Дело № 3а-90/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 ноября 2020 года г. Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Парфеновой Т.В.,
при помощнике судьи Дорошкове Л.Е.,
с участием прокурора Голодковой А.А.,
представителей:
административного истца - ФИО1,
административных ответчиков - Совета депутатов Медновского сельского поселения Тверской области и Администрации Медновского сельского поселения Тверской области - ФИО2,
Администрации Медновского сельского поселения Тверской области -Литягина А.И.
заинтересованного лица - Правительства Тверской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО «РИТМ» ТПТА об оспаривании решения Совета депутатов Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области от 30 декабря 2019 года № 30 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Медновское сельское поселение» Калининского района Тверской области»,
установил:
Пунктом 1 решения Совета депутатов Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области от 30 декабря 2019 года № 30, обнародованного в соответствии с пунктом 11 статьи 39 Устава муниципального образования, постановлено: «1. Утвердить Генеральный план муниципального образования «Медновское сельское поселение» Калининского района Тверской области (Приложение)» (т. 2, л.д. 213).
Пунктом 1 решения Совета депутатов Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области от 13 мая 2020 года № 3 в указанное решение внесены изменения, постановлено: «читать пункт 1 указанного решения в следующей редакции: «1. Утвердить изменения в Генеральный план муниципального образования «Медновское сельское поселение» Калининского района Тверской области (Приложение)» (т. 2, л.д. 214).
Решения Совета депутатов Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области от 30 декабря 2019 года № 30 и от 13 мая 2020 года № 3 размещены на официальном сайте Администрации Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области в сети Интернет.
23 апреля 2020 года Акционерное общество «Ритм» Тверское производство тормозной аппаратуры (далее АО «РИТМ» ТПТА) обратилось в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства (т. 1, л.д. 5, 205) о признании решения Совета депутатов Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области от 30 декабря 2019 года № 30 не действующим со дня принятия.
Заявленные требования мотивированы тем, что публичные слушания в процессе подготовки оспариваемого нормативного правового акта проведены с нарушением действующего законодательства.
В частности, большинство жителей и собственников земельных участков не были извещены о публичных слушаниях. Соответствующая информация в сети Интернет не размещалась, в газете «Ленинское знамя» не публиковалась, сроки обнародования решения о проведении публичных слушаний были нарушены.
Публичные слушания были запланированы в будние дни декабря 2019 года на рабочее время, в связи с чем работающие граждане не смогли принять в них участие.
В протоколах и заключениях о результатах публичных слушаний не учтены письменные возражения участвовавших в них граждан и истца. Заключения о результатах публичных слушаний не опубликованы.
Кроме того, публичные слушания проведены не по проекту Генерального плана, утвержденного решением Совета депутатов от 30 декабря 2019 года № 30, а по проекту внесения в него изменений.
Данный проект, предусматривающий включение в границы населенных пунктов Глинки, Кашенцево, Новосельцы земельных участков сельскохозяйственного назначения, утвержден с нарушением пункта 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации – без согласования с Правительством Тверской области, а также решения Пролетарского районного суда города Твери от 16 мая 2017 года, которым на администрацию Медновского сельского поселения и ФГБУ ФКП «Росреестра» возложена обязанность исключить из ЕГРН сведения о границах указанных населенных пунктов, установленных с учетом включения в них земель сельскохозяйственного назначения на основании предыдущего Генерального плана, утвержденного решением Совета депутатов Медновского сельского поселения от 15 февраля 2012 года № 5.
Расширение границ деревни Троица произведено без учета возражений местных жителей, а изменение категории ряда земельных участков, расположенных в районе данного населенного пункта, а также в районе деревень Романово и Порожки, является необоснованным.
Общество считает, что с учетом количества и площади принадлежащих ему земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся вблизи деревень <адрес>, замечания и предложения относительно внесения изменений в Генеральный план должны были с ним согласовываться.
В результате принятия оспариваемого нормативного акта территория населенных пунктов приближена к земельным участкам истца, чем создается угроза нарушения его прав вследствие возможного загрязнения земель, повреждения плодородного слоя почвы, посевов и растений, неконтролируемого доступа посторонних лиц и движения техники по полям, снижения рыночной стоимости земельных участков.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, представитель заинтересованного лица - Правительства Тверской области ФИО3 заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика Совета депутатов Медновского сельского поселения ФИО2, действующий на основании доверенности, являющийся одновременно Главой сельского поселения, возглавляющим в соответствии со статьей 27 Устава муниципального образования Администрацию Медновского сельского поселения, представитель Администрации Медновского сельского поселения - адвокат Литягин А.И. возражали против удовлетворения административного иска по основаниям, приведенным в письменном отзыве Совета депутатов.
Заинтересованные лица: Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства, Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, Министерство контрольных функцией Тверской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Голодковой А.А. о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, суд приходит к следующим выводам.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения. Процедура внесения изменений в генеральный план аналогична процедуре принятия генерального плана (пункт 1 части 1 статьи8, пункт 2 части 1 статьи18, часть 17 статьи24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 части 2 статьи 26 Устава муниципального образования «Медновское сельское поселение» Калининского района Тверской области утверждение генерального плана поселения, внесение в него изменений отнесено к компетенции Совета депутатов сельского поселения (т. 2, л.д. 191).
В соответствии со статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Закон Тверской области от 20 декабря 2019года №89-ЗО «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области», предусматривающий осуществление органами государственной власти Тверской области ряда полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в области градостроительной деятельности, в частности: принятие решения о подготовке документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области, решения о внесении изменений в такие документы и подготовка таких документов, утверждение документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области и изменений в такие документы, принятие решения о создании согласительной комиссии в случаях, установленных в части 9 статьи 21, части 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вступил в силу с 01 января 2020 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления, действовавшим согласно протоколу заседания Совета депутатов от 30 декабря 2019 года в правомочном составе, при установленной численности депутатов – 10 «за» принятие оспариваемого решения единогласно проголосовали 7 присутствовавших на заседании депутатов (т. 1, л.д. 151, т. 2, л.д. 189).
Подготовка оспариваемого нормативного правового акта осуществлена на основании принятого 13 мая 2019 года Главой Медновского сельского поселения постановления № 111 (т. 2, л.д. 222).
Согласно частям 11, 12 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.
Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения в представительный орган местного самоуправления поселения.
Решением Совета депутатов Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области от 21 октября 2019 года № 17, принятым в соответствии с приведенными положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 18 Устава муниципального образования, Положением о порядке проведения публичных слушаний (общественных обсуждений) по вопросам градостроительной деятельности на территории Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области, утвержденным решением Совета депутатов Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области от 12 апреля 2018 года № 8 (т. 2, л.д. 234), в период с 26 ноября 2019 года по 25 декабря 2019 года назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в Генеральный план муниципального образования «Медновское сельское поселение» Калининского района Тверской области, утверждены даты, время и место проведения публичных слушаний во всех 55 населенных пунктах поселения (т. 2, л.д. 241).
Данное решение содержит информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на публичных слушаниях и об официальном сайте, на котором он будет размещен, о порядке и сроках проведения публичных слушаний по проекту, о месте, дате открытия и сроке проведения экспозиции проекта, о днях и времени, в которые возможно посещение указанной экспозиции, информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта.
Пунктом 11 статьи 39 Устава муниципального образования установлено, что официальное обнародование муниципальных правовых актов осуществляется путем размещения полных текстов актов на информационных стендах поселения в трехдневный срок.
Тексты муниципальных правовых актов могут размещаться на официальном сайте муниципального образования «Медновское сельское поселение» Калининского района Тверской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (т. 2, л.д. 204).
Пунктом 6 части 8 статьи 27 Устава сельского поселения обязанность по обнародованию муниципальных правовых актов возложена на Главу поселения, возглавляющего Администрацию поселения, постановлением которого от 06 сентября 2019 года № 134 определены места обнародования муниципальных правовых актов, осуществляемого путем размещения их полных текстов: на информационном стенде администрации Медновского сельского поселения, расположенном в здании Администрации по адресу: <адрес>; а также на сайте Медновского сельского поселения http://mednoe-adm.ru. (т. 2, л.д. 245).
В соответствии с установленными правилами обнародования муниципальных правовых актов, частями 5, 6, 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктами 3.1-3.4 Положения о порядке проведения публичных слушаний (общественных обсуждений) по вопросам градостроительной деятельности на территории Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области решение Совета депутатов Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области от 21 октября 2019 года № 17 о проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план было размещено на информационном стенде Администрации поселения, что подтверждено фотоизображением информационного стенда, изготовленным 21 октября 2019 года, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается (т. 1, л.д.134).
Кроме того, указанное решение было размещено на сайте Медновского сельского поселения, в разделе «Администрация», подразделе «Публичные слушания», а также в разделе «Документы», подразделе «Решения 2019», что подтверждено фотоизображениями страницы официальной электронной почты администрации Медновского сельского поселения с письмом в адрес компании, осуществляющей обслуживание и наполнение сайта сельского поселения, о необходимости размещения на сайте данного решения, страницы сайта, раздела «Публичные слушания», распечаткой с сайта (т. 1, л.д. 135, 136, т. 3, л.д. 155, 161).
Во исполнение пункта 2 части 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объявления о проведении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план с указанием на возможность ознакомления с материалами по проекту указанных изменений на официальном сайте муниципального образования или в здании Администрации поселения были размещены до начала публичных слушаний во всех населенных пунктах, в местах наибольшего скопления граждан, которые пунктом 3.1 решением Совета депутатов Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области от 21 октября 2019 года № 17 были определены в качестве мест проведения публичных слушаний (т. 2, л.д. 226-228, 241).
Данные обстоятельства подтверждены показаниями свидетелей: <данные изъяты>ФИО17, непосредственно осуществлявшей размещение таких объявлений, а также собственников земельных участков, расположенных в <адрес>ФИО20 и ФИО18, достоверность которых лицами, участвующими в деле, не опровергнута и сомнений у суда не вызывает (т. 2, л.д. 277а-280).
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему были размещены на официальном сайте сельского поселения, экспозиция данного проекта была открыта в здании Администрации сельского поселения, о чем свидетельствуют фотоизображения демонстрационных материалов проекта от 25 октября 2019 года (т. 1, л.д. 137, т. 2, л.д. 229).
Факт проведения публичных слушаний подтвержден протоколами и заключениями о результатах публичных слушаний (т. 3, л.д. 13-130).
Заключения о результатах публичных слушаний были размещены на информационном стенде сельского поселения, что подтверждено фотоизображением указанного стенда от 30 декабря 2019 года (т. 2, л.д. 230), а также на сайте сельского поселения в разделе «Администрация», подразделе «Публичные слушания», «Протоколы публичных слушаний по проектам «Внесение изменений в генеральный план и в Правила землепользования и застройки Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области» одновременно с протоколами публичных слушаний, о чем свидетельствует распечатка с сайта (т. 2, л.д. 231). Ссылки истца на то, что указанные документы размещены в виде незаверенных изображений об их недостоверности и о нарушении законодательства, не устанавливающего определенных требований к форме такого размещения, не свидетельствует.
Принятый с учетом протоколов публичных слушаний и заключений о результатах публичных слушаний оспариваемый нормативный правовой акт обнародован путем размещения на информационном стенде в здании Администрации сельского поселения, а также на сайте сельского поселения (т. 2, л.д. 215, 216).
Утверждение административного истца о ненадлежащем извещении жителей и собственников земельных участков о публичных слушаниях опровергается протоколами публичных слушаний, из которых следует, что количество участвовавших в их проведении жителей Медновского сельского поселения и правообладателей земельных участков составило в населенных пунктах: <адрес> (т. 3, л.д. 13, 22, 31, 37, 41, 43, 57, 59, 69, 71, 73, 75, 77, 79, 83, 101).
При этом генеральный директор АО «РИТМ» ТПТА реализовал право на участие в публичных слушаниях в <адрес>, направив своего представителя и представив письменные возражения по рассматриваемому проекту (т. 3, л.д.13-21).
Проведение публичных слушаний в будние дни в рабочее время нарушением вышеуказанного Положения, утвержденного решением Совета депутатов Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области от 12 апреля 2018 года № 8, не является, поскольку пунктом 1.4 данного нормативного акта предусмотрена возможность проведения публичных слушаний по рабочим дням по индивидуальному графику согласно постановлению администрации поселения либо решению Совета депутатов (т. 2, л.д. 235, оборот).
Доводы административного истца о том, что в протоколах и заключениях о результатах публичных слушаний по деревням <адрес> в нарушение пункта 5 части 18 и пункта 4 части 22 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не отражены письменные возражения участвовавших в них граждан по проекту внесения изменений в Генеральный план, а также не приведены выводы относительно целесообразности данных возражений, опровергаются содержанием указанных протоколов и заключений, откуда следует, что поступившие возражения были рассмотрены, а также протоколом заседания комиссии по подготовке внесения изменений в Генеральный план от 27 декабря 2019 года, согласно которому заключения по результатам публичных слушаний, а также возражения, поступившие от их участников, комиссией были рассмотрены (т.1, л.д. 146).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, но предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010года № 931-О-О).
Таким образом, публичные слушания являются публично-правовым институтом выявления коллективного мнения, позволяющим в комплексе учесть потребности населения и территорий в развитии и согласовать государственные, общественные и частные интересы в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания, на что в первую очередь направлена регламентация градостроительной деятельности в соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поэтому их результаты при подготовке проекта генерального плана учитываются, но в то же время не являются определяющими.
Из материалов дела следует, что возможность участвовать в обсуждении проекта внесения изменений в Генеральный план Медновского сельского поселения всем заинтересованным лицам, в том числе административному истцу, была обеспечена.
Довод истца о том, что решением Совета депутатов от 30 декабря 2019 года № 30 утвержден Генеральный план сельского поселения, а не изменения в него, не свидетельствует о незаконном характере оспариваемого нормативного правового акта, в тексте которого указано на изложенный в виде приложения, утвержденный документ, являющийся именно изменениями в Генеральный план, рассмотренными на публичных слушаниях. К тому же допущенная в формулировке решения ошибка была устранена решением Совета депутатов от 13 мая 2020 года № 3.
Таким образом, существенных нарушений процедуры проведения публичных слушаний, являющихся снованием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, административными ответчиками не допущено.
Из содержания оспариваемого нормативного правового акта следует, что Генеральный план Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области впервые был утвержден решением Совета депутатов Медновского сельского поселения от 15 февраля 2012 года № 5, которое вступившим в законную силу решением Калининского районного суда Тверской области от 13 апреля 2015 года по делу № 2-295/2015 признано не действующим со дня его принятия (т. 4, л.д. 86).
Решением Совета депутатов Медновского сельского поселения от 10 августа 2017 года № 14 утвержден новый Генеральный план, разработанный на часть территории поселения, исключающую деревни Тутань, Кашенцево, Новосельцы, Глинки, в связи с наличием судебного спора в отношении границ указанных населенных пунктов (т. 4, л.д. 160, CD-диск).
Из материалов по обоснованию Генерального плана в составе утвержденных решением Совета депутатов от 30 декабря 2019 года № 30 изменений, отзыва административного ответчика, протокола заседания комиссии по подготовке внесения изменений в Генеральный план от 27 декабря 2019 года следует, что указанным нормативным актом установлены границы населенных пунктов <адрес> с учетом включения в них земельных участков, относящихся по сведениям ЕГРН к категории земель населенных пунктов, ранее относившихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, включенных в состав территории указанных деревень Генеральным планом 2012 года (размещен на сайте муниципального образования в разделе «документы», подразделе «решения 2012») (т. 1, л.д. 30, 131, л.д. 146).
На карте границ населенных пунктов в составе оспариваемого Генерального плана границы населенных пунктов <адрес> нанесены: черным цветом - в соответствии с материалами по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение Медновского сельского совета народных депутатов Калининского района Тверской области 1991 года; розовым цветом – с учетом включения в них земельных участков, которые ранее были отнесены к территории названных населенных пунктов предыдущим Генеральным планом 2012 года (т. 2, л.д. 212 – флеш-карта, 247, 248).
Кроме названных трех деревень, оспариваемым документом территориального планирования также за счет земель сельскохозяйственного назначения были расширены границы населенных пунктов <адрес>.
Так, в границы деревни Харитоново включен земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м для размещения объектов капитального строительства, принадлежащих действующему крестьянскому фермерскому хозяйству «<данные изъяты>».
В состав земель деревни Слобода вошел земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м для расширения действующего кладбища.
Границы деревни Романово расширены за счет земельных участков с кадастровыми номерами: № площадью <данные изъяты> кв.м, № площадью <данные изъяты> кв.м, № площадью <данные изъяты> кв.м с целью упорядочения существующего землепользования, поскольку на земельных участках длительное время находятся здания детского сада, магазина, бани (т. 1, л.д. 30-33).
Территория населенного пункта Медное увеличена за счет земельного участка с кадастровым номером №, относящегося к категории земель промышленного и иного специального назначения, в связи с фактическим размещением на нем жилых домов (т. 1, л.д. 35).
