ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-90/2021 от 23.08.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

<номер>

Дело <номер>

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

« 23 » августа 2021 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Михайленко В.Г.,

при секретаре Габриелян Д.А.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Амурской области Ординарцева С.В., представителя административного ответчика Тындинской городской Думы ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Тындинской городской Думе об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в Тындинский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Тындинской городской Думы по неприведению Положения об управлении образования администрации города Тынды, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года № 379, в редакции решения от 13 декабря 2018 года № 52-Р-ТГД-VII в соответствие с п. 4 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ, п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ч. 1 ст. 62, ч. 1 ст. 96, абз. 2 ч. 7 ст. 110 Устава города Тынды, п. 3 ч. 2 ст. 10 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288. Просила признать незаконными пп. 4, 35 п. 3.1, пп. 5, абз. 2 пп. 11 п. 4.5 Положения об управлении образования администрации города Тынды, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года № 379, в редакции решения от 13 декабря 2018 года № 52-Р-ТГД-УН.

Решением Тындинского районного суда от 19 января 2021 года административные исковые требования ФИО2 оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 июня 2021 года решение Тындинского районного суда от 19 января 2021 года отменено, производство по административному делу в части требований о признании незаконным бездействия Тындинской городской Думы по неприведению Положения об управлении образования администрации города Тынды, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года № 379, в соответствие с иными нормами действующего законодательства прекращено, административное дело в части требований о признании незаконными отдельных норм Положения об управлении образования администрации города Тынды, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года № 379, направлено по подсудности для рассмотрения в Амурский областной суд в качестве суда первой инстанции.

Административные исковые требования ФИО2 с учетом уточнений заключаются в признании незаконными:

- пп. 2 п. 1.16 Положения об управлении образования администрации города Тынды, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года № 379, в редакции решения от 13 декабря 2018 года № 52-Р-ТГД-УН (далее Положение об управлении образования администрации города Тынды), в силу которого Управлению подведомственно и подотчетно муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 города Тынды Амурской области;

- пп. 4 п. 3.1 Положения об управлении образования администрации города Тынды, согласно которому для достижения целей и выполнения поставленных задач Управление представляет интересы образовательных учреждений города Тынды по вопросам образования на уровне города, области и межрегиональном уровне;

- пп. 31 п. 3.1 Положения об управлении образования администрации города Тынды, в соответствии с которым Управление издает приказы, распоряжения, инструкции и указания на основе и во исполнение нормативно-правовых актов федерального законодательства, министерства образования и науки Амурской области, органа местного самоуправления города Тынды, контролирует их исполнение. В заявлении об уточнении административных исковых требований от 10.12.2020 г. ФИО2 и ее представитель ФИО3 ссылаются на пп. 35 п. 3.1 Положения об управлении образования администрации города Тынды, однако фактически приводят и оспаривают содержание пп. 31 п. 3.1 данного Положения в редакции решения от 13 декабря 2018 года № 52-Р-ТГД-УН;

- пп. 5 п. 4.5 Положения об управлении образования администрации города Тынды в той мере, в которой данным подпунктом предусматривается представительство начальника управления образования в качестве нанимателя по отношению к руководителям подведомственных учреждений;

- абз. 2 пп. 11 п. 4.5 Положения об управлении образования администрации города Тынды в той мере, в которой данным абзацем предусматривается отнесение к полномочиям начальника управления образования назначение и увольнение руководителей подведомственных учреждений, заключение и расторжение с ними трудовых договоров, применение к ним поощрений и мер дисциплинарного взыскания, осуществление иных полномочий работодателя, предусмотренные законодательством о труде Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований ФИО2 указывает, что 22 сентября 2020 года в рамках гражданского дела <номер> по ее исковому заявлению к администрации города Тынды и управлению образования администрации города Тынды о восстановлении в должности <данные изъяты>, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула она ознакомилась с отзывом ответчика и ей стало известно о том, что управление образования администрации города Тынды осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года № 379, в редакции решения от 13 декабря 2018 года № 52-Р-ТГД-УН. Нормы указанного Положения, предусмотренные пп. 2 п. 1.16, пп. 4, 31 п. 3.1, а также пп. 5 п. 4.5 в части представительства начальника управления образования в качестве нанимателя по отношению к руководителям подведомственных учреждений, абз. 2 пп. 11 п. 4.5 в части отнесения к компетенции начальника управления образования полномочий по назначению и увольнению руководителей подведомственных учреждений, заключению и расторжению с ними трудовых договоров, применению к ним поощрения и мер дисциплинарного взыскания, осуществлению иных полномочий работодателя, предусмотренных законодательством о труде Российской Федерации не соответствуют положениям п. 4 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ, ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 4 ч. 1 ст. 62, ч. 1 ст. 96 и абз. 2 ч. 7 ст. 110 Устава города Тынды, п. 3 ч. 2 ст. 10 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288. Поскольку она ранее занимала должность <данные изъяты> и является субъектом правовых отношений, регулируемых Положением об управлении образования администрации города Тынды, перечисленные нормы Положения затрагивают ее права и законные интересы.

С учетом изложенного, просит признать незаконными приведенные положения нормативного правового акта в редакции решения Тындинской городской Думы от 13 декабря 2018 года № 52-Р-ТГД-VII.

В письменном отзыве на административное исковое заявление председатель Тындинской городской Думы ФИО4 выражает несогласие с позицией административного истца, указывает, что в соответствии с положениями п. 8 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. В силу п. 7 ст. 110 Устава города Тынды муниципальное образование города Тынды создает муниципальные предприятия и учреждения, участвует в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в порядке, установленном правомочным органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Уставом. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет администрация города Тынды, а также отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Тынды на основании правового акта администрации о создании муниципального предприятия, учреждения. Управление образования администрации города Тынды является отраслевым функциональным органом администрации, уполномоченным осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность на территории города Тынды в сфере обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в области образования, управление и координацию деятельности в указанной сфере подведомственных учреждений, что закреплено в Положении об управлении образования администрации города Тынды. Таким образом, управление образования администрации города Тынды обладает исполнительно-распорядительными правами в отношении МОБУ СОШ № 6 г. Тынды, следовательно, оснований для признания незаконными норм Положения об управлении образования администрации города Тынды не имеется. Согласно п. 1.3 Устава МОБУ СОШ № 6 г. Тынды учредителем данного учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование город Тында. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Тынды в лице управления образования администрации города Тынды. В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора. ФИО2 заключала трудовой договор с управлением образования администрации города Тынды, в связи с чем была осведомлена о том, что Управление является представителем нанимателя и осуществляет полномочия работодателя. При таких обстоятельствах ФИО2 пропущен срок на обращение в суд с соответствующим административным исковым заявлением.

На основании изложенного просит отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

В письменном отзыве начальник управления образования администрации города Тынды ФИО5 указывает на несостоятельность доводов административного истца и отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Управление образования администрации города Тынды является отраслевым (функциональным) органом администрации города Тынды, уполномоченным осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность на территории города Тынды в сфере обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в области образования, управление и координацию деятельности в указанной сфере подведомственных учреждений. В соответствии с ч. 2 ст. 55 Устава города Тынды отраслевые (функциональные) органы входят в структуру администрации города Тынды и реализуют исполнительные, распорядительные и организационные функции в конкретной сфере управления. Таким образом, управление образования является структурным подразделением администрации города Тынды, реализующим исполнительно-распорядительные и организационные функции в сфере образования. При таких обстоятельствах муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения являются подведомственными и подотчетными управлению образования администрации города Тынды. Положение об управлении образования администрации города Тынды принято представительным органом местного самоуправления в установленном законом порядке. Разделом 4 данного Положения определены полномочия начальника Управления, работодателем которого, исходя из положений ч. 6 ст. 55 Устава города Тынды, является глава местной администрации.

На основании изложенного полагает, что заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

В судебном заседании представитель административного ответчика Тындинской городской Думы ФИО1, просила отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Прокурор отдела прокуратуры Амурской области Ординарцев С.В., полагал необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. В соответствии с положениями ст. 150, ч. 5 ст. 213 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика Тындинской городской Думы ФИО1, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12 Конституции РФ).

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией РФ полномочия, установил в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления.

Частями 1 и 4 статьи 7 названного Федерального закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Представительным органом города Тынды Амурской области является Тындинская городская Дума (ч. 1 ст. 27 Устава муниципального образования городского округа г. Тынды, утвержденного решением Муниципального совета города Тынды от 27.06.2005 г. № 266; п. 2 ч. 1 ст. 29 Устава города Тынды, принятого решением Тындинской городской Думы от 26.12.2014 г. № 221-Р-ТГД-VI (далее Устав г. Тынды)).

Решением Тындинской городской Думы от 22.11.2011 г. № 379 «Об учреждении управления образования администрации города Тынды» утверждено Положение об управлении образования администрации города Тынды.

Первоначальный текст документа опубликован в издании «<данные изъяты>», № 79, 29 ноября 2011 года.

Решением Тындинской городской Думы от 13.12.2018 г. № 52-Р-ТГД-VII в решение от 22.11.2011 г. № 379 «Об учреждении управления образования администрации города Тынды» в редакции решений от 13.12.2012 г. № 604 и от 21.11.2016 г. № 491-Р-ТГД-VI внесены изменения, вступившие в силу с 09 января 2019 года.

Данное решение опубликовано в издании «<данные изъяты>», № 84, 21 декабря 2018 года.

Оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 КАС РФ.

Как установлено ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административные исковые требования ФИО2 заключаются в признании незаконными отдельных положений рассматриваемого нормативного правового акта в редакции решения Тындинской городской Думы от 13.12.2018 г. № 52-Р-ТГД-VII, которые определяют компетенцию Управления образования администрации города Тынды в отношении МОБУ СОШ № 6 г. Тынды и иных образовательных учреждений города, в том числе в части принятия распорядительных документов, а также устанавливают полномочия начальника Управления в части его представительства в качестве нанимателя по отношению к руководителям подведомственных учреждений, реализации функций работодателя, в том числе путем назначения и увольнения руководителей подведомственных учреждений, заключения и расторжения трудовых договоров, применения поощрений и мер дисциплинарного взыскания.

Согласно ч. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Из материалов дела следует, что с 18 ноября 2009 года ФИО2 занимала должность <данные изъяты>. Приказом и.о. начальника Управления образования администрации города Тынды <номер> от <дата> она была уволена с занимаемой должности с 26 августа 2020 года на основании п. 2 ч. 1 ст. 278 Трудового кодекса РФ, в связи с принятием уполномоченным органом решения о прекращении трудового договора. На момент обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением в производстве Тындинского районного суда находилось гражданское дело <номер> по иску ФИО2 к администрации города Тынды и управлению образования администрации города Тынды о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. Решением Тындинского районного суда от 23 ноября 2020 года, вступившим в законную силу 12 апреля 2021 года, в удовлетворении исковых требований было отказано.

Таким образом, ФИО2 является субъектом правовых отношений, регулируемых оспариваемыми положениями муниципального правового акта, в связи с чем она правомерно обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.

Как установлено п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения.

В силу п. 2 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения (п. 4 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ).

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Частью 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ установлено, что муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

Соответствующие полномочия исполнительно-распорядительного органа города Тынды определены п. 4 ч. 1 ст. 62 Устава города Тынды.

Исходя из положений ч. 1 ст. 96, абз. 2 ч. 7 ст. 110 Устава города Тынды, функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет администрация города Тынды, а также отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Тынды на основании правового акта администрации города Тынды о создании муниципального предприятия, учреждения, который относится к числу муниципальных правовых актов.

В области управления и распоряжения муниципальным имуществом Администрация города осуществляет полномочия по созданию муниципальных предприятий и учреждений, определению условий и порядка деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждению их уставов (п. 3 ч. 2 ст. 10 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288).

Из материалов дела следует, что 22 ноября 2011 года представительным органом муниципального образования – Тындинской городской Думой было принято решение № 379, которым учрежден отраслевой (функциональный) орган администрации города Тынды с правами юридического лица – управление образования администрации города Тынды и утверждено Положение данного органа, определяющее его деятельность.

Муниципальный правовой акт принят в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления (п. 9.1 ч. 3 ст. 30 Устава муниципального образования городского округа г. Тынды, утвержденного решением Муниципального совета города Тынды от 27.06.2005 г. № 266) и вступил в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования (ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 94, 99 Устава муниципального образования городского округа г. Тынды, утвержденного решением Муниципального совета города Тынды от 27.06.2005 г. № 266).

Согласно п. 1.1 рассматриваемого Положения управление образования администрации города Тынды является отраслевым (функциональным) органом администрации города Тынды, уполномоченным осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность на территории города Тынды в сфере обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в области образования, управление и координацию деятельности в указанной сфере подведомственных учреждений, что соответствует п. 8 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 55 Устава города Тынды.

Полномочия рассматриваемого отраслевого органа местной администрации определены разделом 3 Положения об управлении образования администрации города Тынды.

В соответствии с пп. 4, 31 п. 3.1 данного Положения управление образования администрации города Тынды наделено полномочиями по представлению интересов образовательных учреждений города Тынды по вопросам образования на уровне города, области и межрегиональном уровне, а также по изданию распорядительных документов – приказов, распоряжений, инструкций, указаний на основе и во исполнение нормативно-правовых актов федерального законодательства, министерства образования и науки Амурской области, органа местного самоуправления города Тынды, контролю за их исполнением.

Наделение отраслевого органа местной администрации, являющегося юридическим лицом, вышеуказанными полномочиями путем принятия представительным органом муниципального образования соответствующего Положения не противоречит требованиям ч. 11 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 9.1 ч. 3 ст. 30 Устава муниципального образования городского округа г. Тынды, утвержденного решением Муниципального совета города Тынды от 27.06.2005 г. № 266, действовавшего на момент принятия оспариваемого муниципального правового акта, а также положениям ч. 3 ст. 55 Устава г. Тынды.

Управление образования администрации города Тынды наделено полномочиями по представлению интересов образовательных учреждений, принятию распорядительных документов и контролю за их исполнением в целях решения вопросов местного значения в области образования, в том числе для управления и координации деятельности подведомственных учреждений, в связи с чем каких-либо противоречий норм Положения, закрепляющих данные полномочия, положениям п. 4 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ, ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 4 ч. 1 ст. 62, ч. 1 ст. 96 и абз. 2 ч. 7 ст. 110 Устава города Тынды, п. 3 ч. 2 ст. 10 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288, не усматривается.

Согласно ч. 2 ст. 57 Устава г. Тынды организационная структура, полномочия, функции и порядок деятельности органа администрации города Тынды, уполномоченного на осуществление контрольных функций, указанных в части 1 настоящей статьи, определяются положением о нем, утверждаемым правовым актом администрации города Тынды в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами, принятыми правомочным органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Уставом.

Управление образования администрации города Тынды подотчетно и подконтрольно по вопросам своей деятельности администрации города Тынды (п. 1.11 Положения)

В соответствии с п. 4.1 Положения руководителем управления образования администрации города Тынды является начальник Управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности администрацией города в лице мэра города Тынды, осуществляющего функции главы администрации города Тынды.

В силу п. 2 ч. 6 ст. 55 Устава г. Тынды руководители отраслевых (функциональных), территориальных органов администрации города Тынды со статусом юридического лица и их заместители в случае временного исполнения обязанностей вышеуказанных руководителей являются должностными лицами администрации города Тынды.

Права и обязанности начальника Управления определены п. 4.5 Положения об управлении образования администрации города Тынды.

Как установлено пп. 5, абз. 2 пп. 11 п. 4.5 Положения начальник Управления является представителем нанимателя по отношению к руководителям подведомственных учреждений, начальник Управления назначает и увольняет руководителей подведомственных учреждений, заключает и расторгает с ними трудовые договоры, применяет к ним поощрения и меры дисциплинарного взыскания, осуществляет иные полномочия работодателя, предусмотренные законодательством о труде Российской Федерации.

Таким образом, полномочия начальника Управления в отношении подведомственных учреждений и их руководителей обусловлены занимаемой должностью в местной администрации, которая является контролирующим органом по отношению к Управлению.

Правовые нормы пп. 5, абз. 2 пп. 11 п. 4.5 Положения об управлении образования администрации города Тынды, определяющие рассматриваемые полномочия начальника Управления, положениям федерального законодательства, в том числе Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также иным нормам, приведенным ФИО2 в административном исковом заявлении, не противоречат.

Создание муниципальных предприятий и учреждений, в силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г.№ 131-ФЗ, относится к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления (ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г.№ 131-ФЗ).

Согласно п. 7 ст. 110 Устава г. Тынды муниципальное образование города Тында создает муниципальные предприятия и учреждения, участвует в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в порядке, установленном правомочным органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Уставом.

Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет администрация города Тынды, а также отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Тынды на основании правового акта администрации города Тынды о создании муниципального предприятия, учреждения.

В соответствии с пп. 2 п. 1.16 Положения об управлении образования администрации города Тынды МОБУ СОШ № 6 г. Тынды подведомственно и подотчетно Управлению.

Согласно п. 1.3 Устава МОБУ СОШ № 6 г. Тынды учредителем Учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование город Тында. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Тынды в лице управления образования администрации города Тынды.

Исходя из содержания вышеприведенных норм и положений Устава МОБУ СОШ № 6 г. Тынды, управление образования администрации города Тынды является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, осуществляющим функции и полномочия учредителя образовательной организации – МОБУ СОШ № 6 г. Тынды, в связи с чем норма пп. 2 п. 1.16 Положения, определяющая контролирующие функции Управления по отношению к муниципальному учреждению, соответствует положениям действующего законодательства.

В силу п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г.№ 131-ФЗ определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Решением Тындинской городской Думы от 24 мая 2011 года № 288 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тынды (далее Положение о порядке управления и распоряжения имуществом).

Как установлено п. 3 ч. 2 ст. 10 указанного Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, администрация города в области управления и распоряжения муниципальным имуществом осуществляет полномочия по созданию муниципальных предприятий и учреждений, определению условий и порядка деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждению их уставов.

Оспариваемые ФИО2 положения муниципального правового акта не противоречат приведенной норме Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, в связи с чем соответствующие доводы административного искового заявления также не могут быть признаны состоятельными.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Ввиду того, что Положение об управлении образования администрации города Тынды принято уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, а отдельные положения данного нормативного правового акта, оспариваемые ФИО2, положениям федерального законодательства, а также рассмотренным нормам муниципальных правовых актов не противоречат, в удовлетворении административный исковых требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований ФИО2 о признании недействующими отдельных положений нормативного правового акта – Положения об управлении образования администрации города Тынды, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 22 ноября 2011 года № 379, в редакции решения от 13 декабря 2018 года № 52-Р-ТГД-VII – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 27 августа 2021 года.

Председательствующий В.Г. Михайленко

<номер>

Дело <номер>