Дело № 3а-84/2022
70ОS0000-01-2022-000022-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 апреля 2022 г. Томский областной суд в составе
председательствующего судьи Куцабовой А.А.
при секретарях Маслюковой М.Н.,
Вавилиной В.В.,
помощнике судьи И.
с участием
представителей административного истца Никульниковой Т.П.,
Шагиной А.Е.
представителей административного ответчика Федоровской А.Е.,
Пичугиной А.С.
прокуроров Гутова С.С.,
Семитко С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шабашова Александра Вениаминовича к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов,
установил:
Шабашов А.В. обратился в Томский областной суд с административным иском к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, в котором просил признать не действующими со дня принятия
пункт 100 Перечня объектов для целей налогообложения на 2016 г., утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 102-О от 30 ноября 2015 г. «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2016 г.»;
пункт 243 Перечня объектов для целей налогообложения на 2017 г., утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-О от 28 ноября 2016г. «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 г.»;
пункт 233 Перечня объектов для целей налогообложения на 2018 г., утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-О от 29 ноября 2017г. «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 г.»;
пункт 230 Перечня объектов для целей налогообложения на 2019 г., утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-О от 29 ноября 2018 г. «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 г.»;
пункт 219 Перечня объектов для целей налогообложения на 2020 г., утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 99-О от 27 ноября 2019 г. «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 г.»;
пункт 203 Перечня объектов для целей налогообложения на 2021 г., утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 118-О от 25 ноября 2020 г. «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2021 г.»;
пункт 194 Перечня объектов для целей налогообложения на 2022 г., утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 110-О от 26 ноября 2021 г. «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2022 г.»,
в части включения в перечни нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником названного нежилого здания. Полагает, что включение данного объекта в оспариваемые Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 4.1 Закона Томской области № 168-ОЗ от 28 ноября 2014 г., нарушает его права, незаконно обязывает уплачивать налог на имущество исходя из кадастровой стоимости здания, значительно увеличивая налоговую базу. Считает, что нежилое здание, принадлежащее ему на праве собственности, не обладает признаками объекта, подлежащего налогообложению, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Большую часть здания занимают помещения с наименованием: нежилое помещение и кабинет. Помещения с наименованием «торговый зал магазина» соответствуют помещениям подвального этажа /__/ (площадью /__/ кв.м), /__/ (/__/ кв.м) и помещениям 1-го этажа /__/ (площадь /__/ кв.м), /__/ (площадь /__/ кв.м). Общая площадь помещений с наименованием «торговый зал магазина» составляет /__/ кв.м, что составляет 13,3 % от общей площади здания. Площади, предназначенные для размещения торговых помещений, не превышают 20 процентов общей площади здания.
На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца Шабашова А.В., извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В ходе судебного заседания представители административного истца заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители Департамента по управлению государственной собственностью Томской области заявленные требования не признали, пояснив, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости наименование нежилого здания – 7,8 этажное административно-торговое здание по /__/, предусматривающее размещение торговых объектов и офисных зданий делового и коммерческого назначения, что само по себе является достаточным основанием для включения спорного объекта недвижимости в перечни на 2016-2022 гг. Заявила о пропуске срока исковой давности в части требований о признании недействующими со дня принятия пункта 100 перечня объектов для целей налогообложения на 2016 г. и пункта 243 перечня объекта для целей налогообложения на 2017 г..
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Семитко С.Е., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, проверив оспариваемые распоряжения на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно материалам дела с 9 сентября 2015 года административному истцу Шабашову А.В. принадлежит на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11 февраля 2022 г.
Распоряжениями Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 30 ноября 2015 г. № 102-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2016 г.», от 28 ноября 2016 г. № 96-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 г.», от 29 ноября 2017 г. № 85-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год», от 29 ноября 2018 г. № 105-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 г.», от 27 ноября 2019 г. № 99-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 г.», от 25 ноября 2020 г. № 118-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2021 г.», от 26 ноября 2021 г. № 110-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2022 г.» в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определены перечни объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечни).
В соответствии с пунктом 100 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 102-о от 30 ноября 2015 г., пунктом 243 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-о от 28 ноября 2016 г., пунктом 233 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 г., пунктом 230 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о от 29 ноября 2018 г., пунктом 219 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 99-о от 27 ноября 2019 г., пунктом 203 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 118-о от 25 ноября 2020 г., пунктом 194 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 110-о от 26 ноября 2021 г. в указанные Перечни включено нежилое здание с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/.