Также оспариваемыми изменениями в Генеральный план предусмотрено изменение функциональной зоны сельскохозяйственного назначения ряда земельных участков и отнесение их к функциональным зонам особо охраняемых территорий и объектов, а также земель промышленности с целью последующего изменения категории земель:
- земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в районе деревни <адрес>, земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м в районе <адрес> – с целью перевода в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов для организации базы отдыха и для религиозного использования,
- земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м в районе села <адрес>; земельных участков с кадастровыми номерами: № площадью <данные изъяты> кв.м, № площадью <данные изъяты> кв.м, № площадью <данные изъяты> кв.м в районе деревни <адрес>, земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м в районе деревни <адрес> – с целью перевода в категорию земель промышленности и иного специального назначения для обслуживания здания стройцеха и федеральной автодороги, строительства придорожного комплекса.
Обоснование включения земельных участков в границы населенных пунктов, а также отнесения земельных участков к соответствующим функциональным зонам в Генеральном плане приведено.
Несогласие административного истца с изменением функционального зонирования данных земельных участков фактически мотивировано нецелесообразностью такого изменения. Однако данный вопрос обсуждению в рамках настоящего административного дела не подлежит, поскольку его решение относится к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в соответствии с проектом генерального плана предусматривается включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение.
В этом случае согласование проекта генерального плана с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в указанный орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
После истечения установленного трехмесячного срока подготовка заключения на данный проект не осуществляется, он считается согласованным с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (части 7, 8 той же статьи в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта).
25 сентября 2019 года в соответствии с приведенным требованием закона в Правительство Тверской области поступило уведомление Администрации Медновского сельского поселения о размещении проекта внесения изменений в Генеральный план в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (т. 3, л.д. 131-134).
В соответствии с Порядком рассмотрения проектов схем территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области и подготовки заключений по ним, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 22 июля 2019 года № 284-пп, в редакции, действовавшей на дату направления указанного уведомления и принятия оспариваемого нормативного правового акта, поступившее в Правительство Тверской области уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в течение одного календарного дня с даты его получения направляется в Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области (далее - Главархитектура) (пункт 2).
Главархитектура в течение пяти календарных дней со дня получения уведомления извещает о его поступлении исполнительные органы государственной власти Тверской области, указанные в пунктах 4 - 6 настоящего Порядка, для рассмотрения и подготовки заключений и рекомендаций (пункт 3).
Главархитектура по истечении 14-дневного срока, предоставленного указанным исполнительным органам государственной власти Тверской области для подготовки заключений и рекомендаций, в течение трех календарных дней обобщает полученную и имеющуюся в его распоряжении информацию, готовит сводную информацию (презентацию) на проект документа территориального планирования и направляет ее на рассмотрение в Межведомственную комиссию при Правительстве Тверской области по земельным отношениям (пункт 10).
На основании рекомендаций Комиссии Главархитектура готовит и направляет проект заключения Правительства Тверской области о согласовании (об отказе в согласовании) проекта документа территориального планирования на подпись Губернатору Тверской области (лицу, уполномоченному в установленном порядке на право подписания заключения) (пункт 12).
Правительство Тверской области направляет подписанное заключение о согласовании (об отказе в согласовании) проекта документа территориального планирования вместе с рекомендациями рецензентов в направивший уведомление орган (пункт 13).
Согласование проекта документа территориального планирования с Правительством Тверской области осуществляется в срок, установленный федеральным законодательством (пункт 14).
Из отзыва Главного управления Архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области и документов, представленных Правительством Тверской области, следует, что проект внесения изменений в Генеральный план Медновского сельского поселения не был согласован Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерством сельского хозяйства Тверской области и получил рекомендации по доработке Министерства транспорта Тверской области, Министерства лесного хозяйства Тверской области, Министерства природных ресурсов Тверской области. Однако сводная информация на данный проект документа территориального планирования на рассмотрение в Межведомственную комиссию при Правительстве Тверской области по земельным отношениям Главным управлением Архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области в соответствии с пунктом 10 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 22 июля 2019 года № 284-пп, не направлялась, заключение Правительства Тверской области о согласовании (об отказе в согласовании) проекта документа территориального планирования в соответствии с пунктами 12, 13 того же Порядка не составлялось (т. 1, л.д. 194-197, т. 3, л.д. 134-154).
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше положений частей 7, 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по истечении трехмесячного срока со дня поступления в Правительство Тверской области уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования, то есть после 25 декабря 2019 года, проект Генерального плана считался согласованным Правительством Тверской области.
Таким образом, процедура согласования с высшим исполнительным органом государственной власти Тверской области проекта внесения изменений в Генеральный план Медновского сельского поселения, утвержденного 30 декабря 2019 года, не нарушена.
Вместе с тем, следует отметить, что Министерство сельского хозяйства Тверской области и Министерство имущественных отношений Тверской области в своих заключениях указали на согласование проекта в части расширения за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения границ населенных пунктов <адрес> (т. 3. л.д. 135-141).
С доводом административного истца о противоречии оспариваемого решения органа местного самоуправления вступившему в законную силу решению Пролетарского районного суда города Твери от 16 мая 2017 года по делу № 2а-432/2017 также нельзя согласиться.
Указанным судебным постановлением признано незаконным бездействие Администрации Медновского сельского поселения и ФГБУ «ФКП Росреестра» по неисполнению решения Калининского районного суда Тверской области от 13 апреля 2015 года по делу № 2-295/2015 о признании недействующим решения Совета депутатов Медновского сельского поселения от 15 февраля 2012 года № 5 об утверждении Генерального плана Медновского сельского поселения; на административных ответчиков возложена обязанность по совершению определенных действий, направленных на восстановление в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов Глинки, Кашенцево, Новосельцы, существовавших до принятия оспоренного в судебном порядке Генерального плана (т. 1, л.д. 97).
По информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области данное решение суда было исполнено, сведения об указанных границах, внесенных на основании решения Совета депутатов от 15 февраля 2012 года № 5, из ЕГРН исключены (т. 4, л.д. 105).
В то же время исполнение решения суда последующему включению в границы населенных пунктов тех же земельных участков, за счет которых территория населенных пунктов была увеличена на основании предыдущего Генерального плана, при условии соблюдения установленного законом порядка, как это имело место при принятии оспариваемого решения, не препятствует.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации планируется размещение объектов федерального значения на территориях поселения.
В случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, проект генерального плана подлежит согласованию в части определения функциональных зон, в которых планируется размещение объектов федерального значения и (или) местоположения линейных объектов федерального значения (часть 4.1 данной статьи).
На невыполнение приведенных нормативных требований указывало Министерство контрольных функции Тверской области в акте и в предписании от 15 мая 2020 года, адресованном Администрации Медновского сельского поселения, а также в объяснениях в ходе настоящего судебного разбирательства (т. 2, л.д. 250-260).
Схемой территориального планирования Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013года № 384-р, предусмотрено строительство высокоскоростной пассажирской железнодорожной линии Москва - Санкт-Петербург протяженностью 659 км (пункт 1 подраздела 1 «Железнодорожный транспорт»), скоростной автомобильной дороги М-11 - Москва - Санкт-Петербург (пункт 69 подраздела 2 «Автомобильный транспорт») в том числе на территории Калининского района Тверской области.
Указанные линейные объекты федерального значения, а также проходящая по территории поселения автодорога федерального значения Москва-Санкт-Петербург М-10, их функциональные зоны определены Генеральным планом Медновского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов от 10 августа 2017 года № 14 (т. 4, л.д. 160, CD-диск; Том 1. Обосновывающие материалы, стр. 131; Том 2. Положение о территориальном планировании, стр. 43; Карта планируемого размещения объектов местного значения, карта функциональных зон).
Из объяснений представителей ответчиков и представленного суду уведомления об обеспечении доступа к размещенному в Федеральной государственной системе территориального планирования проекту данного Генерального плана, направленному в соответствии с частью 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации 02 ноября 2016 года следует, что органом местного самоуправления принимались меры с целью соблюдения процедуры согласования Генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, однако в установленный законом срок сводное заключение на проект от указанного органа не поступило (т. 2, л.д. 133).
Вместе с тем, Генеральный план Медновского сельского поселения 2017 года, административным истцом не оспаривается, и проверка его законности предметом настоящего судебного разбирательства не является.
В то же время оспариваемое решение от 30 декабря 2019 года № 30 изменения в Генеральный план в части отображения названных объектов федерального значения не вносит, на что указано в разделе 4 Материалов по их обоснованию (т. 1, л.д. 37, оборот).
О наличии обстоятельств, свидетельствующих об обратном и, в частности, о том, что данным документом изменены функциональные зоны, в которых планируется размещение автодорог М-11, М-10, ВСМ «Москва-Санкт-Петербург», и (или) местоположение указанных линейных объектов федерального значения, лица, участвующие в деле, суду не сообщили, соответствующие доказательства не представили.
