ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-896/18 от 20.12.2018 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2018 г. г. Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Овсянкиной Н.В.,

при секретаре Звонове А.А.,

с участием представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области по доверенности Тетери Е.С.,

представителя заинтересованного лица МИФНС России №10 по Тульской области Красноглазовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-896/2018 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к Региональному отделению НАРОДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ» в Тульской области о приостановлении деятельности Регионального отделения в Тульской области,

установил:

Региональное отделение ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ- НАРОДНАЯ ПАРТИЯ» создано на учредительном съезде ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ –НАРОДНАЯ ПАРТИЯ» 24 апреля 2012 г.

26 апреля 2012 г. решением общего собрания Регионального отделения в Тульской области ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ- НАРОДНАЯ ПАРТИЯ» сформированы его руководящие органы, на должность председателя Совета Регионального отделения избран Старцев А.С. сроком на 1 год с предоставлением ему полномочий по осуществлению действий, связанных с государственной регистрацией отделения.

Решение о государственной регистрации указанного Регионального отделения принято Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области 03.07.2012 года за учетным .

Сведения об указанном Региональном отделении в Тульской области внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) 06.07.2012 г. за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) .

24 ноября 2015 г. на общем собрании Регионального отделения в Тульской области ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ- НАРОДНАЯ ПАРТИЯ» помимо прочих были приняты решения об изменении наименования Регионального отделения в Тульской области ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ- НАРОДНАЯ ПАРТИЯ» на Региональное отделение НАРОДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ» в Тульской области, формировании новых руководящих органов, одобрении решений съезда партии о внесении изменения в устав партии, на должность председателя Совета Регионального отделения избрана Фетисова Я.Е. сроком на 2 года с предоставлением ей полномочий по осуществлению действий, связанных с государственной регистрацией отделения и изменением адреса места нахождения регионального отделения.

На основании распоряжения управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области от 15.12.2015 № 805-р необходимые документы были направлены в Межрайонную инспекцию ФНС России №10 по Тульской области для внесения записи в ЕГРЮЛ.

24.12.2015 Межрайонной инспекцией ФНС России №10 по Тульской области внесена запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области (далее по тексту - Управление Минюста России по Тульской области, Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о приостановлении деятельности Регионального отделения НАРОДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ» (далее по тексту - Региональное отделение) в Тульской области на один месяц, ссылаясь на то, что в результате анализа информации (вх. 3904 от 19.06.2018) поступившей от Регионального отделения, Управлением было установлено, что в нарушение ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях» отделение своевременно не сообщило об изменении сведений, указанных в ч.1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» - сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени отделения и не представило соответствующие документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Кроме того, в ходе анализа материалов учетного дела Регионального отделения Управлением были выявлены следующие нарушения положений ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях»:

- Региональное отделение не представило информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии принимать участие в выборах и (или) референдумах;

-Региональное отделение не представило сведения о количестве выдвинутых зарегистрированных кандидатов в депутаты на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты.

В этой связи, 29.06.2018 в адрес Регионального отделения Управлением было вынесено предупреждение (исх.71/03-2190) об устранении выявленных нарушений действующего законодательства в срок до 20.08.2018, однако данные нарушения Региональным отделением устранены не были.

В соответствии с распоряжением управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области №410-р от 14.08.2018 «О проведении плановой выездной проверки» в отношении Регионального отделения в период с 03.09.2018 по 21.09.2018 проводилась плановая выездная проверка по соблюдению действующего законодательства, в ходе которой были выявлены нарушения, выразившиеся в непредставлении административным ответчиком в уполномоченный орган информации предусмотренной пунктом 5 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях» об изменении сведений, указанных в ч.1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: об адресе места нахождения организации, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени отделения и о новой редакции устава.

Кроме того, Управлением было установлено, что в нарушение пп. «а» ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях» Региональное отделение не соблюдает периодичность проведения заседаний общего собрания членов и Совета регионального отделения, предусмотренную п. 2 ст. 31 п. 7 ст. 32 Устава партии ( в редакции от 25.01.2014),а также в нарушение п. 1 ст. 3 Федерального закона от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях» и п. 1 ст. 123.5 ГК РФ Региональное отделение не имеет членов.

Несмотря на предупреждение, вынесенное в адрес административного ответчика 21.09.2018 исх. 71/0-3299, до настоящего времени допущенные им нарушения закона не устранены, что и послужило основанием для обращения с административным иском в суд.

В судебном заседании представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области по доверенности Тетеря Е.С. поддержала заявленные требования по доводам административного искового заявления, указав, что каких-либо доказательств, помимо письма Фетисовой Я.Е., об отсутствии у партии членов, Управление не имеет.

Представитель заинтересованного лица МИФНС России №10 по Тульской области Красноглазова И.В., в судебном заседании не возражая против удовлетворения заявленных требований пояснила, что все изменения относительно личных данных учредителей партии, отраженные в выписке из ЕГРЮЛ были внесены налоговым органом в результате информационного взаимодействия с органами миграционного учета, в связи с изменением паспортных данных учредителей. Сами учредители с какими-либо заявлениями в налоговый орган не обращались.

Административный ответчик Региональное отделение НАРОДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ» в Тульской области, заинтересованное лицо Политическая партия «Альянс зеленых», извещенные своевременно и надлежащим образом о дате и месте слушания, возражений относительно административных исковых требований не заявили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

Представитель административного ответчика согласно устава Фетисова Я.Е. представила в адрес суда письменное объяснение, в котором, не отрицая факта получения в сентябре 2018 года предупреждения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области, указывала, что сложила с себя полномочия руководителя Совета Регионального отделения еще в апреле 2018, написав соответствующее заявление о выходе из партии. Вместе с ней такие заявления подали ФИО9 и ФИО10, связь с ФИО11 и ФИО12 у нее потеряна.

Отмечала, что примерно с апреля 2018 года ей было известно, что партия изменила свое наименование. С 01 мая 2018 года Региональное отделение съехало из офиса, по адресу г. Тула, ул. Болдина, д. 98 оф. 309, ранее представлявшегося отделению на безвозмездной основе сторонним юридическим лицом.

Судьба членов партии, ранее состоявших в ней, а так же местного отделения в Дубенском районе ей неизвестна, архивные документы прежний руководитель не передавал, своего реестра членов она не вела. Просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Исходя из положений части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства, учитывая наличие доказательств, подтверждающих их надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела, и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

В силу статьи 7 вышеназванного Закона одной из организационно-правовых форм общественных объединений является политическая партия.

При этом, ст. 12.2 указанного Закона определено, что порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным федеральным законом.

Таким законом является Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

Согласно пп. «г» п. 1 ст. 26 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации.

Под региональным отделением политической партии в указанном Федеральном законе (п. 3 ст. 3) понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

Обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии установлена подпунктом «а» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

Статьей 27 Федерального закона «О политических партиях» предусмотрено, что региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах. Иное структурное подразделение политической партии с правами юридического лица один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа (абзац второй пункта 2).

Пунктом 5 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях» предусмотрено, что политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения обязаны информировать федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.

В силу положений пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц наряду с прочими содержатся следующие сведения:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование;

в) адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица;

д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица,

е) сведения и документы о юридическом лице, в частности, подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.

Согласно пунктам 5 и 30.10 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, таким органом в данном случае является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области, поскольку, в силу предоставленных ему полномочий на территории Тульской области оно осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. №456 утвержден Административный регламент исполнения министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства российской федерации.

Указанным регламентом (пп.2 п. 3) предусмотрено, что предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляемого центральным аппаратом (территориальными органами), является в числе прочих соблюдение политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий;

В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, указанный орган выносит ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, в отношении политических партий не менее двух месяцев.

В силу ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подано в суд уполномоченным лицом.

Проверяя наличие оснований к приостановлению деятельности юридического лица, суд исходит из следующего.

Порядок приостановления деятельности регионального отделения политической партии урегулирован ст. 39 Федерального закона №95-ФЗ.

В силу п. 2 указанной статьи в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца.

В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа.

В ходе рассмотрения спора по существу судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства.

Региональное отделение НАРОДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ» в Тульской области (далее по тексту - Региональное отделение) создано на учредительном съезде ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ –НАРОДНАЯ ПАРТИЯ» 24 апреля 2012 г.

26 апреля 2012 г. решением общего собрания Регионального отделения в Тульской области ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ- НАРОДНАЯ ПАРТИЯ» сформированы его руководящие органы, на должность председателя Совета Регионального отделения избран Старцев А.С. сроком на 1 год с предоставлением ему полномочий по осуществлению действий, связанных с государственной регистрацией отделения.

Решение о государственной регистрации указанного Регионального отделения принято Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области 03.07.2012 года за учетным .

Сведения об указанном Региональном отделении в Тульской области внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) 06.07.2012 г. за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) .

На основании поданного в управление Минюста России по Тульской области 26.04.2013 заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы были внесены изменения в сведениях о лице, имеющем право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности – вместо Старцева А.С. внесен ФИО22, избрание которого на должность председателя Совета Регионального отделения Политической партии подтверждено протоколом №2 общего собрания Регионального отделения политической партии «Альянс Зеленых-Народная партия» от 26.04.2013. Сведения внесены в ЕГРЮЛ 14.06.2013.

01 июня 2015 года Сопредседатель партии Фетисов Г.Г. направил в управление Минюста России по Тульской области сведения о продолжении Региональным отделением в Тульской области своей деятельности, с указанием сведений о численности членов, места нахождения постоянно действующего руководящего органа, структурных подразделениях и сведения о участии в выборах.

Таким образом, не позднее 01.06.2018 Региональное отделение должно было проинформировать Управление о продолжении своей деятельности.

На основании поданного в управление Минюста России по Тульской области 07.12.2015 заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы были внесены изменения наименовании юридического лица –Региональное отделение НАРОДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ» в Тульской области, в адресе юридического лица : <адрес>, в сведениях о лице, имеющем право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности – вместо Ионаса Е.Е. внесена Фетисова Я.Е., избрание которой на должность председателя Совета Регионального отделения Политической партии подтверждено протоколом №2 общего собрания Регионального отделения политической партии «Альянс Зеленых-Народная партия» от 24.11.2015. Сведения внесены в ЕГРЮЛ 24.12.2015.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление Министерства юстиции РФ по Тульской области поступило заявление (вх.3904) от Фетисовой Я.Е., указавшей, что она с 2016 года по апрель 2018 года являлась председателем Регионального отделения и прекратила свою деятельность в этом качестве в апреле 2018 года, в связи с чем, просила принять меры по внесению соответствующих изменений в ЕГРЮЛ о ней, как о руководителе Регионального отделения.

В связи с указанным обращением в адрес Регионального отделения Управлением 29.06.2018 было вынесено предупреждение (исх. 71/03-2190) о необходимости устранения допущенного нарушения требований действующего законодательства:

-предоставления документов, для внесения изменений в ЕГРЮЛ относительно сведений лице, имеющем право действовать без доверенности от имени отделения;

-представление информации о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и или референдумах;

-предоставления сведений о количестве выдвинутых зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты.

Региональному отделению указанным предупреждением было предложено устранить допущенные нарушения в срок до 20.08.2018, о чем уведомить Управление Минюста РФ по Тульской области.

Данное предупреждение было направлено заказным письмом с уведомлением в адрес Регионального отделения 03.07.2018 и возвращено отправителю в связи с его неполучением.

Суд признает обоснованным направление предупреждения по месту нахождения юридического лица, указанного в ЕГРЮЛ.

Так, в силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Из разъяснений в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» следует, что извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Как разъяснено в абзаце третьем пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением) (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункты «в», «в.1» пункта 1 статьи 5, подпункт «и» пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что предупреждение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области 29.06.2018 исх. 71/03-2190, направленное Региональному отделению политической партии по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, считается доставленным адресату.

Предупреждение Региональным отделением политической партии в суд обжаловано не было.

По состоянию на 20.08.2018 года, выявленные в деятельности Регионального отделения политической партии нарушения действующего законодательства устранены не были.

20.08.2018 в отношении Регионального отделения Управлением Минюста России по Тульской области был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, и постановлением мирового судьи судебного участка № 60 Привокзального судебного района, Региональное отделение было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Распоряжением от 14.08.2018 № 410-р Управлением Минюста РФ по Тульской области была назначена выездная плановая проверка в отношении Регионального отделения НАРОДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ» в период с 03.09.2018 по 21.09.2018.

Уведомление о проведении проверки направлено в адрес регионального отделения заказным письмом 15.08.2018.

Из служебной записки сотрудника Управления ФИО15 на которую было возложено проведение проверки, составленной 03.09.2018, судом установлено, что по месту нахождения организации, указанному в ЕГРЮЛ – руководящие органы регионального отделения не располагаются.

Указанная информация также отражена в акте проверки №47 от 21.09.2018, содержащем следующие выявленные в ходе проверки нарушения действующего законодательства:

-региональное отделение в установленные сроки не представило в Управление Минюста России по Тульской области информацию об изменении адреса юридического лица в пределах места нахождения юридического лица и не представило соответствующие документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц;

-согласно официальному сайту Федеральной налоговой службы РФ в 2016 году в Единый государственный реестр внесены сведения о государственной регистрации Устава партии в новой редакции. Таким образом, Региональное отделение своевременно не сообщило об изменении сведений, указанных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (сведения о новой редакции устава) и не представило соответствующие документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц;

- численность членов Регионального отделения согласно объяснениям Фетисовой Я.Е. -0 человек, что учитывая п. 1 ст. 3 Федерального закона от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях» является нарушением п. 1 ст. 123.5 ГК РФ;

- поскольку согласно заявлению Фетисовой Я.Е. от 19.06.2018, она с апреля 2018 года прекратила деятельность в качестве председателя Совета регионального отделения, Региональное отделение в нарушение ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях» своевременно не сообщило об изменении сведений, указанных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» - сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени отделения и не представило соответствующие документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

-в нарушение пп. «а» ч.1 ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях» Региональное отделение не соблюдает периодичность проведения заседаний общего собрания членов и совета регионального отделения, предусмотренную п. 2 ст. 31, п. 7 ст. 32 Устава партии.

Копия акта проверки вручена Фетисовой Я.Е. 21.09.2018, о чем свидетельствует ее собственноручная отметка на указанном акте.

По факту выявленных в ходе указанной выездной плановой проверки нарушений в адрес Регионального отделения НАРОДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ» в Тульской области Управлением Минюста России в Тульской области было вынесено предупреждение 21.09.2018 № 71/03-3299, полученное Фетисовой Я.Е. лично, что она подтвердила в письменном заявлении в суд.

В данном предупреждении Управление Минюста России в Тульской области, указав на выявленные нарушения в результате выездной плановой проверки, а именно:

-Региональное отделение не представило: сведения об адресе места нахождения организации; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени отделения; сведения о новой редакции устава и соответствующие документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц

-Региональное отделение не соблюдает периодичность заседаний общего собрания членов и Совета регионального отделения, предусмотренную Уставом партии и не имеет членов; предложило устранить указанные нарушения в срок до 25.10.2018.

Копия предупреждения получена Фетисовой Я.Е. лично, о чем имеется отметка с ее подписью без указания даты в предупреждении, кроме того, факт получения данного предупреждения в конце сентября 2018 года Фетисова Я.Е. подтвердила в своих письменных объяснениях в суд.

Копия акта проверки и предупреждения направлены Управлением Минюста РФ в Департамент по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции РФ 25.09.2018.

Данное предупреждение также не было обжаловано Региональным отделением в суд, в связи с чем, при рассмотрении настоящего административного дела суду следует проверить обоснованность вынесенных в адрес административного ответчика предупреждений об устранении нарушений закона, в том числе наличие оснований к их вынесению и сроки, предоставленные для его устранения.

Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.

Аналогичные правовые установления содержатся и в ст. 39 Федерального закона №95-ФЗ.

Так, согласно пункту 2 статьи 39 Федерального закона № 95-ФЗ, в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца.

Кроме того, в силу пп. в абз. 2 ч.1 ст. 38 Федерального закона №95-ФЗ соответствующий территориальный орган вправе выносить политической партии, ее региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению письменное предупреждение (с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения) в случае осуществления ими деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии. Указанное предупреждение может быть обжаловано политической партией, ее региональным отделением или иным зарегистрированным структурным подразделением в суд. В случае вынесения предупреждения региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению политической партии территориальный орган обязан незамедлительно сообщить об этом в федеральный уполномоченный орган и в руководящий орган политической партии.

Судом установлено, что фактически предупреждения содержат в себе два основания:

- нарушения региональным отделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Федерального закона №95-ФЗ и иных федеральных законов;

- осуществление региональным отделением деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии.

Между тем, материалы дела объективно свидетельствуют, что о выявленных нарушениях устава партии не было сообщено в руководящий орган политической партии, и кроме того, в ходе судебного разбирательства не нашел факт подтверждения отсутствия у регионального отделения партии членов, поскольку факт подачи соответствующих заявлений о выходе из партии ФИО20 и ФИО21 объективно не подтвержден. Поэтому суд полагает, что в данной части Управлением были нарушены требования законодательства, касающиеся порядка уведомления о вынесенном предупреждении руководящего органа политической партии, т.е. нарушения процедуры вынесения предупреждения.

