ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-880/2021 от 20.09.2021 Московского областного суда (Московская область)

Дело № 3а-880/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2021 год г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Палагиной А.А.,

при секретаре Румянцеве М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-880/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» об оспаривании решения об отказе в исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности,

установил:

ФИО1 обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Государственного бюджетного учреждения Московской области «Центр кадастровой оценки» от 28 апреля 2021 года №394/2021 об отказе в исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты>; об оспаривании решения ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» от 31 марта 2021 года № 285/2021 об отказе в исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>; возложении обязанности на административного ответчика принять решение об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости и осуществить перерасчет кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, с отнесением их к сегменту «Сельскохозяйственное использование» с кодом расчета 01:160 «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Производство сельскохозяйственной продукции без права возведения зданий, сооружений».

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> расположенных по адресу: <данные изъяты>, категория земельных участков: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок). Указанные земельные участки были образованы в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты><данные изъяты>, категория земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).

Как полагает административный истец, 29.12.2020 на образованные земельные участки была установлена кадастровая стоимость, при определении которой была допущена ошибка.

Решением № 394/2021 от 28.04.2021 и №285/2021 от 31.03.2021 ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» административному истцу отказано в пересчете кадастровой стоимости земельных участков, в связи с отсутствием технических и методологических ошибок при определении кадастровой стоимости.

При определении кадастровой стоимости, административным ответчиком земельные участки отнесены к подгруппе 13.2.2.1.1 МЖС как расположенные вне черты населенного пункта с указанием кода расчета вида использования 02:020 «ведение личного подсобного хозяйства с правом застройки в целом».

Полагает, что Государственным бюджетным учреждением Московской области «Центр кадастровой оценки» допущена единичная методологическая ошибка в части отнесения объекта к коду расчета 02:020, поскольку в соответствии с градостроительным регламентом, установленным правилам землепользования и застройки городского округа, земельные участки отнесены к зоне СХ-3 - зона сельскохозяйственного производства, где не предусмотрена жилая застройка (процент застройки 0). Код вида разрешенного использования в данном случае должен быть установлен 1.160.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала.

Представитель Государственного бюджетного учреждения Московской области «Центр кадастровой оценки» (далее ГБУ МО «ЦКО») возражала против заявленных требований, указав, что в результате рассмотрения заявления об исправлении ошибки при определении кадастровой стоимости объектов учреждением была проведена проверка соответствия вида использования, предусмотренного Приложением №1 к Методическим указания №226, а также характеристик, использованных для определения кадастровой стоимости, последовательности ее определения. Разрешенный вид использования объектов не запрещает строительство, поэтому оснований для пересчета кадастровой стоимости упреждение не усмотрело. Код 1.160 предусматривает вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», однако в правилах землепользования и застройки данный вид отсутствует.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 248, части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При этом, под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

На территории Московской области Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с Федеральным законом о государственной кадастровой оценке и Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 (далее - Методические указания).

На основании Распоряжения Правительства Московской области от 29.11.2016 № 356-РП/44 создано государственное бюджетное учреждение Московской области «Центр кадастровой оценки».

В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 30.11.2017 № 13ВР-1766 «О проведении государственной кадастровой оценки государственным бюджетным учреждением Московской области «Центр кадастровой оценки» в 2018 году проведена государственная кадастровая оценка в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории Московской области, за исключением категорий земель лесного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 237 (в редакции до 31.07.2020г.) определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Судом установлено, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенных по адресу: <данные изъяты>, категория земельных участков: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок). Указанные земельные участки были образованы в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).

На основании данных Перечня об актуальных сведениях, об объекте, включенных Управлением Росреестра по Московской области, а также в соответствии с Методическими указаниями объектам недвижимости присвоен код расчета вида использования 02:020 «ведение личного подсобного хозяйства с правом застройке в целом» и подгруппа 13.2.2.1.1 МЖС вне черты населенного пункта.

Решением № 394/2021 от 28.04.2021 и №285/2021 от 31.03.2021 ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» административному истцу отказано в пересчете кадастровой стоимости земельных участков, в связи с отсутствием технических и методологических ошибок при определении кадастровой стоимости.

При определении кадастровой стоимости, административным ответчиком земельные участки отнесены к подгруппе 13.2.2.1.1 МЖС как расположенные вне черты населенного пункта с указанием кода расчета вида использования 02:020 «ведение личного подсобного хозяйства с правом застройки в целом».

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке, регламентирующей порядок рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (здесь и далее в редакции, действовавшей в юридически значимый период), бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: единичная техническая ошибка, системная техническая ошибка, единичная методологическая ошибка, системная методологическая ошибка (часть 2 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке).

Согласно части 3 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке с обращением об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в бюджетное учреждение вправе обратиться юридические лица и физические лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В соответствии с частью 14 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке в результате рассмотрения заявления бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при ее определении; об отказе в ее пересчете, если наличие ошибок не установлено.