При рассмотрении дела судом установлено, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт регулирует отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативным правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с положениями статей 402, 403 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом действия правовых норм во времени) налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из решений Думы Города Томска от 11 ноября 2014 г. № 1145, от 5 ноября 2019 г. № 1204 «Об установлении на территории муниципального образования «Город Томск» налога на имущество физических лиц» следует, что данным решением установлены ставки налога на имущество физических лиц включенного в перечень объектов для целей налогообложения, а именно физическим лицам в отношении объектов, включенных в определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Постановлением Администрации Томской области № 454а от 3 декабря 2014 г. утвержден Порядок определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение № 1); создана комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение №2); а также утверждено Положение о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение № 3).
В силу подпункта 1 пункта 6 Положения о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения комиссия рассматривает перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в том числе объектов, в отношении которых в установленном порядке проведены мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, и принимает решения об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
По итогам рассмотрения данных вопросов комиссия принимает решения о включении или об отказе во включении объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решение комиссии об утверждении перечней объектов носит рекомендательный характер при определении Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решения комиссии оформляются протоколом заседания комиссии, который подписывается председателем комиссии, а при его отсутствии – председательствующим на заседании заместителем председателя комиссии. Решения комиссии (копии протокола заседания комиссии или выписки из него вместе со сводным перечнем объектов недвижимого имущества для целей налогообложения) в срок не позднее пяти рабочих дней с даты проведения заседания комиссии направляются секретарем комиссии в Департамент по управлению государственной собственностью Томской области для подготовки проекта распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (пункты 12, 15 приведенного Положения).
Пунктом 15 Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения предусмотрено, что в срок не позднее 30 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения об определении перечня объектов для целей налогообложения.
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области согласно пункту 1 Положения, утвержденного постановлением Губернатора Томской области № 68 от 11 июня 2013 года, является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области, а значит, наделен правом издавать нормативные правовые акты. При этом Департамент уполномочен на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговый орган по Томской области и размещение перечня на официальном сайте (пункт 10).
Таким образом, Департамент принимает распоряжение об утверждении перечней на основании рекомендательных решений комиссии об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, включающих в себя как объекты, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, так и те объекты, в отношении которых такие мероприятия не проводились.
Материалами дела подтверждено, что протоколом заседания комиссии № 2 от 19 ноября 2015 г. утвержден сводный перечень объектов недвижимости на 2016 г., в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость.
Протоколом заседания комиссии № 4 от 23 ноября 2016 г. утвержден сводный перечень объектов недвижимости на 2017 г., в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость.
Протоколом заседания комиссии № 6 от 15 ноября 2017 г. утвержден сводный перечень объектов недвижимости на 2018 г., в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость.
Протоколом заседания комиссии № 8 от 30 октября 2018 г. Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области рекомендовано утвердить сводный перечень объектов недвижимости на 2019 г., состоящий из 2086 объектов недвижимого имущества.
Протоколом заседания комиссии № 10 от 28 октября 2019 г. Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области рекомендовано утвердить сводный перечень объектов недвижимости на 2020 г., состоящий из 2559 объектов недвижимого имущества.
Протоколом заседания комиссии № 11 от 30 октября 2020 г. Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области рекомендовано утвердить сводный перечень объектов недвижимости на 2021 г., состоящий из 3051 объекта недвижимого имущества.
Протоколом заседания комиссии № 12 от 26 октября 2021 г. Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области рекомендовано утвердить сводный перечень объектов недвижимости на 2022 г., состоящий из 3496 объектов недвижимого имущества.
Из содержания указанных протоколов заседания комиссии следует, что в заседании принимали участие более половины ее членов.
Оспариваемые распоряжения приняты Департаментом на основании указанных решений комиссии, изложенных в соответствующих протоколах заседаний, в пределах своей компетенции и в порядке, установленном нормативными правовыми актами: постановлением Губернатора Томской области № 68 от 11 июня 2013 г., постановлением Администрации Томской области № 454а от 03 декабря 2014 г.
