ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-84/2023 от 04.09.2023 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-84/2023

УИД 76OS0000-01-2023-000104-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 4 сентября 2023 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.

при секретаре Мурзиной И.В.

с участием прокурора Салюк В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Идеал» о признании недействующими в части Генерального плана городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, утвержденного решением Переславль-Залесской городской Думы от 24.12.2020 года N 126, и Правил землепользования и застройки городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, утвержденного решением Переславль-Залесской городской Думы от 26.01.2023 года N 2,

установил:

Решением Переславль – Залеской городской Думы от 24 декабря 2020 года № 126 утвержден Генеральный план городского округа город Переславль – Залесский Ярославской области.

Решение опубликовано в издании «Переславская неделя» 30 декабря 2020 года N 69.

Решением Переславль – Залесской городской Думы от 26 января 2023 года № 2 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Переславль - Залесский Ярославской области.

Решение опубликовано в издании «Переславская неделя» 17 марта 2023 года №№ 22 – 28.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Идеал» - собственник земельных участков с кадастровыми номерами , , , , расположенных вблизи <адрес>, обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующими Генерального плана и Правил землепользования и застройки городского округа город Переславль – Залесский Ярославской области в части отнесения данными нормативными актами земельных участков административного истца к функциональной зоне сельскохозяйственного использования и территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1).

В обоснование требований административного иска административный истец указал, что указанные выше земельные участки не являются сельскохозяйственными угодьями и никогда не относились к таким землям; они заняты строениями и сооружениями, которые используются ООО «Идеал» для производственной деятельности по производству товаров для домашних животных путем переработки сельхозпродукции.

Отнесение земельного участка к функциональной зоне сельскохозяйственного использования и к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХ – 1) препятствует хозяйственной деятельности ООО «Идеал», начатой им на законных основаниях до введения оспариваемого правового регулирования, делает невозможным возведение новых зданий, реконструкцию и капитальный ремонт существующих и их эксплуатацию.

В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности Харитонов Е.В. административный иск поддержал.

Представитель административного ответчика администрации города Переславль – Залесский на основании доверенности Казанова Ю.В. административный иск не признала, привела доводы о том, что оспариваемые в настоящем административном деле нормативные акты приняты органами местного самоуправления городского округа город Переславль – Залесский с соблюдением процедуры их принятия, в пределах компетенции данных органов и законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречат.

Административный ответчик Переславль – Залесская городская Дума своего представителя в судебное заседание не направила, в письменном заявление в адрес суда поддержала правовую позицию по административном спору администрации города Переславль – Залесский.

В судебном заседании в качестве свидетеля допрошена начальник отдела территориального планирования Управления архитектуры и градостроительства администрации города Переславль – Залесский ФИО2, которая пояснила, что земельные участка административного истца с кадастровыми номерами , , , отнесены к функциональной зоне сельскохозяйственного использования в Генеральном плане городского округа, исходя из их отнесения к данной зоне ранее действовавшим на данной территории Генеральным планом Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области.

Отнесение земельных участков к зоне сельскохозяйственных угодий в Правилах землепользования и застройки городского округа город Переславль – Залесский обусловлено тем, что только такая территориальная зона согласно документам градостроительного зонирования городского округа соответствует функциональной зоне сельскохозяйственного использования по Генеральному плану.

Кроме того, свидетель указала на то, что земельные участки административного истца в результате утверждения проекта перераспределения земель совхоза «Рассвет» были включены в состав земель, подлежащих передаче в долевую собственность граждан, то есть относились к сельскохозяйственным угодьям.

Прокурором в судебном заседании дано заключение о наличии оснований для удовлетворения требований административного иска ООО «Идеал» в части признания недействующими Правил землепользования и застройки городского округа город Переславль – Залеский отнесением земельных участков административного истца в состав территориальной зоны сельскохозяйственных угодий (СХ – 1).

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы административного дела, суд полагает, что требования административного иска ООО «Идеал» подлежат удовлетворению частично, исходя из следующего:

Согласно статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Согласно части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления муниципального округа, представительным органом местного самоуправления городского округа, если иное не установлено частью 10 статьи 28.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.

Утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения муниципального, городского округа также пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, оспариваемые в настоящем административном деле нормативные акты приняты в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления городского округа город Переславль – Залесский.

Согласно статье 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации муниципального округа, главой местной администрации городского округа.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.

Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации муниципального округа, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления муниципального округа, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления муниципального округа, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации муниципального округа, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации городского округа Переславль – Залесский от 16 августа 2018 года № ПОС.03-1127/18 объявлено о подготовке проекта Генерального плана городского округа город Переславль – Залесский, создана комиссия по подготовке проекта Генерального плана, утвержден ее состав и положение о Комиссии.

11 августа 2020 года постановлением № ПОС.03-1379/20 администрации городского округа назначены публичные слушания по проекту решения Переславль – Залесской городской Думы «Об утверждении генерального плана городского округа город Переславль – Залесский», утвержден график проведения публичных слушаний по населенным пунктам городского округа Переславль - Залесский.

Постановление вместе с проектом решения опубликованы в издании «Переславлская неделя».

В период с 14 сентября по 19 октября 2020 года проведены публичные слушания на территории городского округа город Переславль – Залесский, в том числе 12 октября 2020 года публичные слушания проведены в деревне Красная Деревня.

По результатам публичных слушаний составлены протоколы и заключения, в том числе протокол публичных слушаний и заключение о результатах данных слушаний в деревне Красная Деревня городского округа Переславль – Залеский.

11 ноября 2020 года проект решения об утверждении Генерального плана городского округа с пояснительной запиской направлен главой города в адрес Переславль – Залесской городской Думы.

18 ноября 2020 года проект решения об утверждении Генерального плана городского округа рассмотрен на заседании постоянной комиссии по бюджету, экономике и развитию Переславль – Залесской городской Думы.

Оспариваемое в настоящем административном деле решение принято Переславль – Залесской городской Думой 24 декабря 2020 года.

Решение опубликовано в издании «Переславская неделя» 30 декабря 2020 года N 69.

Таким образом, Генеральный план городского округа город Переславль – Залесский принят уполномоченным органом местного самоуправления; требования градостроительного законодательства к порядку и процедуре принятия генерального плана городского округа соблюдены. Нормативный акт принят в надлежащей форме, требования к порядку обнародования и введения в действие исполнены.

Соблюдение процедуры принятия указанного нормативного акта установлено также вступившими в законную силу решениями Ярославского областного суда от 15 июня 2022 года по делу № 3а-3/2022, от 13 октября 2021 года по делу № 3а-347/2021.

Проверяя соответствие нормативного акта в оспариваемой его части по существу введенного им правового регулирования, суд приходит к следующему:

Согласно частям 1, 5.2 статьи 9 Градостроительного кодекса Российкой Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Подготовка документов территориального планирования муниципальных образований осуществляется с учетом положений стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и планов мероприятий по их реализации (при наличии), бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период (при наличии), положений стратегии пространственного развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, решений органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения, а также сведений, содержащихся в информационной системе территориального планирования.

Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городских округов относятся к документам территориального планирования муниципальных образований.

В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов); 4) карту функциональных зон.

На карте функциональных зон отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

Как следует из материалов дела, оспариваемый в данном административном деле Генеральный план городского округа город Переславль – Залесский содержит в себе карту функциональных зон, которой земельные участки административного истца с кадастровыми номерами , , , отнесены к функциональной зоне сельскохозяйственного использования.

Из материалов дела следует также, что указанные земельные участки имеют вид разрешенного использования для размещения промышленных объектов (участки с кадастровыми номерами , ) и для сельскохозяйственного производства (земельные участки с кадастровыми номерами , ) и фактически используются в данных целях – для производства товаров для животных путем переработки сельскохозяйственной продукции.

Также судом установлено, что до земельной реформы в РСФСР, начатой с принятием Указа Президента Российской Федерации № 323 от 27 декабря 1991 года, до начала приватизации сельскохозяйственных земель и реорганизации колхозов и совхозов указанные выше земельные участки относились к землям совхоза «Рассвет», используемых последним для сельскохозяйственного производства.

В результате перераспределения земель с утверждением проекта землеустройства (перераспределения земель) СПК «Рассвет», утвержденным постановлением главы администрации Переславского района Ярославской области от 20 августа 1992 года № 234, земельные участки переданы в собственность указанного сельскохозяйственного предприятия и использовались им в производственной деятельности.

При рассмотрении административного дела сведений о том, что указанные земли документами территориального планирования Российской Федерации, Ярославской области или нормативными актами городского округа Переславль – Залесский планируются к иному их использованию, чем это имело место до приобретения их административным истцом или имеет место в настоящее время, не установлено.

При таких обстоятельствах, суд делает вывод о том, что установленное в данном деле территориальное планирование в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , , в виде сельскохозяйственного использования соответствует сложившемуся их использованию в предыдущий возможный к исследованию период, и имеет место в настоящее время. Иного планирования развития данной территории органами государственной власти или органами местного самоуправления не осуществляется.

В связи с этим, отнесение земельных участков к функциональной зоне сельскохозяйственного использования в полной мере отвечает приведенным выше положениям градостроительного законодательства.

При этом суд полагает также, что такое территориальное планирование законных интересов административного истца не нарушает.

Как указывалось выше, земельные участки используются административным истцом в целях переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, в том числе для размещения зданий и сооружений, используемых в данных целях; а также обеспечения сельскохозяйственного производства путем размещения машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, что согласно части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412, соответствует понятию сельскохозяйственного использования земельных участков.

По изложенным основаниям, требования административного иска ООО «Идеал» о признании недействующим Генерального плана городского округа город Переславль – Залеский в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами , , , к функциональной зоне сельскохозяйственного использования и возложении на административного ответчика принять в указанной части заменяющий нормативный акт не подлежат удовлетворению.

Порядок и процедура принятия органами местного самоуправления правил землепользования и застройки городского округа установлена статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с данными нормами решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, муниципального округа, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения, муниципального округа или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения, муниципального округа или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.

Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

После завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.

Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение об утверждении правил землепользования и застройки (в случае принятия нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении правил землепользования и застройки местной администрацией), о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.

Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту, за исключением случаев, если утверждение правил землепользования и застройки осуществляется местной администрацией в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте муниципального округа (при наличии официального сайта муниципального округа), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

Судом установлено, что постановлением администрации городского округа город Переславль – Залесский Ярославской области от 27 декабря 2018 года № ПОС.03-2387/18 утверждено Положение о порядке деятельности комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа город Переславль – Залесский.

Постановлением администрации городского округа город Переславль – Залесский от 9 июля 2019 года № ПОС.03-1540/19 постановлено приступить к подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа; утверждены порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта; порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц.

Постановления опубликованы в издании «Переславская неделя» и на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа город Переславль – Залесский.

Постановлением администрации городского округа город Переславль – Залесский от 5 июля 2022 года № ПОС.03-1411/22 назначены публичные слушания по проекту решения Переславль – Залесской городской Думы «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Переславль – Залесский».

Постановление вместе с проектом размещены в газете «Переславская неделя» и на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа город Переславль – Залесский.

26 июля 2022 года публичные слушания по проекту решения об утверждении Правил землепользования и застройки проведены в деревне Красная Деревня. По результатам публичных слушаний составлены протокол и заключение.

10 января 2023 года проект решения с пояснительной запиской направлен главой городского округа город Переславль – Залесский в адрес Переславль – Залесской городской Думы.

18 января 2023 года проект решения рассмотрен на заседании постоянной комиссии по бюджету, экономике и развитию Переславль – Залесской городской Думы.

Оспариваемое в настоящем административном деле решение принято Переславль – Залесской городской Думой 26 января 2023 года.

Решение опубликовано в издании «Переславская неделя» 17 марта 2023 года №№ 22 – 28.

Таким образом, Правила землепользования и застройки городского округа город Переславль – Залесский принят уполномоченным органом местного самоуправления; требования градостроительного законодательства к порядку и процедуре принятия Правил городского округа соблюдены. Нормативный акт принят в надлежащей форме, требования к порядку обнародования и введения в действие исполнены.

Проверяя нормативный акт в оспариваемой его части по существу введенного им правового регулирования, суд приходит к следующему:

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.

В соответствии со статьей 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: 1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; 2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом муниципального округа, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; 3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон; 4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования; 5) планируемых изменений границ земель различных категорий; 6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; 7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

В настоящем административном деле административным истцом оспаривается включение земельных участков с кадастровыми номерами , , , в границы территориальной зоны сельскохозяйственных угодий (СХ-1).

В соответствии с частью 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:

1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);

2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Аналогичное понятие сельскохозяйственных угодий содержит пункт 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дел следует, что земельные участки административного истца с кадастровыми номерами , , , в настоящее время не заняты сельскохозяйственными угодьями.

Так, земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования для размещения промышленных объектов и занят четырехэтажным цехом по производству товаров для домашних животных, построенным и введенным в эксплуатацию в 2004 году.

Земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования для размещения промышленных объектов и занят двухэтажным зданием механической мастерской, построенной совхозом «Рассвет».

Земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, на участке размещается здание картофелехранилища площадью 1 482 кв.метра.

Земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства и занят сетями водоснабжения и водоотведения, возведенными совхозом «Рассвет». 22 декабря 2017 года администрацией Переславского муниципального района ООО «Идеал» выдано разрешение на строительство в пределах данного земельного участка склада для хранения сена.

Судом установлено также, что в предыдущий период использования земельных участков, который возможно исследовать, данные участки не были заняты сельскохозяйственными угодьями.

Из материалов дела, в частности, следует, что до 1992 года земельные участки административного истца относились к землям совхоза «Рассвет».

Согласно материалам к проекту землеустройства (перераспределения) земель совхоза на 1992 год земельные участки заняты молочной фермой, складом, котельной, мастерскими, гаражом сельскохозяйственных машин, искусственным прудом, в границах участков расположены заболоченные земли и кустарники.

Согласно проекту перераспределения земель СПК «Рассвет» земельные участки административного истца переданы в собственность данного юридического лица, а не отнесены землям сельскохозяйственных угодий, подлежащих передаче в общую долевую собственность граждан – собственников земельных долей.

