ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-83/2016 от 02.09.2016 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

02 сентября 2016 года г. Улан-Удэ

Верховный суд Республики Бурятия в составе судьи Ивановой В.А., при секретаре Васильевой А.В., с участием прокурора Григорьевой Н.Н., представителей административного ответчика Совета депутатов МО СП «Баргузинское» Кожемякина С.Л., заинтересованных лиц Республиканского агентства лесного хозяйства Баглаева И.М., Администрации МО «Баргузинский район» Сушкевича А.В., Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» Лемака В.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-83/2016 по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов МО СП «Баргузинское» о признании недействующим в части решения Совета Депутатов МО СП «Баргузинское» от ...... «Об утверждении генерального плана муниципального образования СП «Баргузинское»,

У С Т А Н О В И Л:

... Советом Депутатов муниципального образования сельского поселения «Баргузинское» Баргузинского района Республики Бурятия принято решение ... «Об утверждении генерального плана муниципального образования СП «Баргузинское».

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) обратилось в Верховный суд Республики Бурятия с административным иском о признании указанного решения недействующим в части включения в границы населенных пунктов муниципального образования сельское поселение «Баргузинское» Баргузинского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: <...>:

- <...>;

- <...>;

- <...>.

Требования мотивированы следующим. Приведенные выше лесные участки находятся в собственности Российской Федерации, являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами, определенными материалами лесоустройства.

По результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов, определенных проектным планом генерального плана, установлено частичное наложение границ муниципального образования сельское поселение «Баргузинское» на земли лесного фонда Баргузинского сельского участкового, Читканского участкового, Баргузинского участкового лесничеств.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, действующее на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений.

Рослесхоз, действующий на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2010 г. № 736, осуществляет функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), по управлению государственным имуществом в области лесных отношений, а также осуществляет рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий и рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Проект генерального плана МО СП «Баргузинское» Баргузинского района Республики Бурятия на рассмотрение (согласование) в Рослесхоз представлен не был, при принятии оспариваемого решения не соблюдена процедура согласования с собственником земель лесного фонда (Российской Федерацией в лице Рослесхоза) перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов.

По мнению административного истца, оспариваемое решение в части включения лесных участков в границы сельского поселения «Баргузинское» Баргузинского района Республики Бурятия не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации» и приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», в соответствии с которыми при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства, без соответствующего согласования проект утвержден быть не может, что влечет признание его несоответствующим требованиям федерального законодательства и недействующим.

Заинтересованными лицами по делу являются Республиканское агентство лесного хозяйства, Бурятский филиал ФГБУ «Рослесинфорг», ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект», ТУ Росимущества по РБ, Управление Росреестра по РБ, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» в лице филиала по РБ, администрация МО «Баргузинский район»,

В судебное заседание представитель административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Корзенкова Е.О., действующая на основании доверенности, не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, представила письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования с учетом их уточнения поддержала.

Представитель административного ответчика Кожемякин С.Л. с иском не согласился, указывая, что при утверждении генерального плана Совет депутатов муниципального образования СП «Баргузинское» полагал, что все необходимые согласования получены, поскольку ... между администрацией СП «Баргузинское» и ООО «<...>» был заключен муниципальный контракт, одним из условий которого являлось выполнение исполнителем – ООО «<...>» задания на разработку градостроительной документации, где одним из этапов разработки проекта являлось согласование проекта генерального плана сельского поселения. Кроме того, указал, что в случае удовлетворения иска решение Совета депутатов МО СП «Баргузинское» ... от ... должно быть признано недействующим не со дня его принятия, а с момента вступления в законную силу решения суда, поскольку земли, входящие в состав оспариваемых участков, были предоставлены гражданам для индивидуального жилищного строительства.

Представитель заинтересованного лица Республиканского агентства лесного хозяйства Баглаев И.М. требования административного иска поддержал. Указал на нарушение административным ответчиком процедуры согласования проекта генерального плана МО СП «Баргузинское» с уполномоченным органом – Рослесхозом. В ходе проведения картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов СП «Баргузинское» было установлено, что в границы данного сельского поселения включены лесные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Баргузинский район» Сушкевич А.В. с иском не согласился, полагая, что факт вхождения в границы населенных пунктов СП «Баргузинское» лесных участков, находящиеся в собственности Российской Федерации, не подтвержден. Границы населенного пункта СП «Баргузинское» не утверждены, необходимо проведение кадастровых работ, по результатам которых будут конкретно указаны границы населенного пункта и станет очевидным, имеется наложение или нет. Кроме того, при утверждении генерального плана был заключен государственный контракт, в связи с чем администрация сельского поселения полагала, что все работы по согласования генерального плана были произведены.

