площадь пересечения <данные изъяты> кв.м. по координатам поворотных точек согласно заключениям <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемым нормативным правовым актом из земель лесного фонда в границы городского поселения поселок Пено незаконно включены лесные участки общей площадью <данные изъяты> кв.м. Данные лесные участки расположены в границах находящегося в федеральной собственности участка лесного фонда площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , с видом разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства. Названные выше лесные участки принадлежат на праве собственности Российской Федерации и включены в границы населенного пункта без соответствующей процедуры согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства, что противоречит требованиям земельного, лесного, градостроительного законодательства и положениям Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В результате принятия указанного нормативного правового акта изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что препятствует осуществлению полномочий органов федеральной власти по управлению землями лесного фонда.

В судебном заседании представитель административного истца Федерального агентства лесного хозяйства и заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу ФИО2 заявленные требования, с учетом уточнений и дополнений, поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Совета депутатов городского поселения поселок Пено Пеновского района Тверской области и заинтересованного лица администрации городского поселения поселок Пено Пеновского района Тверской области ФИО3 возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что проект генерального плана был размещен в Федеральной государственной системе территориального планирования. В связи с не поступлением в установленный трехмесячный срок заключения Минрегионразвития в администрацию поселка Пено генеральный план был утвержден 4 марта 2014 года решением Совета депутатов Пеновского района Тверской области. 18 марта 2014 года поступило письмо Минрегионразвития с замечаниями на проект генерального плана, после чего генеральный план был отправлен на доработку в проектную организацию, которой были внесены изменения в таблицу № 4.7. Материалов по обоснованию генерального плана. Решением Собрания Совета депутатов Пеновского района Тверской области № 20 от 13 апреля 2015 года на основании протеста прокурора отменено решение Собрания депутатов Пеновского района Тверской области от 4 марта 2014 года № 13 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городского поселения поселок Пено Пеновского района Тверской области». После повторного размещения в Федеральной государственной системе территориального планирования измененного проекта генерального плана, при отсутствии замечаний, без проведения публичных слушаний, по итогам публичных слушаний по первоначальному проекту генерального плана, данный генеральный план был утвержден решением Совета депутатов городского поселения поселок Пено от 21 апреля 2015 года.

Представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области ФИО5 в судебном заседании поддержала заявленные истцом требования, мотивируя тем, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует Градостроительному и Земельному кодексам Российской Федерации по своему содержанию и по процедуре принятия.

Представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства Тверской области ФИО4 в судебном заседании поддержала административные исковые требования, ссылаясь на то, что Министерством лесного хозяйства Тверской области при рассмотрении проекта генерального плана было установлено наложение границ населенного пункта на земли лесного фонда, в связи с чем было подготовлено заключение об отказе в согласовании проекта и рекомендовано согласовать изменение границ с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом – Рослесхозом, однако, замечания на проект ответчиком устранены не были и Генеральный план был утвержден Советом депутатов без надлежащего согласования.

Представители заинтересованных лиц Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, администрации муниципального образования «Пеновский район» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно частям 1 и 2 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Статьей 7 указанного закона предусмотрено, что по вопросам местного значения органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, утверждение которого относится к полномочиям представительного органа местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 14, часть 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Частью 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, но с нарушением установленного порядка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Устава муниципального образования городское поселение посёлок Пено Пеновского района Тверской области (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) в состав городского поселения входит один населенный пункт - поселок городского типа Пено.Граница и территория городского поселения установлены законом Тверской области от 28 февраля 2005 года № 47–ЗО «Об установлении территории и границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Пеновский район», и наделении их статусом городского, сельского поселения» (статья 3 Устава муниципального образования городское поселение поселок Пено Пеновского района Тверской области).

К вопросам местного значения отнесено утверждение генеральных планов поселения. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей поселения могут проводиться публичные слушания (подпункт 19 пункта 1 статьи 7, пункт 1 статьи 19 Устава муниципального образования городское поселение поселок Пено Пеновского района Тверской области).

