Дело №3а-959/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2022 года г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе председательствующего судьи Трифоновой О.М.,
при секретарях Лексиковой Е.А., Лихтиной А.И.,
при участии прокуроров Поповой Е.А., Филипповской О.Н.,
с участием представителя администрации МО Бузулукский район Оренбургской области ФИО1, представителей администрации МО Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области ФИО2, ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области о признании частично решения Совета депутатов муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области №118 от 24 марта 2016 года «Об утверждении «Внесение изменений в генеральный план муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области»
УСТАНОВИЛ:
решением Совета депутатов МО Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области №118 от 24 марта 2016 года утвержден проект «Внесение изменений в генеральный план МО Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области».
Нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте МО Бузулукский район Оренбургской области и вступил в силу после официального опубликования.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее по тексту – Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного нормативного правового акта в части, указав, что по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» графического совмещения материалов лесоустройства на границы МО Колтубановский поссовет, определенные основным чертежом генерального плана, установлено включение лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в границы:
п. Колтубановский – в квартале 30 выдела 1 – 3, в квартале 31 выдел 1, в квартале 32 выдел 1 Боровского участкового лесничества; в квартале 28 выдел 10 Бузулукского сельского участкового лесничества;
п. Елшанский – в квартале 38 выдела 1 – 3 Боровского участкового лесничества;
п. Паника – в квартале 5 выдела 75, 93, 94, 95, в квартале 18 выдел 1, в квартале 27 выдела 4 – 6 Боровского участкового лесничества;
п. Паника (хутор Гремячий) в квартале 13 выдела 18,19, 76 Боровского участкового лесничества;
п. Партизанский – в квартале 27 выдела 1 – 3, 8, 9 Боровского участкового лесничества;
п. Заповедный – в квартале 5 выдела 1, 90, 91, в квартале 7 выдел 1, в квартале 8 выдела 2 – 7 Боровского участкового лесничества;
п. Опытный - в квартале 8 выдела 2, 8 – 13, 21, в квартале 9 выдел 1 Боровского участкового лесничества Бузулукского лесничества Оренбургской области.
Общая площадь пересечения составляет 507, 8128 га.
Рослесхоз указывает, что при принятии административным ответчиком вышеуказанного решения согласование документа территориального планирования МО Колтубановский поссовет в части включения в границы населенных пунктов вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом не обеспечено, что, по мнению административного истца, свидетельствует о существенном нарушении порядка подготовки и утверждения генерального плана. Просит суд признать недействующим решение Совета депутатов МО Колтубановский поссовет от 24 марта 2016 года №118 «Об утверждении «Внесение изменений в генеральный план МО Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области» в части включения в границы населенных пунктов вышеперечисленных земельных участков из состава земель лесного фонда.
Определением суда от 29 апреля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация МО Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области, администрация МО Бузулукский район Оренбургской области.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ТУ Росимущества в Оренбургской области.
В судебном заседании представитель администрации МО Бузулукский район ФИО1, представители администрации МО Колтубановский поссовет ФИО2, ФИО3, ФИО4 против удовлетворения административных исковых требований возражали, указывая на то, что нарушений порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта не допущено, поскольку проект изменений в генеральный план был размещен для ознакомления, с уполномоченными органами был согласован в установленном порядке, проект не предусматривает включение в состав земель населенных пунктов лесных участков, поскольку таких участков на территории МО Колтубановский поссовет не имеется, земли заняты жилыми строениями, возведенными в середине прошлого века.
Представитель административного истца Рослесхоза, представитель административного ответчика Совета депутатов МО Колтубановский поссовет, представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Управления Росреестра по Оренбургской области, ТУ Росимущества в Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Филипповской О.Н., полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Устава МО Колтубановский поссовет является сельским поселением, образованным в соответствии с законом Оренбургской области, объединяющим общей территорией 6 сельских населенных пунктов, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и (или) иные органы местного самоуправления.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Аналогичное положение содержится в пункте 19 статьи 5 Устава МО Колтубановский поссовет.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии с положениями статьи 23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Частями 9 и 10 статьи 31 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана городского округа по отношению к правилам землепользования и застройки городского округа.
Согласно части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии им решений и реализаций таких решений.
Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа и особенности его согласования предусмотрены статьями 24 и 25 ГрК РФ, согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно статье 1 Лесного кодекса РСФСР, введенного в действие Постановлением ВЦИК от 25 июля 1923 года, а также статей 4, 13, 15, 38 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, статей 4, 29, 92 Лесного кодекса РСФСР 1977 года, статей 2, 14, 19 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года, статьи 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности, в связи с чем, необходимо согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти для включения таких участков в границы городского поселения.
Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана городского округа, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
В соответствии с действовавшей до 01 июля 2018 года редакцией статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации, до 1 января 2017 года государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», частью 6 статьи 47 которого установлено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее также - Минэкономразвития России) от 21 июля 2016 года № 460 (далее - Порядок согласования).
