ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-84/20 от 25.09.2020 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 сентября 2020 года г. Абакан

дело № 3а-84/2020

19OS0000-01-2020-000103-83

Верховный Суд Республики Хакасия,

в составе председательствующего Вениченко О.В.,

при секретаре Киричек О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Хакасия о признании не действующим подпункта «б» пункта 3 Порядка частичной компенсации выпадающих доходов организациям, осуществляющим теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, возникающих в результате установления льготных тарифов на 2020 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 11 марта 2020 года № 96,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Республики Хакасия обратился в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующим подпункта «б» пункта 3 Порядка частичной компенсации выпадающих доходов организациям, осуществляющим теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, возникающих в результате установления льготных тарифов на 2020 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 11 марта 2020 года № 96, мотивировав свои требования тем, что в указанной части нормативный правовой акт противоречит требованиям Федеральных законов «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении», Закону Республики Хакасия «О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения» и содержит коррупциогенный фактор, так как допускает необоснованно широкие пределы усмотрения при рассмотрении вопросов о возмещении субъектам хозяйственной деятельности, предоставивших в 2019-2020 гг. населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, права на получение компенсации в установленном федеральным законом добровольном порядке.

В судебном заседании помощник прокурора Республики Хакасия Кузнецова Н.В. требования административного искового заявления поддержала, приводя изложенные в нем доводы.

Представитель административного ответчика Правительства Республики Хакасия Малахова Ж.А., действующая на основании доверенности от 28 августа 2020 г., требования административного иска не признала, поддержала доводы письменного отзыва, в котором указала, что оспариваемый акт принят в полном соответствии с действующим законодательством и полномочиями Правительства Республики Хакасия. Также указала, что оспариваемый акт не является нормативным правовым актом, поскольку рассчитан на определенный круг лиц. Кроме того, указанный акт не содержит каких-либо неясностей и был согласован прокуратурой Республики Хакасия на стадии разработки проекта. Ранее действовал аналогичный порядок компенсации выпадающих доходов.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26.13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных данным Федеральным законом и Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации; установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации; иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Исходя из изложенного, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать условия и порядок предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации в части, не противоречащей условиям, определенным Бюджетным кодексом Российской Федерации, и общим требованиям, определенным Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 93 Конституции Республики Хакасия Правительство Республики Хакасия является постоянно действующим высшим исполнительным коллегиальным органом государственной власти Республики Хакасия. Правительство Республики Хакасия обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия, законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия на территории Республики Хакасия.

Аналогичные положения предусмотрены статьями 1, 2 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 г. № 48 «О Правительстве Республики Хакасия».

Статьей 20 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 г. № 48 также предусмотрено, что на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия издает постановления и распоряжения, Правительство Республики Хакасия принимает постановления. Акты Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, акты Правительства Республики Хакасия не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия, законам Республики Хакасия.

Статьей 4 Закона Республики Хакасия от 17 декабря 2014 г. № 117-ЗРХ «О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения» предусмотрено, что компенсация выпадающих доходов организаций, осуществляющих теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, возникающих в результате установления льготных тарифов, предоставляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в форме субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия в порядке, утверждаемом Правительством Республики Хакасия.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 11 марта 2020г. № 96 утвержден Порядок частичной компенсации выпадающих доходов организациям, осуществляющим теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, возникающих в результате установления льготных тарифов на 2020 год (далее – Порядок компенсации).

Доводы административного ответчика о том, что Порядок компенсации не является нормативным правовым актом, являются необоснованными.

Постановление от 11 марта 2020 г. № 96 принято уполномоченным органом государственной власти Республики Хакасия в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 4 Закона Республики Хакасия «О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения», предусматривающими принятие указанного нормативного правового акта, определяющего порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Хакасия. Его действие распространяется на неопределенный круг лиц, так как в процессе оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в период действия Порядка компенсации возможно появление новых ресурсоснабжающих организаций, претендующих на получение субсидий, как в результате их замены, так и в результате изменения схем централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Постановление опубликовано в издании «Вестник Хакасии», № 29 (2055) от 18 марта 2020 г.

Процедура разработки и принятия (издания) нормативного правового акта Правительства Республики Хакасия, определенная статьями 11, 23 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия», пунктом 16 раздела VIII Регламента Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства и Правительства, утвержденного постановлением Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства от 3 декабря 2012 г. № 70-ПП, соблюдена.

В отношении проекта нормативного правового акта в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Законом Республики Хакасия от 4 мая 2009г. № 28-ЗРХ «О противодействии коррупции в Республике Хакасия» проведена антикоррупционная экспертиза, что подтверждается заключением от 26 февраля 2020 г. № СР-77/азк.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Порядка компенсации право на получение частичной компенсации выпадающих доходов организациям, осуществляющим теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение в IV квартале 2019 года и I - III кварталах 2020 года, возникающих в результате установления льготных тарифов на 2019 - 2020 годы, установленных в соответствии с Законом Республики Хакасия от 17 декабря 2014 г. № 117-ЗРХ «О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения» и Законом Республики Хакасия от 20 декабря 2019 г. № 106-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее - субсидии), имеют ресурсоснабжающие организации (кроме учреждений), реализующие коммунальные ресурсы по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - организации).

Целью предоставления субсидии является частичная компенсация выпадающих доходов организациям, осуществляющим теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение в IV квартале 2019 года и I - III кварталах 2020 года, возникающих в результате установления льготных тарифов на 2019 - 2020 годы.

В силу подпункта «б» пункта 3 Порядка компенсации одним из критериев отбора организаций для предоставления субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия является отсутствие у организации судебных разбирательств по взысканию выпадающих доходов за период, предусмотренный настоящим Порядком.

Пунктами 1, 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) установлено, что одними из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения являются обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.

Указанные принципы являются взаимосвязанными, поскольку без обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения невозможно добиться доступности тепловой энергии для потребителей.

Федеральный законодатель, определяя сущность и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность), установил, что наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций (часть 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении).

Аналогичные принципы и порядок государственного регулирования тарифов установлены в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 1, 4 и 5 части 2 статьи 3, часть 26 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении).

В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указано, что проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Как следует из материалов дела, Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее – Государственный комитет), являющийся в соответствии с пунктом 2 Порядка главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Хакасия, до которого в соответствии с бюджетным законодательством доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на 2020 год, со ссылкой на подпункт «б» пункта 3 Порядка компенсации отказывает в предоставлении субсидий ресурсоснабжающим организациям даже в случае, если в квартале, за который подана заявка на предоставление компенсации выпадающих доходов, отсутствовали судебные разбирательства по размеру компенсации.

Так, Государственным комитетом 27 мая 2020 г. отказано в предоставлении субсидии МУП «Тейский универсал» за I квартал 2020 г. на сумму 969576,94 рублей в связи с тем, что ранее предприятие обращалось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском о взыскании выпадающих доходов за IV квартал 2020 г.

По аналогичным основаниям было отказано в предоставлении субсидии ООО «Абаза-Энерго», ООО «ТЕР», ООО «ТеплоСети», ООО «УК «Наш дом», МУП «Абагаз», МУП «Бородино ЖКХ», ООО «Теплоресурс» и ООО «ЖКК», что подтверждается протоколами заседания Правления Государственного комитета от 3 апреля 2020 г. № 9 и от 16 июня 2020 г. № 15, а также ответами на заявки о предоставлении субсидий.

Доводы административного ответчика о том, что в оспариваемой части Порядок компенсации не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и является определенным, являются необоснованными.

В частности ссылка на то, что ресурсоснабжающие организации на основании подпункта «б» пункта 3 Порядка компенсации лишаются права на получение субсидий на год (с IV квартала 2019 г. по III квартал 2020 г.) независимо от того, за какой квартал ими оспаривается сумма компенсации, противоречит иным положениям Порядка компенсации, в соответствии с которыми субсидии ресурсоснабжающим организациям предоставляются по ежеквартальным заявкам (пункты 4 и 5 Порядка компенсации).

Подпункт «б» пункта 3 Порядка компенсации является не только неопределенным в части периода, на который он распространяется, но и прямо противоречит принципам и порядку государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, закрепленным в статьях 7, 10 Закона о теплоснабжении и статьях 3, 32 Закона о водоснабжении, поскольку не только порождает судебные споры и необоснованно увеличивает издержки предприятий за счет судебных расходов, но и лишает последние своевременного финансирования для обеспечения надежного и бесперебойного обеспечения потребителей тепловой энергией, услугами водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, положения подпункта «б» пункта 3 Порядка компенсации создают условия при решении вопроса о выделении субсидий для дискриминации ресурсоснабжающих организаций, обратившихся в суд за защитой своих прав, что противоречит пункту 7 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении, пункту части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении, в соответствии с которыми одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения является обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Доводы о сложности расчетов размера субсидии при наличии судебных споров, как и доводы о согласовании прокуратурой Республики Хакасия проекта Порядка компенсации до его утверждения Правительством Республики Хакасия, не могут быть приняты во внимание, так как не свидетельствуют о соответствии Порядка компенсации в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку данный нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия и признание его отдельных положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов получателей субсидий, предусмотренных статьёй 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», он подлежит признанию не действующими в оспариваемой части со дня принятия.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Вестник Хакасии».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Хакасия удовлетворить.

Признать не соответствующим иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не действующим со дня принятия подпункт «б» пункта 3 Порядка частичной компенсации выпадающих доходов организациям, осуществляющим теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, возникающих в результате установления льготных тарифов на 2020 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 11 марта 2020 года № 96.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в бюллетене «Вестник Хакасии».

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через суд первой инстанции.

Председательствующий Вениченко О.В.

В мотивированной форме решение составлено 30 сентября 2020 г.