Дело № 3а-8/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2020 года г. Петропавловск-Камчатский
Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи | Гончаровой Н.В., |
с участием прокурора | Колосовой Е.С., |
при секретаре | Пушкарь О.И. |
с участием представителя административных истцов Белослудцевой Ю.В., Курбановой Т.Д., Черного А.А. – Тюрина Д.А., представителя административного ответчика главы Петропавловск-Камчатского городского округа Гаспарян А.А., представителя административного ответчика городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Ерофеевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белослудцевой Юлии Валерьевны, Курбановой Татьяны Дмитриевны, Черного Александра Анатольевича к городской Думе Петропавловск-Камчатского городского округа и главе Петропавловск-Камчатского городского округа о признании недействующим абзаца 7 части 1 статьи 55 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа,
УСТАНОВИЛ:
Белослудцева Ю.В., Курбанова Т.Д., Черный А.А. обратились в Камчатский краевой суд с административным иском о признании недействующим абзаца 7 части 1 статьи 55 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа.
В обоснование иска указали, что замещают должности аудиторов Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа. Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа входит в структуру органов местного самоуправления городского округа, является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, обладает организационной и функциональной независимостью, осуществляет свою деятельность самостоятельно и наделена правами юридического лица. Абзацем 7 части 1 статьи 55 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа установлено, что от имени городского округа полномочия нанимателя (работодателя) в части заключения трудовых договоров с председателем и аудитором Контрольно-счетной палаты осуществляет председатель городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа. По мнению административных истцов, нанимателем в отношении аудиторов Контрольно-счетной палаты следует считать Петропавловск-Камчатский городской округ, представителем нанимателя (работодателем) в отношении аудиторов должен быть председатель Контрольно-счетной палаты, поскольку все права и обязанности работодателя, указанные в статье 22 Трудового кодекса РФ, в отношении аудитора выполняет председатель Контрольно-счетной палаты. Так, именно председатель Контрольно-счетной палаты обуславливает трудовые функции аудитора, обеспечивает аудитору соответствующие условия труда, выплачивает ему заработную плату. Аудитор исполняет свои трудовые функции в интересах Контрольно-счетной палаты и под непосредственным контролем председателя Контрольно-счетной палаты. Осуществление председателем городской Думы в отношении аудиторов властно-распорядительных полномочий может привести к личной заинтересованности аудиторов, конфликту интересов, повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ими трудовых функций, в том числе при осуществлении проверок в отношении городской Думы и ее председателя, что образует коррупциогенный фактор. При таких обстоятельствах административные истцы полагают, что абзац 7 части 1 статьи 55 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа противоречит части 2 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьям 15, 16, 22, 56, 67, части 1 статьи 68 Трудового кодекса РФ, статьям 3, 4, 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», нарушает трудовые права и законные интересы аудиторов Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа.
Административные истцы Белослудцева Ю.В., Курбанова Т.Д., Черный А.А. участия в судебном заседании не принимали.
Представитель административных истцов Тюрин Д.А. заявленные требования поддержал.
Административный ответчик глава Петропавловск-Камчатского городского округа участия в судебном заседании не принимал. Его представитель Гаспарян А.А. возражала против удовлетворения требований административных истцов, указывая, что абзац 7 части 1 статьи 55 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа не противоречит нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой.
Представитель административного ответчика городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Ерофеева Т.Е. иск не признала. Полагала требования административных истцов не подлежащими удовлетворению, поскольку абзац 7 части 1 статьи 55 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа не противоречит нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой. Доводы административных истцов о наличии коррупциогенных факторов носят предположительный характер, являются субъективным мнением, не основанным на нормах права.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшей требования административных истцов необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).
Части 1 и 2 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают, что в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 17, пункта 1 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Частями 5 и 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу после официального опубликования (обнародования).
В соответствии со статьей 9 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа представительным органом местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа является городская Дума Петропавловск-Камчатского городского округа.
В силу статьи 59 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете «Град Петра и Павла».
Частью 7 статьи 60 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа предусмотрено, что правовые акты городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа нормативного характера вступают в силу после дня их официального опубликования.
В судебном заседании установлено, что Устав Петропавловск-Камчатского городского округа принят всеобщим голосованием на местном референдуме 19 декабря 1999 года (далее – Устав городского округа).
Статьей 55 Устава городского округа регламентированы составКонтрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа и полномочия должностных лиц.
Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26 января 2018 года № 28-нд «О внесении изменений в Устав Петропавловск-Камчатского городского округа» часть 1 статьи 55 Устава городского округа изложена в новой редакции.
Изменения в Устав городского округа зарегистрированы Управлением Министерства юстиции РФ по Камчатскому краю 7 марта 2018 года, государственный регистрационный номер № ru913010002018002.
12 марта 2018 года Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26 января 2018 года № 28-нд «О внесении изменений в Устав Петропавловск-Камчатского городского округа» официально опубликовано в газете «Град Петра и Павла» № 9.
В действующей редакции части 1 статьи 55 Устава городского округа установлено, что Контрольно-счетная палата городского округа состоит из председателя, аудиторов и аппарата Контрольно-счетной палаты (абзац 1).
Решение о назначении на должности председателя, аудитора Контрольно-счетной палаты городского округа принимается большинством голосов от установленного числа депутатов городской Думы (абзац 4).
От имени городского округа полномочия нанимателя (работодателя) в части заключения трудовых договоров с председателем и аудитором Контрольно-счетной палаты осуществляет председатель городской Думы (абзац 7).
Административные истцы Черный А.А., Белослудцева Ю.В. и Курбанова Т.Д. на основании Решений Городской Думы Петропавловск-Камчатского округа от 23 сентября 2016 года № 1071-р, от 28 октября 2015 года № 857-р, от 26 октября 2016 года № 1173-р назначены на должности аудиторов Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа, с ними заключены трудовые договоры.
По мнению административных истцов, положение абзаца 7 части 1 статьи 55 Устава городского округа в части возложения на председателя городской Думы полномочий заключать с председателем и аудитором Контрольно-счетной палаты трудовые договоры от имени нанимателя (работодателя) нарушает их трудовые права и противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оценивая соответствие оспариваемого положения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ) установлено, что контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетен представительному органу муниципального образования. Наименование, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 6 статьи 6 Федерального закона № 6-ФЗ председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность представительным органом муниципального образования.
В силу статей 15, 16, 56 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
В соответствии с частью 1 статьи 68 Трудового кодекса РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора.
Статьей 57 Трудового кодекса РФ определено содержание трудового договора, а статьей 22 основные права и обязанности работодателя.
В силу части 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Законом Камчатского края от 4 мая 2008 года № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае» должности председателя и аудитора контрольно-счетного органа городского округа отнесены к должностям муниципальной службы.
Согласно статье 16 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.
В статье 2 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае» определено, что муниципальная служба в Камчатском крае - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (часть 1).
Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование в Камчатском крае, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель) (часть 2).
Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления муниципального образования, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (часть 3).
Данная норма согласуется со статьей 2 Федерального закона № 25-ФЗ, которой определено, что нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель) (часть 2).
Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (часть 3).
Полномочия, а также иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ).
Из вышеприведенных положений следует, что федеральным законодательством определено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий вправе самостоятельно в уставе муниципального образования определять лиц, уполномоченных от имени муниципального образования исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) в отношении муниципальных служащих.
Согласно статье 9 Устава городского округа структуру органов местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа составляют: представительный орган - городская Дума Петропавловск-Камчатского городского округа (далее также – городская Дума); глава Петропавловск-Камчатского городского округа; исполнительно-распорядительный орган - администрация Петропавловск-Камчатского городского округа; контрольно-счетный орган - Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа (далее также – Контрольно-счетная палата).
Из части 1 статьи 55 Устава городского округа и части 2 статьи 2 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае» следует, что нанимателем муниципальных служащих Петропавловск-Камчатского городского округа является Петропавловск-Камчатский городской округ. От имени Петропавловск-Камчатского городского округа трудовые договоры с председателем и аудитором Контрольно-счетной палаты заключает председатель городской Думы, действуя в качестве представителя нанимателя (работодателя).
Возложение Уставом городского округа на председателя городской Думы, как руководителя органа местного самоуправления, указанных полномочий не противоречит положениям части 2 статьи 2 Федерального закона № 25-ФЗ, статьям 15, 16, 22, 56, 67, части 1 статьи 68 Трудового кодекса РФ, статьям 3, 4, 8 Федерального закона № 6-ФЗ.
При этом такое регулирование не предполагает возможности снижения уровня предусмотренных действующим законодательством гарантий профессиональной деятельности должностных лиц контрольно-счетного органа.
Следовательно, абзац 7 части 1 статьи 55 Устава городского округа не может рассматриваться как нарушающий права административных истцов в указанном ими аспекте.
Разрешение же вопросов, касающихся возникновения конфликта интересов при осуществлении председателем и аудиторами Контрольно-счетной палаты полномочий в отношении председателя городской Думы, обеспечивается Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Содержание оспариваемого положения не дает оснований для вывода о том, что в нем содержатся коррупциогенные факторы, под которыми в части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» понимаются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку судом не установлено противоречие абзаца 7 части 1 статьи 55 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то административный иск Белослудцевой Ю.В., Курбановой Т.Д., Черного А.А. к городской Думе Петропавловск-Камчатского городского округа и главе Петропавловск-Камчатского городского округа о признании недействующим абзаца 7 части 1 статьи 55 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Белослудцевой Юлии Валерьевны, Курбановой Татьяны Дмитриевны, Черного Александра Анатольевича к городской Думе Петропавловск-Камчатского городского округа и главе Петропавловск-Камчатского городского округа о признании недействующим абзаца 7 части 1 статьи 55 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 16 марта 2020 года.
Председательствующий Н.В. Гончарова