ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-84/201917И от 17.07.2019 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 3а-84/2019 17 июля 2019 года

Верховный Суд Республики Хакасия в городе Абакане в составе:

председательствующего Соловьева В.Н.,

при секретаре Павлюченко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский»» к совету депутатов муниципального образования Куйбышевский сельсовет Бейского района Республики Хакасия о признании недействующим нормативного правового акта,

с участием: прокурора Тулиной О.Е., представителя административного истца- ФИО1, представителя административного ответчика – ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» (далее- Общество) обратилось с административным иском к совету депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия о признании недействующим решения совета депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 08.04.2019 № 132 «Об отмене решения Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 14.03.2019 №130 «О внесении изменений в генеральный план Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия» (далее- решение от 08.04.2019 №132) полностью как не соответствующего законодательству Российской Федерации и нарушающего права Общества.

В обоснование требований, ссылаясь на Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положения статей 24, 25, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, соглашение от 28.12.2017 № 139, заключенное между администрацией Бейского района и администрацией Куйбышевского сельсовета, о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, Устав муниципального образования, полагает, что совет депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, рассмотрев обращение Общества о внесении изменений в генеральный план муниципального образования Куйбышевский сельсовет в части изменения в границах участка недр Бейский-Западный Бейского каменноугольного месторождения, предоставленного Обществу для разведки и добычи каменного угля, зоны сельскохозяйственного использования СХ-1 на зону производственных объектов 1 класса П-6, в пределах своих полномочий и с соблюдением установленного порядка внесения изменений в генеральный план сельского поселения, после проведения публичных слушаний принял решение от 14.03.2019 №130 «О внесении изменений в генеральный план Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия» (далее- решение от 14.03.2019 №130), которым постановлено земельный участок в границах, установленных схемой расположения участка недр приложения №3 к лицензии АБН1646ТЭ на пользование недрами ООО «Угольная компания «Разрез Майрыхский», изменить с «СХ-1- зона сельскохозяйственного использования» на «П-6- зона производственных объектов 1 класса».

Решение совета депутатов Куйбышевского сельсовета от 14.03.2019 №130 было опубликовано и вступило в силу, послужило основанием для принятия постановления Правительства Республики Хакасия от 15.04.2019 №151 о переводе земельных участков в другую категорию.

Между тем, решением того же совета депутатов от 08.04.2019 №132 указанное решение от 14.03.2019 №130 было полностью отменено.

Выражая свое несогласие с решением совета депутатов Куйбышевского сельсовета от 08.04.2019 №132, Общество настаивает, что в результате его произвольного принятия были нарушены права Общества на ведение экономической деятельности в сфере угледобычи, оснований для отмены решения от 14.03.2019 №130 у совета депутатов в порядке самоконтроля не имелось, оспариваемое решение принято с нарушением процедуры, предусмотренной Градостроительном кодексом Российской Федерации для внесения изменений в генеральный план, и с превышением полномочий совета депутатов.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные требования.

Глава муниципального образования Куйбышевский сельсовет Бейского района Республики Хакасия, являющийся по должности председателем совета депутатов муниципального образования,- ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что оспариваемое решение было принято на внеочередной сессии совета депутатов Куйбышевского сельсовета в порядке самоконтроля после получения представления прокурора Бейского района от 01.04.2019 №7-1а-2019 «Об устранении нарушений градостроительного законодательства» в связи с допущенным нарушением прав населения Куйбышевского сельсовета и несоблюдением процедуры публичных слушаний. На вопросы суда пояснил, что решение о публичных слушаниях по проекту решения от 14.03.2019 №130 принималось администрацией Бейского района только в одном населенном пункте- аале ФИО3 и в других населенных пунктах сельсовета публичные слушания не проводились. Решение главы Бейского района или главы Куйбышевского сельсовета по результатам публичных слушаний о передаче проекта решения от 14.03.2019 №130 на рассмотрение совета депутатов не принималось. К решению совета депутатов от 14.03.2019 №130 не приложена карта, отображающая внесенные изменения в функциональное зонирование территории муниципального образования Куйбышевский сельсовет. В границах горного отвода административного истца помимо зоны СХ-1 расположены иные функциональные зоны сельскохозяйственного назначения и рекреационного использования, относящиеся к межселенным территориям, расположенным за границами населенного пункта аал ФИО3. Карта предполагаемых изменений функционального зонирования территории сельсовета в сообщении о публичных слушаниях отсутствовала. Уставы Бейского района и Куйбышевского сельсовета на момент принятия решения от 14.03.2019 №130 не закрепляли полномочия Куйбышевского сельсовета на утверждение генерального плана.

Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Тулиной О.Е., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Генеральный план муниципального образования Куйбышевский сельсовет утвержден решением совета депутатов Куйбышевского сельсовета от 19.03.2013 №96.

Приложением к генеральному плану является карта функциональных зон.

Решением совета депутатов Куйбышевского сельсовета от 14.03.2019 №130 в генеральный план Куйбышевского сельсовета внесены следующие изменения: земельный участок в границах, установленных схемой расположения участка недр приложения №3 к лицензии АБН1646ТЭ на пользование недрами ООО «Угольная компания «Разрез Майрыхский», изменить с «СХ-1- зона сельскохозяйственного использования» на «П6- зона производственных объектов 1 класса».

Решение совета депутатов Куйбышевского сельсовета от 14.03.2019 №130 опубликовано в официальном печатном издании- газете «Саянская заря» (№12 за 22.03.2019) и вступило в силу.

Оспариваемым по настоящему делу решением совета депутатов Куйбышевского сельсовета от 08.04.2019 №132 постановлено отменить решение совета депутатов Куйбышевского сельсовета от 14.03.2019 №130.

Решение совета депутатов Куйбышевского сельсовета от 08.04.2019 №132 опубликовано в газете «Саянская заря» (№16 за 19.04.2019) и вступило в силу.

Исходя из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 208 и ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), Общество обязано доказать, а суд установить, что оспариваемое решение совета депутатов Куйбышевского сельсовета регулирует отношения, субъектом которых является Общество, а также то обстоятельство, что эти положения нарушают права, свободы и законные интересы Общества.

Обращаясь с административным иском, Общество указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его право на осуществление экономической деятельности в соответствии с лицензией на право пользования недрами, поскольку такая деятельность вступает в противоречие с документами территориального планирования муниципального образования.

Как видно из материалов дела, 17.07.2018 Обществу выдана лицензия на право пользования недрами серии АБН №16462 для разведки и добычи каменного угля на участке Бейский-Западный Бейского каменноугольного месторождения на срок до 17.07.2038. В приложении №3 к лицензии содержится описание границ участка недр с указанием координат угловых точек. Горный отвод частично расположен в границах муниципального образования Куйбышевский сельсовет.

В силу пунктов 1 и 2 части 1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ) реализация документов территориального планирования осуществляется путем:

1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;

2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.

Таким образом, суд соглашается с доводами административного истца о том, что внесение соответствующих изменений в документы территориального планирования, к каковым относится карта функциональных зон генерального плана муниципального образования, является предварительной стадией, предшествующей принятию решений о внесении соответствующих изменений в документы территориального зонирования, об изменения категории земель, их возможном изъятии для государственных нужд в порядке, установленном земельным законодательством.

С учетом правовых последствий и значимости в системе правового регулирования градостроительной деятельности, комплексного развития территории оспариваемое решение совета депутатов от 08.04.2019 №132 может создать Обществу препятствия в реализации им права на осуществление экономической деятельности.

Проверив полномочия органа на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, при этом решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от 26.05.2011 №739-О-О и от 22.03.2012 №486-О-О).

Исходя из содержания приведенной нормы закона и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им нормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону.

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Муниципальное образование Куйбышевский сельсовет Бейского района еспублики Хакасия имеет статус сельского поселения. В границах Куйбышевского сельсовета расположены населенные пункты: село Куйбышево, аал ФИО3, аал ФИО2, аал Койбалы, д.Уты (п. 3 Устава).

