ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-95/20 от 27.11.2020 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

УИД 19OS0000-01-2020-000114-50

Дело №3а-95/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Абакан 27 ноября 2020 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Петровой Т.Л.,

при секретаре Абрамовой С.М.,

с участием прокурора Найдешкиной Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Разрез Аршановский» к Совету депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия о признании противоречащим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, недействующим муниципального нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Разрез Аршановский» (далее- Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия о признании противоречащим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, недействующим со дня принятия решения Совета депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 22 мая 2020 г. № 163 «Об отмене решения Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 21 мая 2018 г. № 105 «О внесении изменений в Генеральный план Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия».

Требования мотивированы тем, что у административного ответчика не имелось полномочий на принятие оспариваемого решения, поскольку решением Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия от 10 июля 2019 г. № 183 полномочия по утверждению генеральных планов, планов землепользования и застройки приняты органами местного самоуправления муниципального образования Бейский район. Отмененное решение соответствовало требованиям закона, в связи с чем оснований для его отмены в порядке самоконтроля не имелось. Необоснованная отмена решения от 21 мая 2018 г. № 105 нарушает права Общества на ведение экономической деятельности в сфере угледобычи.

Определением суда от 16 октября 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Бейского района Республики Хакасия.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО8 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.

Председатель Совета депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия ФИО9, представитель Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия ФИО10 представитель администрации Бейского района Республики Хакасия ФИО11 просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В письменном отзыве представитель Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия ФИО12 указала, что в соответствии с частью 3 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ публичные слушания по проектам генеральных планов поселений и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. Публичные слушания по вопросу внесения изменений в генеральный план Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия были проведены только в одном населенном пункте- с. Куйбышево. 10 апреля 2020 г. прокурором Бейского района принесен протест на решение Совета депутатов Куйбышевского сельсовета от 21 мая 2018 г. № 105 в связи с нарушением процедуры принятия, по результатами рассмотрения которого принято оспариваемое решение. 10 июля 2019 г. полномочия по утверждению генеральных планов, правил землепользования и застройки Куйбышевского сельсовета приняты муниципальным районом.

Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 131-ФЗ) утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Аналогичные положения закреплены в пункте 39 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования Бейский район Республики Хакасия.

В силу части 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

25 декабря 2017 г. принято решение Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия № 41 о передаче органами местного самоуправления муниципального образования Бейский район Республики Хакасия полномочий по утверждению генеральных планов, правил землепользования и застройки органам местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального образования Бейский район Республики Хакасия.

26 декабря 2017 г. принято решение Совета депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия № 95 о принятии от органов местного самоуправления муниципального образования Бейский район Республики Хакасия полномочий по утверждению генеральных планов, правил землепользования и застройки.

Соглашением о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения от 28 декабря 2017 г. № 139 органами местного самоуправления муниципального образования Бейский район Республики Хакасия полномочия по утверждению генеральных планов, правил землепользования и застройки поселения переданы Куйбышевскому сельсовету Бейского района Республики Хакасия на срок с 28 декабря 2017 г. по 31 декабря 2019 г.

Муниципальное образование Куйбышевский сельсовет Бейского района Республики Хакасия имеет статус сельского поселения.

В соответствии со статьей 8 Устава муниципального образования Куйбышевский сельсовет Бейского района представительным органом муниципального образования является совет депутатов Куйбышевского сельсовета.

Генеральный план муниципального образования Куйбышевского сельсовета утвержден решением совета депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района от 18 декабря 2012 г. № 86. Приложением к Генеральному плану является карта функциональных зон.

Решением Совета депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 21 мая 2018 г. № 105 внесены изменения в Генеральный план Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия в части изменения функциональных зон земельных участков с кадастровыми номерами: и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

В соответствии со статьями 9, 24, 25 ГрК РФ процедура внесения изменений в генеральный план осуществляется в том же порядке, как при принятии генерального плана.

Подготовка изменений в генеральный план предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, в том числе проведение публичных слушаний в соответствии с частью 3 статьи 24 ГрК РФ.

Общие требования к публичным слушаниям установлены статьями 5.1 и 28 ГрК РФ.

Из материалов дела видно, что постановлением администрации Бейского района Республики Хакасия от 11 января 2018 г. № 8 комиссии по внесению изменений в Генеральные планы и Правила землепользования и застройки поручено подготовить проект по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия.