В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Устава муниципального образования городское поселение поселок Пено Пеновского района Тверской области порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением Совета депутатов городского поселения поселок Пено и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей поселения о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей поселения, обнародование результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Совет депутатов городского поселения поселок Пено Пеновского района Тверской области является представительным органом поселения, который представляет население и осуществляет нормотворческую деятельность (пункт 1 статьи 27 Устава муниципального образования городское поселение поселок Пено Пеновского района Тверской области).

К компетенции Совета депутатов поселения относится утверждение генерального плана поселения (подпункт 3 пункта 2 статьи 28 Устава муниципального образования городское поселение поселок Пено Пеновского района Тверской области).

Официальным обнародованием муниципальных правовых актов считается размещение их полных текстов, в трёхдневный срок со дня подписания, на информационных стендах городского поселения, размещенных в здании администрации и дома культуры, где они должны находиться в течение не менее 10 календарных дней со дня их официального обнародования. Обнародуемые муниципальные правовые акты подлежат регистрации в специальном журнале с указанием даты их размещения на информационных стендах (пункт 3 статьи 38 Устава муниципального образования городское поселение поселок Пено Пеновского района Тверской области).

Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования могут проводить публичные слушания.

На публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования (пункт 3 части 3 статьи 28) указанного закона.

Решением Совета депутатов городского поселения поселок Пено от 8 октября 2014 года № 17 утверждено Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании городское поселение поселок Пено.

Согласно статье 3 данного Положения на публичные слушания в обязательном порядке выносятся проекты планов развития поселения.

Указанным Положением регламентирован порядок проведения публичных (общественных) слушаний, опубликования и обнародования итоговых документов.

15 января 2014 года главой городского поселения поселка Пено принято решение № 1 о проведении 28 января 2014 года публичных слушаний по проекту Генерального плана, установлены место, дата, сроки публичных слушаний, наименование проекта правового акта.

17 января 2014 года Советом депутатов городского поселения поселка Пено принято решение № 2 о вынесении проекта Генерального плана на публичные слушания 28 января 2014 года.

В № 3 газеты «Звезда» от 16 января 2014 года опубликовано информационное сообщение о проведении 15 января 2014 года публичных слушаний по проекту Генерального плана поселка Пено.

Сводным заключением Правительства Тверской области от 27 января 2014 года согласован проект генерального плана поселка Пено.

В итоговом документе публичных слушаний и протоколе публичных слушаний от 28 января 2014 года №1 указано, что публичные слушания проводятся в соответствии с постановлением главы администрации городского поселения поселок Пено №1 от 15 января 2014 года.

Решением Собрания депутатов Пеновского района Тверской области от 4 марта 2014 года № 13 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городского поселения поселок Пено Пеновского района Тверской области» утвержден Генеральный план муниципального образования городского поселения поселок Пено Пеновского района Тверской области, проект которого был подготовлен Научно-проектным институтом пространственного планирования «ЭНКО» на основании муниципального контракта № 8/1/13-ОК от 28 июня 2013 года.

Данное решение опубликовано в газете «Звезда» (№ 11 от 12 марта 2014 года).

11 марта 2014 года Федеральным агентством лесного хозяйства отказано в согласовании проекта генерального плана поселка Пено в связи с тем, что проектом предусмотрено увеличение площади населенного пункта поселка Пено за счет земель лесного фонда площадью 125,6 га без указания планируемого целевого использования, местоположения, лесничеств, целевого назначения лесов, категории защитных лесов (т. 2 л. д. 12).

Генеральный план отправлен на доработку в проектную организацию, которой были внесены изменения в таблицу № 4.7 Материалов по обоснованию генерального плана.

Административным ответчиком представлено письмо от 16 мая 2014 года в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации о размещении во ФГИС ТП доработанного проекта генерального плана городского поселения поселка Пено с учетом замечаний Рослесхоза.

Доказательств направления данного письма административным ответчиком суду не предъявлено.