Это подтверждается планом земельного участка СПК «Рассвет», а также данными правоустанавливающих документов, из которых следует, что земельные участки и расположенные на нем объекты капитального строительства приобретены ООО «Идеал» у СПК «Рассвет», администрации муниципального района, а также у ООО «Бентус лаборатория», которое в свою очередь приобрело данные объекты у СПК «Рассвет».

Доказательств того, что земельные участки приобретены у граждан, выделивших в натуре принадлежащие им земельные доли в землях сельскохозяйственного назначения, материалы дела не содержат.

В связи с этим, доводы административного ответчика о том, что земельные участки с кадастровыми номерами , , , приобретены ООО «Идеал» из земель, отнесенных в результате реорганизации совхоза «Рассвет» и перераспределения его земель к земельных долям, что доказывает их принадлежность к сельскохозяйственным угодьям, материалами дела опровергнуты.

Судом установлено также, что ранее действовавшим документом территориального планирования - Генеральным планом Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области, утвержденным решением Собрания представителей Переславского муниципального района Ярославской области от 2 марта 2016 года № 222, территория, занятая земельными участками административного истца, была отнесена к функциональной зоне – зона сельскохозяйственного назначения.

Согласно Правилам землепользования и застройки Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области, утвержденным Собранием представителей Переславского муниципального района Ярославской области от 21 декабря 2017 года № 372, действовавшими до принятия оспариваемых Правил, земельные участки с кадастровыми номерами , были отнесены к территориальной зоне производственной деятельности, земельные участки с кадастровыми номерами , – к территориальной зоне ведения сельского хозяйства (СХ – 2).

Таким образом, судом установлено, что земельные участки административного истца с кадастровыми номерами , , , не имеют признаков сельскохозяйственных угодий, таковыми не являются.

Также в материалах дела отсутствуют доказательства, что указанные земли когда – либо ранее занимались сельскохозяйственными угодьями.

Не представлено административным ответчиком доказательств территориального планирования данных земель в целях размещения сельскохозяйственных угодий и наличия к тому оснований.

В связи с этим, суд приходит к выводу, что установленное в данном административном деле градостроительное зонирование в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , , противоречит части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку ни существующие, ни планируемые в границах данных земельных участков к размещению объекты понятию «сельскохозяйственных угодий» не соответствуют.

Также указанное градостроительное зонирование противоречит статье 2, части 1 статьи 30, части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку в связи с произвольностью введенного им правового регулирования не достигает цели создания условий для планировки территорий муниципальных образований; не обеспечивает прав и законных интересов юридического лица – правообладателя, расположенных в пределах данной зоны земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе на устойчивость правоотношений в сфере градостроительства.

В результате установленного градостроительного зонирования ни в коей мере не учтены сложившаяся планировка территории и существующее землепользование при отсутствии планируемых изменений в использовании данной территории органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Доводы административного ответчика о том, что согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования городского округа Переславль – Залесский функциональной зоне сельскохозяйственного использования земель, к которой отнесены земельные участки административного истца, соответствует только территориальная зона сельскохозяйственных угодий (СХ-1), являются необоснованными и противоречат приведенным выше положениям части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412, которыми под сельскохозяйственным использованием земель понимается не только размещение сельскохозяйственных угодий, но и земельных участков, занятых объектами переработки сельскохозяйственной продукции, ее хранения, включая размещение необходимых для этого объектов капитального строительства.

По изложенным основаниям, суд приходит к выводу о том, что в связи с противоречием законодательству, имеющему большую юридическую силу, Правила землепользования и застройки городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, утвержденные решением Переславль-Залесской городской Думы от 26.01.2023 года N 2, в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами , , , к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1) подлежат признанию недействующими.

Принимая во внимание разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (пункт 38) и учитывая, что оспариваемый в настоящем административном деле нормативный акт неоднократно применялся, суд полагает, что Правила землепользования и застройки городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, утвержденные решением Переславль-Залесской городской Думы от 26.01.2023 года N 2, в оспариваемой части подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Таких обстоятельств в настоящем административном деле нет, в связи с чем требования административного иска ООО «Идеал» о возложении на Переславль – Залесскую городскую Думу обязанности принять заменяющий нормативный акт не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Идеал» удовлетворить частично.

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, утвержденные решением Переславль-Залесской городской Думы от 26.01.2023 года N 2, в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами , , , к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1).

В удовлетворении требований о признании недействующим Генерального плана городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, утвержденного решением Переславль-Залесской городской Думы от 24.12.2020 года N 126, в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами , , , к функциональной зоне земель сельскохозяйственного использования, а также о возложении обязанности принять заменяющие нормативные акты отказать.

Опубликовать в издании "Переславская неделя" сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ярославского

областного суда Е.Ю. Щеголькова

Решение в окончательной форме изготовлено 22 сентября 2023 года