Представитель Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» Лемак В.И., пояснил, что ФГБУ было получено письмо из Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу с заданием произвести графическое совмещение генерального плана поселения с границами лесного фонда, в результате проведенных работ было установлено включение в границы муниципального образования сельское поселение «Баргузинское» Баргузинского района РБ лесных участков, расположенных на землях лесного фонда.

Представитель заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия, Управления Росреестра по Республике Бурятия, ТУ Росимущества в Республике Бурятия, ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» в суд не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены.

Свидетель ФИО10, пояснила, что она являлась руководителем отдела генеральных планов ОАО «<...>». В соответствии с заключенным ... муниципальным контрактом с МО СП «Баргузинское» в их обязанности как исполнителя входила лишь разработка градостроительной документации. Согласовать проект с уполномоченными органами Администрация МО СП «Баргузинское» должна была самостоятельно. Они, как исполнители муниципального контракта, процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства не осуществляли.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Григорьевой Н.Н., суд приходит выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ).

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Представительным органом МО СП «Баргузинское» Баргузинского района Республики Бурятия является Совет депутатов МО СП «Баргузинское» Баргузинского района Республики Бурятия (статья 20 Устава МО СП «Баргузинское»).

Таким образом, оспариваемое решение является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности и опубликованным на официальном сайте Администрации МО «Баргузинский район».

Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В подпункте 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ указано, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Подготовка и утверждение проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст.ст. 9, 24, 25 Градостроительного кодекса РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Согласно части 1 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

В части 8 данной статьи указано, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований утвержден Приказ Минрегиона России от 27.02.2012 № 69 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка (в редакции, действовавшей на момент принятии оспариваемого решения) орган местного самоуправления, уполномоченный на подготовку документа территориального планирования, направляет уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации - в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736, в полномочия Федерального агентства лесного хозяйства входит рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Из представленных Рослесхозом документов видно, что в состав сельского поселения «Баргузинское» действительно включены земельные участки, относящиеся к землям лесного фонда.

Однако, как установлено судом, процедура согласования с Рослесхозом проекта генерального плана сельского поселения «Баргузинское», утвержденного оспариваемым решением Совета депутатов МО СП «Баргузинское», административным ответчиком не соблюдена. Указанное обстоятельство не оспаривается самим ответчиком. Таким образом, следует признать, что процедура принятия нормативного правового акта, установленная федеральным законодательством, нарушена, что является основанием к признанию решения недействующим в оспариваемой части.

Доводы представителя администрации МО «Баргузинский район» о том, что факт вхождения в границы населенных пунктов СП «Баргузинское» лесных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, не подтвержден, подлежат отклонению.

... за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок, категория земель - земли лесного фонда, площадью ... кв.м., расположенный по <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ....

Доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земель к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, являются сведения из первичных источников информации об отнесении земельных участков к лесному фонду – государственного лесного реестра, таксационных описаний, лесоустроительных планшетов, схемы расположения лесных насаждений, лесного плана Республики Бурятия, карты-схемы Баргузинского лесничества, лесохозяйственного регламента Баргузинского лесничества.

По результатам исследования представленных в дело картографических материалов, копий лесоустроительных планшетов Баргузинского лесничества, таксационных описаний, карты-схемы Баргузинского лесничества, лесохозяйственного регламента, суд приходит к выводу, что указанные в административном исковом заявлении лесные участки вошли в границы населенных пунктов сельского поселения «Баргузинское» Баргузинского района Республики Бурятия в соответствии с оспариваемым решением Совета депутатов МО СП «Баргузинское» от .......

Из ответа ФГБУ «Рослесинфорг» в адрес Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от ...... следует, что при сопоставлении материалов лесоустройства с границами МО СП «Баргузинское» Баргузинского района Республики Бурятия установлено, что земли лесного фонда включены в границы населенных пунктов.

Из представленных в дело схем совмещения материалов лесоустройства с границами СП «Баргузинское видно, что в границах СП «Баргузинское» находятся участки из земель лесного фонда.

Таким образом, доводы Россельхоза о том, что в границы сельского поселения «Баргузинское» вошли земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, подтверждаются перечисленными выше доказательствами, исследованными в судебном заседании. Доказательств, опровергающих доводы истца, в материалы дела дело не представлено.

Зарегистрированное право собственности Российской Федерации на лесные участки в установленном порядке не оспорено и недействительным не признано.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» дано разъяснение о том, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

С учетом того, что оспариваемые положения применяются до настоящего времени, они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Депутатов муниципального образования сельского поселения «Баргузинское» Баргузинского района Республики Бурятия от ...... «Об утверждении генерального плана муниципального образования сельское поселение «Баргузинское» в части включения в границы населенных пунктов муниципального образования сельское поселение «Баргузинское» Баргузинского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: <...>:

- <...>

- <...>

- <...>

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.А. Иванова