ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-85/18 от 01.10.2018 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

дело № 3а-85/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

1 октября 2018 года г. Улан-Удэ

Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Черепановой О.М., с участием прокурора Бадмацыреновой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Поселок Онохой» Заиграевского района Республики Бурятия от 26 октября 2011г. №117 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городского поселения «Поселок Онохой» Заиграевского района Республики Бурятия»,

У С Т А Н О В И Л:

26 октября 2011г. Советом депутатов муниципального образования городского поселения «Поселок Онохой» Заиграевского района Республики Бурятия (далее – МО ГП «Поселок Онохой») принято решение №117, которым был утвержден Генеральный план МО ГП «Поселок Онохой».

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать указанное решение недействующим в части включения в границы муниципального образования участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Заиграевский район, Заиграевское лесничество, Усть-Брянское участковое лесничество в квартале 1 выдел 1, части выделов 7, 12, в квартале 2 выдел 3, часть выделов 1, 4, в квартале 3 выдел 1, части выделов2, 9, 11, в квартале 10 части выделов 1, 3, в квартале 11 части выделов 1, 3, в квартале 15 части выделов 1, 3, в квартале 17 выдел 1, части выделов 2-6, в квартале 18 части выделов 1, 8, в квартале 19 части выделов 2, 5, в квартале 20 часть выдела 14.

В обоснование заявленных требований Рослесхоз указал на то, что указанные лесные участки находятся в собственности Российской Федерации, являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами, определенными материалами лесоустройства.

Рослесхоз, действующий на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010г. №736, осуществляет функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также осуществляет рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий и рассмотрение схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Проект генерального плана МО ГП «Поселок Онохой» Заиграевского района Республики Бурятия был согласован с Рослесхозом: письмом от 26.08.2011г. Рослесхоз проинформировал Минрегион России, что площадь земель населенного пункта п.Онохой увеличивается за счет земель лесного фонда Усть-Брянского участкового лесничества площадью 280 га и о согласовании проекта генерального плана в указанной площади.

Однако при графическом совмещении материалов лесоустройства и генерального плана поселения, выполненным ФГБУ «Рослесинфорг», установлено, что помимо согласованных 280 га земель лесного фонда в границы населенного пункта включены также 55,4 га земель лесного фонда, которые не были согласованы с Рослесхозом.

По мнению истца, оспариваемое решение в части включения лесных участков в границы МО ГП «Поселок Онохой» не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007г. №178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации».

В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил исковые требования: просил признать недействующим решение Совета депутатов МО ГП «Поселок Онохой» от 26.10.2011г. № 117 в части включения в границы МО ГП «Поселок Онохой» Заиграевского района Республики Бурятия лесных участков общей площадью 66,04 га, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Заиграевский район, Заиграевское лесничество, Усть-Брянское участковое лесничество, а именно: в квартале 1 выдел 1, части выделов 2-4, 26, в квартале 2 выдел 3, часть выделов 1, 4, 5, в квартале 3 выдел 1, части выделов 2, 9, 11,12, в квартале 10 части выделов 1, в квартале 11 части выделов 1, в квартале 15 части выделов 1, 3, 5, 6, 8, в квартале 17 части выделов 1, 2, 3, 6, в квартале 18 части выделов 1,2, 3, 5, 6, 7, 10, 11,14-21, в квартале 19 части выделов 1-3, 5, в квартале 20 часть выдела 14.

В судебном заседании представитель административного истца - Федерального агентства лесного хозяйства Сухих А.С., действующий на основании доверенности и участвующий в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, поддержал заявленные требования с учетом заявленных уточнений.

Представитель административного ответчика - Совета депутатов МО ГП «Поселок Онохой» и заинтересованного лица – Главы МО ГП «поселок Онохой» Сорокина Л.В., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, ссылаясь на то, что проект Генерального плана был согласован с Рослесхозом, спорные участки лесного фонда были включены в границы населенного пункта ранее, кроме того, заключение ФГБУ «Рослесинфорг» является недостоверным, так как оспариваемое решение не содержит сведений о границах населенного пункта поселок Онохой, кадастровый учет земель лесного фонда не произведен, их точные границы не установлены.

Представитель заинтересованного лица - Республиканского агентства лесного хозяйства Баглаев И.М., действующий на основании доверенности, укуазал, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Представители заинтересованных лиц - Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», ФГБУ «ФКП Росреестра по РБ», Управления Росреестра по РБ, Межрегионального территориального управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Администрации МО «Заиграевский район» в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение участвующего в деле прокурора Бадмацыреновой Ю.С., указавшей об обоснованности заявленных требований, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение документов территориального планирования муниципального образования, к которым относится в том числе генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ).

