Дело № 3а-88/1925OS0000-01-2019-000057-55Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ровенко П.А.
при секретаре Шевченко М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мирной В.Л. к Администрации Приморского края, Департаменту финансов Приморского края, Департаменту градостроительства Приморского края, Департаменту образования и науки Приморского края, Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
у с т а н о в и л:
Мирная В.Л. обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением к Администрации Приморского края, Департаменту финансов Приморского края, Департаменту градостроительства Приморского края, Департаменту образования и науки Приморского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указав в обоснование своих требований, что вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 5 июня 2015 года по гражданскому делу № 2-3271/2015 на Администрацию Приморского края была возложена обязанность предоставить ей на территории Владивостокского городского округа в трёхмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Приморского края по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв. м. и не более 36 кв. м. общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами соответствующих муниципальных образований Приморского края.
На основании выданного судом исполнительного листа судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (далее – МООИП УФССП России по Приморскому краю) 29 января 2016 года возбуждено исполнительное производство № 1257/16/25037-ИП, которое до настоящего времени по вине должника не окончено.
Вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от 1 февраля 2018 года с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счёт средств краевой казны в пользу административного истца взыскивалась компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ... рублей.
Однако, за период с февраля 2018 года и до момента обращения Мирной В.Л. в суд с настоящим административным исковым заявлением Администрацией Приморского края не принято мер к исполнению решения Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 5 июня 2015 года.
Со ссылкой на положения статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ), статей 111, 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административный истец просил суд взыскать в его пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ... рублей; а также понесённые по делу судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере ... рублей.
Определением судьи Приморского краевого суда от 28 января 2019 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечён Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
ФИО1, представители Администрации Приморского края, Департамента финансов Приморского края, Департамента градостроительства Приморского края, Департамента образования и науки Приморского края, Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 258 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и представителей административных ответчиков.
Из содержания поступившего в Приморский краевой суд письменного отзыва Администрации Приморского края следует, что данный орган государственной власти Приморского края возражает против удовлетворения административных исковых требований, указывая на то, что он не является надлежащим ответчиком по настоящему административному делу. Судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должно исполняться соответствующим финансовым органом – Департаментом финансов Приморского края. Кроме того, Администрация Приморского края не является главным распорядителем бюджетных средств при реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Неисполнение решения суда происходит по причинам, которые не зависят от Администрации Приморского края, и оно обусловлено дефицитом средств краевого бюджета. Кроме того, по мнению административного ответчика, заявленная административным истцом сумма компенсации является завышенной.
Исследовав материалы настоящего административного дела, материалы гражданского дела № 2-3271/2015 и материалы исполнительного производства № 1257/16/25037-ИП, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, части 1 статьи 250 КАС РФ лицо, полагающее что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.
Частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) установлено, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления должны осуществляться в разумные сроки.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
В силу части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Как следует из материалов гражданского дела № 2-3271/2015, 7 апреля 2015 года прокурор Первомайского района города Владвиостока обратился во Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края в порядке статьи 45 ГПК РФ с исковым заявлением в защиту интересов ФИО1, являющейся лицом, оставшимся без попечения родителей, к Администрации Приморского края о возложении обязанности предоставить ей жилое помещение.
Решением от 5 июня 2015 года Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края обязал Администрацию Приморского края предоставить ФИО1 на территории Владивостокского городского округа в трёхмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Приморского края по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв. м. и не более 36 кв. м. общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами соответствующих муниципальных образований Приморского края.
Данное решение участвовавшими в гражданском деле лицами не обжаловалось и вступило в законную силу 11 июля 2015 года.
На основании исполнительного листа (серия ФС № 003143362), выданного 13 июля 2015 года Фрунзенским районным судом города Владивостока Приморского края, 29 января 2016 года в отношении Администрации Приморского края судебным приставом-исполнителем МООИП УФССП России по Приморскому краю ФИО2 возбуждено исполнительное производство № 1257/16/25037-ИП.
Решением Приморского краевого суда от 1 февраля 2018 года по административному делу № 3а-33/2018 в пользу ФИО1 с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счёт средств краевой казны взыскивалась компенсация за нарушение права на исполнение указанного выше судебного акта в разумный срок в размере 70 000 рублей.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 26 апреля 2018 года (дело № 33а-3734) решение Приморского краевого суда от 1 февраля 2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Департамента финансов Приморского края – без удовлетворения.
Таким образом, административный истец уже взыскивал компенсацию за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 5 июня 2015 года по гражданскому делу № 2-3271/2015 за период с момента поступления исполнительного листа в подразделение службы судебных приставов и по 1 февраля 2018 года.
В то же время из материалов исполнительного производства № 1257/16/25037-ИП следует, что 14 февраля 2018 года (то есть после вынесения Приморским краевым судом решения от 1 февраля 2018 года) начальником МООИП УФССП России по Приморскому краю ФИО3 выносилось постановление о привлечении Администрации Приморского края к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей.
После привлечения должника по исполнительному производству к административной ответственности, судебным приставом-исполнителем МООИП УФССП России по Приморскому краю 14 февраля, 29 июня 2018 года в адрес краевой администрации направлялись новые требования о необходимости исполнения решения суда, в которых устанавливались новые сроки предоставления документов, свидетельствующих об исполнении требований исполнительного документа.
Между тем, поскольку указанные требования остались неисполненными, Администрация Приморского края вновь привлекалась к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей (постановления по делам об административных правонарушениях вынесены начальником МООИП УФССП России по Приморскому краю 29 июня и 14 ноября 2018 года).
14 ноября 2018 года в адрес Администрации Приморского края судебным приставом-исполнителем направлялось очередное требование о необходимости исполнить решение суда в срок до 25 марта 2019 года.
В совокупности исследованные по делу доказательства позволяют сделать вывод о том, что нарушение установленных сроков исполнения судебного решения не было вызвано чрезвычайными объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника по исполнительному производству, которые подтверждали бы уважительность причин его неисполнения в срок, установленный действующим законодательством.
Отсутствие свободных жилых помещений во Владивостокском городском округе Приморского края либо недостаточность предусмотренных краевым бюджетом денежных средств на строительство и (или) приобретение жилья для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут являться исключительными обстоятельствами для неисполнения решения суда.
Более того, в ходе судебного разбирательства административными ответчиками не представлено доказательств того, что ими предпринимались какие-либо меры, направленные на исполнение решения суда, вынесенного в пользу ФИО1, в период с февраля 2018 года и по настоящее время, в свою очередь, материалы исполнительного производства № 1257/16/25037-ИП подобных документов также не содержат.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административными ответчиками не приняты надлежащие меры, направленные на своевременное исполнение вступившего в законную силу решения Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 5 июня 2015 года по гражданскому делу № 2-3271/2015.
Частью 3 статьи 258 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовой и фактической сложности дела; поведения административного истца и иных участников судебного процесса; достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общей продолжительности неисполнения судебного акта.
Как установлено судом, с момента вынесения решения Приморского краевого суда от 1 февраля 2018 года по административному делу № 3а-33/2018, которым в пользу ФИО1 взыскана денежная компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, прошёл один год один месяц и 17 дней.
Такой срок существенно превышает трёхмесячный срок, установленный в судебном решении, и расценивается судом как не отвечающий критерию разумности.
Кроме того, по мнению суда, неисполнение судебного акта произошло по причинам, которые не зависели от взыскателя, доказательств обратного со стороны административных ответчиков не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд признает установленным факт нарушения права ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок и полагает возможным в целях защиты прав административного истца присудить ей денежную компенсацию.
Из анализа содержания положений статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ следует, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме, при этом размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
При определении размера компенсации, подлежащей присуждению в данном случае, суд учитывает фактическую сложность исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения во Владивостокском городском округе Приморского края, продолжительность допущенного нарушения сроков, значимость его последствий для административного истца, то обстоятельство, что до настоящего момента вступивший в законную силу судебный акт должником не исполнен, а также то, что ФИО1 относится к категории лиц, имеющих право на дополнительную социальную защиту и помощь со стороны государства.
С учётом принципов разумности и справедливости, исходя из практики Европейского Суда по правам человека, суд полагает необходимым присудить в пользу административного истца денежную компенсацию в размере ... рублей.
В силу части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, исполняется соответствующим финансовым органом.
Под финансовыми органами, указанными в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, в соответствии со статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации).
В данном случае в Приморском крае таким органом является Департамент финансов Приморского края.
Пунктом 1 Положения о Департаменте финансов Приморского края, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 31 января 2006 года № 32-па, предусмотрено, что Департамент финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края.
Согласно пункту 7.2 данного Положения Департамент финансов Приморского края осуществляет планирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счёте краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.
Пунктами 2.1.3, 2.1.8 Положения о Департаменте градостроительства Приморского края, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 6 августа 2007 года № 196-па, предусмотрено, что Департамент градостроительства Приморского края: организует проведение строительства (реконструкции) и капитального ремонта объектов капитального строительства; осуществляет мониторинг за ходом строительства и вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счёт средств краевого бюджета, в пределах своей компетенции; осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, в том числе функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на Департамент градостроительства Приморского края полномочий.
В силу пунктов 8.42, 8.55 Положения о Департаменте образования и науки Приморского края, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 3 июля 2009 года № 171-па, данный Департамент осуществляет функции: главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него функций в соответствии с БК РФ; обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края.
Реализация подпрограммы № 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2013 – 2021 годы государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013-2021 годы, утверждённой постановлением Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года № 398-па, с января по июль 2018 года обеспечивалась ответственными исполнителями: Департаментом градостроительства Приморского края посредством строительства жилых помещений, передаваемых в казну Приморского края с целью включения их в состав специализированного жилищного фонда Приморского края с отнесением к виду жилых помещений, предназначенных для проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Департаментом образования и науки Приморского края посредством приобретения жилых помещений в собственность Приморского края, а также обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С августа 2018 года в число ответственных исполнителей подпрограммы был включён Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (постановлением Администрации Приморского края от 3 августа 2018 года № 366-па полномочия по приобретению в казну Приморского края жилых помещений, предназначенных для проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданы Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края).
В то же время, в соответствии с требованиями части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счёт средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Пункт 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11), предусматривает, что в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счёт средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В данном случае Департамент образования и науки Приморского края, Департамент градостроительства Приморского края, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края выступают главными распорядителями и получателями средств краевого бюджета, предусмотренных на их содержание и на реализацию возложенных на них функций, однако они не имеют полномочий по управлению финансовыми ресурсами Приморского края, тогда как именно на Департамент финансов Приморского края возложены обязанности по организации исполнения краевого бюджета и по управлению средствами на едином счёте краевого бюджета.
При таких обстоятельствах, согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, пункту 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 присужденная компенсация в сумме ... рублей за нарушение права ФИО1 на исполнение в разумный срок вступившего в законную силу судебного акта подлежит взысканию с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счёт средств бюджета Приморского края.
В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.
Кроме того, на основании части 1 статьи 111 КАС РФ суд взыскивает с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счёт средств бюджета Приморского края в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме ... рублей, что составляет размер государственной пошлины, уплаченной административным истцом в бюджет при подаче административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Приморского края, Департаменту финансов Приморского края, Департаменту градостроительства Приморского края, Департаменту образования и науки Приморского края, Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Взыскать с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счёт средств бюджета Приморского края в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ... рублей.
Перечисление суммы компенсации осуществлять на счёт ФИО1, открытый в Публичном акционерном обществе «Сбербанк России» (номер счёта получателя ..., ИНН Банка получателя ..., БИК Банка получателя ..., корреспондентский счёт ...).
Взыскать с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счёт средств бюджета Приморского края в пользу ФИО1 судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме ... рублей.
Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления – отказать.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы в апелляционную инстанцию Приморского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Приморского
краевого суда П.А. Ровенко