Напротив, по информации Главного управления Архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области от 24 августа 2020 года действующим Генеральным планом, утвержденным решением Совета депутатов Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области от 30 декабря 2019 года № 56, местоположение функциональных зон, в которых планируется размещение объектов федерального значения (автомобильных дорог М-10 «Россия», М-11, проектируемой высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Москва-Санкт-Петербург) или местоположение указанных линейных объектов федерального значения по сравнению с Генеральным планом, утвержденным решением Совета депутатов от 10 августа 2017 года № 14, не изменено (т. 4, л.д. 1).
При таких обстоятельствах необходимость согласования проекта внесения изменений в Генеральный план в порядке, установленном пунктом 1 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствовала.
В соответствии с пунктом 2 части 1 той же статьи проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если данным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
08 октября 2019 года Министерством лесного хозяйства Тверской области направлены рекомендации к проекту внесения изменений в Генеральный план Медновского сельского поселения, в которых указано на пересечение жилых зон с землями лесного фонда в кварталах <данные изъяты> Калининского участкового лесничества Тверского лесничества Тверской области (т. 3, л.д. 149).
14 августа 2020 года Министерством лесного хозяйства Тверской области в суд представлена информация о том, что квартал <данные изъяты> выдел <данные изъяты> частично имеет пересечение с кадастровым кварталом № (деревня Троица), квартал <данные изъяты> выделы <данные изъяты> – с земельными участками с кадастровыми номерами №, № (деревня <адрес>) (т. 3, л.д. 184-197).
Вместе с тем, границы деревни Троица установлены неоспариваемым Генеральным планом 2017 года, а не решением Совета депутатов Медновского сельского поселения от 30 декабря 2019 года № 30.
В отношении земельных участков в деревне Глинки Единый государственный реестр недвижимости содержит данные:
- земельный участок с кадастровым номером № находящийся по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, поставлен на кадастровый учет 10 сентября 2004 года с категорией «земли населенных пунктов», видом разрешенного использования «для обслуживания общежития», государственная регистрация права собственности на данный земельный участок впервые произведена 26 марта 2007 года за ФИО21 (т. 4, л.д. 52-56, 93, 101-102);
- земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, поставлен на кадастровый учет 28 марта 2017 года с категорией «земли населенных пунктов», видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», государственная регистрация права собственности на данный земельный участок впервые произведена 28 марта 2017 года, собственником являлся ФИО22 Данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером №, поставленного на кадастровый учет 19 ноября 2015 года с той же категорией и видом разрешенного использования, в отношении которого государственная регистрация права собственности впервые произведена 30 декабря 2015 года за ФИО23 (т. 4, л.д. 49-56, 94, 101-102).
По информации Министерства лесного хозяйства Тверской области от 08 октября 2020 года зарегистрированные права на земли лесного фонда в местах пересечений отсутствуют (т. 4, л.д. 116-125).
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ установлено правило, применяемое в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года, о том, что, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Принимая во внимание, что вышеуказанные земельные участки до 01 января 2016 года поставлены на кадастровый учет с категорией «земли населенных пунктов» и в отношении них произведена государственная регистрация права собственности, их принадлежность к названной категории земель в период подготовки оспариваемых изменений в Генеральный план должна была определяться в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
Кроме того, из письма Министерства лесного хозяйства Тверской области от 14 октября 2020 года в адрес Администрации Медновского сельского поселения следует, что в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель сведения о лесных участках, имеющих пересечения с границами кадастрового квартала № и границами земельных участков с кадастровыми номерами №, № из государственного лесного реестра исключены.
Таким образом, необходимость согласования проекта оспариваемого нормативного правового акта в порядке, установленном пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствовала. Порядок согласования внесения изменений в Генеральный план, установленный частью 1 данной статьи, ответчиками нарушен не был.
На иные нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта лица, участвующие в деле, не ссылаются, судом такие факты не установлены.
Утверждение Общества о необходимости согласования проекта изменений в Генеральный план с ним как с владельцем значительного количества земельных участков безосновательно, поскольку такое условие принятия документа территориального планирования законом не предусмотрено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований АО «РИТМ» ТПТА о признании недействующим решения Совета депутатов Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области от 30 декабря 2019 года № 30 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Медновское сельское поселение Калининского района Тверской области» отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В.Парфенова
Мотивированное решение составлено 09 ноября 2020 года.
Председательствующий Т.В.Парфенова