В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний определение кадастровой стоимости предполагает расчет наиболее вероятной цены объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен, исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом недвижимости.

Для определения кадастровой стоимости под видом использования объекта недвижимости понимается использование в соответствии с его фактическим разрешенным использованием. Фактическое разрешенное использование объекта недвижимости - фактическое (текущее) использование объекта недвижимости, не противоречащее установленным требованиям к использованию объекта недвижимости.

Земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью земельного участка к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности (пункт 1.10 Методических указаний). В случае если имеются документы, подтверждающие невозможность продолжения фактического использования объекта недвижимости, такой объект оценивается в индивидуальном порядке на основе его наиболее эффективного использования (п. 1.8).

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, спорные участки имеют категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства.

Вид разрешенного использования земельного участка определяет допустимые возможности такого использования и осуществления конкретных видов деятельности на земельном участке его правообладателем (статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации; подпункт 8 пункта 1 статьи 1, пункт 3 статьи 5, пункт 2 статьи 7, пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Информацию о виде разрешенного использования объекта оценки при проведении государственной кадастровой оценки бюджетное учреждение получает из Единого государственного реестра недвижимости (пункт 2.2. Методических указаний).

В соответствии с пунктом 1.19 Методических указаний одним из этапов определения кадастровой стоимости является первичная группировка объектов недвижимости на основе сегментации объектов недвижимости, предусмотренной Указаниями, а также последующая в дальнейшем группировка объектов недвижимости.

Для целей определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования, независимо от категории земель в соответствии с Приложением № 1 к Методическим указаниям. Указаниями произведена сегментация объектов недвижимости в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

Согласно действовавшему на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, под кодом 2.2 значится вид разрешенного использования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), который предполагал размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных; под кодом 1.16 значится вид разрешенного использования земельного участка «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», которым предусмотрено производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.

В соответствии с приложением № 1 к Методическим указаниям в сегменте «сельскохозяйственное использование» под кодом 1.16 (код расчета 01:160) предусмотрен вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых земельных участках. Производство сельскохозяйственной продукции без права возведения ОКС»; под кодом 2.2 (код расчета 02:020) - вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства с правом застройки в целом». Код расчета 02:020 предусмотрен для сегмента рынка «Садоводческое, огородническое и дачное использование, малоэтажная жилая застройка».

Проверяя доводы и возражения сторон, судом установлено, что на основании сведений ЕГРН, Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области, Региональной географической информационной системы Московской области в соответствии с изменениями в правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Павловский-Посад Московской области, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Павловский-Посад Московской области от 29.06.2020 №418/54 установлено, что спорные земельные участки, расположены в территориальной зоне СХ-3 (зона сельскохозяйственного производства).

В соответствии с градостроительным регламентом, установленным Правилами землепользования и застройки муниципального образования, действие которого сохраняется и на момент рассмотрения дела, территориальная зона СХ-3 не предусматривает жилую застройку, вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство (код 1.16)». Данный вид разрешенного использования, предполагает производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства (процент застройки 0).

Объекты недвижимости использовались по назначению соответствующему коду расчета вида использования 01:160 «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Производство сельскохозяйственной продукции без права возведения зданий, сооружений», что соответствует сегменту «Сельскохозяйственное использование».

В свою очередь, отнесение на дату оценки земельных участков к коду расчета 02:020 суд находит ошибочным, поскольку земельные участки расположены на землях сельскохозяйственного назначения, использовались для целей ведения личного подсобного хозяйства, производство сельскохозяйственной продукции, без возведения объектов капитального строительства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при определении кадастровой стоимости объектов учреждением была допущена единичная ошибка, подлежащая исправлению при обращении.

Принимая во внимание, что учреждением при рассмотрении обращения должные меры, направленные на выявление и устранение ошибки не приняты, оспариваемые решения ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» об отказе в пересчете кадастровой стоимости суд признает незаконными с возложением на ГБУ МО «ЦКО» обязанности по пересчету кадастровой стоимости с отнесением его к сегменту «Сельскохозяйственное использование» с кодом расчета 01:160 «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Производство сельскохозяйственной продукции без права возведения зданий, сооружений», подгруппа 1.1 «Сельскохозяйственное использование, за исключением рыболовства».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.177-178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административный иск ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Государственного бюджетного учреждения Московской области «Центр кадастровой оценки» от 28 апреля 2021 года №394/2021 об отказе в исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты>.

Признать незаконным и отменить решение ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» от 31 марта 2021 года № 285/2021 об отказе в исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>.

Обязать ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» принять решение об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости и произвести перерасчет кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, с отнесением их к сегменту «Сельскохозяйственное использование» с кодом расчета 01:160 «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Производство сельскохозяйственной продукции без права возведения зданий, сооружений».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А.Палагина

Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2021 года.