Пунктом 2.1 Порядка согласования предусматривается направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления в Минэкономразвития России в случаях, указанных в части 1 статьи 25 ГрК РФ.
Согласно пункту 2.9 Порядка согласования Минэкономразвития России осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений отраслевых федеральных органов, Госкорпораций о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет Сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования, почтовым отправлением и в электронной форме, и размещает его в ФГИС ТП в соответствии с пунктом 1.7 данного порядка.
На основании подпункта "в" пункта 2.7 Порядка согласования отраслевые федеральные органы, Госкорпорации осуществляют проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года №736 «О федеральном агентстве лесного хозяйства», Рослесхоз в пределах предоставленных законом полномочий осуществляет, в том числе, рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Следовательно, отраслевым федеральным органом, осуществляющим рассмотрение генеральных планов поселений с подготовкой заключений, является Рослесхоз.
В материалы административного дела представлено выполненное ФГБУ «Рослесинфорг» картографическое совмещение (карты – схемы) материалов лесоустройства Боровского участкового лесничества Бузулукского лесничества с границами пос. Елшанский, пос. Заповедный, пос. Паника, пос. Опытный, пос. Партизанский, пос. Колтубановский, н.п. Паника (хутор Гремячий) МО Колтубановский поссовет, определенными генеральным планом МО Колтубановский поссовет (том №, л. д. №), из которых следует, что в границы населенных пунктов МО Колтубановский поссовет включены:
п. Колтубановский – в квартале 30 выдела 1 – 3, в квартале 31 выдел 1, в квартале 32 выдел 1 Боровского участкового лесничества; в квартале 28 выдел 10 Бузулукского сельского участкового лесничества;
п. Елшанский – в квартале 38 выдела 1 – 3 Боровского участкового лесничества;
п. Паника – в квартале 5 выдела 75, 93, 94, 95, в квартале 18 выдел 1, в квартале 27 выдела 4 – 6 Боровского участкового лесничества;
п. Паника (хутор Гремячий) в квартале 13 выдела 18, 19, 76 Боровского участкового лесничества;
п. Партизанский – в квартале 27 выдела 1 – 3, 8, 9 Боровского участкового лесничества;
п. Заповедный – в квартале 5 выдела 1, 90, 91, в квартале 7 выдел 1, в квартале 8 выдела 2 – 7 Боровского участкового лесничества;
п. Опытный - в квартале 8 выдела 2, 8 – 13, 21, в квартале 9 выдел 1 Боровского участкового лесничества Бузулукского лесничества Оренбургской области.
Письмом администрации МО Колтубановский поссовет № от 06 октября 2015 года Министерство экономического развития Российской Федерации органом местного самоуправления уведомлено об обеспечении доступа к проекту внесения изменений в генеральный план и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования для согласования в соответствии с положениями статьи 25 ГрК РФ (том №, л. д. №).
(дата) Рослесхоз направил в Министерство экономического развития Российской Федерации письмо, в соответствии с которым Рослесхоз не согласовывает проект внесения изменений в генеральный план МО Колтубановский поссовет, поскольку из представленных текстовых и графических материалов следует, что проектом предусмотрено изменение границ п. Партизанский и установление границ п.Елшанский, п. Опытный, п. Паника, п. Заповедный, однако неясно, за счет какой категории земель происходят данные изменения; в представленных текстовых материалах отсутствует информация о балансе земель лесного фонда на современное состояние и на расчетный срок (том №, л. д. №).
(дата) Министерством экономического развития Российской Федерации в администрацию МО Колтубановский поссовет направлено Сводное заключение о несогласии с проектом внесения изменений в генеральный план МО Колтубановский поссовет.
Из названного Сводного заключения следует, что заключения о несогласии с проектом внесения изменений в генеральный план были получены от Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федерального агентства лесного хозяйства. Данные замечания не были урегулированы по итогам согласительного совещания в Минэкономразвития России. Проект внесения изменений в генеральный план считается несогласованным с Министерством экономического развития Российской Федерации (том №, л. д. №).
Представленные документы подтверждают, что проект внесения изменений в генеральный план МО Колтубановский поссовет не согласован с Рослесхозом в порядке статьи 25 ГрК РФ, однако был внесен на рассмотрение Совета депутатов МО Колтубановский поссовет и утвержден решением №118 от 24 марта 2016 года.
Ссылка стороны административного ответчика и заинтересованных лиц на нарушение срока дачи сводного заключения Минэкономразвития России, что позволило административному ответчику применить положения частей 7 и 8 статьи 25 ГрК РФ, отклоняется, поскольку при наличии отрицательного заключения Рослесхоза на проект генерального плана поселения утверждение документа территориального планирования при квалифицированном молчании уполномоченного органа исполнительной власти (части 7 и 8 статьи 25 ГрК РФ), не подтверждает соблюдение порядка принятия генерального плана поселения.
Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленных на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения (пункт 3 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 ГрК РФ), не является обязательным.
Данная правовая позиция изложена в апелляционном определении Верховного суда Российской Федерации от 05 сентября 2018 года №2-АПГ18-11.
Таким образом, суд приходит к выводу, что нарушен порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, поскольку не пройдены установленные законом согласительные процедуры.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 13 октября 2015 года, вступившим в законную силу 28 января 2016 года, признан недействующим генеральный план МО Колтубановский поссовет, утвержденный решением Совета депутатов МО Колтубановский поссовет №138 от 13 августа 2013 года, поскольку согласование проекта территориального планирования в части включения в границы поселка Колтубановский земель лесного фонда, принадлежащих Российской Федерации, с Рослесхозом не производилось (том №, л. д. №).
07 сентября 2015 года администрацией МО Колтубановский поссовет принято решение №96 «О подготовке проекта «О внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки МО Колтубановский поссовет», из которого следует, что решение приступить к подготовке проекта «Внесение изменений в генеральный план и правила землепользования МО Колтубановский поссовет» принято на основании решения Совета депутатов №138 от 13 августа 2013 года (том №, л. д. №) (признанного недействующим решением суда от 13 октября 2015 года).
Ссылка на решение Совета депутатов №138 от 13 августа 2013 года имеется также в постановлении администрации МО Колтубановский поссовет №162 от 30 декабря 2015 года о проведении публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в генеральный план МО Колтубановский поссовет (том №, л. д. №).
Результатом проведения вышеуказанных процедур по подготовке проекта «Внесение изменений в генеральный план МО Колтубановский поссовет явилось принятие Советом депутатов МО Колтубановский поссовет решения №118 от 24 марта 2016 года об утверждении проекта «Внесение изменений в генеральный план МО Колтубановский поссовет».
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 21 сентября 2021 года признано незаконным бездействие администрации МО Колтубановский поссовет по непринятию мер к разработке генерального плана МО; на администрацию МО Колтубановский поссовет возложена обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда подготовить и внести на утверждение представительного органа МО Колтубановский поссовет проект генерального плана МО Колтубановский поссовет в соответствии с требованиями статьи 24 ГРК РФ (том №, л. д. №).
Решение вступило в законную силу 24 марта 2022 года.
Указанные судебные акты обжаловались в кассационном порядке и оставлены без изменения.
Данными судебными актами установлено, что администрацией МО Колтубановский поссовет осуществлялись установленные законом процедуры подготовки проекта внесения изменений в генеральный план МО Колтубановский поссовет, утвержденный решением Совета депутатов №138 от 13 августа 2013 года, а не утверждение нового генерального плана МО Колтубановский поссовет. Осуществление данных процедур началось 27 сентября 2015 года с принятием администрацией МО Колтубановский поссовет постановления о подготовке проекта внесения изменений в генеральный план МО Колтубановский поссовет, утвержденный решением Совета депутатов №138 от 13 августа 2013 года, в тот период, когда решение суда о признании недействующим указанного генерального плана судом еще принято не было. Публичные слушания по рассмотрению проекта внесения изменений в генеральный план, утвержденный решением Совета депутатов №138 от 13 августа 2013 года, были проведены 1 – 2 февраля 2016 года, то есть после вступления в законную силу решения суда, которым указанный генеральный план и решение Совета депутатов №138 от 13 августа 2013 года были признаны недействующими. Последующие изменения Советом депутатов вносились уже в документ, утвержденный решением Совета депутатов №118 от 24 марта 2016 года, и в выносимых постановлениях и решениях данный документ стал именоваться как «генеральный план».
Обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами, подтверждаются и материалами настоящего дела.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта существенно нарушен, поскольку им внесены изменения в генеральный план, утвержденный решением Совета депутатов №138 от 13 августа 2013 года, признанный недействующим решением суда от 13 октября 2015 года.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что имеются основания для признания недействующим решения Совета депутатов МО Колтубановский поссовет №118 от 24 марта 2016 года «Об утверждении «Внесение изменений в генеральный план МО Колтубановский поссовет» полностью с момента его принятия.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов МО Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области о признании частично недействующим решения Совета депутатов МО Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области от 24 марта 2016 года №118 «Об утверждении «Внесение изменений в генеральный план МО Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области» - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия решение Совета депутатов МО Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области от 24 марта 2016 года №118 «Об утверждении «Внесение изменений в генеральный план МО Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области».
Сообщение о данном решении опубликовать в газете «Российская провинция» и на правовом интернет – портале Бузулукского района (www.pp-bz.ru).
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: О.М. Трифонова
Мотивированное решение составлено 16 августа 2022 года