В силу части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, которым в соответствии с Уставом МО ГП «Поселок Онохой» является Совет депутатов МО ГП «Поселок Онохой» Заиграевского района Республики Бурятия.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемое Решение №117 от 26 октября 2011 года принято уполномоченным органом в надлежащей форме, официально опубликовано в установленном порядке в печатном издании и на официальном сайте муниципального образования и административным истцом по указанным основаниям не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8, подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного Кодекса РФ, части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон №172-ФЗ) при установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона №172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Согласно пункту 3 статьи 8 Земельного Кодекса РФ нарушение установленного данным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае включения в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе, образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

На момент принятия генерального плана МО ГП «поселок Онохой» такой порядок был установлен Положением о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007г. №178, согласно пунктам 1, 2, подпункту "а" пункта 5 которого при подготовке оспариваемых нормативных правовых актов процедура получения такого согласования предусматривала направление органам местного самоуправления проекта генерального плана поселения в Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России), которое осуществляло организационные полномочия по согласованию указанного проекта с уполномоченными органами.

Органом, управомоченным на согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010г. №736, является Рослесхоз - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

К полномочиям Рослесхоза относится рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов г.г.Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовка заключений в пределах своей компетенции (пункт 5.4.3 Положения).

Также пунктом 4 Положения установлено, что Рослесхоз до 1 января 2015г. согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов.

Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Рослесхозом. Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться представительным органом местного самоуправления.

Судом установлено, что 28 марта 2008г. за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, площадью 2 853 720 000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Бурятия, Заиграевский район, Заиграевское лесничество, кадастровый номер <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <...>.

Подготовка проекта генерального плана МО ГП «Поселок Онохой» была начата на основании распоряжении администрации МО ГП «Поселок Онохой» от 24 октября 2008г. №81а.

Как следует из текстовой части проекта генерального плана МО ГП «Поселок Онохой» (обоснование генерального плана, том 2, 25-08, раздел 5.1. «обоснование включения (исключения) земель), границы п.Онохой увеличиваются с 745,7 га до 1025,7 га (то есть на 280 га) за счет земель лесного фонда. Лесные участки, включаемые в земли населенных пунктов согласно лесохозяйственного регламента Заиграевского лесхоза расположены в ч.3, 10, 11, ч.12, 19, 20, 21, 29, 36, 37, 38, 40 кварталах Усть-Брянского участкового лесничества.

Сводное заключение на проект генерального плана было подготовлено Министерством регионального развития РФ 21 сентября 2011г. Из приложения к сводному заключению следует, что Федеральным агентством лесного хозяйства заключением от 1 июня 2011г. №ЮД-11-32/4938 было отказано в согласовании проекта, однако в результате урегулирования разногласий заключением от 26.08.2011г. №ЮД-11-32/8531 проект был согласован.

Из текста указанного заключения следует, что Рослесхоз согласовывает проект генерального плана МО ГП «Поселок Онохой» в части увеличения площади населенного пункта за счет земель лесного фонда Усть-Брянского участкового лесничества Заиграевского лесничества площадью 280 га. Исключаемые лесные участки относятся к защитным и эксплуатационным лесам.

Между тем, как следует из письма, направленного ФГБУ «Рослесинфорг» в адрес Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, от 7 марта 2017 г. №01/04-739 и приложенной к нему схемы, составленной в результате совмещения рабочих материалов лесоустройства со схемой Генерального плана МО ГП «Поселок Онохой», помимо согласованных 280 га выявлено частичное включение земель лесного фонда в границы населенного пункта, не согласованных с Рослесхозом.

В ходе рассмотрения дела в целях уточнения лесных участков, в отношении которых не была проведена процедура согласования с Рослесхозом, ФГБУ «Рослесинфорг» было проведено повторное исследование материалов лесоустройства, картографической основы Генерального плана МО ГП «Поселок Онохой», сведений государственного кадастра недвижимости, в том числе документов о постановке на государственный кадастровый учет лесного участка площадью 280 га, планируемого для перевода из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов.

В результате совмещения указанных картографических материалов было выявлено, что в границы населенного пункта городского поселения «поселок Онохой» были включены лесные участки общей площадью 66,04 га, относительно которых не было получено согласование Рослесхоза, расположенные в Заиграевском лесничестве, Усть-Брянском участковом лесничестве в квартале 1 выдел 1, части выделов 2-4, 26, в квартале 2 выдел 3, часть выделов 1, 4, 5, в квартале 3 выдел 1, части выделов 2, 9, 11,12, в квартале 10 части выделов 1, в квартале 11 части выделов 1, в квартале 15 части выделов 1, 3, 5, 6, 8, в квартале 17 части выделов 1, 2, 3, 6, в квартале 18 части выделов 1,2, 3, 5, 6, 7, 10, 11,14-21, в квартале 19 части выделов 1-3, 5, в квартале 20 часть выдела 14.

