ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-84/18 от 24.09.2018 Омского областного суда (Омская область)

Дело № 3а-84/2018

О м с к и й о б л а с т н о й с у д

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Ершовой Л.А.

при секретаре Каревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 сентября 2018 года в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области к Омскому областному кинологическому клубу «ФРЭНД» о ликвидации общественного объединения,

у с т а н о в и л:

Омский областной кинологический клуб «ФРЭНД» (далее – организация, объединение, общественное объединение, ООКК «ФРЭНД») зарегистрирован 31 марта 1993 года Отделом юстиции Администрации Омской области.

Запись об объединении внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 22 января 2003 года за основным государственным регистрационным номером 1035500002108 (л.д. 26).

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации указанного общественного объединения, ссылаясь на положения части 3 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». По утверждению административного истца, организация на протяжении длительного периода осуществляет свою деятельность с неоднократными, грубыми нарушениями действующего законодательства, которые после трех предупреждений, вынесенных в ее адрес, не были устранены (л.д. 51-53, 64-66, 74-75).

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области <...> заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Омского областного кинологического клуба «ФРЭНД» <...> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ) закреплены обязанности общественного объединения, в том числе обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (абзац второй части первой).

Абзацем 3 части 1 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ предусмотрено, что неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, являются основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения исполняющего обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области от 31 октября 2017 года № 933-р Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области проведена плановая документарная проверка на предмет соблюдения объединением требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных его учредительными документами, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, за период с 20 ноября 2014 года по 20 ноября 2017 года.

Уведомление о проведении проверки от 3 ноября 2017 № 55/03-5959, содержащее требование о представлении документов и сведений в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления, с копией распоряжения о проведении проверки было направлено по адресу (месту нахождения) общественного объединения, указанному в ЕГРЮЛ (<...>), а также по домашнему адресу руководителя общественного объединения (<...>) (л.д. 27-32).

Перечисленные в распоряжении № 933-р документы не были представлены объединением ни в установленный в уведомлении о проведении проверки срок, ни ко дню окончания проверки 15 декабря 2017 года.

В связи с обнаружением признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля), 26 декабря 2017 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области в отношении административного ответчика составлен протокол об административном правонарушении. Постановлением мирового судьи судебного участка № 86 в Куйбышевском судебном районе в г. Омске от 19 февраля 2018 года Омский областной кинологический клуб «ФРЭНД» признан виновным в совершении указанного административного правонарушения (л.д. 61-63, 110-114).

15 декабря 2017 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области составлен акт проверки № 53, в котором изложены выявленные нарушения законодательства Российской Федерации (л.д. 38-42). Данный документ был направлен административному ответчику по адресу места нахождения письмом от 15 декабря 2017 года №55/03-6630 (л.д. 43).

Проверкой установлено, что отдельные положения Устава организации не соответствуют действующему законодательству, регулирующему деятельность общественных объединений.

Согласно статье 5 Федерального закона № 82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Частью 1 статьи 28 Федерального закона № 82-ФЗ предусмотрено, что официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

Вместе с тем, наименование объединения не содержит указания на организационно-правовую форму.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 20 Федерального закона №82-ФЗ устав общественного объединения должен предусматривать порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Однако в нарушение указанной нормы порядок реорганизации объединения Уставом Омского областного кинологического клуба «ФРЭНД» не предусмотрен.

В соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона № 82-ФЗ учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

Таким образом, положения пункта 19 Устава, устанавливающего, что членом общественного объединения может быть любой гражданин, достигший 18-летнего возраста, противоречат требованиям действующего законодательства.

Частью 3 статьи 8 Федерального закона № 82-ФЗ предусмотрено, что высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание; постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В силу пункта 9 Устава объединения высшим органом ООКК «ФРЭНД» является конференция (л.д. 19).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 20 Федерального закона №82-ФЗ устав общественного объединения должен предусматривать компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа.

Пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) определены вопросы, отнесенные к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

Положения Устава, устанавливающие компетенцию высшего руководящего органа объединения, не соответствуют требованиям пункта 3 статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ, поскольку к исключительной компетенции высшего органа управления объединения (конференции) не отнесено решение таких вопросов, как определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества; изменение устава организации; определение порядка приема в состав членов организации и исключения из состава ее членов; образование органов организации и досрочное прекращение полномочий; утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации; принятие решений о создании организацией других юридических лиц, об участии организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств; принятие решений о реорганизации и ликвидации организации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора организации.

Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В нарушение приведенной нормы Уставом ООКК «ФРЭНД» не определен порядок принятия решений органами управления объединения (Правлением, Секциями пород собак, Ревизионной комиссией).

Согласно разъяснениям пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» к грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом, например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Несоответствие Устава требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность общественных объединений, является грубым нарушением, так как в настоящее время вследствие установленных обстоятельств оно не может быть устранено законным способом.

Из положений подпункта «в» пункта 11, пункта 25 Устава объединения следует, что изменения и дополнения, вносимые в Устав, обсуждаются и утверждаются на конференции большинством голосов.

Конференция правомочна при наличии 2/3 делегатов (пункт 9 Устава). При этом Устав ООКК «ФРЭНД» не предусматривает порядок избрания делегатов, что в свою очередь влечет невозможность устранения объединением выявленных нарушений в установленном законом порядке, в связи с чем эти нарушения следует отнести к грубым.

В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 29 Федерального закона №82-ФЗ общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Из материалов дела следует, что ООКК «ФРЭНД» указанная информация за 2017 год в уполномоченный орган не представлена.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области в адрес общественного объединения направлялись предупреждения от 15 декабря 2017 года № 55/03-6631, от 20 февраля 2018 года № 55/03-703, от 29 мая 2018 года № 55/03-2787, содержащие требования об устранении выявленных нарушений (л.д. 51-53, 64-66, 74-75).

Данные предупреждения направлялись по адресу (месту нахождения) общественного объединения, указанному в ЕГРЮЛ (<...>), а также по домашнему адресу руководителя общественного объединения (<...>), но были возвращены в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области организацией связи по истечении срока хранения (л.д. 54-60, 67-73, 76-83).

В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, предупреждения считаются доставленными организации.

В срок, установленный Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области в последнем предупреждении, допущенные нарушения действующего законодательства организацией не устранены.

Вынесенные предупреждения организацией не обжалованы.

Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства (пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами»).

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Омский областной кинологический клуб «ФРЭНД» допустил грубые и неоднократные нарушения требований Федерального закона № 82-ФЗ, что является основанием для ликвидации организации и исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ. Требование о ликвидации общественной организации предъявлено в суд уполномоченным федеральным органом.

Основания полагать, что ликвидация организации нарушит законные права и интересы физических, юридических лиц, либо государства, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 262-265 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области удовлетворить.

Ликвидировать Омский областной кинологический клуб «ФРЭНД», исключив его из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер 1035500002108).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ершова Л.А.