Постановлением администрации Бейского района Республики Хакасия от 1 февраля 2018 г. № 64 назначено проведение публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия на 15 марта 2018 г.

Из протокола публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 15 марта 2018 г. и заключения по итогам проведения публичных слушаний от 15 марта 2018 г. следует, что публичные слушания были проведены в населенном пункте -с. Куйбышево.

10 апреля 2020 г. прокурором Бейского района Республики Хакасия принесен протест на решение Совета депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 21 мая 2018 г. № 105 в связи с нарушением процедуры принятия.

Решением Совета депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 22 мая 2020 г. № 163 отменено решение Совета депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 21 мая 2018 г. № 105.

Решение обнародовано на стенде администрации 25 мая 2020 г. и размещено на официальном сайте Бейского района во вкладке поселения в июне 2020 г.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно статье 27 Устава муниципального образования Куйбышевский сельсовет Бейского района Республики Хакасия (далее- Устав) Совет депутатов- представительный орган муниципального образования, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории поселения.

Совет депутатов состоит из 10 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами Республики Хакасия сроком на 5 лет.

Совет правомочен при избрании не менее двух третей от установленного числа депутатов Совета.

В части 1 статьи 33 Устава закреплено, что Совет депутатов по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает решения.

Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов от установленного числа депутатов Совета депутатов (часть 3 статьи 33 Устава).

На сессии Совета депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия 22 мая 2020 г. присутствовало 7 депутатов из 10 избранных, за принятие оспариваемого решения № 163 проголосовало -7.

В силу части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, положение части 1 статьи 48 Федерального закона №131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, при этом решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.

Из смысла приведенных норм следует, что право отмены муниципального правового акта отнесено к компетенции органа, наделенного полномочиями по его принятию.

По общему правилу муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

В то же время на случай упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц законом предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено теми органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта.

Согласно пункту 39 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования Бейский район, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Бейский район от 27 июня 2005 г. № 196 (в редакции от 25 февраля 2019 г., действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) утверждение генеральных планов поселений, входящих в состав муниципального района, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения муниципального района.

10 июля 2019 г. принято решение Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия № 183 о принятии органами местного самоуправления муниципального образования Бейский район Республики Хакасия от органов местного самоуправления муниципального образования Куйбышевский сельсовет Бейского района Республики Хакасия полномочии по утверждению генеральных планов, правил землепользования и застройки.

Таким образом, приведенные положения муниципальных нормативных правовых актов изменили правовое регулирование разграничения полномочий между органами местного самоуправления поселения и муниципального района, в результате чего вопросы, касающиеся принятия решений об утверждении генеральных планов, правил землепользования и застройки поселений муниципального образования Куйбышевский сельсовет Бейского района Республики Хакасия, по которым правовое регулирование ранее осуществлялось органами местного самоуправления Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования Бейский район Республики Хакасия.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в результате перераспределения полномочий органы местного самоуправления поселения утратили возможность принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления муниципального района, суд приходит к выводу о том, что принятое Советом депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия решение от 21 мая 2018 г. № 105 не могло быть отменено этим же органом местного самоуправления 22 мая 2020 г. в связи с отсутствием полномочий по регулированию вопроса, следовательно, оспариваемое решение принято с превышением полномочий Совета депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, в связи с чем административное исковое заявление ООО «Разрез Аршановский» о признании его не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, недействующим является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим полностью со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт повлек нарушение прав административного истца на законное ведение хозяйственной деятельности, суд считает необходимым признать оспариваемое решение не действующим с даты его принятия.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит обнародованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу путем размещения на стенде администрации Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия и на официальном сайте Бейского района (пункт 8 статьи 10 Устава МО Куйбышевский сельсовет).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Разрез Аршановский» удовлетворить.

Признать не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим со дня принятия решение Совета депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 22 мая 2020 г. № 163 «Об отмене решения Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 21 мая 2018 г. № 105 «О внесении изменений в Генеральный план Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия».

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит обнародованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу путем размещения на стенде администрации Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия и на официальном сайте Бейского района.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Верховный Суд Республики Хакасия.

Председательствующий Т.Л. Петрова

В мотивированной форме решение составлено 1 декабря 2020 г.