Структура и полномочия органов управления муниципального образования Куйбышевский сельсовет определены его Уставом, утвержденным решением совета депутатов муниципального образования Куйбышевский сельсовет от 27.12.2005 №11.

В силу ст. 8 Устава представительным органом муниципального образования является совет депутатов Куйбышевского сельсовета.

На момент принятия решения об утверждении генерального плана муниципального образования Куйбышевский сельсовет действовавшая редакция статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относила утверждение генерального плана поселения.

Внесение изменений в генеральный план осуществляется в том же порядке, что его принятие (статьи 9, 24, 25 ГрК РФ).

В силу частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.05.2014 №136-ФЗ), утверждение генеральных планов поселений, входящих в состав муниципального района, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Вопросы утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки могут быть отнесены к вопросам местного значения сельского поселения законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставом сельского поселения.

Согласно пункту 39 части 1 ст. 5 Устава муниципального образования Бейский район в редакции решения совета депутатов Бейского района от 16.02.2015 №260 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Бейский район Республики Хакасия" (действовавшей до 05.04.2019) к вопросам местного значения муниципального района относилось утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.

Положения Устава муниципального образования Куйбышевский сельсовет не относят утверждение генерального плана сельского поселения к вопросам местного значения, по которым вправе принимать решения органы местного самоуправления Куйбышевского сельсовета.

Таким образом, совет депутатов Куйбышевского сельсовета, принимая решение от 14.03.2019 №130, вышел за пределы своей компетенции, приняв решение, не отнесенное к вопросам местного значения сельского поселения, а относящееся к компетенции представительного органа муниципального района.

Ссылка административного истца на соглашение, заключенное 28.12.2017 между администрациями Бейского района и Куйбышевского сельсовета, а также на решение совета депутатов Бейского района от 25.12.2017 №41 и решение совета депутатов Куйбышевского сельсовета от 26.12.2017 №95, согласно которым администрация района передала администрации сельсовета полномочия на утверждение генерального плана, судом во внимание не принимается, поскольку они противоречат правовым нормам, имеющим большую юридическую силу- вышеприведенным положениям статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент их принятия, поскольку Законами Республики Хакасия, уставом Бейского района и уставом Куйбышевского сельсовета за Куйбышевским сельсоветом не было закреплено решение вопросов об утверждении генерального плана, правил землепользования и застройки сельского поселения.

Администрация Бейского района представительным органом местного самоуправления не является и полномочиями на утверждение генерального плана не наделена, следовательно, при заключении соглашения от 28.12.2017 она неправомерно распорядилась не принадлежащим ей полномочием.

Таким образом, совет депутатов Куйбышевского сельсовета на момент принятия решения от 14.03.2019 №130 не был наделен полномочиями на утверждение генерального плана сельского поселения и внесение в него изменений.

Кроме того, решение совета депутатов Куйбышевского сельсовета от 14.03.2019 №130 было принято с существенным нарушением порядка его принятия.

Вопросы содержания генерального плана поселения, порядка его подготовки и утверждения, а также внесения в него изменений регламентированы статьями 23-25 ГрК РФ. При этом процедура принятия решений об изменении генерального плана в целом является идентичной процедуре его принятия.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3 ст. 24 ГрК РФ).

Подготовка внесения изменений в генеральный план предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, в том числе проведение публичных слушаний (часть 3 статьи 24 ГрК РФ).

Общие требования к публичным слушаниям установлены положениями статей 5.1 и 28 ГрК РФ.

Проанализировав соблюдение порядка проведения публичных слушаний, предшествовавших принятию решения совета депутатов от 14.03.2019 №130, суд приходит к выводу о существенных его нарушениях.

