ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-94/2022 от 12.08.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело N 3а-94/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2022 г. г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе

судьи Смоленского областного суда Иванова О.А.,

при секретаре Насировой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гладышевой Татьяны Викторовны о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок,

установил:

Гладышева Т.В. обратилась в Смоленский областной суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 57 000 рублей, ссылаясь на то, что Ленинским районным судом г. Смоленска длительное время с 29 апреля 2021 г. до 3 сентября 2021 г. рассматривалось её заявление об изменении способа исполнения решения Ленинского районного суда от 22 мая 2020 г. о возложении на Администрацию г. Смоленска обязанности произвести замену оконного блока двухстворчатого с поворотно-откидной и глухой створками размером 1350х1350 мм, балконной двери одностворчатой поворотной размером 2200х750 мм в квартире истца в срок до 1 ноября 2020 г., чем был нарушен срок, установленный в статье 203.1 ГПК РФ, в соответствии с которым заявление об изменении порядка и способа исполнения решения суда рассматривается судом в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд, что свидетельствует о нарушении её права на судопроизводство в разумный срок. Общая продолжительность судопроизводства с момента поступления заявления в суд (29 апреля 2021 г.) до вынесения судом определения об изменении способа исполнения решения суда (3 сентября 2021 г.) составила 124 дня.

В судебное заседание административный истец Гладышева Т.В. не явилась, явку своего представителя не обеспечила, в административном исковом заявлении просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

Интересы Российской Федерации в Смоленском областном суде в соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее – Федеральный закон № 68 – ФЗ, Закон о компенсации) представляет Министерство финансов Российской Федерации.

Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2022 г. указано на необходимость привлечения к участию в данном деле в качестве административных ответчиков Администрации г. Смоленска, Финансово-казначейского управления Администрации г. Смоленска (далее – ФКУ Администрации г. Смоленска) и Федеральной службы судебных приставов России (далее – ФССП России).

Определением суда от 7 июня 2022 г. к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Администрация г. Смоленска, ФКУ Администрации г. Смоленска, ФССП России.

Протокольным определением от 29 июня 2022 г. к участию в деле в качестве административного соответчика и заинтересованного лица привлечены соответственно Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Смоленска (далее – УЖКХ Администрации г. Смоленска), Управление Федеральной службы судебных приставов России по Смоленской области (далее – УФССП России по Смоленской области).

Представитель административного ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Смоленской области Попкова С.В. возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражения, в которых указано на то, что районным судом принимались необходимые и достаточные меры по своевременному рассмотрению заявления административного истца об изменении способа исполнения судебного акта, а в части исполнения судебного акта в разумный срок у Министерства финансов Российской Федерации с учетом разъяснений пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 отсутствует обязанность по исполнению решения Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 мая 2020 г., в связи с чем отсутствуют основания для присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Представитель административного ответчика - Администрации г.Смоленска Ковалев В.А. административный иск не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях.

В письменных возражениях Администрация г. Смоленска указала на отсутствие оснований для удовлетворения административного иска, в частности, УЖКХ Администрации г. Смоленска проводит мероприятия по исполнению решений суда по замене окон в рамках выделенного финансирования. Согласно выписке из бюджета на 2021 г. УЖКХ Администрации г. Смоленска были доведены лимиты бюджетных ассигнований на 2021 г. на исполнение решений судов по замене окон в размере 500000 рублей, которые были израсходованы на выполнение работ по 8 объектам согласно плану, следовательно, Администрацией предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение судебных актов. Реальная стоимость по замене оконного блока и балконной двери определена судом на основании заключения эксперта в размере 31 700 рублей, то есть более чем в два раза меньше чем заявлено административным истцом, что обуславливает необходимость назначения судебной оценочной экспертизы, которое послужило увеличению срока рассмотрения заявления об изменении способа решения суда.

Представитель административного ответчика – ФКУ Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В письменных возражениях ФКУ Администрации г. Смоленска просило отказать в удовлетворении административного иска, указав на то, что определением Ленинского районного суда г. Смоленска от 3 сентября 2021 г. изменен способ исполнения решения суда от 22 мая 2020 г. – в счет возмещения расходов на осуществление работ по замене оконного блока и балконной двери в квартире заявителя с Администрации г. Смоленска в пользу Гладышевой Т.В. взыскано 31 700 рублей. Выданный исполнительный лист предъявлен заявителем на исполнение в ФКУ Администрации г. Смоленска 30 сентября 2021 г. и исполнен 14 октября 2021 г., согласно платежному поручению № 2764 (денежные средства перечислены на реквизиты расчетного счета Гладышевой Т.В.). Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области от 30 сентября 2021 г. исполнительное производство окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа. Поскольку определением Ленинского районного суда г. Смоленска от 3 сентября 2021 г. изменен способ исполнения решения суда от 20 мая 2020 г., была прекращена дальнейшая обязанность должника Администрации г. Смоленска по исполнению решения суда. Общая продолжительность исполнения судебного акта со дня возбуждения исполнительного производства (11 ноября 2020 г.), поскольку отсутствуют сведения о предъявлении исполнительного листа для исполнения в отдел судебных приставов, до изменения способа исполнения решения суда (3 сентября 2021 г.) является разумной, на своевременное исполнение судебного решения повлияло недостаточное финансирование и наличие на исполнении в отношении Администрации г. Смоленска значительного количества решений суда по капитальному ремонту многоквартирных домов в г. Смоленске.

Представитель административного ответчика - ФССП России в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, письменных ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, возражений на административный иск не представил.

Административный ответчик - УЖКХ Администрации г. Смоленска и заинтересованное лицо - УФССП России по Смоленской области своих представителей в судебное заседание не направили, уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Учитывая требования статей 96, 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, в соответствии с которым неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Смоленской области Попковой С.В., представителя административного ответчика – Администрации г. Смоленска Ковалева В.А., исследовав материалы административного дела № 3а-94/2022, гражданского дела № 2-622/2020 и материал № 13-590/2021 к указанному гражданскому делу, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 6 Европейской Конвенции по правам человека, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 68-ФЗ правом на обращение с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, обладают лица, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели и должники на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.

Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок может быть подано в суд в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, по которому допущено нарушение (пункт 1 части 5 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, часть 2 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)).

Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (часть 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, часть 4 статьи 250 КАС РФ).

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Частью 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ предусмотрено, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

В пунктах 49, 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление Пленума N 11) разъяснено, что при исчислении общей продолжительности судопроизводства по делу учитывается только то время, в течение которого дело находится в производстве суда, органов дознания, следствия, прокуратуры. В общую продолжительность судопроизводства по гражданским, административным делам, делам об административных правонарушениях, делам по экономическим спорам включается период со дня поступления искового заявления, административного искового заявления, протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), заявления в суд первой инстанции до дня вступления в законную силу последнего судебного акта по рассмотренному делу (часть 5 статьи 3 Закона о компенсации, пункт 4 части 2 статьи 252 КАС РФ, пункт 4 статьи 222.3, 278 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

В силу пункта 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N 11 при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.

Согласно статье 6.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

Разбирательство дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, но судопроизводство должно осуществляться в разумный срок.

В соответствии с частью 1 статьи 203.1 ГПК РФ вопросы изменения способа и порядка исполнения решения суда рассматриваются судом в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.

В случае необходимости суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.

Порядок рассмотрения административных дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок предусмотрен главой 26 КАС РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 258 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств:

1) правовая и фактическая сложность дела;

2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса;

3) достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела;

4) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов;

5) общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

Как разъяснено в пунктах 42 и 44 Постановления Пленума № 11 при оценке правовой и фактической сложности дела надлежит принимать во внимание обстоятельства, затрудняющие рассмотрение дела, число соистцов, соответчиков и других участвующих в деле лиц, необходимость проведения экспертиз, их сложность, необходимость допроса значительного числа свидетелей, участие в деле иностранных лиц, необходимость применения норм иностранного права. Действия суда признаются достаточными и эффективными, если они осуществляются в целях своевременного рассмотрения дела, в частности, судом эффективно проводилась подготовка дела к судебному разбирательству. Осуществлялось руководство ходом судебного заседания в целях создания условий для всестороннего и полного исследования доказательств и выяснения обстоятельств дела, а также из судебного разбирательства устранялось то, что не имело отношения к делу.

Как следует из материалов административного дела Гладышева Т.В. обратилась в Смоленский областной суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, ссылаясь на длительное рассмотрение судом её заявления об изменении способа исполнения решения суда о возложении на Администрацию г. Смоленска обязанности по замене оконного блока и балконной двери в квартире истца, в то время как такое заявление согласно статье 203.1 ГПК РФ подлежит рассмотрению в десятидневный срок, что свидетельствует о нарушении её права на судопроизводство в разумный срок.

В апелляционном определении Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2022 г. указано, что заявление об изменении способа и порядка исполнения решения суда не является самостоятельным производством по гражданскому делу, а относится к стадии исполнения судебного акта, вынесенного по гражданскому делу, что следует из содержания статьи 434 ГПК РФ, поэтому административное исковое заявление Гладышевой Т.В. подлежит рассмотрению как заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

При этом суд апелляционной инстанции в данном апелляционном определении указал на то, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд не связан доводами административного иска и должен установить наличие у административного истца права на обращение в суд, соблюдение им порядка и сроков обращения, иные юридически значимые обстоятельства, определенные в части 3 статьи 258 КАС РФ, - правовую и фактическую сложность дела; поведение административного истца и иных участников исполнительного производства; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения заявлений, поданных на стадии исполнения судебного акта; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, общую продолжительность неисполнения судебного акта.

Таким образом, при рассмотрении данного дела также подлежит проверке достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения заявления об изменении способа исполнения решения суда, поданного Гладышевой Т.В. на стадии исполнения судебного акта.

Срок обращения Гладышевой Т.В. с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта (судопроизводства) в разумный срок в Смоленский областной суд соблюден.

Как следует из гражданского дела № 2-622/2020 и материала № 13-590/2021 к данному гражданскому делу, решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 мая 2020 г., вступившего в законную силу 30 июня 2020 г., на Администрацию г. Смоленска возложена обязанность в срок до 1 ноября 2020 г. осуществить замену установленных в ... оконного блока двухстворчатого с поворотно-откидной и глухой створками размером 1350х1350 мм, балконной двери одностворчатой поворотной размером 2200х750 мм.

При неисполнении ответчиком решения суда в течение установленного срока истец вправе совершить указанные действия самостоятельно за счет Администрации г. Смоленска со взысканием с нее необходимых расходов (дело № 2-1228/2020 л.д. 58-62).

2 июля 2020 г. в целях принудительного исполнения решения суда был выдан исполнительный лист серия ФС № 031605166.

11 ноября 2020 г. на основании данного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 39118/20/67048-ИП в отношении должника – Администрации г.Смоленска, предметом исполнения которого является возложение на должника обязанности в срок до 1 ноября 2020 г. осуществить замену оконного блока двухстворчатого с поворотно-откидной и глухой створками размером 1350х1350 мм, балконной двери одностворчатой поворотной размером 2200х750 мм в квартире Гладышевой Т.В..

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии настоящего постановления (л.д. 124).

19 мая 2021 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отложении исполнительных действий и (или) мер принудительного исполнения на срок с 19 по 28 мая 2021 г. включительно в связи с поступлением заявления Гладышевой Т.В. об изменении способа исполнения решения суда (л.д. 125).

Ленинским районным судом г. Смоленска 30 апреля 2021 г. принято к производству суда заявление Гладышевой Т.В. об изменении способа и порядка исполнения вышеуказанного решения суда, поступившее в суд 29 апреля 2021 г. и назначено к рассмотрению на 21 мая 2021 г. без проведения судебного заседания (материал № 13-590/2021 л.д. 1, 2).

21 мая 2021 г. по ходатайству представителя Администрации г. Смоленска судом назначена судебная оценочная экспертиза по определению среднерыночной стоимости замены оконного блока и балконной двери, установленных в квартире Гладышевой Т.В., с учетом работ и материалов. Срок для проведения экспертизы определен в один месяц со дня получения экспертами материалов дела, производство по делу приостановлено до окончания проведения экспертизы (материал № 13-590/2021 л.д. 6-7, 19-20).

15 июня 2021 г. материалы дела судом направлены для производства экспертизы (материал 13-590/2021 л.д. 23).

27 июля 2021 г. заключение эксперта № 622 от 30 июня 2021 г. с материалами гражданского дела поступило в Ленинский районный суд г. Смоленска (материал № 13-590/2021 л.д. 24-53).

Определением Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 июля 2021 г. производство по материалу по заявлению Гладышевой Т.В. об изменении способа исполнения решения суда возобновлено и назначено к рассмотрению на 3 сентября 2021 г. (материал № 13-590/2021 л.д. 54).

3 сентября 2021 г. Ленинским районным судом г. Смоленска вынесено определение об изменении способа исполнения решения Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 мая 2020 г. о возложении на Администрацию г. Смоленска обязанности в срок до 1 ноября 2020 г. осуществить замену установленных в ... оконного блока двухстворчатого с поворотно-откидной и глухой створками размером 1350х1350 мм, балконной двери одностворчатой поворотной размером 2200х750 мм.

Определено взыскать с Администрации г. Смоленска в пользу Гладышевой Т.В. 31700 рублей в счет возмещения расходов на осуществление работ по замене вышеуказанных оконного блока и балконной двери, размер которых определен на основе экспертного заключения (материал № 13-590/2021 л.д. 58-59).

Определение суда не обжаловалось и вступило в законную силу 27 сентября 2021 г..

30 сентября 2021 г. постановлением судебного пристава-исполнителя окончено исполнительное производство № 39118/20/67048-ИП в связи с исполнением требований исполнительного документа (л.д. 125 оборотная сторона).

Учитывая установленные фактические обстоятельства, поскольку определением Ленинского районного суда г. Смоленска от 3 сентября 2021 г. изменен способ исполнения решения Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 мая 2020 г., что исключает дальнейшую обязанность должника Администрации г. Смоленска по исполнению требований исполнительного документа о возложении обязанности по замене оконного блока и балконной двери в квартире взыскателя, суд приходит к выводу о том, что общая продолжительность исполнения решения суда от 22 мая 2020 г. со дня возбуждения исполнительного производства (11 ноября 2020 г.), (поскольку сведений о дате поступления исполнительного документа на исполнение не имеется) до вступления в силу определения об изменении способа исполнения решения суда (27 сентября 2021 г.) составила 10 месяцев 15 дней.

Дата вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства 30 сентября 2021 г. по основаниям исполнения требований исполнительного документа, судом не может быть принята во внимание, поскольку изменение способа исполнения решения суда прекращало обязанность должника по исполнению требований исполнительного документа и в связи с данными обстоятельствами исполнительное производство подлежало окончанию после изменения судом способа исполнения судебного акта.

При этом общая продолжительность судопроизводства по заявлению об изменении способа исполнения судебного решения, исчисляемая с 29 апреля 2021 г. (со дня поступления заявления в суд первой инстанции) по 27 сентября 2021 г. (день вступления в законную силу последнего судебного акта по материалу № 13-590/2021) составила 4 месяца 28 дней.

Оценивая достаточность и эффективность действий органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, суд исходит из следующих обстоятельств.

В соответствии со ст. 49 Устава города Смоленска город Смоленск имеет собственный бюджет города (местный бюджет).

Формирование, утверждение, исполнение бюджета города Смоленска и контроль его исполнения осуществляется органами местного самоуправления города Смоленска самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними областными законами.

Формирование и исполнение бюджета города Смоленска осуществляет Администрация г. Смоленска. Бюджет города Смоленска утверждается Смоленским городским Советом.

Решение о бюджете города Смоленска на очередной финансовый год принимается Смоленским городским Советом до начала очередного финансового года.

Для формирования бюджета г. Смоленска на 2020 и плановый период 2021-2022 годы структурными подразделениями Администрации г. Смоленска, Управлением ЖКХ и Управлением дорожного хозяйства и строительства направлялись потребности в бюджетных ассигнованиях на исполнение судебных решений, однако в соответствии с решением Смоленского городского Совета о бюджете города Смоленска на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 годы от 25 декабря 2019 г. № 948 утверждена ведомственная структура расходов УЖКХ и Управления дорожного хозяйства и строительства на 2020 год, согласно которой на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (по решению судов) выделено 8733554,00 млн. рублей; на 2021 г. выделено 10000 000,00 млн. рублей.

И.о. Главой города Смоленска Пархоменко А.В. в адрес председателя Смоленского городского Совета, а также заместителя Губернатора Смоленской области направлялись запросы (от 1 июня 2020 г. № 1/0109-исх, 10 июня 2020 г. № 1/20/102-исх) по выделению дополнительных денежных средств на исполнение судебных решений по капительному ремонту жилого фонда. Однако дополнительных средств выделено не было.

В рамках муниципальной программы «Содержание и ремонт объектов благоустройства и обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства города Смоленска», утвержденной постановлением Администрации г. Смоленска от 18 октября 2017 г. № 2858-адм УЖКХ Администрации г. Смоленска, главному распорядителю бюджетных средств, предусмотрены бюджетные ассигнования на капитальный ремонт многоквартирных домов по решениям судов.

При этом дополнительные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов по решениям судов не выделялись.

В 2020 г. бюджетных ассигнований на замену оконных блоков по решениям суда выделено не было, в 2021 г. было выделено 500000 рублей.

Данные обстоятельства установлены решением Смоленского областного суда от 30 марта 2022 г. по делу № 3а-40/2022.

Ввиду недостаточности финансирования и наличия на исполнении в отношении Администрации г. Смоленска большого количества решений суда по капитальному ремонту многоквартирных домов в г. Смоленске за период с 2010 по 2021 г.г., судебное решение в пользу взыскателя Гладышевой Т.В. в установленный решением суда срок исполнено не было.

Вместе с тем, общая продолжительность судебного акта не является чрезмерной, отвечает требованию разумного срока и свидетельствует об отсутствии нарушения прав административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает комплекс мер, принятых административным ответчиком по исполнению судебного акта, судебным приставом-исполнителем по понуждению должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, конкретные обстоятельства по делу, в том числе наличие у административного ответчика обязательств по исполнению ранее принятых решений по аналогичным делам.

Из вышеизложенных обстоятельств, подтвержденных надлежащими доказательствами по делу, следует, что исполнение судебного акта представляет фактическую сложность, связанную со спецификой предмета исполнения; поскольку решением суда на должника были возложены достаточно объемные и трудоемкие обязательства по выполнению работ по замене оконного блока и балконной двери в квартире Гладышевой Т.В., а также необходимостью соблюдения требований бюджетного законодательства, в том числе в части перечня, порядка, длительности и сложности, регламентированных законом процедур, в рамках которых производится исполнение решение суда.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемый период исполнения решения суда является разумным сроком, в течение которого административным ответчиком совершены необходимые действия, направленные на своевременное исполнение судебного решения, но в силу объективных причин, ответственность за которые не может быть возложена на ответчика, судом был изменен способ исполнения решения суда и прекращена обязанность Администрации г. Смоленска по замене оконного блока и балконной двери.

Вышеуказанные фактические обстоятельства дела также установлены и им дана правовая оценка в решении Смоленского областного суда от 31 марта 2022 г., вступившего в законную силу 9 июня 2022 г., по административному делу № 3а-44/2022, которым административное исковое заявление Гладышевой Т.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок оставлено без удовлетворения.

Вместе с тем, несмотря на наличие ранее состоявшегося решения суда, которым рассмотрены требования Гладышевой Т.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, суд приходит к выводу об отсутствии, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 194 КАС РФ основания для прекращения настоящего административного дела, в связи с тем, что имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

В данных административных делах лица, участвующие в деле, разные, в частности, административный ответчик Министерство финансов Российской Федерации не участвовало в ранее рассмотренном деле.

Основания административных исков не совпадают и не являются тождественными.

Так, в ранее рассмотренном деле № 3а-44/2022 о присуждении компенсации за исполнение судебного акта в разумный срок в качестве основания административного иска Гладышевой Т.В. указано на длительное неисполнение должником – Администрацией г. Смоленска решения Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 мая 2020 г. и в соответствии с частью 3 статьи 258 КАС РФ суд проверял только доводы, изложенные в административном исковом заявлении, исходя из достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения указанного судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, в частности, должника по исполнительному производству Администрации г. Смоленска.

В рассматриваемом же деле в качестве основания административного иска Гладышевой Т.В. указано на длительное рассмотрение судом ее заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного акта, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 258 КАС РФ и апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2022 г. суд помимо достаточности и эффективности, осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта мер, обязан проверить доводы, изложенные в административном исковом заявлении, с учетом достаточности и эффективности действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного акта.

При том, что на необходимость установления достаточности и эффективности действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного акта, поданного на стадии исполнения судебного акта, прямо указано в апелляционном определении Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2022 г.

В случае прекращения производства по данному делу доводы, указанные в административном исковом заявлении в обоснование административного искового заявления, останутся не рассмотренными, обязанность проверки достаточности и эффективности действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного акта не исполненной, что приведет к существенному нарушению процессуальных норм.

При таком положении, данное административное исковое заявление подлежит рассмотрению по существу независимо от наличия решения Смоленского областного суда от 31 марта 2022 г. по административному делу № 3а-44/2022 по административному исковому заявлению Гладышевой Т.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Оценивая достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения заявления об изменении способа и порядка исполнения решения суда, поданного на стадии исполнения судебного акта, суд отмечает следующее.

Исходя из необходимости обеспечения принципа состязательности сторон, предоставления сторонам возможности реализовать имеющиеся у них процессуальные права, в частности права на проведение по делу судебной экспертизы, дополнительное время на производство судебной экспертизы, составляющее более двух месяцев со дня назначения судебной экспертизы до дня поступления экспертного заключения в суд, действия суда, осуществляемые при рассмотрения заявления, в том числе по реализации права сторон на обжалование судебного акта, суд приходит к выводу о том, что в целом срок рассмотрения заявления не может быть признан неразумным, поскольку само по себе нарушение судом сокращенного срока рассмотрения заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного акта (10 дней) не означает нарушение права на судопроизводство в разумный срок, так как действия суда проводились в целях своевременного рассмотрения заявления и соблюдения прав участников процесса. Незначительные задержки в судопроизводстве по рассмотрению заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного акта, с учетом всех принятых судом действий по рассмотрению заявления, общей продолжительности рассмотрения заявления, не свидетельствуют о нарушении права административного истца на данное судопроизводство в разумный срок.

При этом срок рассмотрения судом заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного акта не повлиял на общий срок исполнения должником судебного акта, не привел к задержкам, затягиванию или невозможности должнику исполнить своевременно требования исполнительного документа.

При указанных обстоятельствах, с учетом критериев, установленных в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, принимая во внимание достаточность и эффективность действий суда, проводимых в целях своевременного рассмотрения заявления, общую продолжительность судебного разбирательства по данному заявлению, суд не усматривает нарушения права Гладышевой Т.В. на судопроизводство в разумный срок, в связи с рассмотрением заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного решения и в целом на исполнение судебного акта в разумный срок, поэтому административное исковое заявление подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Смоленский областной суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Гладышевой Татьяны Викторовны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта (судопроизводства) в разумный срок отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 24 августа 2022 г.

Судья О.А. Иванова