Однако, поскольку предупреждения содержат в себе указания на выявленные и установленные в ходе судебного разбирательства нарушения Региональным отделением не только требований устава, но и требований действующего законодательства, суд констатирует, что Управлением были вынесены в части выявленных нарушений действующего законодательства законные предупреждения.

Так, факт изменения наименования НАРОДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ», деятельность регионального отделения которой подлежала проверке, на политическую партию «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ», а также изменение устава данной политической партии объективно подтвержден выпиской из ЕГРН в отношении политической партии.

Отсутствие организации по адресу указанному в ЕГРН, прекращение деятельности Фетисовой Я.В. в качестве председателя Совета Регионального отделения подтверждены служебной запиской проверяющего от 03.09.2018, актом проверки от 21.09.2018 №47 и письменными объяснениями Фетисовой Я.В. от 19.06.2018 адресованным в Управление и от 03.09.2018, адресованным в суд.

Из представленных материалов судом установлено, что связь с Региональным отделением по указанному в Едином государственном реестре юридических лиц адресу юридического лица не осуществляется, что свидетельствует об изменении места нахождения юридического лица, председатель Совета Регионального отделения фактически сложила с себя полномочия председателя и вышла из членов партии, что влечет необходимость избрания нового председателя Совета Регионального отделения и данные изменения подлежат внесению в ЕГРЮЛ.

Требования к документам, представляемым для государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц установлены ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

В силу ч. 1 ст. 17 указанного закона для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в изменениях, внесенных в учредительный документ юридического лица, или учредительном документе юридического лица в новой редакции и заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительный документ юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;

в) изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, или учредительный документ юридического лица в новой редакции;

г) документ об уплате государственной пошлины;

Однако, материалы дела объективно свидетельствуют, что данные документы для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица Региональным отделением представлены не были.

П. 2 ст. 17 указанного закона предусмотрено, что для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такая форма установлена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25. В силу требований данного приказа, документом, представляемым в регистрирующий орган при внесении изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, является заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, с приложениями по форме № Р14001.

Согласно п. 1.18 цитируемого приказа указанное заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), а подлинность подписи заявителя (подписей заявителей) на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Однако, подобного рода заявление с приложением необходимых документов подтверждающих изменение адреса Регионального отделения, смену Председателя Совета Регионального отделения и внесения изменений в устав также предоставлены не были.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец вынес обоснованные предупреждения, поскольку изменения наименования и устава партии, изменение адреса и прекращение деятельности председателя Совета Регионального отделения влекли безусловную обязанность сообщения данных сведений в установленном законом порядке в предусмотренной нормативными правовыми актами форме.

Предупреждения административным ответчиком не обжалованы в суд и исполнены не были. При этом, представленные Региональному отделению в соответствующих предупреждениях сроки устранения нарушения действующего законодательства соответствовали разумно определенной возможности административного ответчика выполнить требования предупреждения и не были менее сроков, установленных законом.

Материалы дела свидетельствуют, что до настоящего времени выявленные в деятельности административного ответчика нарушения действующего законодательства им не устранены.

Согласно пункту 2 статьи 39 Федерального закона № 95-ФЗ, в случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный предупреждением срок нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа.

При таких обстоятельствах, поскольку Региональное отделение НАРОДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ» в Тульской области, не устранило допущенные им нарушения федерального законодательства, имеются правовые основания для приостановления его деятельности.

Обстоятельств, препятствующих приостановлению деятельности Регионального отделения по решению суда, предусмотренных пп.5-7 ст.39 Федерального закона «О политических партиях», судом не установлено.

В соответствии с разъяснениями п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» в резолютивной части решения о приостановлении деятельности политической партии, регионального отделения политической партии или иного структурного подразделения суд, помимо срока, на который подлежит приостановлению деятельность названных организаций, указывает срок, в течение которого выявленные нарушения должны быть устранены административным ответчиком. В случае необходимости суд указывает на конкретные действия, которые следует совершить для устранения нарушения, послужившего основанием для приостановления деятельности, в связи с чем, суд полагает правильным указать административному ответчику, что в течение срока, на который его деятельность приостановлена, Региональному отделению следует устранить нарушения, указанные в предупреждении, а именно направить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области документы, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 180, 264 КАС РФ, суд,

решил:

административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области удовлетворить.

Приостановить деятельность Регионального отделения НАРОДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ» в Тульской области (ОГРН ) на срок 1 (один) месяц.

В течение указанного срока административному ответчику следует устранить нарушения, указанные в предупреждении от 21.09.2018, а именно: направить в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области документы, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Срок приостановления деятельности исчислять с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий