ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-906/18 от 20.12.2018 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2018 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Овсянкиной Н.В.,

при секретаре Звонове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №3а-906/2018 по административному исковому заявлению управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к Региональному отделению Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Тульской области о приостановлении деятельности,

установил:

Региональное отделение Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Тульской области создано на учредительном съезде политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! 21 мая 2012 г.

25 мая 2012 г. решением общего собрания Регионального отделения Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Тульской области сформированы его руководящие органы, на должность секретаря Политического совета регионального отделения избрана Екатеринина В.Н

Решение о государственной регистрации указанного Регионального отделения принято Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области 11.07.2012 года за учетным .

Сведения об указанном Региональном отделении в Тульской области внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) 12.07.2012 г. за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) .

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области (далее - Управление) обратилось в Тульский областной суд с иском к Региональному отделению Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Тульской области (далее Региональное отделение) о приостановлении деятельности на основании пункта 2 статьи 39 Федерального закона «О политических партиях» от 11.07.2001 года № 95-ФЗ.

В обоснование заявленных требований Управление указало, что административный ответчик при осуществлении своей деятельности допустил нарушение статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», поскольку своевременно не представил информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в Региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах; сведения о количестве выдвинутых зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты.

В связи с указанным нарушением в адрес Регионального отделения Управлением было вынесено письменное предупреждение от 21.06.2018 года , которое в установленном законом порядке не обжаловано и не отменено.

В установленный в предупреждении срок нарушения законодательства Региональным отделением устранены не были, что и явилось основанием для обращения Управления с административным иском в суд.

Со ссылкой на положения п. 2 ст. 39 Федерального закона «О политических партиях» Управление просило суд приостановить деятельность Регионального отделения Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Тульской области сроком на один месяц.

В судебное заседание административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области представителя не направил, представив в адрес суда письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик Региональное отделение Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Тульской области представителя в суд не направил, о дате и месте слушания по делу извещался своевременно и надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.

Заинтересованное лицо Всероссийская политическая партия ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Тульской области в судебное заседание представителя не направило. О дате и месте слушания по делу извещалось своевременно и надлежащим образом.

Суд признает надлежащим извещением административного ответчика и заинтересованного лица о дате и месте слушания по делу, исходя из следующих обстоятельств.

Извещение о дате и месте слушания было размещено на официальных сайтах суда и управления министерства юстиции РФ по Тульской области (06.12.2018), а так же направлено судом заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, при этом не получено административным ответчиком и получено заинтересованным лицом 19.12.2018.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Из разъяснений в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» следует, что извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, суд полагает, что как административный ответчик, так и заинтересованное лицо извещены о дате и месте слушания своевременно и надлежащим образом, при этом доказательств уважительности неявки суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

Заинтересованное лицо МИФНС России №10 по Тульской области, представителя в суд не направило. О дате и месте слушания извещалось своевременно и надлежащим образом, представив письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, руководствуясь положениями части 4 статьи 263 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судопроизводства.

Исследовав представленные в материалы административного дела письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (статья 1, часть 1).

В системном единстве с названным положением находятся положения статьи 13 Конституции Российской Федерации, относящиеся к основам конституционного строя Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (часть 1) и многопартийность (часть 3).

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

В силу статьи 7 вышеназванного Закона одной из организационно-правовых форм общественных объединений является политическая партия.

При этом, ст. 12.2 указанного Закона определено, что порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным федеральным законом.

Таким законом является Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

Согласно пп. «г» п. 1 ст. 26 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации.

Под региональным отделением политической партии в указанном Федеральном законе (п. 3 ст. 3) понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.

Согласно пунктам 5 и 30.10 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, таким органом в данном случае является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области, поскольку, в силу предоставленных ему полномочий на территории Тульской области оно осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 456 утвержден Административный регламент исполнения министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства российской федерации.

Указанным регламентом (пп.2 п. 3) предусмотрено, что предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляемого центральным аппаратом (территориальными органами), является в числе прочих соблюдение политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий;

В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, указанный орган выносит ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, в отношении политических партий не менее двух месяцев.

В силу ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подано в суд уполномоченным лицом.

Проверяя наличие оснований к приостановлению деятельности Регионального отделения, суд исходит из следующего.

Порядок приостановления деятельности регионального отделения политической партии урегулирован ст. 39 Федерального закона №95-ФЗ.

В силу п. 2 указанной статьи в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца.

В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа.

В ходе рассмотрения спора по существу судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства.

Региональное отделение Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Тульской области создано на учредительном съезде политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! 21 мая 2012 г.

25 мая 2012 г. решением общего собрания Регионального отделения Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Тульской области сформированы его руководящие органы, на должность секретаря Политического совета регионального отделения избрана Екатеринина В.Н

Решение о государственной регистрации указанного Регионального отделения принято Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области 11.07.2012 года за учетным .