Соглашением от 14 ноября 2014 года администрация городского поселения поселок Пено передала на срок до 31 декабря 2015 года муниципальному образованию «Пеновский район» полномочия по утверждению генеральных планов.

Дополнительным соглашением от 13 апреля 2015 года полномочия по утверждению генеральных планов исключены из соглашения от 14 ноября 2014 года.

Решением Собрания Совета депутатов Пеновского района Тверской области № 20 от 13 апреля 2015 года на основании протеста прокурора об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности отменено решение Собрания депутатов Пеновского района Тверской области от 4 марта 2014 года № 13 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городского поселения поселок Пено Пеновского района Тверской области», с указанием на вступление в силу с момента опубликования.

Данное решение опубликовано в газете «Звезда» (№ 18 от 6 мая 2015 года).

До вступления в силу решения Собрания Совета депутатов Пеновского района Тверской области № 20 от 13 апреля 2015 года решением Совета депутатов городского поселения поселок Пено от 21 апреля 2015 года № 13 на основании протоколов публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний, Сводного заключения Правительства Тверской области от 27 января 2014 года утвержден Генеральный план муниципального образования городского поселения поселок Пено Пеновского района Тверской области с указанием на вступление в силу с момента опубликования газете «Звезда».

Данное решение опубликовано в газете «Звезда» (№ 21 от 27 мая 2015 года).

В журнале регистрации подлежащих обнародованию решений Совета депутатов городского поселения поселок Пено Пеновского района Тверской области имеется запись о регистрации вышеуказанного решения, однако, доказательств обнародования данного решения суду не предъявлено.

Судом установлено, что после повторного размещения в Федеральной государственной системе территориального планирования измененного проекта генерального плана за 2015 год без проведения публичных слушаний, по итогам публичных слушаний от 15 января 2014 года по первоначальному проекту генерального плана за 2013 год, оспариваемый генеральный план был утвержден решением Совета депутатов городского поселения поселок Пено от 21 апреля 2015 года.

Частью 5 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана предусмотрена обязательная организация органом местного самоуправления выставок, экспозиций демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступлений представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.

В соответствии с частью 8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Вопреки указанным требованиям и положениям пункта 4 статьи 19 Устава муниципального образования городское поселение поселок Пено Пеновского района Тверской области о заблаговременном оповещении жителей поселения о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременном ознакомлении с проектом муниципального правового акта, других мерах, обеспечивающих участие в публичных слушаниях жителей поселения, опубликовании (обнародовании) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, административным ответчиком не была доведена до населения информация о содержании проекта генерального плана путем проведения мероприятий, предусмотренных вышеуказанными нормами.

С учетом невыполнения требования закона о надлежащем информировании населения о содержании проекта Генерального плана, о проведении публичных слушаний, об обнародовании решения о проведении публичных слушаний по проекту Генерального плана, заключения о результатах публичных слушаний суд приходит к выводу о несоблюдении административным ответчиком процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 июля 2010 года №931-О-О, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер; публичные слушания предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, возможность участвовать в его обсуждении; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24, 28).

Приведенные выше нарушения закона не позволили выявить коллективное мнение населения по общественно значимому вопросу, касающемуся подготовки и утверждения документа территориального планирования поселения, что является существенным нарушением процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и влечет его недействительность.

В соответствии с частью 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации представительный орган местного самоуправления поселения с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

Раскрывая понятие официального опубликования нормативного правового акта, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в пункте 21 разъяснил, что официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования, судом установлено, что возможность ознакомиться с его содержанием не была обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт.

Применяя разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (в редакции от 9 февраля 2012 года) и проверяя полномочия органа, не обсуждая вопрос о целесообразности принятия оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, суд учитывает закрепление вопросов местного значения в статьях 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта судом установлено, что существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида, административным ответчиком нарушены.

Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, суд признает установленным, что порядок его обнародования не соблюден.

Проверяя соблюдение порядка обнародования нормативного правового акта, суд учитывает, что в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Оспариваемый нормативный правовой акт не обнародован в предусмотренном Уставом порядке – не размещен на информационных стендах.

Судом установлено, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства по одному из указанных оснований, влекущих признание акта недействующим - предусмотренные правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе правила его обнародования, что, в соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» является основанием для принятия решения об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

При проверке соответствия содержания оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Генеральный план городского поселения поселок Пено Пеновского района предусматривает расширение границ населенного пункта за счет включения в него лесных участков.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли населённых пунктов, земли лесного фонда.

Границы городских, сельских населённых пунктов отделяют земли населённых пунктов от земель иных категорий (часть 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (пункт 1 статьи8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Лесные участки в составе земель лесного фонда согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Частью 2 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация осуществляет управление о распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи11 Федерального закона от 21 декабря 2004года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

В период подготовки генерального плана территории городского поселения поселок Пено Пеновского района Тверской областидействовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012года №69.

Пунктом 2.1 названного порядка предусмотрено направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования в информационной системе в Минэкономразвития России. До реализации механизма электронной подписи в информационной системе уведомление осуществляется путем почтовых отправлений.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, в редакции, действовавшей на момент подготовки проекта генерального плана, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий; рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции (подпункты 5.4.2 и 5.4.3).

Системный анализ вышеперечисленных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населённых пунктов) подтверждается правовой позицией, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Судом установлено, что утвержденный оспариваемым нормативным правовым актом Генеральный план содержит текстовую часть (положение о территориальном планировании) и картографический материал, в частности карту границ населенного пункта.

Прилагаемые к генеральному плану обосновывающие материалы в текстовой форме содержат перечень земельных участков, которые включаются в границы населенного пункта.

Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают границы населенного пункта на момент принятия и на расчетный срок.

Из материалов дела следует, что земельный участок из земель лесного фонда с разрешенным использованием для ведения лесного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в Пеновском районе Тверской области, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (т.1 л.д.192).

Материалами по обоснованию Генерального плана предусмотрено, что лесные кварталы, отведенные в земли населенного пункта согласно неутвержденному проекту поселковой черты, в настоящее время находятся в ведении Осташковского лесничества.

Согласно разделам № 3 Положения о территориальном планировании и № 5 Материалов по обоснованию Генерального плана технико-экономические показатели содержат сведения об увеличении площади земель населенного пункта на первую очередь (2023 год) с 938,8 га до 1064,4 га и уменьшении площади земель лесного фонда с 4146,8 га до 4021,2 га (т. 2 л.д. 133, т. 3 л.д. 116).

Разделом 4.4. Материалов по обоснованию Генерального плана предусмотрено увеличение общей площади земель населенных пунктов путем включения в восточной части поселка Пено 6 земельных участков из состава земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, общей площадью 125,6 га, указанных в перечне (т. 3 л.д.80).

Таблица 4.7. содержит перечень земельных участков категории земель лесного фонда, подлежащих переводу в категорию земель населенного пункта поселка Пено (т. 3 л. д. 81-82).

В соответствии с картами-схемами расположения и границ лесного участка по материалам лесоустройства <данные изъяты>, <данные изъяты> и выпиской от ДД.ММ.ГГГГ из государственного лесного реестра, выданной Министерством лесного хозяйства Тверской области, правообладателем лесного участка, местоположением: <адрес>, является Российская Федерация. Площадь кварталов: <данные изъяты> га, <данные изъяты> га, <данные изъяты> га, <данные изъяты> га, <данные изъяты> га, <данные изъяты> га, <данные изъяты> га, <данные изъяты> га, <данные изъяты> га.