Доказательства того, что при издании оспариваемого решения Совета депутатов МО ГП «Поселок Онохой» включение указанных участков лесного фонда в границы населенного пункта было согласовано с Рослесхозом, представлены не были.

Доводы ответчика о том, что на момент принятия генерального плана МО ГП «Поселок Онохой» кадастровый учет земель лесного фонда Заиграевского лесничества не был произведен, правового значения не имеют.

Согласно действовавшим на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта положениям Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда (часть 6 статьи 47 Закона).

В рассматриваемом случае право федеральной собственности на лесной участок с кадастровым номером <...> площадью 2853720000 кв.м., относящийся к землям лесного фонда, расположенный в Заиграевском лесничестве, было зарегистрировано в 2008 году, участок имеет статус «ранее учтенный».

В силу части 2 статьи 69 Лесного Кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативно-правового акта) местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.

В соответствии со статьей 7 Лесного Кодекса РФ, части 3 статьи 70.1 Лесного Кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

В соответствии со статьей 91 Лесного Кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, о лесных участках.

В соответствии с изложенными нормами местоположение, границы и площади спорных участков лесного фонда были подтверждены представленными Республиканским агентством лесного хозяйства выписками из государственного лесного реестра, материалами лесоустройства Заиграевского лесничества: таксационными описаниями, лесоустроительными планшетами, составленными по материалам лесоустройства 1993 года, планами лесных насаждений (карты-схемы лесничеств), на основании которых сведения были занесены в государственный лесной реестр, Лесохозяйственным регламентом Заиграевского лесничества, утвержденным приказом Республиканского Агентства лесного хозяйства от 11 ноября 2014г. №662.

При этом доказательства, опровергающие факт отнесения данных участков к лесному фонду, суду ответчиком не представлены.

Ссылки ответчика на то, что спорные участки лесного фонда были включены в границы населенного пункта в 1978 году, то есть ранее принятия оспариваемого нормативно-правового акта, в ходе рассмотрения дела подтверждения не нашли, соответствующие доказательства данных обстоятельств, в том числе наличие согласования перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов с уполномоченным органом, суду представлены не были.

Ранее действовавшим законодательством: Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденными Законом СССР от 17.06.1977г., Лесным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 08.08.1978г., устанавливалось, что леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Было установлено, что все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит: из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, и колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства, границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.

Перевод лесных площадей в нелесные площади для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производился: в лесах первой группы - в исключительных случаях по постановлению Совета Министров РСФСР; в лесах второй и третьей групп - в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. Перевод лесных площадей в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, в лесах государственного значения второй и третьей групп производился: площадей размером до 50 гектаров в районах с лесистостью от 50 процентов и выше и площадей размером до 25 гектаров в районах с лесистостью ниже 50 процентов - по постановлению Совета Министров автономной республики, решению исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов; во всех других случаях - по постановлению Совета Министров РСФСР (ст.16 Основ лесного законодательства СССР, ст.37 Лесного Кодекса РСФСР).

Статья 63 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997г. также предусматривала, что перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются: в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством; в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.

Между тем, доказательств соблюдения указанных процедур в период действия данных нормативно-правовых актов не имеется. Представленные административным ответчиком правовые акты (постановление Совета Министров Бурятской АССР от 06.05.1978г. №184 "Об отводе земельного участка из земель гослесфонда для подсобного хозяйства; решение исполнительного комитета Заиграевского районного Совета народных депутатов от 29.04.1982г. №132 "Об отводе земельного участка Усть-Брянского лесничества под выпас свиней") также не свидетельствуют о том, что был в установленном порядке осуществлен перевод земель лесного фонда Заиграевского лесничества в земли иных категорий.

Ссылки ответчика на то, что границы населенного пункта ГП пос.Онохой были установлены Законом Республики Бурятия от 31 декабря 2004г. №985-III «Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия» во внимание быть приняты не могут, поскольку данным нормативно-правовым актом (с последующими редакциями) были образованы и наделены статусом муниципальные образования Республики Бурятия, установлены их границы, однако границы населенных пунктов в указанном законе не описаны.

Доводы ответчика о том, что нахождение части спорных участков в границах населенного пункта подтверждается материалами инвентаризации земель населенных пунктов, утвержденных постановлением Главы муниципального образования Заиграевский район от 18 сентября 2001г. №732, не имеют правового значения при рассмотрении данного дела, поскольку в ходе инвентаризация земель законность перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов предметом оценки не являлась.

Нельзя согласиться и с доводами о том, что Генеральный план МО ГП "поселок Онохой" не содержит сведений о границах населенного пункта поселок Онохой, входящего в состав муниципального образования городского поселения "пос.Онохой", поскольку они опровергаются картографической основой оспариваемого генерального плана и информацией, предоставленной ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Бурятия", из которой следует, что сведения о границе населенного пункта пос.Онохой были внесены в ЕГРН 27.12.2012г. на основании утвержденной оспариваемым нормативно-правовым актом карты (плана) границы МО ГП "поселок Онохой" в соответствии с п.6 ст.15 Федерального Закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ (в действовавшей на тот момент редакции) "О государственном кадастре недвижимости", которым была предусмотрена обязанность органа местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница муниципального образования, граница населенного пункта, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.

Кроме того, регистрирующим органом 27 декабря 2012г. на основании картографической основы Генерального плана и материалов межевания был поставлен на кадастровый учет с уточненными границами лесной участок с кдаастровым номером <...> площадью 280 га, подлежащий в соответствии с Генеральным планом МО ГП «поселок Онохой» переводу в земли населенных пунктов.

Данные сведения ЕГРН, а также материалы лесоутройства, картографическая основа Генерального плана МО ГП "поселок Онохой" обоснованно были использования ФГБУ "Рослесинфорг" в целях определения лесных участков, вошедших в состав населенного пункта, не прошедших процедуру согласования с Рослесхозом.

Таким образом, оценивая представленные доказательства в совокупности, суд находит установленным факт неправомерного включения в границы населенного пункта ГП «поселок Онохой» Заиграевского района Республики Бурятия лесных участков общей площадью 66,04 га, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Заиграевский район, Заиграевское лесничество, Усть-Брянское участковое лесничество в квартале 1 выдел 1, части выделов 2-4, 26, в квартале 2 выдел 3, часть выделов 1, 4, 5, в квартале 3 выдел 1, части выделов 2, 9, 11,12, в квартале 10 части выделов 1, в квартале 11 части выделов 1, в квартале 15 части выделов 1, 3, 5, 6, 8, в квартале 17 части выделов 1, 2, 3, 6, в квартале 18 части выделов 1,2, 3, 5, 6, 7, 10,11,14-21, в квартале 19 части выделов 1-3,5, в квартале 20 часть выдела 14.

С учетом изложенного основания для утверждения Генерального плана муниципального образования МО ГП «Поселок Онохой» Заиграевского района Республики Бурятия в границах, предусматривающих включение данных земель лесного фонда, отсутствовали.

В связи с изложенным решение Совета депутатов муниципального образования городского поселения «Поселок Онохой» Заиграевского района Республики Бурятия от 26 октября 2011 года №117 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городского поселения «Поселок Онохой» Заиграевского района Республики Бурятия», принятое с нарушением установленного порядка согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенного пункта лесных участков, является недействующим в оспариваемой части, как противоречащее приведенным нормам федерального законодательства, в связи с чем административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» дано разъяснение о том, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

С учетом того, что оспариваемые положения нормативно-правового акта применялись, на основании них были реализованы права граждан, проживающих в населенном пункте, что подтверждается актом натурного выезда на участки лесного фонда Усть-Брянского участкового лесничества от 23 августа 2018г., они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов муниципального образования городского поселения «Поселок Онохой» Заиграевского района Республики Бурятия от 26 октября 2011 года №117 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городского поселения «Поселок Онохой» Заиграевского района Республики Бурятия» в части включения в границы городского поселения «поселок Онохой» Заиграевского района Республики Бурятия, лесных участков общей площадью 66,04 га, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Заиграевский район, Заиграевское лесничество, Усть-Брянское участковое лесничество в квартале 1 выдел 1, части выделов 2-4, 26, в квартале 2 выдел 3, часть выделов 1, 4, 5, в квартале 3 выдел 1, части выделов 2, 9, 11,12, в квартале 10 части выделов 1, в квартале 11 части выделов 1, в квартале 15 части выделов 1, 3, 5, 6, 8, в квартале 17 части выделов 1, 2, 3, 6, в квартале 18 части выделов 1,2, 3, 5, 6, 7, 10, 11,14-21, в квартале 19 части выделов 1-3, 5, в квартале 20 часть выдела 14.

Возложить обязанность на Совет депутатов муниципального образования городского поселения «Поселок Онохой» Заиграевского района Республики Бурятия опубликовать информацию о принятии настоящего решения в официальном печатном издании муниципального образования и на официальном интернет-портале органов местного самоуправления Заиграевского района Республики Бурятия.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Т.Б. Казанцева