Распоряжения с приложениями официально опубликованы в полном соответствии со статьей 30 Закона Томской области № 9-ОЗ от 7 марта 2002 г. «О нормативных правовых актах Томской области», статьей 6 Закона Томской области № 19-ОЗ от 12 мая 2000 г. «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области» на официальном интернет-портале «Электронная администрация Томской области» https://tomsk.gov.ru в разделе нормативные правовые акты и интернет-портале Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в телекоммуникационной сети «Интернет» http://dugs.tomsk.gov.ru.
Таким образом, оспариваемые административным истцом в части распоряжения приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением требований законодательства к порядку и процедуре принятия, официально опубликованы для всеобщего сведения в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и по этим основаниям не оспариваются.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемых в части распоряжений требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, суд принимает во внимание, что федеральный законодатель указал критерии, при наличии которых нежилое здание, помещения признаются объектом налогообложения, налоговая база которого определяется как его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях данной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно материалам дела здание с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв. м, расположенное по адресу: /__/, имеет назначение - нежилое, наименование – 7,8- этажное административно-торговое здание по /__/, расположено на земельном участке с кадастровым номером /__/, который согласно выписке из ЕГРН отнесен к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания производственных зданий.
Обследование спорного здания и помещений в нем на предмет их фактического использования до принятия оспариваемых Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Томской области, в отношении которых в период с 2016 г. по 2022 г. налоговая база определялась как кадастровая стоимость, не проводилось.
Указанное нежилое здание включено в оспариваемые перечни по формальным признакам.
Спорный объект недвижимости согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости имеет наименование - 7, 8- этажное административно-торговое здание по /__/.
По сведениям технической документации (технический план здания по состоянию на 20 февраля 2008 года) нежилое здание состояло из 3 этажей, общей площадью /__/ кв.м.
Из содержания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 17 июля 2015 г., технического плана здания от 2 июля 2015 г. следует, что после проведенной реконструкции здания, изменилась этажность спорного здания– 7,8 этажей, и общая площадь здания увеличилась до /__/ кв.м, общая площадь помещений здания до /__/ кв.м.
Из заключения Главной инспекции государственного строительного надзора Томской области № 145-12-ЗС1 от 12 февраля 2015 г., представленного на запрос суда из материалов регистрационного дела следует, что общая площадь помещений
магазина (с подсобными помещениями, лестницами, коридорами и санузлами) составила /__/ кв.м,
административной части здания (тех.подполья и комнаты обслуживающего персонала) – /__/ кв.м,
административной части здания (вестибюль, лестничная клетка, кабинет) – /__/ кв.м,
площадь кабинетов (рабочая площадь) – /__/ кв.м,
площадь вестибюля, коридора, лестничных клеток – /__/ кв.м,
площадь сан.узлов – /__/ кв.м.,
площадь вестибюля, лестничных клеток, машинных помещений – /__/,
общая площадь комнаты отдыха на отм. + /__/ (с площадью лестницы, без учета площади террасы) – /__/ кв.м.
Кроме того, административным истцом в материалы дела представлен технический паспортом здания по состоянию на 9 сентября 2014 г., согласно которому здание содержит помещения с наименованиями: «нежилое помещение», «комната», «санузел», «торговый зал магазина» (/__/ кв.м, /__/ кв.м, /__/ кв.м, /__/ кв.м = /__/ кв.м), «комната подготовки и сортировки товара» (/__/ кв.м), «вентиляционная комната», «подсобное помещение», «лестничный пролет», «вестибюль», «кабинет», «комната отдыха».
Сведения данного документа изложенные выше выводы суда также не опровергают и не свидетельствуют о наличии в спорном здании помещений (торговых залов, офисов) с долей более 20 % (/__/ кв.м + /__/ кв.м / /__/ кв.м = 13, 78 %; /__/ кв.м (даже с учетом площади подсобных помещений, лестниц, коридоров и санузлов)/ /__/ кв.м = 18,8 %).
Суд также учитывает, что техническая документация в отношении спорного здания не содержит помещений с наименованиями, тождественными наименованию «офис» по смыслу, придаваемому налоговым законодательством для целей налогообложения.
Назначение (наименование) здания – «административно-торговое» не может являться безусловным основанием для признания здания торговым центром и (или) административно-деловым центром, поскольку исходя из наименования, оно допускает размещение помещений различного назначения, что требует, для отнесения здания к торговому центру и (или) административно-деловому центру, установление фактического его использования под объекты, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не менее 20 процентов от общей площади здания, однако такие обстоятельства в данном случае судом не установлены.
Что касается довода представителя административного ответчика о том, что здание включено в Перечень, в том числе и по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть по виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, то данный довод также о наличии оснований для включения спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни на 2016-2022 гг. не свидетельствует.
Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что для отнесения объекта недвижимости к административно-деловым центрам или торговым центрам (комплексам) разрешенное использование земельного участка, на котором он расположен, должно предусматривать размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Как указано выше, здание с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенное по адресу: /__/, расположено на земельном участке с кадастровым номером /__/.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15 сентября 2021 г. земельный участок с кадастровым номером /__/ отнесен к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания производственных зданий. Данный вид разрешенного использования земельного участка в период с 2008 года по настоящее время не менялся (ответы филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» от 11 февраля 2022 г., 4 апреля 2022 г.).
Данные сведения согласуются и со сведениями Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № ТО-21006773.
То обстоятельство, что при проведении работ на основании муниципального контракта № 2014.183390 по определению кадастровой стоимости земельных участков, в том числе и земельного участка с кадастровым номером /__/, оценщик определил данный земельный участок к группе ВРИ № 7 «Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения», не является определяющим показателем для включения спорного объекта недвижимости в Перечни объектов для целей налогообложения.
Более того, в дополнительных письменных объяснениях от 31 марта 2022 г. представитель Департамента по управлению государственной собственностью Томской области указала, что в Перечни на 2016-2022 гг. спорное здание включено по наименованию нежилого здания согласно данным ЕГРН.
Таким образом, здание с кадастровым номером /__/ не могло быть включено в оспариваемые Перечни на основании вида разрешенного использования земельного участка, поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное нежилое здание, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов.
По смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации само по себе здание, принадлежащее административному истцу, не отвечает признакам административно-делового и (или) торгового центра, поскольку в перечень объектов недвижимого имущества по своей цели и смыслу включаются такие здания (строения, сооружения), которые используются или могут быть использованы в целях административно-деловых центров и (или) торговых центров (комплексов). То есть это такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и именно поэтому налогообложение таких объектов регулируется законодателем в особом порядке.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных объектов в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем Департамент по управлению государственной собственностью Томской области процессуальную обязанность не выполнил, доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для определения налоговой базы как кадастровой стоимости имущества, не представило.
Судом установлено, что из всех оснований, названных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нежилое здание включено в перечни по его наименованию согласно данным Единого государственного реестра недвижимости.
При указанных обстоятельствах и с учетом приведенных положений действующего законодательства суд приходит к выводу о том, что нежилое здание включено в оспариваемые Перечни с нарушением требований федерального и регионального законодательства, поскольку отнести означенное здание к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости не позволяли ни техническая документация, ни сведения из Единого государственного реестра недвижимости, при этом фактическое использование здания не проверялось.
Согласно разъяснениям, приведенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя. Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (п. 25).
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые в части нормативные акты не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также нарушает права и законные интересы административного истца в той мере, в которой на его основании налог на имущество подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости с кадастровым номером /__/.
Учитывая изложенное, заявленные Шабашовым А.В. требования подлежат удовлетворению, а соответствующие пункты Перечней объектов для целей налогообложения на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 гг. - признанию недействующими.
Оценивая доводы административного ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд, предусмотренного ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд учитывает, что порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных актов регламентируется положениями гл. 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая не содержит положений об установлении срока для обжалования в суд нормативных актов.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 гг.), признание недействующими отдельных их положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://dugs.tomsk.gov.ru), предусматривающих официальное опубликование нормативных правовых актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Шабашова Александра Вениаминовича к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия
пункт 100 Перечня объектов для целей налогообложения на 2016 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 102-О от 30 ноября 2015 г. «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2016 год»;
пункт 243 Перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-О от 28 ноября 2016 г. «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год»;
пункт 233 Перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-О от 29 ноября 2017 г. «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год»;
пункт 230 Перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-О от 29 ноября 2018 г. «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год»;
пункт 219 Перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 99-О от 27 ноября 2019 г. «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год»;
пункт 203 Перечня объектов для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 118-О от 25 ноября 2020 г. «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2021 год»;
пункт 194 Перечня объектов для целей налогообложения на 2022 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 110-О от 26 ноября 2021 г. «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2022 год».
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://dugs.tomsk.gov.ru).
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий