ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-8/16 от 15.03.2016 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Дело №3а-8/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Элиста 15 марта 2016 года

Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Литовкина В.В.,

при секретаре Убушиевой А.В.,

с участием:

представителя административного истца – Администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия Бочкаева Б.Ф.,

представителя административных ответчиков – Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Калмыкия и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия Санжиевой Ю.П.,

представителей заинтересованных лиц:

Общества с ограниченной ответственностью «РедОйл» Слепова В.П. и Столяровой Е.А.,

Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Дорджиева С.Н.,

Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Калмыкия Манджиевой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Калмыкия и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об оспаривании решения о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка

установил:

Администрация Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Ики-Бурульского РМО РК) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя следующим.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Калмыкия (далее - Комиссия) от 19 ноября 2015 г. № 8 удовлетворено заявление Общества с ограниченной ответственностью «РедОйл» (далее – ООО «РедОйл, Общество») о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ***, примерно в 11,2 км по направлению на юго-восток от ориентира п. *** *** СМО, категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения». Принимая решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, Комиссия пришла к выводу, что в ходе работ по государственной оценке земель промышленности неправильно установлена группа видов разрешенного использования для данного земельного участка и вместо 4 группы вида разрешенного использования, которая включает в себя земельные участки для разработки полезных ископаемых, предоставляемых организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель, неверно отнесен к 5 группе, которая включает земельные участки для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта. Данный вывод Администрация Ики-Бурульского РМО РК считает незаконным, поскольку в соответствии с нормами отвода нефтяных и газовых скважин, утвержденных Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства от 25 марта 1974 г. № СН 459-74 (далее – Нормы отвода) размеры земельных участков для нефтяных и газовых скважин должны устанавливаться в пределах указанных площадей в зависимости от особенностей скважин. Согласно указанным Нормам отвода при предоставлении земельных участков в долгосрочное пользование для эксплуатации скважин площадь отводимых земельных участков составляет *** га (*** кв.м.). Площадь земельного участка с кадастровым номером *** равна *** га (*** кв.м.), что превышает норму отвода земельных участков для нефтяных и газовых скважин и является нарушением требований Земельного кодекса РФ в части использования земельного участка по назначению. Заказчиком работ по проведению государственной кадастровой оценки земельных участков специального назначения Республики Калмыкия выступило Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия. С учетом оспариваемого решения Комиссии заказчик работ будет обязан дополнительно выделить денежные средства из республиканского бюджета на определение кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Администрация Ики-Бурульского РМО РК просит суд признать незаконным решение Комиссии об удовлетворении заявления ООО «РедОйл» (ИНН ***) о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, примерно в 11,2 км по направлению на юго-восток от ориентира п. *** *** СМО.

В судебном заседании представитель административного истца Бочкаев Б.Ф. заявленные требования поддержал.

Представитель Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Калмыкия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия Санжиева Ю.П. административные исковые требования не признала, указав на обоснованность принятого Комиссией решения.

Представители заинтересованных лиц – Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Дорджиев С.Н., филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Калмыкия Манджиева А.Д. заявленные административные исковые требования признали обоснованными.

Представители заинтересованного лица – ООО «РедОйл» Слепов В.П. и Столярова Е.А. возражали против заявленных требований.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 5 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу разъяснений, изложенных в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия с целью кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения заключило с ООО Научно-производственное предприятие «Универсал» государственный контракт №10 от 5 августа 2014 г. на выполнение кадастровых работ по государственной кадастровой оценке земель.

Согласно Отчету об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Республики Калмыкия от 7 ноября 2014 г. № 3-2014, составленного ООО Научно-производственное предприятие «Универсал», удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков 4 группы при среднем значении по Республике Калмыкия составляет *** руб./кв.м., 5 группы – *** руб./кв.м.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 ноября 2014 г. № 426 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Республики Калмыкия по состоянию на 1 июня 2014 г. (приложение № 1); средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в разрезе видов использования и районных муниципальных образований Республики Калмыкия (приложение № 2).

Согласно приложению № 2 к указанному постановлению Правительства Республики Калмыкия 4 группа включает в себя земельные участки для:

разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель;

размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики;

размещения железнодорожных путей;

установления полос отвода железных дорог, за исключением земельных участков, переданных в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами;

размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;

установления полос отвода автомобильных дорог, за исключением земельных участков под объектами дорожного сервиса;

искусственно созданных внутренних водных путей;

береговой полосы;

размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков;

размещения кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации;

размещения подземных кабельных и воздушных линий связи и радиофикации;

размещения наземных и подземных необслуживаемых усилительных пунктов на кабельных линиях связи;

размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи.

К 5-му виду разрешенного использования земельных участков отнесены земельные участки для:

размещения эксплуатационных предприятий связи, у которых на балансе находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;

размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;

морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

охранных, санитарно-защитных, технических и иных зон с особыми условиями земель промышленности и иного специального назначения.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 ноября 2014 г. № 426 земельный участок с кадастровым номером *** отнесен к 5 группе видов разрешенного использования (для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта), кадастровая стоимость земельного участка определена в размере ***руб., для расчета арендной платы применен удельный показатель кадастровой стоимости *** руб.