Сведения об указанном Региональном отделении в Тульской области внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) 12.07.2012 г. за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) .

Из материалов представленного административным истцом контрольного дела в отношении регионального отделения Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ в Тульской области следует, что сведения о продолжении своей деятельности Региональное отделение предоставляло в управление министерства юстиции по Тульской области 26.05.2015.

В связи с этим, 21.06.2018 в отношении указанного юридического лица управлением министерства юстиции по Тульской области было вынесено предупреждение № 71/03-2074 в порядке ст. 39 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ.

В указанном предупреждении Управление указало, что в ходе анализа материалов учетного дела установлено, что Региональное отделение в нарушение требований ст. 27 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ не представило:

- информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и референдумах;

- сведения о количестве выдвинутых зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты.

Данное нарушение предписывалось устранить в срок до 01.08.2018. Предупреждение, было направлено по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц: г. Тула, ул. Революции д. 20 кв. 171 заказным письмом с уведомлением и возвращено в управление за истечением срока хранения.

Как разъяснено в абзаце третьем пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением) (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункты «в», «в.1» пункта 1 статьи 5, подпункт «и» пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что предупреждение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области от 21.06.2018, направленное Региональному отделению политической партии по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, считается доставленным адресату.

Данное предупреждение не было обжаловано Региональным отделением в суд, в связи с чем, при рассмотрении настоящего административного дела суду следует проверить обоснованность вынесенного в адрес административного ответчика предупреждения об устранении нарушений закона, в том числе наличие оснований к его вынесению и срок, предоставленные для устранения.

Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.

Ч. 2 ст. 39 закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ установлено, что срок устранения допущенных региональным отделением нарушений не может составлять менее одного месяца.

Указанные требования закона Управлением были соблюдены. Представленные Региональному отделению в соответствующем предупреждении срок соответствовал разумно определенной возможности административного ответчика выполнить требования предупреждения и не был менее срока, установленного законом.

Проверяя обоснованность предупреждения, суд исходит из следующего.

Статьей 27 Федерального закона «О политических партиях» предусмотрено, что региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах. Иное структурное подразделение политической партии с правами юридического лица один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа (абзац второй пункта 2).

Политическая партия и ее региональные отделения один раз в три года представляют в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. Указанные сведения представляются в виде копии протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня (пункт 4).

Данные сведения, как следует из материалов контрольного дела, Региональным отделением представлены не были.

При этом трехгодичный срок для их представления, с учетом ранее представленного уведомления 26.05.2015 истек 26.05.2018 года.

Таким образом, суд полагает, что административным истцом в адрес Регионального отделения было вынесено обоснованное предупреждение, подлежащее безусловному исполнению.

В ходе рассмотрения спора по существу административным ответчиком, а равно заинтересованным лицом не представлено в адрес суда доказательств того, что нарушение, послужившее основанием для вынесения предупреждения, как в срок предоставленный Управлением в предупреждении, так и до даты судебного разбирательства устранены.

Обстоятельств, свидетельствующих о наличии намерений у Регионального отделения устранить допущенные нарушения в ходе рассмотрения дела, так же не установлено.

Обстоятельств, препятствующих приостановлению деятельности Регионального отделения по решению суда, предусмотренных пп.5-7 ст.39 Федерального закона «О политических партиях», судом не установлено.

В соответствии с разъяснениями п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» в резолютивной части решения о приостановлении деятельности политической партии, регионального отделения политической партии или иного структурного подразделения суд, помимо срока, на который подлежит приостановлению деятельность названных организаций, указывает срок, в течение которого выявленные нарушения должны быть устранены административным ответчиком. В случае необходимости суд указывает на конкретные действия, которые следует совершить для устранения нарушения, послужившего основанием для приостановления деятельности, в связи с чем, суд полагает правильным указать административному ответчику, что в течение срока, на который его деятельность приостановлена, Региональному отделению Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Тульской области следует устранить нарушения, указанные в предупреждении, а именно направить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области необходимые сведения и информацию.

Исходя из изложенного, административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области о приостановлении деятельности Регионального отделения Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Тульской области на срок один месяц подлежит удовлетворению, поскольку указанного срока явно достаточно для устранения допущенных нарушений, при выражении соответствующего намерения со стороны административного ответчика.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что имеются основания, предусмотренные п. 2 ст. 39 Федерального закона от 11 июля 2011 года № 95-ФЗ «О политических партиях», для приостановления деятельности Регионального отделения Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Тульской области на срок 1 (один) месяц.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области удовлетворить.

Приостановить деятельность Регионального отделения Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Тульской области (ОГРН ) на срок 1 (один) месяц.

В течение указанного срока административному ответчику следует устранить нарушения, указанные в предупреждении, а именно предоставить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области:

- информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и референдумах;

- сведения о количестве выдвинутых зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты.

Срок приостановления деятельности исчислять с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: