ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-8/19 от 07.06.2019 Верховного Суда Чеченской Республики (Чеченская Республика)

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИИменем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ

Дело № За-8/19

город Грозный 7 июня 2019 года

Верховный Суд Чеченской Республики в составе:

судьи Верховного Суда Чеченской Республики Дакаевой Р.С.,

при секретаре Алиевой М.Л.,

с участием представителя административного истца - Ибрагимова

Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике о ликвидации Межрегиональной общественной организации «Антикоррупционный комитет Северного Кавказа»,

установил:

Межрегиональная общественная организация «Антикоррупционный комитет Северного Кавказа» (далее - административный ответчик, Организация) зарегистрирована Управлением Федеральной регистрационной службы по Чеченской Республике 8 февраля 2006 года, регистрационный № 2012010251. Сведения об Организации внесены в Единый

государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 8 февраля 2006 года под основным государственным регистрационным номером 1062000000941.

Устав Организации, утвержденный общим собранием учредителей 5 января 2006 года, с внесенными изменениями 6 января 2009 года, является действующим, с 6 января 2009 года изменения и дополнения в него не вносились.

Юридический адрес и местонахождение Организации: 366900, Чеченская Республика, г. Гудермес, ул. им. А.А. Кадырова, д. № 21, кв. 4.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике (далее - административный истец, Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Организации, ссылаясь на допущенные нарушения Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон об общественных объединениях), Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете), а также устава Организации. Несмотря на вынесенные письменные предупреждения, допущенные нарушения административным ответчиком не устранены, что является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной Организации.

Организация и заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 6 по Чеченской Республике, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

Извещение о времени и месте рассмотрения дела, с учетом требований части 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, также размещено на сайте Управления, о чем представлены соответствующие сведения суду.

В соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

В судебном заседании представитель административного истца Ибрагимов Т.С. заявленные требования поддержал и просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Выслушав объяснения представителя административного истца, проверив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, Верховный Суд Чеченской Республики находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Законом об общественных объединениях.

Статьей 29 Закона об общественных объединениях определены обязанности общественного объединения, в частности: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно опубликовывать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Федеральный законодатель возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: 1) запрашивать у руководящих органов

общественных объединений их распорядительные документы; 2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; 3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; 4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38 Закона об общественных объединениях).

Согласно части 1 статьи 26 Закона об общественных объединениях ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.

Абзацем третьим части 1 статьи 44 Закона об общественных объединениях определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по

решению суда, в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 26 постановления от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснил, что оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

Судом установлено, что на основании распоряжения от 27 ноября 2015 года № 350-р Управлением в отношении Организации проведена плановая документарная проверка в период с 1 декабря 2015 года по 28 декабря 2015 года (л.д. 28).

В ходе проверки выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации.

Так, частью 2 статьи 19 Закона об общественных объединениях предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении.

В нарушение приведенного положения закона, в пункте 4.1 устава Организации указано, что членами Организации могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.

Таким образом, предоставление уставом возможности участия в Организации иностранных граждан и лиц без гражданства независимо от режима их пребывания в Российской Федерации, без указанных в законе ограничений, является нарушением требований Закона об общественных объединениях.

Выявлено отсутствие положения об учетной политике Организации, что является нарушением требований статьи 8 Закона о бухгалтерском учете.

Кроме того, установлены нарушения положений устава Организации, а именно: протоколы заседания Общего собрания отсутствуют (пункт 5.1), не проведено переизбрание председателя президиума и членов президиума Организации по окончании четырехлетнего срока полномочий (пункт 5.2), отсутствуют протоколы заседания президиума Организации за проверяемый период (пункт 5.8), не проведено переизбрание ревизора Организации по окончании срока полномочий (пункт 5.12), отсутствуют акты проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации (пункт 5.13).

По результатам проверки Управлением составлен акт от 28 декабря 2015 года, из которого следует, что с ним ознакомлен и экземпляр акта получил председатель Организации Хайгаев И.А. (л.д. 30-32).

В то же время приведенные обстоятельства, акт проверки административным ответчиком не оспорены, доказательства обратного либо устранения выявленных нарушений суду не представлены.

Учитывая выявленные нарушения, в соответствии со статьей 38 Закона об общественных объединениях Управлением 28 декабря 2015 года в отношении Организации вынесено письменное предупреждение со сроком их устранения до 15 февраля 2016 года. Данное распоряжение вручено лично председателю Организации Хайгаеву И.А. (л.д. 33).

Однако выявленные нарушения Организацией в установленные сроки не были устранены, в связи с чем 15 апреля 2016 года Управлением вынесено повторное письменное предупреждение в адрес Организации с требованием устранить допущенные нарушения Закона об общественных объединениях, Закона о бухгалтерском учете и положений устава Организации со сроком исполнения до 17 июня 2016 года. Данное предупреждение направлено посредством почтовой связи по юридическому адресу Организации, указанному в ЕГРЮЛ.

Повторное предупреждение также осталось без внимания Организации, выявленные нарушения не устранены.

23 января 2019 года Управлением в адрес Организации вынесено письменное предупреждение в связи с допущенными нарушениями действующего законодательства и устава Организации со сроком исполнения до 1 марта 2019 года, которое также осталось без внимания Организации.

25 ноября 2016 года Управлением на юридический адрес Организации посредством почтовой связи было направлено письмо руководителю Организации с просьбой принять участие в заседании круглого стола, приуроченного к Международному дню борьбы с коррупцией, которое состоится 9 декабря 2016 года, однако данное письмо возвращено отправителю (л.д. 36, 37).

Как следует из представленных суду почтовых конвертов, направленных в адрес Организации, все они возвращены Управлению в связи с отсутствием адресата по указанному в ЕГРЮЛ адресу (Организация не найдена).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 указанного выше постановления от 27 декабря 2016 года № 64 разъяснил, что предупреждение (представление) о нарушении закона, вынесенное уполномоченным органом или прокурором, направляется административному ответчику по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, включая адрес электронной почты. Указанные предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено

или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением) (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ, подпункты «в», «вЛ» пункта 1 статьи 5, подпункт «и» пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей», пункт 2 статьи 7 Закона о свободе совести).

Кроме того, возвращение почтовой связью направленной административным истцом на юридический адрес Организации почтовой корреспонденции свидетельствует об отсутствии Организации по указанному в ЕГРЮЛ юридическому адресу, что является нарушением требований части 2 статьи 29 Закона об общественных объединениях.

Таким образом, Организацией нарушены положения части 2 статьи 19, части 2 статьи 29 Закона об общественных объединениях, статьи 8 Закона о бухгалтерском учете, а также пунктов 5.1, 5.2, 5.8, 5.12, 5.13 устава Организации.

Судом установлено, что требования законных письменных предупреждений контролирующего органа Организацией до сих пор не исполнены, письменные предупреждения в вышестоящий орган или в суд не обжалованы, Организация не осуществляет деятельность по достижению уставных целей и задач, что подтверждает отсутствие в Организации какой- либо деятельности. Доказательств обратного суду не представлено.

При этом суд принимает во внимание, что с момента вручения копии акта от 28 декабря 2015 года, направления извещения о поступлении в суд административного искового заявления о ликвидации и до рассмотрения административного дела судом административный ответчик никаких действий по устранению нарушений закона в своей деятельности не совершил, объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, суду не привел.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П, по конституционно-правовому смыслу положений статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагается, что санкция в виде ликвидации юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Оценив исследованные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что Организацией допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности общественных объединений, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений Организацией не предпринято, доказательств того, что Организация ведет какую-либо деятельность в качестве юридического лица, не представлено.

Как следует из анализа представленных доказательств, Организацией в течение длительного времени не предпринято никаких мер к устранению выявленных нарушений, в том числе за прошлые периоды, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации Организации предъявлено в суд уполномоченным федеральным органом государственной регистрации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике удовлетворить.

Ликвидировать Межрегиональную общественную организацию «Антикоррупционный комитет Северного Кавказа», исключив сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер - 1062000000941).

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 7 июня 2019 года.