По результатам составленного <данные изъяты> альбома картографических материалов наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта и заключений от ДД.ММ.ГГГГ о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий установлено включение в границы поселка городского типа Пено участков лесного фонда, месторасположением: <адрес>, кварталы (леса, ранее находившиеся во владении <данные изъяты> площадь пересечения <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты>, кварталы , площадь пересечения <данные изъяты> кв.м., кварталы , площадь пересечения <данные изъяты> кв.м., квартал , площадь пересечения <данные изъяты> кв.м., кварталы , площадь пересечения <данные изъяты> кв.м.

Пересечение границ участков лесного фонда и земельных участков поселения подтверждается также выполненными <данные изъяты> схемой расположения земельных (лесных) участков <адрес> на карте-схеме границ населенного пункта согласно генеральному плану городского поселения поселка Пено и реестром пересечений земельных участков (т.1 л. д. 11-13).

Свидетель ФИО, являющийся ведущим экспертом - специалистом по ведению государственного лесного реестра, экспертизы проектов освоения лесов <данные изъяты>, в судебном заседании пояснил, что при подготовке заключений от ДД.ММ.ГГГГ были использованы материалы лесоустройства, планшеты, планы лесонасаждений, данные аэрофотосъемки, таксационные описания, при совмещении которых с генеральным планом было установлено пересечение границ лесных участков с границами населенного пункта.

Свидетель ФИО1, являющийся руководителем <данные изъяты> в судебном заседании пояснил, что на указанных истцом участках расположены жилые дома, промышленные предприятия, кладбище. Решением Совета депутатов Пеновского района от 20 декабря 2012 года № 63 утверждена схема территориального планирования Пеновского района, согласно которой и был разработан оспариваемый генеральный план.

Судом установлено, что в соответствии с генеральным планом в границы поселения включены лесные участки по координатам поворотных точек согласно заключениям <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных суду материалов лесоустроительной документации (планшетов <данные изъяты> за 1994 год, выполненных <данные изъяты>, таксационных описаний 1994 – 1995 годов «Проекта организации и развития лесного хозяйства Пеновского лесхоза Тверского Управления лесами Федеральной службы лесного хозяйства России», перспективного плана ведения лесного хозяйства совхоза «Пеновский» 1989 – 1990 годов, материалов лесоустроительной документации (планшеты <данные изъяты>, <данные изъяты>, выполненные <данные изъяты>», схем наложения границ, выписки из государственного лесного реестра следует, что на территории поселка Пено расположены земли лесного фонда.

Поскольку имело место включение в границы населенного пункта поселка Пено Пеновского района Тверской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта, орган местного самоуправления должен был обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, что сделано не было.

Административным ответчиком не представлено доказательств направления в Минрегион России уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в соответствии с требованиями пункта 2.1 – 2.4 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований.

Отсутствие положительного заключения Федерального агентства лесного хозяйства, подготовленного в рамках предусмотренного статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации согласования проекта документа территориального планирования, привело к включению земель лесного фонда в черту населенного пункта, что влечет незаконное изменение категории земель.

Учитывая отсутствие согласования с собственником - Российской Федерацией включения земельных участков земель лесного фонда в границы городского поселения, суд приходит к выводу о том, что сам по себе факт нахождения земельных участков лесного фонда в границах поселения не является законным основанием для изменения категории этих земельных участков с земель лесного фонда на земли населённых пунктов и не прекращает права Российской Федерации на указанные земельные участки как на земли лесного фонда.

Ссылка административного ответчика на неизменность границ населенного пункта безосновательна, поскольку отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда в установленном порядке не оспорено, при этом не опровергнуто и их нахождение в черте населенного пункта в соответствии с обжалуемым решением представительного органа.

Доводы административного ответчика о том, что границы земельного участка из состава земель лесного фонда не установлены в соответствии с лесным законодательством и истцом не доказан факт включения в границы населенного пункта участков лесного фонда, противоречат установленным по делу обстоятельствам и являются несостоятельными в силу следующего.

Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу).

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана).

На основании статьи 92 указанного кодекса государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.

Статьей 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, лесничествах и лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, лесных участках и об их границах.

Как следует из материалов административного дела, местоположение границ земельных участков из состава земель лесного фонда определено на основе выписки из государственного лесного реестра, планов лесонасаждений, а также информации, содержащейся в таксационных описаниях, картах-схемах и материалах лесоустроительной документации лесничества.

Суд признаёт карту-схему расположения границ лесного участка и выписку от ДД.ММ.ГГГГ из государственного лесного реестра, выданные Министерством лесного хозяйства Тверской области, составленные <данные изъяты> альбом картографических материалов наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта и заключения от ДД.ММ.ГГГГ о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий относимыми и допустимыми доказательствами по административному делу.

Распоряжение заместителя главы администрации Тверской области от 20 июля 1994 года № 403-р «О внесении изменений в категории защитности и группы леса в лесном фонде Тверского управления лесами», согласно которому на основании решения облисполкома от 31 января 1991 года № 122 «Об утверждении поселковой черты п. Пено» переведены из категории защитности «II пояс зон санитарной охраны курорта Селигер» в категорию защитности «городские леса» без исключения из состава гослесфонда; утвержденное главой администрации Пеновского района 16 мая 1994 года ТЭО генерального плана п. Пено, Проект поселковой черты от 15 ноября 2001 года, сообщение Комитета по земельным ресурсам тверской области от 20 марта 1996 года о разрешении Правительства Российской Федерации перевода 3,4 га лесных земель в нелесные, постановление главы Пеновского района от 30 июня 1999 года № 111 об утверждении материалов инвентаризации, выполненные 7 июля 2017 года главным архитектором Пеновского района ФИО1 схемы застройки п. Пено и фотографические снимки не опровергают представленные административным истцом заключения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о пересечении границ земель лесного фонда <данные изъяты> с земельными участками категории «земли населенных пунктов»: в кварталах с земельными участками с кадастровыми номерами: ; в кварталах - с №; в кварталах – с ; в квартале ; в кварталах – с ( т. 3 л.д. 230 – 245).

Административным ответчиком относимых и допустимых доказательств в порядке части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, опровергающих вышеуказанные доказательства, представлено не было.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что решение об утверждении генерального плана поселения, принятое представительным органом муниципального образования городского поселения поселок Пено без предусмотренного действующим законодательством согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населённого пункта лесных участков является незаконным и не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановлению Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации».

Норма о согласовании проекта генерального плана носит обязывающий, а не рекомендательный характер.

Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленных на охрану и защиту земель лесного фонда, рациональное использование природных ресурсов, и осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов, а также охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункты 2, 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации) не является обязательным.

Таким образом, утверждение Советом депутатов Генерального плана при отсутствии согласования с Рослесхозом по проекту генерального плана свидетельствует о существенном нарушении порядка подготовки оспариваемого нормативного правового акта и перевода земель из одной категории в другую.

Часть 12 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предполагает произвольных действий главы местной администрации поселения по направлению несогласованного проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления, равно как и утверждение несогласованного проекта представительным органом местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд полагает, что при принятии генерального плана допущено нарушение градостроительного законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Разрешая вопрос о том, с какого времени следует считать нормативный правовой акт недействующим, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом с 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Представленные ответчиком выписки о правах на земельные участки свидетельствуют о применении оспариваемого нормативного правового акта и о реализации прав граждан и организаций (т. 4 л.д. 141-233).

Поскольку генеральный план городского поселения поселок Пено Пеновского района Тверской области, утвержденный решением Совета депутатов городского поселения поселок Пено Пеновского района Тверской области от 21 апреля 2015 года № 13, применялся и на его основе реализованы права граждан, оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать не соответствующим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов городского поселения поселок Пено от 21 апреля 2015 года № 13 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городского поселения поселок Пено Пеновского района Тверской области».

Сообщение о принятии решения суда подлежит обнародованию на информационном стенде администрации городского поселения поселок Пено Пеновского района Тверской области и опубликованию в официальном печатном издании газете «Звезда» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 6 сентября 2017 года.

Председательствующий Е.С. Сиротина