ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-938/20 от 24.12.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24ОS0000-01-2020-000894-10 Дело № 3А-938/2020

010а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 декабря 2020 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Жуля А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карасевой Ю.Н.,

с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Даценко О.А.,

административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Красноярского городского Совета депутатов- ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим с даты вступления решения суда в законную силу приложения № 1 «Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск» к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов», в части установления двух территориальных зон в границах земельных участков с кадастровыми номерами и ,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов» (далее – Решение от 07 июля 2015 № В-122) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, являющиеся приложением к данному Решению (далее – Правила землепользования и застройки).

Приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки является Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск, на которой установлены территориальные зоны городского округа город Красноярск.

Решение от 07 июля 2015 № В-122 было подписано Главой города Красноярска и в первоначальной редакции опубликовано 15 июля 2015 года в периодическом печатном издании «Городские новости» № 102 и в соответствии с пунктом 3 данного Решения вступило в силу со дня его официального опубликования – 15 июля 2015 года.

ФИО1, с учетом уточнений обратился с административным иском о признании недействующими Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов», в части установления двух территориальных зон в границах земельных участков с кадастровыми номерами и : зона объектов образования (О-2) и зона городской рекреации (Р-3).

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных смежных земельных участков, на которых расположен жилой дом. Административный истец решил объединить данные земельные участки в один, однако Управлением Росреестра по Красноярскому краю ему было отказано в объединении данных земельных участков, в том числе в связи с тем, что каждый из них находится в двух территориальных зонах, в соответствии с оспариваемыми Правила землепользования и застройки.

Установление оспариваемым нормативным правовым актом в отношении указанных земельных участков двух территориальных зон, нарушает права административного истца на их использование по назначению и противоречит положениям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку не отвечает требованиям принадлежности указанных земельных участков только к одной территориальной зоне, создает неопределённость правового режима использования земельных участков.

Административный истец в судебном заседании уточненные требования поддержал, по основаниям изложенным в административном иске.

Представитель Красноярского городского Совета депутатов в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать, мотивируя тем, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции представительного органа муниципального образования с соблюдением процедуры принятия и требований к его форме и содержанию, не противоречат нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу. Кроме того, учитывая, что в отношении территориальной зоны- зона городской рекреации (Р-3) градостроительный регламент не установлен, то отсутствует нарушение прав административного истца, в связи неопределённостью правового режима использования земельных участков.

Глава города Красноярска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах его неявки не сообщил, ходатайств не представил.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителя Главы города Красноярска, своевременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного процесса не возражали.

Прокурор - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процессах прокуратуры Красноярского края Даценко О.А. в своем заключении полагала административный иск подлежащим удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).

Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24, часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24, части 1 - 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, проект Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск подготовлен в соответствии с вышеприведенными процедурами, регламентированными статьями 31-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Решение от 07 июля 2015 № В-122 принято уполномоченным органом (пункт 2 статьи 27 Устава города Красноярска) в установленной форме (статья 56 Устава), подписано Главой города Красноярска (пункт 6 статьи 57 Устава), официально опубликовано для всеобщего сведения (пункт 8 статьи 57 Устава) и вступило в законную силу со дня его официального опубликования (пункт 5 статьи 56 Устава).

Административный истец с 28 мая 2007 года является собственником земельного участка с кадастровым номером , а также с 16 марта 2018 года собственником земельного участка с кадастровым номером , что подтверждается выписками из ЕГРН (т.1 л.д. 11-17, 18-24).

Согласно сведениям из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД), представленных по запросу суда Картой градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск (приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением от 07 июля 2015 № В-122) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и установлены следующие территориальные зоны: зона объектов образования (О-2) и зона городской рекреации (Р-3) (т.2 л.д.156-163).

Решением Управления Росреестра по Красноярскому краю от 17 августа 2020 года административному истцу отказано в объединении земельных участков с кадастровыми номерами и в один земельный участок, в том числе в связи с нахождением каждого из них в двух территориальных зонах, а именно в зоне объектов образования (О-2) и зоне городской рекреации (Р-3) (т.1 л.д.35-36).

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), отражающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.

В части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также содержится требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Таким образом, установление оспариваемым нормативным правовым актом в границах земельных участков с кадастровыми номерами и двух территориальных зон- зоны объектов образования (О-2) и зоны городской рекреации (Р-3) противоречит требованиям части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и создает неопределённость правового режима земельных участков, что нарушает права административного истца, как собственника данных земельных участков.

Вопреки доводам стороны административного ответчика статьей 38 Правил землепользования и застройки установлен градостроительный регламент для территориальной зоны городской рекреации (Р-3).

Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При таких обстоятельствах суд полагает признать не действующим со дня вступления в законную силу судебного решения приложение № 1 «Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск» к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов», в части установления двух территориальных зон в границах земельных участков с кадастровыми номерами и : зона объектов образования (О-2) и зона городской рекреации (Р-3).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 170 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу приложение № 1 «Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск» к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов», в части установления двух территориальных зон в границах земельных участков с кадастровыми номерами и : зона объектов образования (О-2) и зона городской рекреации (Р-3).

Обязать Красноярский городской Совет депутатов опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль

Решение в окончательной форме принято 29 декабря 2020 года.