Как установлено судом, ООО «РедОйл» является арендатором земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью *** кв.м. (*** га), расположенного по адресу: ***, примерно в 11,2 км по направлению на юго-восток от ориентира п. *** *** СМО, предоставленного в аренду для размещения и эксплуатации скважины № **** месторождения в целях добычи полезных ископаемых.

ООО «РедОйл» 6 ноября 2015 г. обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, полагая, что в ходе государственной кадастровой оценки земель неверно определен 5 вид разрешенного использования земельного участка, тогда как он относится к 4 группе видов разрешенного использования «земельные участки для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель».

По результатам рассмотрения заявления, в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, Комиссия 19 ноября 2015 г. приняла решение пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** с использованием следующих сведений об объекте недвижимости: категория земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного назначения», разрешенное использование «для размещения и эксплуатации скважины № ** ** месторождения в целях добычи полезных ископаемых», площадь *** кв.м., 4-я группа вида разрешенного использования земельного участка.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при ее определении, является отдельным основанием для пересмотра кадастровой стоимости такого объекта и должна быть документально подтверждена.

В соответствии с п. 4 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 г. № 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Во исполнение указанных Правил Приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 г. № П/49 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, которая в зависимости от применяемых методических подходов к определению кадастровой стоимости земельных участков виды использования земель промышленности и иного специального назначения объединяет в 6 групп.

Методическими указаниями определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:

земельные участки промышленности - земельные участки, которые используются или предназначены для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности (пункт 1.3.1). Данные земельные участки отнесены к 4 группе видов использования.

земельные участки трубопроводного транспорта, включающие в себя земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта (пункт 1.3.3.5). Данные земельные участки отнесены к 5 группе видов использования.

В соответствии с Уставом ООО «РедОйл», утвержденным решением внеочередного общего собрания участников от 15 марта 2011 г. (с изменениями от 26 мая 2011 г. и 6 апреля 2015 г.) и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 17 февраля 2016 г., основным видом деятельности Общества является добыча сырой нефти и природного газа.

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером ***, указанный земельный участок относится к категории земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения». Разрешенное использование: для размещения и эксплуатации скважины № ** *** месторождения в целях добычи полезных ископаемых. Площадь *** кв.м.

Согласно схемы расположения объектов недропользования и справки ООО «РедОйл» от 18 ноября 2015 г., на данном земельном участке имеется нефтяная скважина № ** ** площади; трубопровод промысловый скважины № ** ** площади; нефтегазосепаратор объемом ** м3, нефтегазосепаратор ** м3, вспомогательные сооружения.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.

Вид разрешенного использования принадлежащего на праве аренды ООО «РедОйл» земельного участка с кадастровым номером *** определен как «для размещения и эксплуатации скважины № *** *** месторождения в целях добычи полезных ископаемых», что подтверждается также и свидетельством о государственной регистрации права *** от 10 августа 2012 г.

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540, добыча недр открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами; размещение объектов капитального строительства, в том числе подземных, в целях добычи недр; размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки сырья к транспортировке и (или) промышленной переработке; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для проживания в них сотрудников, осуществляющих обслуживание зданий и сооружений, необходимых для целей недропользования, если добыча недр происходит на межселенной территории отнесены к одному виду разрешенного использования земельного участка – «недропользование».

При таких обстоятельствах, поскольку вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** является достаточно определенным, не допускает различное толкование, с учетом фактического использования такого земельного участка, Комиссия пришла к обоснованному выводу об отнесении его к 4 виду разрешенного использования.

Доказательства расположения на спорном земельном участке объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта в материалах дела отсутствуют, изменений разрешенного или фактического использования земельного участка не происходило, в связи с чем доводы административного истца о необходимости отнесения земельного участка к 5 виду разрешенного использования, являются необоснованными.

Ссылка административного истца на то, что площадь земельного участка равна ** га (*** кв.м.), что превышает норму отвода земельных участков для нефтяных и газовых скважин, утвержденных Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства от 25 марта 1974 г. № СН 459-74, не может быть принята судом во внимание, поскольку законность выделения спорного земельного участка для нефтяной скважины в указанном размере, не является предметом рассмотрения по настоящему административному делу.

Доводы административного истца о том, что с учетом оспариваемого решения Комиссии заказчик работ будет обязан дополнительно выделить денежные средства из республиканского бюджета на определение кадастровой стоимости спорного земельного участка, правового значения для рассматриваемого дела не имеют.

Изучение материалов по рассмотрению Комиссией заявления ООО «РедОйл» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** показало, что рассмотрение заявления проведено в строгом соответствии с требованиями ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», заседание Комиссии являлось правомочным, проведено в сроки и в порядке, установленные законом, нарушений процедуры проведения, а также нарушения материального закона не допущено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного Администрацией Ики-Бурульского РМО РК требования об оспаривании решения о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.

Руководствуясь ст. 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Калмыкия и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об оспаривании решения о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья В.В. Литовкин