Так, информация о публичных слушаниях не содержала схему расположения участка недр, в границах которого производилось изменение функциональной зоны (ч. 6 ст. 5.1 ГрК РФ); к участию в публичных слушаниях не привлекались правообладатели находящихся в границах соответствующей территории земельных участков (ч. 2 ст. 5.1 ГрК РФ), публичные слушания проведены лишь в одном населенном пункте муниципального образования – в аале ФИО3, публичные слушания не проводились в других населенных пунктах, расположенных в границах сельского поселения- в селе Куйбышево, аале ФИО2, аале Койбалы, д.Уты (ч. 2 ст. 5.1, ч. 3 ст. 28 ГрК РФ); по результатам публичных слушаний ни главой сельского поселения, ни главой Бейского района не было принято и не опубликовано ни одно из следующих решений- о согласии с проектом изменений генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования либо об отклонении проекта изменений генерального плана и о направлении его на доработку (часть 9 ст. 28 ГрК РФ).

Согласно частям 3, 5 ст. 23 ГрК РФ генеральный план должен содержать положение о территориальном планировании в текстовой форме и карту функциональных зон поселения. На картах отображаются границы и описание функциональных зон.

В нарушение вышеприведенных положений решение совета депутатов от 14.03.2019 №130 не содержало соответствующую карту, отражающую внесенные изменения в действующую карту функциональных зон Куйбышевского сельсовета, описание вновь образуемой функциональной зоны П-6.

Кроме того, как следует из карты функциональных зон генерального плана Куйбышевского сельсовета и объяснений главы сельского поселения в судебном заседании, в зоне горного отвода помимо зоны сельскохозяйственного использования СХ-1 расположены зоны СХ-5, СХ-6, а также зона рекреационного назначения Р-1. Таким образом, изменения в генеральный план были внесены без учета существующего территориального планирования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение совета депутатов Куйбышевского сельсовета от 14.03.2019 №130 было принято с нарушением требований статьи 9 ГрК РФ.

Изложенное позволяет суду прийти к выводу о допущенных при принятии решения совета депутатов Кубышевского сельсовета от 14.03.2019 №130 вышеприведенных норм права, относящихся к компетенции представительного органа сельского поселения, порядку принятия нормативного правового акта, а также требований к его содержанию.

При таких обстоятельствах у совета депутатов имелись основания для отмены ранее принятого решения от 14.03.2019 №130 в порядке самоконтроля.

Проверив форму и вид оспариваемого нормативного правового акта (решения совета депутатов от 08.04.2019 №132), суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 33 Устава Куйбышевского сельсовета совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения. Решения, принятые советом депутатов, направляются в течение десяти дней главе поселения для подписания и обнародования. Глава сельского поселения имеет право отклонить решение, принятое советом депутатов.

Решение Куйбышевского сельсовета от 08.04.2019 №132 принято в форме решения и подписано главой сельского поселения, то есть с соблюдением установленных требований к форме и виду нормативного правового акта.

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в официальном издании- газете «Саянская заря» (№16 за 19.04.2019). Обязательная государственная регистрация нормативных правовых актов совета депутатов Куйбышевского сельсовета не предусмотрена. Оспариваемое решение от 08.04.2019 №132 вступило в силу со дня его опубликования (статья 2).

Доводы Общества, изложенные в административном исковом заявлении, не ставят под сомнение соблюдение установленных правил введения оспариваемого нормативного правового акта в действие.

Из представленного протокола тридцать третьей сессии совета депутатов Куйбышевского сельсовета третьего созыва от 08.04.2019 следует, что оспариваемое решение принято единогласно при наличии кворума (всего избранных депутатов- 10, присутствовало- 9).

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение совета депутатов Куйбышевского сельсовета от 08.04.2019 №132 принято советом депутатов в порядке самоконтроля при наличии к тому законных оснований, в пределах компетенции совета депутатов, с соблюдением требований к форме и виду нормативных правовых актов представительного органа сельского поселения, без нарушений процедуры, правил опубликования и вступления в силу. Суд признает оспариваемое решение совета депутатов Куйбышевского сельсовета от 08.02.2019 №132 соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что в силу пункта 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» к совету депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия об оспаривании решения совета депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 08.04.2019 № 132 «Об отмене решения Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 14.03.2019 №130 «О внесении изменений в генеральный план Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия» - отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке и на него может быть принесено представление прокурором в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий В.Н.Соловьев

Решение в окончательной форме изготовлено 19.07.2019